Упражнения по чистописанию на уроках математики.
статья (2 класс)

Миронюкова Елена Николаевна

Упражнения по чистописанию на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения по чистописанию на уроках математики.

учитель начальных классов                    ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

МИРОНЮКОВА

г. Петропавловск - Камчатский

МАОУ «Средняя школа № 36»

Описание:

        Данная статья «Упражнения по чистописанию на уроках математики» призвана показать насколько минутки чистописания могут быть интересными и разнообразными, насколько они важны и необходимы, познавательны, способствуют расширению кругозора в области математики, помогают учителю приобщать учеников к математике как к важному и интересному предмету.

Цель: активизация деятельности учащихся на уроках математики, развитие интеллектуальных и познавательных способностей.

        Задачи:

  • научить решать нестандартные задачи;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать интерес к математике.

Упражнения по чистописанию в начальной школе являются неотъемлемой частью успешности ребёнка.  Эти упражнения включают в себя детальный анализ написания цифр по высоте, ширине, т. е. при выполнении этих упражнений дети овладевают как графическим навыком, так и навыком каллиграфического письма.  Упражнения по чистописанию необходимо проводить систематически, умение правильно писать, правильно располагать цифру в клеточке поможет в будущем избежать многих ошибок при записи многозначных чисел, при решении примеров с многозначными числами. Чтобы эти упражнения не были однообразными и скучными учителю необходимо продумывать и разнообразить задания. Однообразие вызывает скуку. Можно ли этого избежать? Как сделать начало урока эффективным?              Поиск новых форм, методов и приёмов повышения эффективности современного урока – явление не только необходимое, но и закономерное.  

На уроках математики я систематически использую такие нестандартные виды заданий как: найди, отгадай, подумай, сравни, исследуй и т. д., т. е. даже упражнения по чистописанию не даются в виде готового продукта. Необходимо забыть такие фразы: «Сегодня на уроке мы будем писать цифру…» или «Сегодня на уроке мы вспомним правила написания цифры...». С самого начала урока детей нужно включить в работу, заинтересовать, заинтриговать, поэтому минутки чистописания несут в себе не только овладение графическими и каллиграфическими навыками, но и более глубокую задачу – включение в мыслительный процесс.

Нестандартные минутки чистописания активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, мышление творческим, самостоятельным, гибким. А   значит, использование таких нестандартных минуток способствует углублению знаний детей, расширению кругозора, снятию эмоционального напряжения учащихся, активному развитию познавательных интересов детей, выработке стойкого умения выделять главные, существенные признаки и свойства, математические отношения скрытые несущественными данными.

Нестандартные, увлекательные, интересные, динамичные минутки на любом уроке – всегда эмоциональная разрядка для ребёнка, снятие напряжения, тревожности, неуверенности. Однако нельзя забывать, что главным в проведении любого этапа урока является обучение.

Подбирая материал, я использую, на каждом уроке математики, загадки, задачи – шутки, логические задачи, различные ребусы (математические, музыкальные, ребусы со словарными словами и т.п.) или анаграммы, пословицы, поговорки, стихотворения, названия сказок и т. д. Детям очень нравятся эти минутки, они проходят активно, интересно, позитивно, эмоционально.            Конечно, чтобы разнообразить минутки чистописания параллельно ведётся подготовка к ним и на других уроках: уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения, музыки, непосредственно и на уроках математики, так же я включаю задания на общие знания: подумай, как ты думаешь, а знаешь…, сделай вывод…

Выполняя эти задания у детей развивается внимание, мышление, расширяется кругозор, пополняется словарный запас, проявляется интерес к математике, формируется логическое и образное мышление, идёт развитие интеллектуальных способностей, воспитывается сознательное отношение к математике, развивается находчивость, смекалка, умение обнаруживать связи между данными, анализировать, находить закономерности, развивать творческие способности, повышать познавательную деятельность. Именно на таких нестандартных минутках удается создать оптимальные условия обучающимся в соответствии с их возможностями, сделать их активными участниками урока. Такие задания делают урок более интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе выполнения заданий, играя, они осваивают необходимые навыки счёта, приобретают умение к доказательности рассуждений, умение сосредоточить своё внимание на возникшей проблеме и путей её решения.

В современном мире – мире компьютерных технологий, нет никаких трудностей в подборе материалов, нужно не только умение пользоваться интернет ресурсами, но и желание сделать уроки наиболее интересными и познавательными. Кроме, интернет ресурсов, конечно у каждого учителя есть и собственные наработки, с некоторыми из которых я бы хотела поделиться. Приведу лишь некоторые примеры заданий для учеников 1-2 классов.

На уроках ИЗО, окружающего мира, литературного чтения, музыки мы встречаемся с описанием такого явления природы, как радуга. На минутках чистописания я использую работу с «радугой».

Например:

- Сколько цветов в радуге? (7)

- Расскажите всё, что вы знаете о числе 7.

(в ответы включаются и математические знания, и пословицы, и поговорки, название планет, название месяца…)

- Каким по счёту будет зелёный цвет? (аналогичная работа)

- Если смешать красный цвет и жёлтый, какой цвет получится?

- Каким по счёту будет оранжевый цвет?  (и т. д.)

Подобную работу можно проводить и с «нотным станом», и с названием дней недели, и с названием месяцев, с названием планет …

- Я загадала число, взяла половину и получила, например, 4. Какое число я загадала?

- Я загадала число, взяла половину и увеличила (уменьшила) его на 2. У меня получилось … Какое число я загадала?

Так же я использую различные задачи с вопросами в косвенной форме, подбирая интересные факты о животных, растениях, об окружающем нас мире, задачи с региональным компонентом…

В своей статье мне хотелось показать насколько важен каждый этап урока, и что минутки чистописания это один из не менее важных, не менее интересных, развивающих и познавательных этапов, которые помогают развитию яркой, эмоциональной, правильной речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора в области математики, помогают учителю приобщать учеников к математике как к важному и интересному предмету. Нестандартные задания учат образному нестандартному мышлению, что способствуют развитию логики и смекалки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скороговорки и минутки чистописания на уроках русского языка.

В этой работе представлены скороговорки, которые можно проговаривать с одновременным движением рук....

"Минутки чистописания на уроках русского языка "

Содержит пословицы, поговорки и задания по чистописанию...

Чистописание для уроков русского языка

Чистописание для уроков русского языка с использование краеведческого материала...

Методическая разработка по проведению минуток чистописания на уроках русского языка в 1-4 классах по ОС Школа 2100

Методика использования пособия по чистописанию М. А. Яковлевой , конспекты уроков уроков, упражнения для развития мелкой моторики, для языковой разминки....

Минутки чистописания на уроках русского языка.

Минутки чистописания на уроках русского языка....

Урок математики во 2 классе. Тема урока: «Решение задач и упражнений различного типа на сложение и вычитание в пределах 100»

Урок-путешествие.Тип урока: интегрированныйФорма работы: коллективная, индивидуальная.Оборудование: схемы, наглядные пособия, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы, и...

Логические задачи и упражнения , применяемые учителем на уроках математики

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких техно...