Интеллектуальные игры на уроках и во внеурочное время в начальной школе
статья
В материале представлена аргументация использования интеллектуальных игр в начальной школе для развития умственных способностей и логического мышления школьников.Предложены образцы творческих заданий и форма проведения - игра "Что?Где?Когда?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_intellekt_igry_ignatchenko_i.v.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 43» г. Рязани
Игнатченко Ирина Владимировна
Развитие самореализации учащихся в интеллектуально –
развивающей деятельности во внеурочное время
Метапредметная связь- неопровержимое дидактическое условие, способствующее обогащению основных принципов обучения. В процессе преподавания в начальной школе применение знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин, положительно воздействует на познавательную деятельность учеников. В результате приобретенные знания становятся более глубокими и прочными.
Интеллектуальные игры и турниры - одно из средств мотивации к самостоятельному творческому и поисковому развитию школьника. Нет ни одного педагога, который бы не применял в своей практике творческие, интеллектуальные игры или их элементы как средство развития школьников или организации их досуга. Дидактически правильно организованная интеллектуальная игра повышает авторитет педагога, объединяет детский коллектив, формирует мотивацию к изучаемому предмету, интеллектуальному досугу.
Интеллектуальные игры, викторины, которые можно организовать во внеурочной деятельности объединяют в себе элементы как игровой, так и учебной деятельности, развивают теоретическое мышление.
Участвуя в интеллектуальных играх младшие, школьники соревнуются по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру. Основной задачей таких игр и соревнования является раннее выявление одаренных учащихся и их дальнейшее интеллектуальное развитие. Поэтому задания составляются таким образом, чтобы создать у учащихся ситуацию познавательного затруднения. Все задания турниров объединяются по возможности одной темой.
В дополнение к предметным заданиям участникам интеллектуальных игр предлагаются задания по теории решения изобретательских задач. Можно предложить, например, такое задание:
Много в сказке есть чудес,
Всех их нам не перечесть.
Предложи своё ты диво-
Опиши его красиво.
Интеллектуальные игры можно проводить в форме брейн-рингов, викторин, турниров, марафонов.
Как пример, можно провести игру в форме игры «Что?Где?Когда?»
Ведущий. Добрый день, уважаемые знатоки! Очень приятно, что здесь собрались самые знающие, самые любознательные и самые внимательные! Сегодня мы проводим игру "Что ? Где ? Когда?" среди учащихся 3 классов. Итак, у нас три игровых стола, три команды по 8 игроков. Сейчас каждая команда определится с капитаном и названием команды а я немного расскажу об истории возникновения интеллектуальной игры "Что ? Где ? Когда?"
4 сентября 1975 года официально считается днем рождения игры «Что? Где? Когда?» Эта телеигра сделала известными многих жителей России и стран СНГ. Придумали её Владимир Ворошилов и Наталия Стеценко.
Каждый, кто хоть раз смотрел игру, наверняка обратил внимание на стоящий на столе волчок с всадником внутри, который распорядитель зала запускает перед каждым раундом.
Одним из самых загадочных атрибутов игры «Что? Где? Когда?» является знаменитый черный ящик. Организаторы игры очень ответственно относятся к музыкальной паузе.
А теперь команды представят себя
А девизом нашей игры будет следующее высказывание:
Пусть сильней кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба
А только наши знания!
Давайте произнесем его все вместе!
А теперь послушайте правила игры:
Как вы поняли вопросы разыгрываются случайным выбором волчка или рулетки. В нашей игре для знатоков приготовлено 12 вопросов. Всего будет 3 раунда по 4 вопроса. Вопросы по сложности разные, поэтому они оценены в разных баллах - 7,5 и 3. Вопросы будут заданы трем командам одновременно, по сигналу «Минута пошла» вы начинаете обсуждение. Отвечает команда, первой поднявшая сигнальную карту.
Все вопросы разбиты на следующие сектора:
1. Великий и могучий. (знания из области русского языка)
2. Эврика! (знания из области математики и математической логики).
3. Мир, в котором мы живем. (знания в области окружающего мира).
4.Сказка с намёком. (знания в области литературного чтения)
А сейчас мы проведем небольшую разминку для команд с целью сплочения и активизации вашего мышления.
А перед разминкой зарядим всех позитивом и хорошим настроением!
