Программа внеурочной деятельности "Заимательная геометрия"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа для учеников 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_geometriya.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 108 «ВЗЛЕТ» ИМЕНИ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
С.В. ИЛЬЮШИНА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальной школы Протокол № 1 от «25» августа 2019 г. Председатель МО ___________/ Николаева Н.В.
| ПРОВЕРЕНО Зам. директора по УВР __________ /В.В. Колесникова «28» августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________ Е.Н. Кожухова Приказ № 283 от 29.08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности для учащихся 2 «Б» класса
«Занимательная геометрия»
Форма организации: кружок
Направление: интеллектуальное
Срок реализации: 1 год
Программа разработана учителем
МБОУ Школы № 108 «Взлёт»
г.о. Самара
Жаворонковой Ольгой
Дмитриевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочной деятельности «Занимательная геометрия» разработана на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего -образования.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Школа №108 «Взлет» г.о. Самара.
- Авторской программы «Заниматика» О.А.Холодовой 2014 г;
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование; под редакцией В.А. Горского. – 4-е изд. - М. : Просвещение, - 2014 г
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы формирования высокой мотивации учебного процесса, а также развития всех форм мышления младшего школьника. Младший школьный возраст является одним из сенситивных периодов в развитии мышления ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Поэтому именно в этом возрасте можно перейти к исследованию геометрических фигур и открытию их свойств. С помощью построений и измерений учащиеся выявляют различные закономерности. Это готовит мышление учащихся и создает мотивационную систему для изучения систематического курса геометрии в старших классах.
Программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия" разработана как дополнение к курсу математики начальных классов, обеспечивая возможность создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего школьника.
Целью курса «Занимательная геометрия» является формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
В процессе достижения цели решаются задачи:
-создать условия для развития логического мышления и пространственного воображения детей,
-формировать умения собирать заданный объект из частей, делить геометрические фигуры на составные части,
-изображать фигуры на чертеже,
-расширить представления обучающихся об окружающем их мире живой и неживой природы с геометрической точки зрения;
-развивать сенсомоторные процессы (глазомер, мелкую моторику) через формирование практических умений;
- формировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач.
Режим занятий
Срок реализации 1год обучения. Во 2 классе - 34 часа в год. Занятия проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 40 мин.
Процент пассивности учащихся в процессе реализации программы
В процессе реализации программы процент пассивности учащихся предусматривается не более 50 %.
Уровень воспитательных результатов
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества:
-развитие ценностного отношения школьников к окружающим людям и близким, воспитание чувства сопереживания к товарищам;
- развитие навыков планирования последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
- развитие навыка отбора наиболее эффективных способов решения задач общения в зависимости от конкретных условий;
- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного
образования детей: углубление и расширение способности правильно выполнять действия.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком:
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Результаты освоения курса
Содержание курса «Занимательная геометрия» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
личностные результаты
- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом и в возникших ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;
- мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться планировать деятельность;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем:
- выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха, грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения;
- уметь контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выбранных критериев в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
- делать с помощью учителя предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- использовать знаково-символические средства математического языка и средства ИКТ для описания и исследования окружающего мира
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу на занятии и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Занимательная геометрия» во 2-м классе являются формирование следующих умений:
обучающийся имеет представление
- о вертикальных, горизонтальных, наклонных линиях;
- о видах треугольников по углам и по соотношению сторон;
- о видах четырехугольников (трапеция, квадрат, прямоугольник, ромб);
-о различии плоскостных и объемных фигур;
-об искусстве «оригами»
знает
- термины: вертикальная, горизонтальная, наклонная линия, трапеция, ромб, оригами;
умеет
- определять вид треугольника;
- обозначать знакомые геометрические плоскостные фигуры буквами латинского алфавита;
- строить углы, треугольники с заданной длиной сторон;
- чертить изученные геометрические фигуры при помощи линейки и обозначать их буквами латинского алфавита;
- использовать в речи названия фигур: вертикальная линия, горизонтальная линия, наклонная линия, трапеция, ромб;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: вертикальная линия, горизонтальная линия, наклонная линия, трапеция, ромб; выделять из множества четырёхугольников трапецию и ромб;
- складывать из бумаги различные фигуры на основе базовых фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника).
