Работа с детьми ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ахметова Валентина Викторовна

Статья "Работа с детьми  ОВЗ" . Из опыта работы учителя начальных классов. Эта статья даст возможность начинающим учителям узнать как организовать обучение учащихся с ОВЗ в условиях массовой школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_detmi_ovz_ahmetova_v_v.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Работа  с детьми  ОВЗ »

( из опыта работы Ахметова В.В.)

Составила: Ахметова В.В.

учитель начальных классов

МБОУ «Седельниковская СШ№2»

Все мы знаем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. 

      Современной педагогике известны три различных подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Первая модель, скандинаво-американская, предусматривает, что такие дети учатся в обычных учебных заведениях — при создании специальных условий и наличии подготовленных педагогов и медиков.  (Коррекционные классы или классы выравнивания, как их раньше называли)

      Вторая модель — отечественная — предполагает такое обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.  В условиях первой модели, как показал опыт, детям труднее учиться, зато легче адаптироваться к последующей жизни, в условиях второй — все с точностью до наоборот (легко учиться, но трудно адаптироваться в жизни) Практика  показывает, что  многие  выпускники  коррекционных  школ оказываются  беспомощны  в  самостоятельном  жизнеустройстве. Возникают  проблемы  в  связи  с  неумением  распределить  бюджет, рационально  вести  хозяйство. А  у  детей, живущих  с  родителями, наблюдаются  иждивенческие  настроения.

Третья модель - золотая середина или европейская модель, сочетает элементы первых двух. Включение детей с особенностями  развития в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства – новый подход для российского образования. То есть, мы осуществляем инлюзивное образование. А получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В образовательной области инклюзия  (включение)– это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся сверстники; имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой. Инклюзивное образование в значительной мере способствует улучшению качества жизни детей – особенно детей из социально уязвимых групп. Улучшение качества жизни предполагает: сохранение детско-родительских связей и возможность полноценного участия ребёнка в повседневной жизни своей семьи; получение качественного образования, являющего фактором будущей социальной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда; обретение опыта позитивного социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Идеально, если инклюзия вводится уже в детсаду: и ребёнок с ограниченными возможностями вливается в коллектив, и дети вокруг к нему привыкают. Но и в начальной школе дети более терпимы к детям с ОВЗ. Я в своей работе всегда опиралась на детский коллектив. Дети начальных классов более отзывчивы к чужому горю. В нашем классе всегда было налаженно шефство над ребятами с ОВЗ. Даже элементарно довести до туалета, помочь застегнуть пуговицы или завязать шнурки, защитить на перемене от агресивно настроенных детей. На уроке они всегда включались в учебный процесс: на чтении читали текст с ребятами по «цепочке», по ролям (а свой текст читали дома или читали для всех детей вслух небольшой текст из своего учебника). Участвовали в групповой работе, в создании групповых проектов, им поручали посильные задания: разрешь, раскрась, приклей и т.д. Сильные ребята из класса помогали мне в проверке заданий этих учеников на уроке, или что объяснить, если я не успевала. НА детях с ОВЗ дети группы норма воспитывали в себе чувство терпимости, сочуствия, сопереживания и надеюсь стали добрее. В последующих классах они уже не употребляли в своей речи слово  «инвалид».

Но гораздо сложнее, когда этот процесс начинается в подростковом возрасте. Это стресс и почва для неадекватного поведения. Но прежде чем вводить инклюзив, нужно менять программу в педагогических заведениях. У нас же и обучение учителей, и ввод инклюзивного образования происходило параллельно. Основной удар пришёлся на нас учителей начальных классов. Условно мы прошли курсы переподготовки, но их практический объём недостаточен для работы с детьми разных диагнозов. Но когда инклюзив вводится без подготовки, ни к чему хорошему это не приведёт. Во всем мире в классах, где обучаются разные дети, есть тьютеры - педагоги, для тех, кто что-то не усвоил. Тьютер сводит ребёнка с учителем, который помогает ученику «догнать» класс. Кроме того, с такими детьми и классами работает огромная психолого-педагогическая служба. Ведь обязательным условием  является  психолого-педагогическое  сопровождение обучающегося, согласованная  работа  учителя  начальных  классов с  педагогами, реализующими  программу  коррекционной  работы, содержание  которой  для  каждого  обучающегося  определяется  с  учетом его  особых  образовательных  потребностей  на  основе  рекомендаций ПМПК.

В моей школьной практике мне приходилось обучать детей-инвалидов (и с ДЦП, ЗПР, умственной отсталостью, нарушениями речи, дивиантным поведением). Из опыта своей работы хочу сказать, что начальная школа прикладывает максимум усилий, помогает детям с ОВЗ адаптироваться и быть успешными. Мы работаем единой командой с родителями, вовлекая их как в учебную, так и во внеурочную деятельность. Даем возможность ребенку почувствовать себя успешным.  Но, к сожалению, с переходом в школу второй ступени мы уже не видим приемственности.  

И надо помнить, что при обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. И при обучении детей с ОВЗ нужно использовать активные формы и методы работы.

Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность,  систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы:  1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, тетради специальные, где ученику будут даны посильные задания, не требующиее выполнения большого количества записей). 3. Использование методов, активизирующих  познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.  Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности  как образовательного, так  и коррекционно-развивающего процесса.

При  проведении  коррекционной  работы  следует  применять  следующие  требования:

-по  возможности, исключая  методы  принуждения, использовать  приемы  активизации  работы  обучающихся, такие  как  свободный  выбор  количества  и  сложности  выполнения  заданий (На уроке я говорила, что можно сделать 3 любых задания по теме в любом порядке), различные  творческие  работы;

- возможность  последовательного  продвижения   от  легкого  к  трудному, с  помощью  разноуровневых  и  самостоятельных  работ;

- возможность  обучающимся сравнивать свои  успехи  с  прошлыми  достижениями, а  не ученика  с  учеником;

- создавать  необходимый  психологический  микроклимат  на  уроке, т.е. доброжелательное  отношение  к  детям, положительные  эмоции, состояние  успеха.

Важно  научить  детей  быть  коммуникабельными, разумно  активными, обращаться  за  помощью  и  принимать  ее, воспитывать  хорошие  привычки, культурное  поведение, чтобы  эти дети не  были  в тягость  обществу, с  которым  они  будут  общаться.

Успешность  этой  работы  зависит  от  того, какие  методы  в  своей  работе применяет  учитель, создана  ли  система  работы  по  формированию социально-трудовой  компетенции, сформирована  ли  положительная мотивация  обучения  и  насколько  всё  это  интересует  детей.

Все вы знаете, что с          2016г  введен ФГОС для детей  с ОВЗ (и опять это легло на плечи учителей начальных классов)

Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. А для этого надо  вовремя выявить детей  нарушениями в развитии. Для этого надо проводить различные диагностики и, конечно, этим должен заниматься не только учитель начальных классов, но и штат сотрудников психолого - педагогической службы  школы.

       К  великому  сожалению   детей с ОВЗ  становится  больше, и  они  приходят  к  нам  в  школу. Наша  задача – принять  этих  детей, работать с  ними, добиться  определенных  успехов.  

 Желаю  всем  успехов  в  нелегкой  работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём  в этом плане обязате...

Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...

Статья на тему "Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении"

Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....