Рабочая программа по курсу Полезные привычки
рабочая программа (3 класс)
Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_poleznye_privychki.docx | 47.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Веселовская средняя общеобразовательная школа №1
Адрес: 347780, Ростовская область, Весёловский район, п. Веселый, переулок Комсомольский 57,
тел. 8(863 58)6-12-35
| «Утверждаю» Директор МБОУ Веселовская СОШ №1 Приказ от_____________№____ ______________Г.Ф. Евдокимова | ||
| |||
| «УТВЕРЖДАЮ» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2019-2020 учебный год
по курсу «Полезные привычки»
Уровень обучения: 3 класс начального общего образования
Направление – социальное
Общее количество часов: 34
Учитель Кельник Ольга Михайловна
Рабочая программа составлена на основе программы по предмету «Полезные привычки» Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова и Л.С. Колесова под редакцией О.Л. Романовой
п. Веселый
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Полезные привычки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерных программ внеурочной деятельности, с использованием авторского курса «Полезные привычки» для 1-4 классов (авторы Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова и Л.С. Колесова под редакцией О.Л. Романовой).
Программа курса «Полезные привычки» на 2019-2020 учебный год разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.06.2015 №1/15);
-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Весёловская СОШ№1 (приказ №367 от 24.08.2015, изменения и дополнения от 20.06.2016 приказ №357, изменения и дополнения от 10.06.2017 г. приказ №385, изменения и дополнения от 18.06.2018 г. приказ №368).
Постановления:
-постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Письма:
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»;
- Письмо Департамента общего образования Минобразования России от 18.08.2017 года №09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации общеобразовательных программ»
-Методические материалы по планированию и организации урочной и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, при введении и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования Ростовской области по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
- Положение о внеурочной деятельности МБОУ Весёловская СОШ№1 от 01.09.2014 г. приказ №416
Рабочая программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной, соответствует требованиям ФГОС. Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности.
Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни».
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока.
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача - предупреждение приобщения к наркотикам.
Сроки реализации программы
На основании учебного плана внеурочной деятельности МБОУ Веселовская СОШ №1 на 2019 - 2020 учебный год, в соответствии с календарным учебным планом - графиком на 2019 -2020 учебный год, согласно расписанию занятий на 2019 - 2020 учебный год, с учетом праздничных дней в 2019 - 2020 учебном году - рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Полезные привычки» составлена на 34 часа
Цель программы: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
- Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Учить детей эффективно общаться.
- Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
- Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Форма организации детской деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- коллективная творческая деятельность,
- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
- конкурсы, турниры.
- Информирование (расширение кругозора по вопросам, связанным с табакокурением и опасными для здоровья привычками) ;
- Игры - энергизаторы
- Ролевое проигрывание ( моделирование);
- Групповое обсуждение;
- Работа по алгоритму формирования навыка.
Планируемые результаты освоения курса
Учебные действия | Формирование УУД |
Личностные | Способность к самооценке своих действий, поступков и ценностному отношению к своему здоровью. Способность осознанно делать здоровый выбор и формирование полезных привычек. Устойчивая мотивация к здоровому образу жизни. Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях. Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. |
Познавательные | Поиск, выделение и сбор информации и различных источников в разных формах. Освоение способов решения проблемы творческого и поискового характера. Ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно определять, какая информация нужна для решения жизненных задач, отбирать источники информации среди предложенных, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний. |
Регулятивные | Активное освоение социального опыта, социальных навыков. В предложенной ситуации, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Освоение приемов поведения, позволяющих избежать употребления ПАВ. Понимание себя и критическая оценка собственного поведения. Планировать собственную деятельность, анализировать и объективно оценивать свои поступки и слова, управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми. |
Коммуникативные | Формулировать собственное мнение. Уметь не создавать конфликтов и выходить из спорных ситуаций. Опыт самообслуживания и самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Предметные результаты | После завершения курса обучающиеся смогут объяснить в доступной для них форме вред курения, смогут отказаться от вредной привычки сами и повлиять на выбор сверстников. Используя компьютер, смогут подготовить презентацию или небольшой доклад о вреде курения, о пользе здорового образа жизни, о приоритетном значении спорта в жизни каждого человека. |
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов ),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ продуктивного характера и др.
На занятиях осуществляется подготовка к предметным олимпиадам, международным играм. Выполняя, различные практические и творческие работы, учащиеся получают сертификаты, дипломы. Результаты участия размещаются в портфолио обучающихся.
- Беседа;
- Наблюдение;
- Анкетирование.
Проводится как на индивидуальном уровне (обучающийся), так и на групповом (класс)
- Написание коротких писем.( на заключительных занятиях)
- Тестирование.( в начале и в конце курса).
- Ответы на вопросы в конце занятия.