Содержание курса
В программе выделяются следующие основные разделы:
- «Линии» (основная цель – развивать представления о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений);
- «Прямые на плоскости и в пространстве» (основная цель – создать у обучающихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямых);
- «Многоугольники» (основная цель – расширить знания детей о различных видах многоугольников, их классификациях по типу углов, сторонам);
- «Объемные тела» (основная цель – ознакомить с отличием плоскостных фигур и объемных тел, дать представление о некоторых объемных телах);
- «Окружность» (основная цель – расширить и углубить знания о понятиях «окружность», «круг», дать представление об их сходствах и различиях);
- «Меры и их измерения» (основная цель – дать представления о мерах измерения в древности и в современном мире в сравнении).
Тема № 1: «Линии» (15 ч)
Теория. Изучение понятий: «точка», «прямая», «кривая», «замкнутая линия», «незамкнутая линия», «отрезок», «ломаная», «луч», «горизонтальная прямая», «вертикальная прямая», «наклонная прямая».
Практика. Ориентирование на клетчатом листе бумаги. Построение чертежей по заданному алгоритму. Определение фигуры по определенным признакам (игра «Угадай фигуру»). Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на плоскости. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Создание аппликаций из геометрических фигур. Создание узоров посредством графических диктантов. Работа с игрой «Геоконт». Работа с головоломками из спичек. Создание орнаментов народов «ханты» и «манси». Создание чертежей из различных линий в программе Microsoft Office Word.
Итоговое задание: проект «Линии в нашей жизни».
Тема № 2: «Углы» (8 ч)
Теория. Изучение понятий: «угол», «вершина угла», «сторона угла», «прямой угол», «тупой угол», «острый угол», сравнение углов.
Практика. Чертеж углов на клетчатой и нелинованной бумаге. Построение углов на «Геоконте». Свободное можделирование детьми углов. Построение углов из подручных средств (скакалки, проволоки, нитки и т.д.). Решение головоломок с углами, создание своих головоломок. Построение углов в программе Microsoft Office Word.
Итоговое задание: проект «Углы на плоскости и в пространстве».
Тема № 3: «Многоугольники» (11 ч)
Теория. Изучение понятий: «многоугольник», «классификация многоугольников», «треугольник», «прямоугольник», «квадрат», «трапеция», «ромб», «периметр», «плоская фигура», «объемное тело», «плоскостное моделирование».
Практика. Построение многоугольников на клетчатой бумаге. Изображение чертежей по заданному алгоритму. Составление многоугольников из подручных средств (спичек, счетных палочек и т.д.). Построение многоугольников на «Геоконте». Решение задач на конструирование и трансформацию. Создание моделей многоугольников из бумаги. Получение квадрата методом загибания "от угла". Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами "Сложи фигуру"). Создание образов из многоугольников в технике «оригами».
Итоговое задание: плоскостное моделирование «Мир игрушек».
Тематическое планирование
2 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Линии | 15 | |
1 | Геометрия вокруг нас. | 1 |
2 | Точка. Прямая. | 1 |
3 | Прямая и кривая линии. | 1 |
4 | Замкнутые и незамкнутые линии. | 1 |
5 | Части прямой. Отрезок. | 1 |
6 | Ломаная. | 1 |
7 | Луч. | 1 |
8-9 | Эти замечательные линии (головоломки) | 2 |
10-11 | Линии на плоскости и в пространстве Работа в программе Microsoft Office Word. | 2 |
12-13 | Орнаменты народов ханты, манси (бордюры, паркеты) | 2 |
14-15 | Проектная деятельность «Линии в нашей жизни» | 2 |
Углы | 8 | |
16 | Первое представление об угле | 1 |
17 | Вершина угла. Его стороны | 1 |
18 | Прямой угол. | 1 |
19 | Острый угол. | 1 |
20 | Тупой угол. | 1 |
21 | Эти замечательные углы (головоломки) | 1 |
22-23 | Проектная деятельность. Углы на плоскости и в пространстве. Работа в программе Microsoft Office Word. | 2 |
Многоугольники. | 11 | |
24 | Многоугольники. Классификация многоугольников по числу углов. | 1 |
25 | Треугольник. Виды треугольников. | 1 |
26-27 | Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб) | 2 |
28 | Четырехугольники в «оригами». | 1 |
29-30 | Плоские фигуры и объемные тела. | 2 |
31-32 | Эти замечательные многоугольники (головоломки) | 2 |
33-34 | Проектная деятельность. Плоскостное моделирование «Мир игрушек». | 2 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир геометрии"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Миргеометрии" 1 класс предназначена для работы в любой системе учебников, одобренных для работы в ФГОС НОО...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия для малышей"
Курс «Геометрия для малышей» играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой...
Программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 3 класс
Программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас"
Внеурочная деятельность в начальной школе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 3 класс
У обучающихся будут сформированы расширенные знания и представления о геометрических понятиях и способах действий в познании окружающего мира средствами математики.....