Доклад на педсовете_03.04.2017
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
03.04.17_-_pavlova_e.v._-_monitoring.doc | 57 КБ |
03.04.17_-_pavlova_e.v._-_monitoring.ppt | 499 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Выступление
на педагогическом совете
«Содержание школьного мониторинга.
Виды мониторинга.
Виды диагностических методик».
Заместитель директора по УВР - Е.В. Павлова
03.04.2017
Одна из основных задач, стоящих перед коллективом школы – это совершенствование управления качеством образования. Это значит обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Существенную роль в решении этой задачи решает педагогический мониторинг. Внедрение мониторинга осуществляется в каждом общеобразовательном учреждении.
Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, контроля позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.
Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития.
Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:
а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;
б) обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.
Мониторинговые исследования:
– помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;
– определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;
– насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.
И если определять цели и задачи мониторинга для всего педагогического коллектива, то прежде всего, надо учитывать его особенности.
Цели:
– отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;
– определение эффективности управления качеством обучения.
Задачи:
– непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную информацию о нем;
– своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;
– предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;
–осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;
– оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.
Для успешного внедрения педагогического мониторинга обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.
1) Этапы мониторинга.
На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.
Второй этап основной (практический). Включает методы сбора и систематизации информации:
- наблюдения,
- анализ документов,
- посещение уроков,
- контрольные срезы,
- анкетирования,
- тестирование
- самооценка и т. д.
В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации и ее свертывания на различном уровне: Учитель, классный руководитель, специалист, руководитель МО, заместитель директора, директор МОУ.
Третий этап – аналитический. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Своевременность, точность, структурированность, синтез – это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.
Мониторинг осуществляется в следующих формах:
1. Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.
2. Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:
– календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;
– этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.
Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебно-воспитательного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива в лицее создано Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.
2) Объект мониторинга.
Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса.
Внутришкольный мониторинг является системой, включающей:
Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.
Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса.
Психолого-педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей.
Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.
Методы сбора и обработки информации:
- экспертный опрос;
- наблюдение;
- анализ документов;
- посещение уроков;
- контроль знаний, умений и навыков;
- анкетирование;
- тестирование;
- самооценка.
3) Направления и объекты мониторинга.
1. Учебный мониторинг включает достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и уровень обучаемости).
2. Психологическое развитие. Здоровье.
3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.
4. Физическое развитие. Здоровье.
5. Мониторинг мотивации обучения.
Механизм реализации мониторинга:
1. Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе.
2. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья.
3. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.
Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы:
– достигается ли цель образовательного процесса;
– существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики;
– соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся;
– существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.
Эта задача может быть решена путем проведения срезов и анализа их результатов.
Результаты срезов оформляется в виде таблиц сводных данных, что позволяет установить динамику успешности освоения предмета как отдельным учащимся так и класса в целом, провести сравнение учебных достижений по годам обучения по предметам, сравнение оценок административного среза с оцениванием знаний учащихся по учебным четвертям, а также преемственность в обучении. По таким данным виден и реальный уровень квалификации педагогических кадров.
Выводы и рекомендации:
Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.
- Рекомендовать педагогам, специалистам, классным руководителям активизировать мониторинговую деятельность, эффективнее использовать потенциальные возможности участников образовательного процесса.
2. Продолжить обучение, воспитание и развитие личности в инновационной системе, сочетая различные формы и методы для повышения социальной активности, инициативы и творчества учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организация педагогического мониторинга Что такое мониторинг? Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ.monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития.
Образовательный мониторинг Образовательный мониторинг является как важнейшей составляющей внутришкольного контроля, так и основой для планирования этого контроля. Мониторинг – необходимый компонент (инструмент) любого эффективного управления, который направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения: Образовательной среды, Образовательных технологий; Результатов образовательного процесса; Эффективности управления ОУ.
Основной объект мониторинга Педагогическая система Личность школьника Уровень развития Уровень учебных достижений Уровень воспитанности Уровень здоровья Организация процесса обучения Учебные планы Образовательные программы Реализуемые педагогические технологии Психологические основы ОП Материально-техническое и методическое обеспечение ОП Педагогический коллектив Качественная характеристика Уровень профессиональной компетентности Эффективность школьной системы повышения квалификации РОДИТЕЛИ И СОЦИУМ
Модель мониторинга качества обучения учащихся 1 . Диагностика усвоения и качества знаний учащихся должна проводится в течение учебного года по всем учебным дисциплинам. 2. Обработка и анализ полученных результатов. (составление таблиц, графиков, диаграмм) 3. Коррекция. (письма родителям, обсуждение проблем, формирование учебной мотивации и.т.д)
Выводы и рекомендации Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.
Проект решения по результатам работы педсовета: 1. Одобрить основные направления работы мониторинговой деятельности в школе осуществляющегося с целью систематического отслеживания достижений и результатов образовательного процесса. 2. Создать информационно – методический банк диагностического инструментария.
Рекомендации: Рекомендовать педагогам, специалистам, классным руководителям активизировать мониторинговую деятельность, эффективнее использовать потенциальные возможности участников образовательного процесса. 2. Продолжить обучение, воспитание и развитие личности в инновационной системе, сочетая различные формы и методы для повышения социальной активности, инициативы и творчества учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...
Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)
Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из...