Серия занимательных и практических заданий для кружка «Живое слово» 3-4 классы.
методическая разработка

Купреева Валентина Николаевна

Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся. Представляю вашему вниманию серию  занимательных  и практических заданий  для кружка «Живое слово» в 3-4 классах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_zadaniy_dlya_kursa_zhivoe_slovo_3-4_kl.docx638.98 КБ

Предварительный просмотр:

Серия занимательных  и практических заданий

для кружка «Живое слово» 3-4 классы.

1)Подумайте, в каких пословицах имеется в виду письменная, в каких-устная, а в каких-обе формы речи. Запишите три-четыре понравившиеся вам пословицы.

     1.Что написано пером - того не вырубишь топором.

     2.ласковым словом и камень растопишь.

     3.Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

     4.То же слово, да не так бы молвить.

     5.Выстрелив, пули не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

     6. Короткую речь слушать хорошо , под долгую речь думать хорошо.

     7.Язык голубит, язык и губит.

     8.Каков разум, таковы и речи.

2)Выпишите такие пословицы и поговорки, которые уместно использовать в ответе на вопрос: «Как вести беседу?»

     1.В умной беседе ума не наберешься, в глупой – свой растеряешь.

     2.Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.

     3.на всякого Егорку своя поговорка.

     4.Когда я ем, я глух и нем.

     5.На добрый привет - добрый ответ.

   6.Недоброе слово больней огня жжет.

3)По данному началу составьте один из текстов.

     1.Лесные жители готовились к зиме. …

     2.Утро было хмурое. Холодное. …

4)Узнайте сказку по ее началу.  

     В одном городе жили коротышки.

Коротышками их называли потому, что  они были очень мелкими. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

5)Прочитайте стихотворение.

Коза.

       Побежала коза в огород.

      Ей на встречу попался народ.

     -Как не стыдно тебе, егоза?-

     И коза опустила глаза.

     А когда разошелся народ,

     Побежала опять в огород.

                                                  (Н. Рубцов.)

6)Закончите предложение.

    Ждем мы лето.  

    Лето-это

   Океан тепла и… .

7)Прочитайте, продолжите рассказ.

    Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пес в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос,…

8)Найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте.

          Елки густо зеленели. В березках светились светло-зелёные искорки. В лесу было нарядно тихо. А Осинки стояли румяные,  алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.

9)Определите тему и основную мысль текста, передайте интонацией то. В чем убеждает нас писатель.

Тетерев.

           Очень красивый этот лесной петух.

        Хвост косицами, сам весь черный, а брови – красные – красные, ноги короткие, все в перышках, будто в валенках, чтоб зимой не мерзли.

10)По данному началу определите основной тон высказываний, продолжите их и запишите.

    1.Глянул я на березу и остановился в изумлении  . …

   2.Лосенок был маленький, рыженький. …

   3.Наконец-то я получил пятерку! По русскому языку!..

11)Прочитайте. Какие слова надо выделить усилением голоса? Запишите текст по памяти.

     Унылая пора! Очей очарованья!

     Приятна мне твоя прощальная краса.

     Люблю я пышное природы увяданья,

     В багрец и в золото одетые леса.

                                                             (А.Пушкин.)                                                  

12)Прочитайте загадки, соблюдая паузы (пауза- временная остановка, перерыв в речи):/ короткая пауза;//длительная.

     1.Поле/ не меряно//,

      Овцы/не считаны//,

      Пастух/рогат//.

     2.Ходит /без ног//,

        Рукава/без рук//,

        Уста/без речи//.

13) 1)Подготовьте выразительное чтение стихотворение наизусть. Используйте памятку .

       2)Подумайте, какие иллюстрации можно нарисовать к этому стихотворению. Нарисуйте их словами (устно) или красками.

 Чудо.

Ты еще не видел чуда?

Никогда не видел чуда?

Вот беда-

Не видел чуда?

 Так сходи

И посмотри.

Ты увидишь

Просто чудо,

Удивительно чудо:

Там, где магазин «Посуда»,

Возле дома номер три,

Сквозь асфальт

У перекрестка

Пробиваясь

Березка.

                 (Р.Сеф.)

14)Укажите слова и предложения характерного  для разговорного стиля.

Двое на одного.

                      Вышел я на поляну…и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!

15)  1)Обратитесь к собеседнику с просьбой, советом, предложением, вопросом, учитывая данные ответы.

        2)Запишите диалоги, прочитайте их в лицах.

  1. -….