Содержание курса
№ | Название раздела | Кол-во часов | В том числе | Сроки изучения | |
теоретические | практические | ||||
1 | Мой характер | 9 | Внешние и внутренние качества человека. Самоанализ качеств характера. Черты характера, необходимые для достижения целей. Развитие тех или иных качеств характера | В течение года | |
2 | Учусь оценивать себя сам | 2 | Самооценка. Заниженная, завышенная и реалистичная самооценка. Реалистичная самооценка – важное условие развития ученика. Различные способы изменить качества характера в нужную сторону. | В течение года | |
3 | Учусь взаимодействовать | 4 | Взаимодействие. Роль уважительных отношений во взаимодействии. Правило «Относись к другим людям так, как тебе хочется, чтобы они относились к тебе». Агрессивное поведение. | В течение года | |
4 | Учусь настаивать на своём | 3 | Отстаивание своих интересов и мнения в неагрессивной форме. Отказ в ситуации давления. | В течение года | |
5 | Я становлюсь увереннее | 3 | Причины неуверенности в себе. Преодоление неуверенности в себе. Способы преодоления неуверенности в поведении. Ответственность за своё поведение, умение не поддаваться давлению окружающих. | ||
6 | Когда на меня оказывают давление | 4 | Давление – одна из форм влияния на людей. Источники влияния и давления. Давление сверстников. Положительные и отрицательные последствия влияния окружающих. Самостоятельное принятие решений в ситуации давления. Сопротивление давлению. | ||
7 | Курение | 9 | Вредное влияние табачного дыма на организм. Никотин и табак. Смолы. Угарный газ. Привыкание. Последствия, к которым может привести курение. Безопасные и интересные способы проводить время. Курение и спорт. Цена курения для общества. |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятий | Дата проведения | Планируемые результаты | Формы занятий | Виды деятельности | Формы аттестации/контроля |
Мой характер 9 ч | ||||||
1/1 | Вводный урок. Что такое полезные привычки | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в парах, работа в группах по четыре человека | . поговорить о внешности и чертах характера людей 2. дать возможность подумать о чертах своего характера | |||
2/2 | Пре – тест. Исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ | способствовать анализу детьми собственных качеств | ||||
3/3 | Тренинги, упражнения – энергизаторы на формирование навыков общения | |||||
4/4 | Тренинги на формирование навыков управления эмоциями и стрессом | |||||
5/5 | Мой характер | Различные человеческие качества (внешность и черты характера). Самоанализ (для формирования реалистической самооценки). Внутренние качества человека как составляющие характер. Изменение черт характера в лучшую сторону. Игра «Кто Я?». В результате игры делаем вывод, что каждый ученик обладает уникальным набором черт характера и внешности. | ||||
6/6 | Мой характер | |||||
7/7 | Тренинг «Мой характер» | |||||
8/8 | Тренинг «Мой характер» | |||||
9/9 | Что такое самооценка. Учусь оценивать себя | |||||
Учусь оценивать себя сам 2 ч | ||||||
10/1 | Учусь оценивать себя | индивидуальная, групповая дискуссия, работа в группах по 4 | . дать понятие о самооценке 2. предоставить возможность оценить себя | |||
11/2 | Тренинг «Учусь оценивать себя» | |||||
Учусь взаимодействовать 4 ч | ||||||
12/1 | Учусь взаимодействовать. Роль уважительных отношений во взаимодействии | индивидуальная, работа в парах, работа в группах по 4 | Уважительное отношение людей друг к другу способствует эффективному общению. Инсценирование ситуаций в целях демонстрации уважительного отношения друг к другу. Положительные отношения формируются в процессе совместной деятельности. . | |||
13/2 | Учусь взаимодействовать. Роль уважительных отношений во взаимодействии | |||||
14/3 | Тренинг «Учусь взаимодействовать» | |||||
15/4 | Тренинги, упражнения – энергизаторы на формирование навыков общения | объяснить роль уважительных отношений во взаимодействии 2. объяснить смысл правила" относись к другим так как тебе хочется, чтобы они относились к тебе | ||||
Учусь настаивать на своем 3 ч | ||||||
16/1 | Учусь настаивать на своем. Неагрессивное отстаивание своей позиции | Общение. Научить детей отстаивать свои интересы в неагрессивной форме. Дать представление о возможности отказа в ситуации давления. Познакомить с понятиями «Давление одного человека на другого. Пассивное поведение. Агрессивное поведение. Неагрессивное отстаивание своего мнения». Практикум. Памятка «Пассивное, агрессивное поведение». Памятка «Отстаивай свое мнение неагрессивно». | ||||
17/2 | Учусь настаивать на своем. Неагрессивное отстаивание своей позиции | индивидуальная, работа в группах по четыре человека | ||||
18/3 | Тренинг «Учусь настаивать на своем» | показать возможность неагрессивного отстаивания своей позиции 2. дать представление о возможности отказа в ситуации давления | ||||
Я становлюсь увереннее 3 ч | ||||||
