Роль художественных произведений в духовно-нравственном развитии младших школьников
статья по чтению по теме
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую литературу, которая способствует духовно-нравственному развитию личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_seminaru.doc | 45.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль художественных произведений в духовно-нравственном развитии младших школьников
В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют
чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают
трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.
Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых — родителей и педагогов — на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.
Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.
Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать у младших школьников такие личные качества, как совесть, долг, честь, достоинство. Эти качества нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе, при любых социально-экономических условиях.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения.
Работая над методической темой «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения », учителя начальных классов проанализировали содержание учебников «Литературное чтение» и заметили, что авторы смогли подобрать такие произведения, которые содействуют духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности к служению людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Какая литература предлагает богатый материал для духовного становления ребёнка?
На уроках учителя используют произведения таких авторов, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой, И.А.Крылов, Н.А.Некрасов, М.И.Цветаева, а также русские народные сказки, пословицы и поговорки.
В методике литературы уже начальной школы возможно ввести элемент философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения. Для реализации этой цели необходимо решать следующие задачи:
- вовремя сформировать читательский вкус, воспитывая детей на образцовых классических текстах;
- стараться максимально приблизить исторический контекст произведения к современности, преодолевая « грани времён»;
- выработать в детях способность стремиться к познанию;
- не разрушать целостное восприятие мира и показать его гармонию.
Важной особенностью выбора произведений, включённых в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как трудолюбие, доброта, способность сопереживать.
Одним из приемов, помогающих решить вышеназванные задачи, является обращение к анализу слова, стилистике текста, языку символов. Рассмотрим это на примере изучения произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Центральной темой сказки, как известно, является утверждение добра и обличение зла. Человек в земном своем бытии находится между двумя этими началами. Для понимания этой мысли необходимо с учащимися проанализировать два образа красоты: царевны и царицы. Образы молодой царевны и царицы рассматриваются с опорой на текст:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
И образ царицы:
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Здесь уместно предложить детям поразмышлять над вопросами:
- Какая красота истинна и какая ложна?
- Почему царица одержима злом?
- Какое чувство движет ею?
- Какая душа у царицы?
- Какими словами автор показывает ее внутреннюю сущность? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива, гневная, злая).
Учащиеся ищут ответ в тексте сказки.
Необходимо также задуматься над тем, от чего умирает царица:
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Злая царица умирает от зависти, от того, что не может принять мысль о превосходстве чьей-то красоты над своей собственной. Сила бескорыстной любви в сказке А.С.Пушкина, как и в жизни, способна творить чудеса.
Приемы работы со сказкой могут быть разнообразными:
- обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
- создание иллюстраций по мотивам сказки;
- активная работа с текстом по выявлению причинно – следственных связей в сказке;
- проигрывание эпизодов сказки;
- проигрывание вариантов решения ситуаций.
Сказки учат нас разбираться в людях, отличать хороших людей от плохих, обдумывать свои поступки.
Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в ней: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
Живым источником мудрости и духовности русского народа являются пословицы и поговорки, которые не утратили актуальности и сегодня.
Практика показала, что можно широко применять пословицы и поговорки, которые характеризуются устремленностью к духовности, нацеленностью на толерантность, уступчивость, солидарность, добро, любовь.
Покажу некоторые способы использования пословиц и поговорок из своей практики. На уроках литературного чтения предлагаю подобрать или выбрать детям соответствующие пословицы к художественному произведению, его отрывку или к характеристике героя. Провожу конкурс знатоков пословиц и поговорок, цель которого – выявление информированности детей о народных афоризмах; повышение уровня этнокультурной компетентности. Примерные задания для такого конкурса могут быть следующими:
- Кто больше назовет пословиц на определенную тему?
- Объясните смысл пословиц.
- Закончите пословицу. ( Кто грамоте горазд… (тому не пропасть); Сделав худо.. ( не жди добра).
- Вставьте в пословицу пропущенное слово.