     -Конечно, помогу! О чем разговор?!

  2. -….

     Спасибо! Обязательно прочитаю!

 3. -….

    С удовольствием!

4. -….

     Сегодня, к сожалению, не могу… Никак!

5. -….

    -В Сочи

    - ….

    -Конечно, видел! Купался в нем!

16) Определите цель высказываний: в каком из текстов главное- обмен сведениями, в каком-  передача научной информации.

   1.-Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?

      -Не знаю.

     -Думай! Снег  – снегирь  … Ну? ..

     -К нам со снегом прилетают?! Да?!

     -Конечно.

    2.Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками.

17) 1)Расскажите о связи предложений в тексте: отметьте термины.

      2)Напишите изложение  текста.

           В 1957 году  нашими учеными впервые в мире был запущен  искусственный спутник Земли. Слово  «искусственный» означает изготовленный людьми.

           Теперь вокруг Земли вращается много и искусственных спутников. Они движутся по орбитам на различных расстояниях от Земли.

18) Найдите  в учебниках по три примера термина. Выпишите их

19)Подготовьте монологическое высказыванием на тему «Научный стиль речи» по плану:

    1.Какова цель научного стиля речи?

    2.Где он используется?

    3.Какие слова и предложения для него характерны?        

20)Напишите изложение, близкое к тесту «Первый снег»  (К. Паустовский)

     Прочитайте памятку.

1.Внимательно прочитайте текст;  выясните значение непонятных слов.

2.Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложение учителем. В случае затруднения перечитайте соответсвующие  части текста.

3.Сформулируйте тему3 и основную мысль текста.

4.Определите,  к какому типу речи относится текст.

5.Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.

6.Опредеолите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложение или пересказе.

7.Прочмитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.

8.Закройте книгу; напишете первый  вариант(или черновик) изложения, затем после проверки и исправления перепишите его.

К пункту 5.

Закончите составление плана:

      1.Странные ощущения.

      2. «Мертвая» тишина.

      3.За стеклами было все снежно и безмолвно.

      4.За два часа так необыкновенно изменилась земля.

      5. ….

      6. ….

К пункту 6

   Что вы мысленно слышите, видите, читая текст? Отметьте в каждой части текста слова или обороты, которые вам бы хотелось сохранить в изложении.

2.Обясните написание выделенных букв; показалось, закачалось. Запомните написание глагольных суффиксов: прислушивался, посапывает, показывали. Увидев.

  Запомните написание прилагательных: необыкновенная, стеклянная, застенчивая.

3.Найдите сложные предложения, объясните в них постановку знаков препинания.

21)отредактируйте загадки, которые сочинили ребята:

   1.На зеленой ножке

       Выросли сережки.

                                 (Ландыш.)

   2.Сладко дремлет Емелька

      в деревянной колыбельке.

                                           (Орех.)

    3.Стоит звонок на тонкой ножке

       в лиловой одежке.

                                            (Колокольчик.)

22)Сочините свою загадку про зонт. Присмотритесь: какие предметы напоминают он по своей форме? Постарайтесь построить загадку на основе скрытого сравнения-метафоры.

23) 1)Прочитайте текст, определите тип речи.

      2)Можно ли содержание этого текста передать на фотоснимках?

  Книги Юрия Коваля мы давно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим потому, что ни написаны точным, образным и веселым языком. (С. Михалков.)

24) 1)Прочитайте текст «Плохо» определите тип речи; свое мнение обоснуйте.

      2)Что выражено в названии рассказа: тема его или основная мысль?

       3)Объясните знаки препинания при диалоге.

25)Прочитайте тексты так, чтобы получилось:

     1)повествование;

     2)рассуждение.

       1.За окном у меня полочка - птичья кормушка. На кормушку прилетают синицы и воробьи. До чего же они любопытны! ...

       2.В клетке яркие птицы тускнеют: розовые фламинго становятся белыми, красные снегири – серыми. Неволя не красит птиц.  …

26)Прочитайте словарные статьи и укажите в них:

    1)заголовочное слово;

    2)грамматические пометы;

    3)толкование лексического значения слова.

    4)пример употребления этого слова в речи;

    5)стилистические пометы.

Нынешний, -яя, -ее.

1.Относящийся к этому году, настоящий. Нынешний урожай. Нынешнее лето.

2.Современный, теперешний. Нынешняя молодежь.

27)Составьте словарную статью о слове береза. Подбирая пример употребляя этого слова в речи, обратитесь к стихотворению С. Есенина «Береза»

28)Составьте статью о фразеологизме по щучьему веленью.

