Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Риторика" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Шевченко Анна Николаевна

    Программа разработана на основе:

 

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года);
  • основной образовательной  программы начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им.Е.К.Зырянова;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им.Е.К.Зырянова;
  • программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им.Е.К.Зырянова;
  • программы формирования универсальных учебных действий МБОУ БСШ № 1 им.Е.К.Зырянова;
  • положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО МБОУ БСШ № 1 им.Е.К.Зырянова;
  • авторской программы  Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской, (2012 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа № 1 имени Е.К.Зырянова»

«Утверждаю»                                                                                                                                    Директор школы  Зырянова  Т. Н.                                                                                                                                                                      «___»________________201_ г.                                                                                                                                                         __________________________

                                                                                      Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

 «Риторика»

 (начальное общее образование)

на 2019 – 2020  учебный год

                           

                                         

Разработчик: Шевченко А.Н.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Обсуждена  и согласована  на МО                                                                          

Протокол № ____ от «____»_________201_ г.                                                          

Принята на педсовете

Протокол № ____ от «___»________201_ г.

Берёзовка

2019 г.

2.   Пояснительная записка

    Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года);
  • основной образовательной  программы начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им.Е.К.Зырянова;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им.Е.К.Зырянова;
  • программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им.Е.К.Зырянова;
  • программы формирования универсальных учебных действий МБОУ БСШ № 1 им.Е.К.Зырянова;
  • положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО МБОУ БСШ № 1 им.Е.К.Зырянова;
  • авторской программы  Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской, (2012 г.).

Цели и задачи  риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. 

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность первокласснику познакомиться с закономерностями

мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.            

Изменения в программе: Реализация курса в первом классе имеет пропедевтический характер. Все разделы авторской программы сохранены, но количество часов уменьшено. Содержание раздела сохранено, но будет представлено укрупнёнными блоками с акцентированием внимания на практическую деятельность.

              Для реализации программного содержания используются УМК: 

  1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М.: Баласс; Ювента.
  2. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя /  Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс; Ювента.

В условиях реализации основной образовательной программы начального общего образования внеурочный курс «Риторика» вынесен за пределы учебного плана. Курс «Риторика» является составной частью плана внеурочной деятельности МБОУ БСШ № 1 им.Е.К.Зырянова. В плане внеурочной деятельности реализация курса предусмотрена с 1 класса и составляет  16 часов во втором полугодии.

Программа рассчитана:

Класс

Количество часов

в учебном году

в неделю

1

16

0,5

3.   Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

При получении начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

Универсальные учебные действия

                                                                              (личностные и метапредметные результаты)

В результате курса внеурочной деятельности «Риторика» будут созданы условия для формирования следующих личностных результатов:

-– осознает роль речи в жизни людей;

–   оценивает некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

–  объясняет  некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • проявляет нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми;
  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • уважает ценности семьи;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

В результате курса внеурочной деятельности «Риторика» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных УУД:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

В результате курса внеурочной деятельности «Риторика» будут созданы условия для формирования следующих познавательных УУД:

  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

В результате курса внеурочной деятельности «Риторика» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  •  соблюдает некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
  •  реализовывает простое высказывание на заданную тему;
  •  ориентируется в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
  •  самостоятельно работает с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
  •  учится договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
  •  делает простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты.

Предметными результатами изучения внеурочного курса «Риторика» является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

4.   Содержание курса внеурочной деятельности «Риторика»

2019 – 2020 учебный год

(1 класс)

Раздел курса

Содержание раздела

Общее количество часов

В том числе

Форма организации деятельности

Виды деятельности

Теоретические часы

Практические часы

Раздел 1.

Общение.

Значение речи в жизни человека, общества. 

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

9 ч.

Беседа, групповая работа, коллективная работа, самостоятельная работа, творческая работа, устный журнал, КВН, ролевая игра, круглый стол.

Игровая деятельность, познавательная деятельность, художественное творчество, трудовая деятельность, проблемно-ценностное общение

Текст. Речевые жанры.

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

Беседа, групповая работа, коллективная работа, самостоятельная работа, творческая работа, устный журнал, КВН, ролевая игра, круглый стол.

Игровая деятельность, познавательная деятельность, художественное творчество, трудовая деятельность, проблемно-ценностное общение

5.   Тематическое планирование по внеурочному курсу «Риторика»

2018 - 2019 учебный год

(1 класс)

Тема занятия

 

Дата

План

Факт

Общение ( 9 часов)

1.

Речь в жизни человека. Учимся вежливости.

03.09

2.

Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

 10.09

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА (2 часа)

3.

Темп. Громкость. Тон речи.

17.09

4.

Настроение, чувства и тон говорящего.

24.09

РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ  (7 часов)

5.

Говорим – слушаем, читаем – пишем.

1.10

6.

Устная речь. Правила разговора по телефону.

8.10

7.

Прощаемся в разных ситуациях общения.

15.10

8.

Правила вежливого поведения во время разговора.

22.10

9.

Благодарим за подарок, услугу.

29.10

ТЕКСТ (II часть – 7 часов)

10.

Текст – что это такое?

12.11

11.

Извинение. Очень важные слова.

19.11

12.

Знакомые незнакомцы.

26.11

13.

 Основная мысль текста. Оформление текста на письме.

3.12

14.

Как построен текст.

10.12

15.

Обращение

17.12

16

Итоговое занятие «Культура речи»

24.12

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности (духовно – нравственное направление) «В гостях у сказки» 2 класс

Пояснительная записка  Программа разработана на основе федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...