Общение.Его роль в развитии младшего школьника
материал
Родительский лекторий 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie._ego_rol_v_razvitii_lichnosti_shkolnika_lektoriy.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Общение»
родительское собрание
Цель: создать условия, способствующие формированию представлений о необходимости общения ребёнка с родителями и осознанию родителями роли общения в развитии и становлении личности учащегося.
Ход собрания
I. Вводная часть.
1. Приветствие. Напишите пожелание на листочке не указывая имен. (все собрать в корзинку)
2. Организационный момент.
- Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник (при этом я не умаляю роль общественных учреждений, домов культуры, соседей и др.). Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.
-Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!
-А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.
-Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе.
-Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для нас, и для самих родителей.
- Тема нашего родительского собрания звучит следующим образом «Общение в семье и школе». Сегодня мы с вами поговорим о наших детях, об их общении, воспитании и роли семьи и школы в процессе воспитания.
II. Тренинговое задание «Ребенок»
- Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут …… Проживите день с маленьким ……
- Утром мама подошла к ……. и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание..... ...... стало так грустно, что его не понимают...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его новую рубашку. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул ……., закричав на него, что тот не садится завтракать... На душе у …… стало еще грустнее...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Позавтракав, …… собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это … не прибавило...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- На крыльце школы ……. встретил своего друга Руслана. Руслан шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель ……. так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш ….. мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.
- Оторвите кусочек от мальчика.
- А на уроке сегодня была контрольная работа. ….. так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел ….. домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, ….. страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама...
- оторвите кусочек от мальчика.
А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день.
Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака.
А с чего начался день?
Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики и толчки.
- Уважаемые родители, проанализируйте, пожалуйста, какое у вас было состояние во время проведения этого упражнения.
Каждый день любого человека, в том числе и ребёнка, наполнен общением. А что такое общение?(время для высказываний родителей)
Презентация.
Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща.
Общение – сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Общение – важный фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей.
Какие средства общения вы знаете? (ответы родителей)
Средства общения:
- Лингвистические: речевые
- Визуально-кинестетические: взгляд, жесты, мимика, пантомимика
- Паралингвистические: характеристики голоса, интонации и т.п.
- Экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи
- Пространственно-временные: дистанция, время, ситуация и т.п.
Средства общения:
- Неречевые: позы, жесты, мимика, взгляд
- Речевые: речь, интонация, темп речи, тембр голоса
Общение может быть непосредственным ( «прямой» диалог, разговор по телефону» и опосредованное (письма, записки, интернет, факс, SMS)
Какова роль общения в жизни человека? (ответы родителей)
- Общение выступает как важнейшее условие психического развития человека
- Через общение человек удовлетворяет свои многочисленные потребности
- Общение составляет необходимое условие развития и существования предметной деятельности человека
- В процессе общения происходит воздействие людей друг на друга, установление межличностных отношений, обмен информацией
- Общение образует самую сущностную характеристику человека как субъекта и как личности.
- Общение оказывает влияние на все психические функции и свойства человека.
Правила эффективного общения:
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:
- ребенок убедится,что вы его слышите;
- ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
- ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глазки говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите : "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..."
Тренинговое задание «Как сделать общение полезным?».
- На звездочках напишите, что можно сделать для того, чтобы общение стало полезным для ребёнка.
- беседовать на интересующие темы, рассказывать о путешествиях, рассуждать о планах на каникулы или выходные, …
Подведение итогов. Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ). Каким вы хотите видеть своего ребенка?(Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
- У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (стикеры), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу).
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?.
- Уважаемые родители, в начале нашего собрания вы написали пожелания. Мы возвращаем их вам. (раздать пожелания, зачитать)
. Сейчас мы вас попросим написать свои отзывы о собрании. Они могут быть как позитивные, так и негативные, возможно вы выразите какие-нибудь свои впечатления и пожелания. Нам будет интересно любое ваше мнение.
Выражаю вам огромную благодарность, что вы сегодня нашли время и посетили школу. Надеемся на скорую нашу встречу с вами, на сотрудничество со школой. Давайте наших детишек будем воспитывать вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.
В работе раскрывается роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников. Даются методические рекомендации учителям начальных классов по формированию читательского интереса....
Роль дидактической игры в развитии младших школьников
Рекомендации для учителей начальных классов...
Роль чтения в образовательном процессе и личностном развитии младшего школьника"
В статье приводятся примеры тренировочных упражнений, которые помогаю ребёнку правльно и грамотно научиться читать (под руководством учителя и родителей). Упражнения помогают правильно дышать при чтен...
Роль художественных произведений в духовно-нравственном развитии младших школьников
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую литературу, которая способствует духовно-нравственному развитию личности....
Статья на тему "Общение с джазовой музыкой как способ эстетического развития младших школьников".
В данной статье делается акцент на воспитательно-эстетических возможностях джазовой музыки, которая в настоящее время в общеобразовательных учреждениях на уроках музыки звучит очень редко....
Развитие умений диалогового общения, как части коммуникативной культуры младших школьников
Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание....
Долгосрочный проект по теме: "Развитие культуры общения в системе межличностных отношений младших школьников "Я и другие Я"
Современные дети иначе стали относиться друг к другу: они не понимают и не учитывают особенности других, общение чаще всего носит поверхностный и грубый характер, можно увидеть проявление бескультурья...