Проектная задача на уроке окружающего мира в 3 классе по теме " Природное сообщество - лес".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Калиногорская Ольга Валерьевна

Проектная деятельность на уроке окружающего мира. Третьеклассники решают  проектную задачу по теме " Природное сообщество - лес"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная задача по окружающему миру.

Название проектной задачи

Природное сообщество – лес.

Предмет  

Окружающий мир

Класс

 3 

Тип задачи

Предметная проектная одновозрастная

Цели и педагогические задачи

(педагогический замысел)

Через сотрудничество в малых  группах  обобщить знания о природном сообществе – лес.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача.

  1. Знания для подготовки сообщения о сообществе – лес.
  2. Умение составлять рассказ по плану.
  3. Умение работать по инструкции.

4. Умение сотрудничать в малых группах.

Общеучебные умения

- Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

- Работа согласно инструкции;

- Умение выделять существенную информацию.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

• усвоения   предметного   материала   и возможностей применять его в нестандартных условиях;

• знаний и умений ;

• умение, работая в малой  группе;

  • создать конечный «продукт»

Способ и формат оценивания результатов работы

   Оценка взаимодействия учащихся в малых группах проводится путём заполнения листа самооценки.

     Получившийся в ходе работы «продукт»   оценивают обучающиеся других групп.

Оборудование и материалы

 Картинки с изображением животных и растений   леса, кроссворд, пазл, загадки, ватман, клей, фломастеры.

Проектная задача «Природное сообщество – лес» (3 класс, урок)

Цель проектной задачи: Через сотрудничество в малых группах обобщить знания о природном сообществе – лес.

Замысел проектной задачи

      Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить основные знания по теме

«Природное сообщество -  лес», по окружающему миру.  Определить уровень умения работать по плану и инструкции. Детям предстоит осуществить отбор материала и представить его в виде картинного плана.

Описание проектной задачи

Название этапа

Деятельность педагога и ученика

  1. Подготовительный

Учитель создаёт проблемную ситуацию.

Ребята, вчера в «Ответы Mail.ru», я прочитала вопрос учеников 1 класса из Республики Казахстан.

Они просят помочь отгадать загадку.

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!

-Школьники не понимают, о каком «зелёном доме» идёт речь в загадке. Подскажите!

Речь идёт о лесе.

- Почему ребята не могли справиться с заданием самостоятельно? А вы легко отгадали.

 Может, они не представляют, как выглядит лес? 

- Почему?

- Где расположена Республики Казахстан?      СЛАЙД 1.

Республика находится в центральной части Евразии.

58 % территории Казахстана занимают пустыни и полупустыни, 10 % - горы. Только на севере республики преобладают степные и лесостепные зоны. Посмотрите, как выглядит растительный мир, где живут первоклассники.  

СЛАЙД 2.

  Поднимите руки, кто увидел деревья.

- Почему первоклассники не могли отгадать загадку?

Они не представляют, как выглядит природное сообщество – лес.

- Давайте, ребята, составим рассказ о природном сообществе – лес и отправим первоклашкам.

Сегодня нам необходимо будет решать проектную задачу.

  1. Проектировочный

- Какую цель поставим перед собой?

Подготовить сообщение о сообществе – лес.

- О чём необходимо рассказать?

(Дети составляют план)

1. Какое это сообщество?

2. В какой природной зоне?

3. Какие растения и грибы есть в этом природном сообществе?

4. Какие животные обитают в лесу?

5. Как они зависят друг от друга?

6. Как человек заботится о сохранении лесов?    СЛАЙД 3.

- Чтобы решить проектную задачу, как нам целесообразней работать: индивидуально, в парах или группах? (учащиеся решили разбиться на группы) 

- Давайте вспомним правила работы в группе:

1) Умей выслушать товарища;

2) Своё мнение должен высказать каждый; 

3) Закончив дело, помоги другу;

4) Работай тихо, чтобы не мешать другим;

5) Рабочее место содержи в порядке.

 Для решения проектной задачи каждой группе выдаётся инструкция. Учитель координирует работу.

1 группа работает над вопросами: Какое это сообщество?

 В какой природной зоне оно находится? 