- Изобразите пословицу с помощью мимики и жестов.
- Объясните значение слова в пословице. (Сперва аз да буки, а там и науки. Лучше понести на гривну убытку, нежели на алтын стыда).
В своем выступлении невозможно отразить всех позиций духовно-нравственного воспитания школьников, заложенных в курсе «Литературное чтение».
Хочется остановиться на трех важных аспектах становления духовно-нравственной личности:
- различение добра и зла;
- любовь и уважительное отношение к близким, отцу и матери, родным, окружающим;
- воспитание патриотизма, готовности встать на защиту Родины.
Что значит любить Родину? Это, прежде всего, почувствовать её душу. Не землю, не символ, не флаг, не строй, а то родное, то, что заставляет трепетать сердце, то, без чего невозможно жить.
Эти произведения воспитывают любовь к большой и малой Родине, к родному уголку, месту, где ты родился и живешь:
- В.А. Сухомлинский «Я хочу сказать своё слово»;
- В.К. Железняков «Солдат на посту»;
- М.Ю. Лермонтов «Бородино»;
- Былины «Бой на Калиновом мосту»;
- А.Т.Твардовский. Стихи;
- М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?».
Подобными произведениями авторы хотят напомнить нам о том, что мы живем на земле, которую наши предки завещали нам, которую обагрили своей мученической кровью, обустроив и украсив храмами. Нельзя не знать истории, культуры, духовных основ своей страны и быть при этом достойным гражданином своего Отечества.
На уроках литературного чтения дети знакомятся с творчеством замечательных авторов: М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Б.С.Житкова, Е.И. Чарушина. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьёт детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный растительный и животный мир – это богатство нашей страны, и это богатство надо хранить и преумножать.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Именно в семье ребёнок должен узнать, «что такое хорошо и что такое плохо». Для России с её многовековой православной культурой семейная жизнь являлась школой любви, как постоянной готовности отдавать себя другим, заботясь и оберегая своих близких. В произведении Л. Толстого «Старый дед и внучек» автор учит уважительно относиться к старшим и не обижать слабых, ведь каждый человек будет старым и немощным, здесь звучит главная мысль – золотое правило нравственности: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Поэтому подобрано много произведений об уважительном отношении к старшим, матери, отцу, близким людям:
- А.П.Платонов «Ещё мама»;
- Я.Л. Аким «Друг»;
- Ю.Яковлев «Мама»;
- Ю.В.Драгунский «Друг детства»;
- Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».
Через эти произведения ребенок учится видеть своё место в семье, осмысливать свои поступки, анализировать своё поведение, отношение к матери, отцу, близким. Ведь в традициях русского народа было заложено выполнение заповедей, данных Богом, по которым жили наши предки: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Чти отца твоего и матерь твою». Семье принадлежит исключительная роль в становлении детской личности. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Важную роль в духовном формировании ученика играет личность учителя. Говорить о нравственном и духовном, предлагая детям лучшие образцы сокровищницы русской литературы, - высота, на которую педагог должен подняться сначала сам. Иначе дети не поверят, а, следовательно, не пойдут за ним и не воспримут информацию. Поэтому одним из важнейших условий для понимания произведений духовной направленности является образ самого учителя, его личность.
Исходя из вышесказанного, хочется подчеркнуть, что курс «Литературное чтение» имеет огромное значение в духовно-нравственном становлении младшего школьника, проявления духовности, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что формирует у детей высокое патриотическое сознание, любовь к своему Отечеству, его языку, духовным ценностям и уважительное отношение к людям.
Литература:
1.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,В.А.Тишков " Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России".Проект // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009
2. С.Б.Шатохина « Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения», Журнал «Современные наукоёмкие технологии» №8, 2006г.
3.Л.Д.Короткова «Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки», Москва, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.
Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....
РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в...
Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Реферат по теме "Духовно-нравственное воспмитание дошкольников". В реферате отображена роль художественной литературы в духовно-нравственном воспи...
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ.
статья...
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...
"Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников"
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...