Серия занимательных и практических заданий для кружка «Живое слово» 3-4 классы.
методическая разработка
Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся. Представляю вашему вниманию серию занимательных и практических заданий для кружка «Живое слово» в 3-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 638.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия занимательных и практических заданий
для кружка «Живое слово» 3-4 классы.
1)Подумайте, в каких пословицах имеется в виду письменная, в каких-устная, а в каких-обе формы речи. Запишите три-четыре понравившиеся вам пословицы.
1.Что написано пером - того не вырубишь топором.
2.ласковым словом и камень растопишь.
3.Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
4.То же слово, да не так бы молвить.
5.Выстрелив, пули не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
6. Короткую речь слушать хорошо , под долгую речь думать хорошо.
7.Язык голубит, язык и губит.
8.Каков разум, таковы и речи.
2)Выпишите такие пословицы и поговорки, которые уместно использовать в ответе на вопрос: «Как вести беседу?»
1.В умной беседе ума не наберешься, в глупой – свой растеряешь.
2.Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.
3.на всякого Егорку своя поговорка.
4.Когда я ем, я глух и нем.
5.На добрый привет - добрый ответ.
6.Недоброе слово больней огня жжет.
3)По данному началу составьте один из текстов.
1.Лесные жители готовились к зиме. …
2.Утро было хмурое. Холодное. …
4)Узнайте сказку по ее началу.
В одном городе жили коротышки.
Коротышками их называли потому, что они были очень мелкими. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.
5)Прочитайте стихотворение.
Коза.
Побежала коза в огород.
Ей на встречу попался народ.
-Как не стыдно тебе, егоза?-
И коза опустила глаза.
А когда разошелся народ,
Побежала опять в огород.
(Н. Рубцов.)
6)Закончите предложение.
Ждем мы лето.
Лето-это
Океан тепла и… .
7)Прочитайте, продолжите рассказ.
Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пес в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос,…
8)Найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте.
Елки густо зеленели. В березках светились светло-зелёные искорки. В лесу было нарядно тихо. А Осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.
9)Определите тему и основную мысль текста, передайте интонацией то. В чем убеждает нас писатель.
Тетерев.
Очень красивый этот лесной петух.
Хвост косицами, сам весь черный, а брови – красные – красные, ноги короткие, все в перышках, будто в валенках, чтоб зимой не мерзли.
10)По данному началу определите основной тон высказываний, продолжите их и запишите.
1.Глянул я на березу и остановился в изумлении . …
2.Лосенок был маленький, рыженький. …
3.Наконец-то я получил пятерку! По русскому языку!..
11)Прочитайте. Какие слова надо выделить усилением голоса? Запишите текст по памяти.
Унылая пора! Очей очарованья!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданья,
В багрец и в золото одетые леса.
(А.Пушкин.)
12)Прочитайте загадки, соблюдая паузы (пауза- временная остановка, перерыв в речи):/ короткая пауза;//длительная.
1.Поле/ не меряно//,
Овцы/не считаны//,
Пастух/рогат//.
2.Ходит /без ног//,
Рукава/без рук//,
Уста/без речи//.
13) 1)Подготовьте выразительное чтение стихотворение наизусть. Используйте памятку .
2)Подумайте, какие иллюстрации можно нарисовать к этому стихотворению. Нарисуйте их словами (устно) или красками.
Чудо.
Ты еще не видел чуда?
Никогда не видел чуда?
Вот беда-
Не видел чуда?
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительно чудо:
Там, где магазин «Посуда»,
Возле дома номер три,
Сквозь асфальт
У перекрестка
Пробиваясь
Березка.
(Р.Сеф.)
14)Укажите слова и предложения характерного для разговорного стиля.
Двое на одного.
Вышел я на поляну…и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!
15) 1)Обратитесь к собеседнику с просьбой, советом, предложением, вопросом, учитывая данные ответы.
2)Запишите диалоги, прочитайте их в лицах.
1. -….
-Конечно, помогу! О чем разговор?!
2. -….
Спасибо! Обязательно прочитаю!
3. -….
С удовольствием!
4. -….