19/1 | Я становлюсь увереннее. Причины неуверенности в себе | индивидуальная, групповая дискуссия, ролевая игра, работа в группах по 4 | Формирование реалистичной самооценки и уверенности в себе - путь к реализации своих возможностей. | |||
20/2 | Я становлюсь увереннее. Способы преодоления неуверенности в поведении | Принятие решений. Способствовать преодолению учениками неуверенности в себе. Поговорить о неуверенности в себе и ее причинах и способах преодоления Практикум. Коллаж «Портрет уверенного человека (внешние признаки)». Модель «Характеристика уверенного человека» (внешность и черты характера). | ||||
21/3 | Тренинг «Я становлюсь увереннее» | |||||
Когда на меня оказывают давление 4 ч | ||||||
22/1 | Когда на меня оказывают давление | индивидуальная, групповая дискуссия, ролевая игра, работа в группах по 4 | Познакомить с понятием «Давление сверстников». Полезное и вредное давление. Практикум. Самоанализ «Положительное и отрицательное влияние». Правила сопротивления давлению. | |||
23/2 | Когда на меня оказывают давление | поговорить об источниках влияния и давления 2. показать положительные и отрицательные последствия влияния 3. объяснить, что в ситуации давления следует самостоятельно принимать решения | ||||
24/3 | Тренинг «Когда на меня оказывают давление» | Ситуации, в которых нужно уметь сказать нет. Принятие решений. Объяснить детям, что давление - одна из форм влияния на людей. | ||||
25/4 | Тренинги, упражнения – энергизаторы на формирование навыков общения. | |||||
Курение 9 ч | ||||||
26/1 | О вреде курения | индивидуальная, групповая дискуссия, ролевая игра, работа в группах по 4 | информация о табаке, никотине и вредных последствиях их воздействия на организм. Непосредственные и долговременные эффекты курения. Привыкание. Цена курения для успешной учебы. Курение и здоровье. Курение и спорт. | |||
27/2 | Тренинги на формирование навыков управления эмоциями и стрессом | |||||
28/3 | О вреде курения | - познакомить с вредным влиянием курения на здоровье - показать способы безопасного и интересного проводения времени | ||||
29/4 | Тренинги, упражнения – энергизаторы на формирование навыков общения | интервью, групповая дискуссия, ролевая игра, эксперимент, работа в группах по 4 | - описать последствия курения - объяснить, что правдивую информацию о курении можно получить у учителя или родителей | |||
30/5 | Пост-тест. Исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ | |||||
31/6 | Диагностирование учащихся. Исследование эмоционального возбуждения | |||||
32/7 | Диагностирование учащихся. Исследование ценностных ориентаций | |||||
33/8 | Диагностирование учащихся. Исследование уровня самооценки | |||||
34/9 | Итоговое занятие. Игра «Пойми меня» |
Рабочая программа предусматривает использование:
- Полезные привычки.: Рабочая тетрадь для 3 класса. / Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. - Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
- Полезные привычки.: Пособие для учителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. - Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
- Полезные расчёты, или как оценивать эффективность превентивного обучения.: Методические рекомендации для учителя./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. - Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
- Полезные привычки.: Материалы для родителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. - Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.
- «Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя». Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова
- Москва,2001год
- « Уроки общения в начальной школе». Пособие для учителя. Е.А. Сорокоумова. АО « Мэрил» 2005год.
- Лушников В.И., Лушников В.В. Полезные привычки.- Абакан, 2004.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Веселовская СОШ №1 _____________Шемякина И.В.
от ___________ 2019 года №1 ___ ___________ 2019 года
__________ Беркун О. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по курсу "Полезные привычки" 3 класс "Когда на меня оказывают давление"
В своей работе педагоги часто сталкиваются с проблемами, которые связаны с неконструктивным поведением детей. Одним из них является манипулятивное поведение в детской ср...
Занятие по курсу "Полезные привычки" 3 класс "Учусь настаивать на своём"
Злоупотребление наркотиками и другими психоактивными веществами среди молодёжи не только не снижается, а неуклонно возрастает. Это становится болезненной проблемой...
Тема: «Воспитание морально – этических норм поведения через курс «Полезные привычки».
Курс «Полезные навыки»...
курса ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения...
Рабочая программа по факультативу "Полезные привычки" для 4 класса
Содержит информацию о концепциях программы, общую характеристику учебного процесса, тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Полезные привычки"
Рабочая программа по курсу "Полезные привычки"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Полезные привычки" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Полезные привычки" 3 класс...