29)Расскажите, в каких случаях употребляют выражения, вошедшие в наш язык из басен И. Крылова.

    1.А вы, друзья, как ни садитесь.

       Все в музыканты не годитесь.

    2.Ай Моська! Знать она сильна,

      Что лает на Слона.

  3.Слона-то я и не приметил.

30)Замените повторяющееся существительное его синонимом: половодье, чёлк, лодка, ладья. Объясните свой выбор.

  1.Начался разлив. Разлив- тяжелое время для зверей и птиц, живущих на речных островах.

 2.Я оттолкнул веслом челнок от берега. Челнок плавно скользнул по воде.

31)Соедините предложения при помощи антонимов.

      Хорошее, доброе долго помнится. … к счастью, забывается.

32) 1)Подготовьте выразительное чтение текста, перескажите его.

       2)Выпишете родо - видовые слова по образцу.

      Цветы: иван-чай,…

Цветы леса.

           В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых  опушках зацвела иван- да – марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван – чай. В густой траве на лесных полянах мы находили душистые ночные фиалки. А у глухого ручья. На берегу реки любовались голубыми незабудками.

33)Продолжите текст, развернув в нем смысл данного предложения.

Грибы.

            После проливного теплого дождя в лесу появилось много грибов …

34) Обясните5 названия любых двух дней недели по образцу: Вторник так назван потому. Что это- второй день  недели.

35) Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»; напишите по ней сочинение.

        1)Прочитайте план.

  1.Ранне летнее утро.

  2. Вековые сосны и молодая поросль.

 3.Сломанная бурей сосна.

 4. Забавные медвежата.

 5.Заботливая и строгая мать.

 6.Мое отношение к картине.

        2)Соблюдайте единый временный план описания.

          Например: Раннее летнее утро. Свежо в лесу. И т.д.

        3)Избегайте неоправданного повторения слов медвежата, медвежонок, медведица. Используйте текстовые синонимы.

36) 1. Объясните значение слов витраж, гравюра, мозаика, фреска.

2.  Проверьте себя: найдите толкование этих слов в «Словаре русского языка» С. И.Ожигова; сделайте необходимые выписки.

3.Укажите, что общего в значении выписанных вами слов, в чём различие; чем это различие объясняется.

37) На уроках окружающего мира вы узнали о первоначальном значении многих слов, в том числе таких, как рыцарь, турнир, жонглёр, миниатюра.

I. Расскажите о каждом из них по плану:

    1.Что обозначено это слово раньше (в средние века)?

2.Какие значения у этого слова появились позднее?

3.Какие словосочетания и предложения с этим словом можно составить?

II. Сделайте необходимые выписки из книг.

38) I.Напишите рассказ на основе картины А.А. Пластова  «Фашист пролетел».

    Включите в рассказ описание места, где происходят действие, и осеннего пейзажа. Подумайте, почему трагическая гибель мальчика изображена на фоне осенней природы. Постарайтесь показать в рассказе созвучие в настроении природы и человека.

II.Объясните правописание слов: озимь, фашистский, бессмысленно, расстрелянный, вслед (уходящему самолёту).

39) Послушайте один из этюдов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Полёт шмеля». Что бы вам хотелось сказать об этой музыке?

40) 1)Прочитайте тексты. Назовите их общую (широкую) тему.

     1.  Из  «Экологического манифеста».  «Мы верим – настанет час».

     2. Р.  Рождественский.   «Птицы, рыбы и звери».

2) Определите стиль каждого текста: укажите средства языка, характерные для данного стиля речи.

      3) Используя таблицу «Стили речи» (ксерокопия) систематизируйте свои знания о каждом стиле речи.

     H:\Documents and Settings\Валя\Рабочий стол\стили речи.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Живое слово" 1 класс

Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению русскому языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских...

Серия презентаций к урокам по теме Состав слова 2 класс Школа 2100

В данной работе представлена серия презентаций к урокам по теме Состав слова 2 класс по ОС "Школа 2100". На слайдах презентаций учтены этапы построения современного урока: вспоминаем то, что знаем; оп...

Серия занимательных задач для математического кружка

Предлагаются интересные логические задачи. К задачам даны ответы....

Рабочая программа кружка "Живое слово"

Программа кружка "Живое слово" на 34 часа для 4класса...

Рабочая программа кружка "Живое слово"

Программа кружка "Живое слово" на 34 часа для 4класса...