«Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»
учебно-методический материал
Выступление на семинаре. Тема «Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар. Тема «Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»
Анализируя свою деятельность, я сталкиваюсь с рядом проблем:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неспособность учащихся внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.
В течение последних двух лет я широко применяю проектные задачи в своей работе.
Очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Одним из таких методов обучения является решение проектных задач. Наша школа находится в начале пути реализации метода проектных задач в своей педагогической деятельности. Тем не менее, накоплен определённый опыт работы в этом направлении, которым я хочу поделиться.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Главное отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
С точкой зрения А. Б. Воронцова, проектная задача – это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся. В 1-3 классах основная педагогическая цель проектной задачи – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод здесь – встроенное наблюдение за детьми.
Структура проектной задачи. Прежде всего, должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.
Этапы проектной задачи:
1-й – погружение в проектную задачу;
2-й – организация деятельности;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентация результатов и рефлексия.
Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределенной деятельности учащихся – работы в малых группах. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников. Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся. В 1–2-м классах основная цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
Проектная задача на уроке окружающего мира во 2классе состояла из нескольких учебно-практических задач ( это такие задачи, которые ориентированы на применение (отработку) уже усвоенных способах действий (знаний, умений) в известной детям ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета, предназначение учебно – практических задач: правильное использование знаний, умений и навыков; применение освоенного способа; условие для постановки новой учебной задачи).
Цели применения учебно-практических задач: развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно – информационных и учебно – организационных умений. Давайте рассмотрим данные задачи:
2. Этап урока актуализации знаний, постановка проблемы.
Назовите одним словом:
| Задача – активизация формирования познавательных процессов (внимание, память). | Ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, самоорганизационная |
- Найдите в словарях, что обозначает слово транспорт. (Детям предлагается найти информацию в разных словарях) |
3. Этап открытия нового знания Работа в группах (решение проектной задачи)
4. Этап урока формулирования темы урока, постановка цели
Заполните таблицу, используя данные учебника, картинки и собственные знания. Бланк для выполнения задания:
| Задача – обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.. | Ключевые компетенции: учебно- познавательная, коммуникативная, самоорганизационная | ||||||||||||||||||||
Сравните разные виды транспорта: найдите общее и различия. |
Два друга Коля и Витя поспорили. Коля сказал: – Хорошо, что есть автомобиль. А Витя сказал: – Плохо, что есть автомобиль. – Возникло противоречие: рассудите ребят кто из них прав? (С одной стороны, автомобиль необходим, а с другой – он загрязняет воздух) Бланк для выполнения задания:
| Задача – обеспечение мотивации для нахождения решения проблемной ситуации. | Ключевые компетенции: учебно- познавательная, коммуникативная, самоорганизационная. | ||||
- Заполните таблицу, руководствуясь своими знаниями. |
5. Этап первичного закрепления
Составление схемы на доске (каждая группа представляет свои доводы)
| Задача – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Ключевые компетенции: коммуникативная, самоорганизационная. | ||
Вывод: - Больше пользы человеку от использования транспорта, чем вреда. Что делать? (Создать новый автомобиль, который не будет загрязнять воздух.) - Как будет выглядеть автомобиль будущего? Попробуем себя в роли изобретателя. Придумайте и нарисуйте автомобиль будущего. | Мониторинг формирования учебного сотрудничества в классе |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Итог- детский продукт – рисунок машины (транспорта) будущего
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Презентация результата своей деятельности.
В результате работы над проектными задачами, наблюдая за учащимися, я убедилась, что они дают хорошие результаты воспитания и обучения детей, являются условием развития индивидуальных способностей учащихся, формируют у них навыки «всегда быть успешными», развивают ключевые компетенции учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Самым удачным средством, помощником в данном деле, на мой взгляд, является метод проектных задач обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция); учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ч то такое проектная задача? Задача, в которой через систему или набор заданий учителем стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта). Итог решения проектной задачи: - «Реальный продукт», созданный детьми; - Нематериальный продукт - изменение самого ребёнка .
Отличие проекта от проектной задачи … Проект - нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств. Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий.
Проектные задачи формируют у младших школьников умение: - рефлексировать; - ставить и удерживать цели; - планировать деятельность; - моделировать; - проявлять инициативу; - вступать в коммуникацию.
Виды проектных задач Предметные Межпредметные Проектные задачи Одновозрастные Разновозрастные
Этап моделировапния Структура проектной задачи Описание квазижизненной ситуации, Постановка задачи (этап анализа) Задача 1 Задача 3 Задача 2 Итоговое задание (этап синтеза) Дополнительные источники информации
2 . Этап актуализации знаний, постановка проблемы.
3. Этап формулирования темы урока, постановка цели
4. Этап открытия нового знания Работа в группах (решение проектной задачи)
5. Этап первичного закрепления
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Итог- детский продукт – рисунок машины (транспорта) будущего
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Презентация результата своей деятельности.
Ключевые компетенции, которые формируются при включении в обучение метода проектных задач: - учебно-познавательная; - информационная; - коммуникативная; - ценностно-смысловая; - общекультурная; - личностного самосовершенствования.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках окружающего мира
Расскрывается смысл проектной деятельности...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ
Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в ре...
Развитие наблюдательности младших школьников в ходе практических работ и опытов на уроках "Окружающего мира"
Статья о развититии наблюдательности младших школьников на уроках "Окружающего мира" средством практических работ и опытов. Как научить детей, смотря - видеть, слушая - слышать, замечать происход...
Применение теории решения изобретательских задач на уроках окружающего мира в начальной школе.
В статье представлены примеры использования ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе....
Проектная задача на уроке окружающего мира в 3 классе по теме " Природное сообщество - лес".
Проектная деятельность на уроке окружающего мира. Третьеклассники решают проектную задачу по теме " Природное сообщество - лес"...
Проектная задача на уроках окружающего мира
Данная проектная задача рассчитана на учащихся 2 классов и проводится в течение 1 урока в III четверти учебного года после изучения на уроках окружающего мира темы «В гости к весне»....
Постановка учебной и практической задачи на уроке окружающего мира
В разработке приведён пример постановки учебной и практической задачи на уроке окружающего мира во 2 классе по теме "Ориентирование на местности"...