«Ракета хорошего настроения» (игра с залом перед началом игры)
Ведущий произносит реплику, сопровождая ее движением, а зал отвечает, повторяя то же самое движение.
Итак, разминка для знатоков! (задаются несложные вопросы по выбору)
А теперь мы объявляем 1 раунд. Играем в игру по вопросам.
Ведущий. Перед 2 раундом я прошу болельщиков принять участие в игре и заработать для полюбившихся игроков дополнительные баллы. Каждый правильный ответ добавит вашей команде 1 балл. Примеры вопросов:
1.Царь зверей (лев)
2.Какое вымершее животное считают прародителем слона? (мамонт)
3.Бывает бурым, бывает белым (медведь)
4. Орган дыхания у рыб (жабры)
5.Орган дыхания у земноводных (лёгкие
6. Какое морское животное при выдохе образует водяной фонтан? (кит)
7.Змея, «носящая» капюшон (кобра)
8. Среда обитания дельфинов (вода)
9. Самая маленькая птичка (колибри)
10. Птица из Антарктиды (пингвин)
Ведущий. Перед 3 раундом объявляем музыкальную паузу И опять у болельщиков появилась возможность заработать дополнительный бал для своей любимой команды.
1. Если съесть 1 сливу, что останется? (Косточка)
2.Катится по столу колесо — разноцветное оно. Один угол у него красный, другой зелёный, а третий — синий. Какого цвета будет следующий угол, когда оно докатится до края стола? (Никакой. У колеса нет углов.)
3. Куриное яйцо варится 3 минуты. Сколько понадобится времени, чтобы сварить 3 яйца?
4.Закричал петух и разбудил одного человека. Сколько нужно петухов, чтобы разбудить десять человек? (1)
5.У человека на руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 5 руках? (25)
6.Когда петух стоит на одной ноге, он весит 5кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги?
Итак, начинаем 3 раунд. Отвечаем на вопросы.
Ну а теперь заключительный 4 раунд. Подводим итоги, награждаем лучшую команду.
Примеры вопросов для знатоков:
1.Старый Ученый Кот делал полезные лекарства из разных трав. Многие травы он изучил и испробовал. А сколько склянок и пробирок перебил! Не сосчитать! Один раз прислали Ученому коту целый мешок с ценными кореньями из горной сказочной страны. Мешок был тугой и крепко перевязан. Ткань очень прочная – мышам не прогрызть. Напрасно кот пытался развязать мешок. А в доме ни ножа, ни ножниц! Что нужно сделать ученому коту? (воспользоваться осколками склянок)
2.Английский путешественник Филеас Фог и его верный слуга Паспарту не могут вовремя попасть в Англию – нет попутного корабля. Если они вовремя не попадут в Англию – проиграют много денег и важный спор. Фог решил нанять красивый пароход с резными деревянными надстройками и немедленно отправится в плавание. До берега оставалось совсем немного, но, на пароходе закончился уголь и пароходные машины встали. Где взять топливо в море? Что придумал Филеас Фог? (использовал резные деревянные надстройки)
3. В лесу целую неделю лил дождь. Вода начала прибывать и и Винни Пух спасаясь от воды залез на дерево. Вдруг он видит – плывет горшок с крышкой. «В горшках обычно бывает мед»- подумал медвежонок и выловил свою находку. Меда в горшке не оказалось. Но в нем лежала записка. Так как Винни Пух плохо умел читать, он подумал, что что-то случилось с Кристофером Робином. Он решил плыть к нему поскорее, но рядом не было ни бревнышка. Что же сделал Винни Пух? (закрыл горшок крышкой, уселся на горшок и поплыл)
Разнообразие заданий турниров, их художественное оформление вызывают у учащихся живой интерес к познанию, что свидетельствует о востребованности интеллектуально-творческих состязаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время в начальной школе (из опыта работы)
В статье представлен опыт работы по краеведческому материалу на уроках и во внеурочное время в начальной школе....
«Игровые моменты на уроках и во внеурочное время в начальной школе как эффективное средство в обучении и воспитании». Из опыта работы учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны
Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболез...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТОРА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Организация проектной деятельности в школе на уроках и во внеурочное время...
Организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе.
В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками, содержится конкретный практический...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Данная статья знакомит с работой на интерактивной доске SmartNotebook;проектом«1 младший школьник: 1 ноутбук»....
Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время в начальной школе....