Работа с детьми ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Статья "Работа с детьми ОВЗ" . Из опыта работы учителя начальных классов. Эта статья даст возможность начинающим учителям узнать как организовать обучение учащихся с ОВЗ в условиях массовой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_ovz_ahmetova_v_v.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Работа с детьми ОВЗ »
( из опыта работы Ахметова В.В.)
Составила: Ахметова В.В.
учитель начальных классов
МБОУ «Седельниковская СШ№2»
Все мы знаем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет.
Современной педагогике известны три различных подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Первая модель, скандинаво-американская, предусматривает, что такие дети учатся в обычных учебных заведениях — при создании специальных условий и наличии подготовленных педагогов и медиков. (Коррекционные классы или классы выравнивания, как их раньше называли)
Вторая модель — отечественная — предполагает такое обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В условиях первой модели, как показал опыт, детям труднее учиться, зато легче адаптироваться к последующей жизни, в условиях второй — все с точностью до наоборот (легко учиться, но трудно адаптироваться в жизни) Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, рационально вести хозяйство. А у детей, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения.
Третья модель - золотая середина или европейская модель, сочетает элементы первых двух. Включение детей с особенностями развития в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства – новый подход для российского образования. То есть, мы осуществляем инлюзивное образование. А получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В образовательной области инклюзия (включение)– это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся сверстники; имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой. Инклюзивное образование в значительной мере способствует улучшению качества жизни детей – особенно детей из социально уязвимых групп. Улучшение качества жизни предполагает: сохранение детско-родительских связей и возможность полноценного участия ребёнка в повседневной жизни своей семьи; получение качественного образования, являющего фактором будущей социальной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда; обретение опыта позитивного социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Идеально, если инклюзия вводится уже в детсаду: и ребёнок с ограниченными возможностями вливается в коллектив, и дети вокруг к нему привыкают. Но и в начальной школе дети более терпимы к детям с ОВЗ. Я в своей работе всегда опиралась на детский коллектив. Дети начальных классов более отзывчивы к чужому горю. В нашем классе всегда было налаженно шефство над ребятами с ОВЗ. Даже элементарно довести до туалета, помочь застегнуть пуговицы или завязать шнурки, защитить на перемене от агресивно настроенных детей. На уроке они всегда включались в учебный процесс: на чтении читали текст с ребятами по «цепочке», по ролям (а свой текст читали дома или читали для всех детей вслух небольшой текст из своего учебника). Участвовали в групповой работе, в создании групповых проектов, им поручали посильные задания: разрешь, раскрась, приклей и т.д. Сильные ребята из класса помогали мне в проверке заданий этих учеников на уроке, или что объяснить, если я не успевала. НА детях с ОВЗ дети группы норма воспитывали в себе чувство терпимости, сочуствия, сопереживания и надеюсь стали добрее. В последующих классах они уже не употребляли в своей речи слово «инвалид».
Но гораздо сложнее, когда этот процесс начинается в подростковом возрасте. Это стресс и почва для неадекватного поведения. Но прежде чем вводить инклюзив, нужно менять программу в педагогических заведениях. У нас же и обучение учителей, и ввод инклюзивного образования происходило параллельно. Основной удар пришёлся на нас учителей начальных классов. Условно мы прошли курсы переподготовки, но их практический объём недостаточен для работы с детьми разных диагнозов. Но когда инклюзив вводится без подготовки, ни к чему хорошему это не приведёт. Во всем мире в классах, где обучаются разные дети, есть тьютеры - педагоги, для тех, кто что-то не усвоил. Тьютер сводит ребёнка с учителем, который помогает ученику «догнать» класс. Кроме того, с такими детьми и классами работает огромная психолого-педагогическая служба. Ведь обязательным условием является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
В моей школьной практике мне приходилось обучать детей-инвалидов (и с ДЦП, ЗПР, умственной отсталостью, нарушениями речи, дивиантным поведением). Из опыта своей работы хочу сказать, что начальная школа прикладывает максимум усилий, помогает детям с ОВЗ адаптироваться и быть успешными. Мы работаем единой командой с родителями, вовлекая их как в учебную, так и во внеурочную деятельность. Даем возможность ребенку почувствовать себя успешным. Но, к сожалению, с переходом в школу второй ступени мы уже не видим приемственности.
И надо помнить, что при обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. И при обучении детей с ОВЗ нужно использовать активные формы и методы работы.
Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, тетради специальные, где ученику будут даны посильные задания, не требующиее выполнения большого количества записей). 3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:
-по возможности, исключая методы принуждения, использовать приемы активизации работы обучающихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий (На уроке я говорила, что можно сделать 3 любых задания по теме в любом порядке), различные творческие работы;
- возможность последовательного продвижения от легкого к трудному, с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
- возможность обучающимся сравнивать свои успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;
- создавать необходимый психологический микроклимат на уроке, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.
Важно научить детей быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитывать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы эти дети не были в тягость обществу, с которым они будут общаться.
Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию социально-трудовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения и насколько всё это интересует детей.
Все вы знаете, что с 2016г введен ФГОС для детей с ОВЗ (и опять это легло на плечи учителей начальных классов)
Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. А для этого надо вовремя выявить детей нарушениями в развитии. Для этого надо проводить различные диагностики и, конечно, этим должен заниматься не только учитель начальных классов, но и штат сотрудников психолого - педагогической службы школы.
К великому сожалению детей с ОВЗ становится больше, и они приходят к нам в школу. Наша задача – принять этих детей, работать с ними, добиться определенных успехов.
Желаю всем успехов в нелегкой работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...
Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.
Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязате...
Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»
Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...
Статья на тему "Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении"
Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении...
Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением
Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....