Цели работы 1 группы: 1. Представить данное сообщество классу.  2.Узнать в какой природной зоне может находиться природное сообщество-лес.

Задачи:

- Придумать для класса загадку о лесе (загадка, отрывок из литературного произведения, ребус, кроссворд и т.п.)

- Показать одноклассникам расположение природного сообщества лес на картах.

Оборудование: карта природных зон, физическая карта России, ноутбук (с выходом в интернет).

2 группа работает над вопросами: Какие растения и грибы есть в этом природном сообществе?

Вторая группа работает над третьим пунктом плана.

Цель работы 2 группы: Изучить растительный мир леса. Задачи:

- Разгадать загадки

- Найти картинки-отгадки

- Составить на ватмане картину леса (ярусы, названия растений)

Оборудование: ватман, загадки, картинки с изображением растений леса, клей, фломастеры.

3 группа работает над вопросом: Какие животные обитают в лесу?

Цель работы 3 группы: Изучить животный мир леса. Задачи:

- Разгадать кроссворд

- Найти картинки-отгадки

- Составить на ватмане картину «Животные леса»

Оборудование: ватман, кроссворд, картинки с изображением животных леса, клей, фломастеры.

4 группа доказывает связь растительного и животного мира и составляет цепи питания.

Цель работы 4 группы: Определить, как зависят друг от друга растительный и животный мир сообщества - леса?

Задачи:

- Собрать пазл (растения, животные леса)

- Соотнести картинки по смыслу (связь растительного и животного мира)

- На ватмане показать связь растительного и животного мира, составить цепи питания.

Оборудование: ватман, пазл, картинки, клей, фломастеры.

5 группа работает над вопросом: Как человек заботится о сохранении лесов?

Цель работы 5 группы: Ответить на вопрос: «Как человек заботится о сохранении лесов?»

Задачи:

- Составить памятки «Как сейчас человек заботится о сохранении лесов?»

- Нарисовать плакаты «Защита природы»

Оборудование: ватман, клей, фломастеры.

  1. Практический

Творческая работа обучающихся в группах. (Сбор материала. Создание продукта проектной задачи).  Учитель координирует работу.

  1. Контрольно-коррекционный

Проверка выполненной работы (соответствие поставленной цели полученному материалу, все ли задачи решены).

Выборы докладчика.

Учитель координирует работу.

Обучающиеся оценивают свою работу.

  1. Заключительный.

Представление (презентация) проектов.

Каждая группа рассказывает о «продукте» своего труда.

На доске появляется картинный план - рассказ о природном сообществе – лес.

Учитель координирует работу.

- Какую цель поставили перед собой вначале работы над проектом?

Подготовить сообщение о сообществе – лес (по плану).

Достигли мы этой цели? Всё ли будет понятно ребятам из Казахстана?

Молодцы! Можно смело отправлять ответ первоклассникам.

Возьмите оценочные листы и поставьте знак «+» или «-», согласно тому, как работала ваша команда.

  • Дружно ли работала ваша команда?
  • Придерживались ли вы инструкции?
  • Правильно выбраны картинки к вашему пункту плана?
  • Испытывали ли вы трудности в работе?
  • Довольны ли вы «продуктом» своего труда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 4 класс по теме "Лес - природное сообщество".

урок разработан с применением ИКТ, в конспекте даются ссылки на образовательные ресурсы....

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Природные зоны. Арктические пустыни"

Презентация "Арктические пустыни" может быть использована на уроке окружающего мира в разделе "Природные зоны" как демонстрационный материал, в котором отражены особенности климата, растительного/живо...

проверочная работа по окружающему миру 4 класс по теме "Природные зоны России, тундра,Арктика"

В проверочной работе включены как тестовые варианты, так и вопросы, на которые надо подумать и ответить....

«Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»

Выступление на  семинаре. Тема «Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»...

Проектная задача на уроках окружающего мира

Данная проектная задача рассчитана на учащихся 2 классов и проводится в течение 1 урока в III четверти учебного года после изучения на уроках окружающего мира темы «В гости к весне»....

Урок окружающего мира 4 класс по теме: «Природные зоны. Обобщение»

Урок окружающего мира 4 класс по теме: «Природные зоны. Обобщение»Тип урока: Урок методологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний)Цель: систематизация предметных зн...