Сегодня, к сожалению, не могу… Никак!
5. -….
-В Сочи
- ….
-Конечно, видел! Купался в нем!
16) Определите цель высказываний: в каком из текстов главное- обмен сведениями, в каком- передача научной информации.
1.-Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?
-Не знаю.
-Думай! Снег – снегирь … Ну? ..
-К нам со снегом прилетают?! Да?!
-Конечно.
2.Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками.
17) 1)Расскажите о связи предложений в тексте: отметьте термины.
2)Напишите изложение текста.
В 1957 году нашими учеными впервые в мире был запущен искусственный спутник Земли. Слово «искусственный» означает изготовленный людьми.
Теперь вокруг Земли вращается много и искусственных спутников. Они движутся по орбитам на различных расстояниях от Земли.
18) Найдите в учебниках по три примера термина. Выпишите их
19)Подготовьте монологическое высказыванием на тему «Научный стиль речи» по плану:
1.Какова цель научного стиля речи?
2.Где он используется?
3.Какие слова и предложения для него характерны?
20)Напишите изложение, близкое к тесту «Первый снег» (К. Паустовский)
Прочитайте памятку.
1.Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
2.Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложение учителем. В случае затруднения перечитайте соответсвующие части текста.
3.Сформулируйте тему3 и основную мысль текста.
4.Определите, к какому типу речи относится текст.
5.Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
6.Опредеолите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложение или пересказе.
7.Прочмитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
8.Закройте книгу; напишете первый вариант(или черновик) изложения, затем после проверки и исправления перепишите его.
К пункту 5.
Закончите составление плана:
1.Странные ощущения.
2. «Мертвая» тишина.
3.За стеклами было все снежно и безмолвно.
4.За два часа так необыкновенно изменилась земля.
5. ….
6. ….
К пункту 6
Что вы мысленно слышите, видите, читая текст? Отметьте в каждой части текста слова или обороты, которые вам бы хотелось сохранить в изложении.
2.Обясните написание выделенных букв; показалось, закачалось. Запомните написание глагольных суффиксов: прислушивался, посапывает, показывали. Увидев.
Запомните написание прилагательных: необыкновенная, стеклянная, застенчивая.
3.Найдите сложные предложения, объясните в них постановку знаков препинания.
21)отредактируйте загадки, которые сочинили ребята:
1.На зеленой ножке
Выросли сережки.
(Ландыш.)
2.Сладко дремлет Емелька
в деревянной колыбельке.
(Орех.)
3.Стоит звонок на тонкой ножке
в лиловой одежке.
(Колокольчик.)
22)Сочините свою загадку про зонт. Присмотритесь: какие предметы напоминают он по своей форме? Постарайтесь построить загадку на основе скрытого сравнения-метафоры.
23) 1)Прочитайте текст, определите тип речи.
2)Можно ли содержание этого текста передать на фотоснимках?
Книги Юрия Коваля мы давно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим потому, что ни написаны точным, образным и веселым языком. (С. Михалков.)
24) 1)Прочитайте текст «Плохо» определите тип речи; свое мнение обоснуйте.
2)Что выражено в названии рассказа: тема его или основная мысль?
3)Объясните знаки препинания при диалоге.
25)Прочитайте тексты так, чтобы получилось:
1)повествование;
2)рассуждение.
1.За окном у меня полочка - птичья кормушка. На кормушку прилетают синицы и воробьи. До чего же они любопытны! ...
2.В клетке яркие птицы тускнеют: розовые фламинго становятся белыми, красные снегири – серыми. Неволя не красит птиц. …
26)Прочитайте словарные статьи и укажите в них:
1)заголовочное слово;
2)грамматические пометы;
3)толкование лексического значения слова.
4)пример употребления этого слова в речи;
5)стилистические пометы.
Нынешний, -яя, -ее.
1.Относящийся к этому году, настоящий. Нынешний урожай. Нынешнее лето.
2.Современный, теперешний. Нынешняя молодежь.
27)Составьте словарную статью о слове береза. Подбирая пример употребляя этого слова в речи, обратитесь к стихотворению С. Есенина «Береза»
28)Составьте статью о фразеологизме по щучьему веленью.
29)Расскажите, в каких случаях употребляют выражения, вошедшие в наш язык из басен И. Крылова.
1.А вы, друзья, как ни садитесь.
Все в музыканты не годитесь.
2.Ай Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона.
3.Слона-то я и не приметил.
30)Замените повторяющееся существительное его синонимом: половодье, чёлк, лодка, ладья. Объясните свой выбор.
1.Начался разлив. Разлив- тяжелое время для зверей и птиц, живущих на речных островах.
2.Я оттолкнул веслом челнок от берега. Челнок плавно скользнул по воде.
31)Соедините предложения при помощи антонимов.
Хорошее, доброе долго помнится. … к счастью, забывается.
32) 1)Подготовьте выразительное чтение текста, перескажите его.
2)Выпишете родо - видовые слова по образцу.
Цветы: иван-чай,…
Цветы леса.
В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван- да – марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван – чай. В густой траве на лесных полянах мы находили душистые ночные фиалки. А у глухого ручья. На берегу реки любовались голубыми незабудками.
33)Продолжите текст, развернув в нем смысл данного предложения.
Грибы.
После проливного теплого дождя в лесу появилось много грибов …
34) Обясните5 названия любых двух дней недели по образцу: Вторник так назван потому. Что это- второй день недели.
35) Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»; напишите по ней сочинение.
1)Прочитайте план.
1.Ранне летнее утро.
2. Вековые сосны и молодая поросль.
3.Сломанная бурей сосна.
4. Забавные медвежата.
5.Заботливая и строгая мать.
6.Мое отношение к картине.
2)Соблюдайте единый временный план описания.
Например: Раннее летнее утро. Свежо в лесу. И т.д.
3)Избегайте неоправданного повторения слов медвежата, медвежонок, медведица. Используйте текстовые синонимы.
36) 1. Объясните значение слов витраж, гравюра, мозаика, фреска.
2. Проверьте себя: найдите толкование этих слов в «Словаре русского языка» С. И.Ожигова; сделайте необходимые выписки.
3.Укажите, что общего в значении выписанных вами слов, в чём различие; чем это различие объясняется.
37) На уроках окружающего мира вы узнали о первоначальном значении многих слов, в том числе таких, как рыцарь, турнир, жонглёр, миниатюра.
I. Расскажите о каждом из них по плану:
1.Что обозначено это слово раньше (в средние века)?
2.Какие значения у этого слова появились позднее?
3.Какие словосочетания и предложения с этим словом можно составить?
II. Сделайте необходимые выписки из книг.
38) I.Напишите рассказ на основе картины А.А. Пластова «Фашист пролетел».
Включите в рассказ описание места, где происходят действие, и осеннего пейзажа. Подумайте, почему трагическая гибель мальчика изображена на фоне осенней природы. Постарайтесь показать в рассказе созвучие в настроении природы и человека.
II.Объясните правописание слов: озимь, фашистский, бессмысленно, расстрелянный, вслед (уходящему самолёту).
39) Послушайте один из этюдов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Полёт шмеля». Что бы вам хотелось сказать об этой музыке?
40) 1)Прочитайте тексты. Назовите их общую (широкую) тему.
1. Из «Экологического манифеста». «Мы верим – настанет час».
2. Р. Рождественский. «Птицы, рыбы и звери».
2) Определите стиль каждого текста: укажите средства языка, характерные для данного стиля речи.
3) Используя таблицу «Стили речи» (ксерокопия) систематизируйте свои знания о каждом стиле речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-192700-1359589821.jpg)
рабочая программа кружка "Живое слово" 1 класс
Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению русскому языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских...
Серия презентаций к урокам по теме Состав слова 2 класс Школа 2100
В данной работе представлена серия презентаций к урокам по теме Состав слова 2 класс по ОС "Школа 2100". На слайдах презентаций учтены этапы построения современного урока: вспоминаем то, что знаем; оп...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/05/picture-281777-1575553120.jpg)
Серия занимательных задач для математического кружка
Предлагаются интересные логические задачи. К задачам даны ответы....