Упражнения по чистописанию на уроках математики.
статья (2 класс)

Миронюкова Елена Николаевна

Упражнения по чистописанию на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения по чистописанию на уроках математики.

учитель начальных классов                    ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

МИРОНЮКОВА

г. Петропавловск - Камчатский

МАОУ «Средняя школа № 36»

Описание:

        Данная статья «Упражнения по чистописанию на уроках математики» призвана показать насколько минутки чистописания могут быть интересными и разнообразными, насколько они важны и необходимы, познавательны, способствуют расширению кругозора в области математики, помогают учителю приобщать учеников к математике как к важному и интересному предмету.

Цель: активизация деятельности учащихся на уроках математики, развитие интеллектуальных и познавательных способностей.

        Задачи:

  • научить решать нестандартные задачи;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать интерес к математике.

Упражнения по чистописанию в начальной школе являются неотъемлемой частью успешности ребёнка.  Эти упражнения включают в себя детальный анализ написания цифр по высоте, ширине, т. е. при выполнении этих упражнений дети овладевают как графическим навыком, так и навыком каллиграфического письма.  Упражнения по чистописанию необходимо проводить систематически, умение правильно писать, правильно располагать цифру в клеточке поможет в будущем избежать многих ошибок при записи многозначных чисел, при решении примеров с многозначными числами. Чтобы эти упражнения не были однообразными и скучными учителю необходимо продумывать и разнообразить задания. Однообразие вызывает скуку. Можно ли этого избежать? Как сделать начало урока эффективным?              Поиск новых форм, методов и приёмов повышения эффективности современного урока – явление не только необходимое, но и закономерное.  

На уроках математики я систематически использую такие нестандартные виды заданий как: найди, отгадай, подумай, сравни, исследуй и т. д., т. е. даже упражнения по чистописанию не даются в виде готового продукта. Необходимо забыть такие фразы: «Сегодня на уроке мы будем писать цифру…» или «Сегодня на уроке мы вспомним правила написания цифры...». С самого начала урока детей нужно включить в работу, заинтересовать, заинтриговать, поэтому минутки чистописания несут в себе не только овладение графическими и каллиграфическими навыками, но и более глубокую задачу – включение в мыслительный процесс.

Нестандартные минутки чистописания активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, мышление творческим, самостоятельным, гибким. А   значит, использование таких нестандартных минуток способствует углублению знаний детей, расширению кругозора, снятию эмоционального напряжения учащихся, активному развитию познавательных интересов детей, выработке стойкого умения выделять главные, существенные признаки и свойства, математические отношения скрытые несущественными данными.

Нестандартные, увлекательные, интересные, динамичные минутки на любом уроке – всегда эмоциональная разрядка для ребёнка, снятие напряжения, тревожности, неуверенности. Однако нельзя забывать, что главным в проведении любого этапа урока является обучение.

Подбирая материал, я использую, на каждом уроке математики, загадки, задачи – шутки, логические задачи, различные ребусы (математические, музыкальные, ребусы со словарными словами и т.п.) или анаграммы, пословицы, поговорки, стихотворения, названия сказок и т. д. Детям очень нравятся эти минутки, они проходят активно, интересно, позитивно, эмоционально.            Конечно, чтобы разнообразить минутки чистописания параллельно ведётся подготовка к ним и на других уроках: уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения, музыки, непосредственно и на уроках математики, так же я включаю задания на общие знания: подумай, как ты думаешь, а знаешь…, сделай вывод…

Выполняя эти задания у детей развивается внимание, мышление, расширяется кругозор, пополняется словарный запас, проявляется интерес к математике, формируется логическое и образное мышление, идёт развитие интеллектуальных способностей, воспитывается сознательное отношение к математике, развивается находчивость, смекалка, умение обнаруживать связи между данными, анализировать, находить закономерности, развивать творческие способности, повышать познавательную деятельность. Именно на таких нестандартных минутках удается создать оптимальные условия обучающимся в соответствии с их возможностями, сделать их активными участниками урока. Такие задания делают урок более интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе выполнения заданий, играя, они осваивают необходимые навыки счёта, приобретают умение к доказательности рассуждений, умение сосредоточить своё внимание на возникшей проблеме и путей её решения.

В современном мире – мире компьютерных технологий, нет никаких трудностей в подборе материалов, нужно не только умение пользоваться интернет ресурсами, но и желание сделать уроки наиболее интересными и познавательными. Кроме, интернет ресурсов, конечно у каждого учителя есть и собственные наработки, с некоторыми из которых я бы хотела поделиться. Приведу лишь некоторые примеры заданий для учеников 1-2 классов.

На уроках ИЗО, окружающего мира, литературного чтения, музыки мы встречаемся с описанием такого явления природы, как радуга. На минутках чистописания я использую работу с «радугой».

Например:

- Сколько цветов в радуге? (7)

- Расскажите всё, что вы знаете о числе 7.

(в ответы включаются и математические знания, и пословицы, и поговорки, название планет, название месяца…)

- Каким по счёту будет зелёный цвет? (аналогичная работа)

- Если смешать красный цвет и жёлтый, какой цвет получится?

- Каким по счёту будет оранжевый цвет?  (и т. д.)

Подобную работу можно проводить и с «нотным станом», и с названием дней недели, и с названием месяцев, с названием планет …

- Я загадала число, взяла половину и получила, например, 4. Какое число я загадала?

- Я загадала число, взяла половину и увеличила (уменьшила) его на 2. У меня получилось … Какое число я загадала?

Так же я использую различные задачи с вопросами в косвенной форме, подбирая интересные факты о животных, растениях, об окружающем нас мире, задачи с региональным компонентом…

В своей статье мне хотелось показать насколько важен каждый этап урока, и что минутки чистописания это один из не менее важных, не менее интересных, развивающих и познавательных этапов, которые помогают развитию яркой, эмоциональной, правильной речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора в области математики, помогают учителю приобщать учеников к математике как к важному и интересному предмету. Нестандартные задания учат образному нестандартному мышлению, что способствуют развитию логики и смекалки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скороговорки и минутки чистописания на уроках русского языка.

В этой работе представлены скороговорки, которые можно проговаривать с одновременным движением рук....

"Минутки чистописания на уроках русского языка "

Содержит пословицы, поговорки и задания по чистописанию...

Чистописание для уроков русского языка

Чистописание для уроков русского языка с использование краеведческого материала...

Методическая разработка по проведению минуток чистописания на уроках русского языка в 1-4 классах по ОС Школа 2100

Методика использования пособия по чистописанию М. А. Яковлевой , конспекты уроков уроков, упражнения для развития мелкой моторики, для языковой разминки....

Минутки чистописания на уроках русского языка.

Минутки чистописания на уроках русского языка....

Минутка чистописания на уроках русского языка

Данные упражнения позволяет ученикам отработать каллиграфические навыки. Упражнения предназначены для учащихся 3-4 классов....

Логические задачи и упражнения , применяемые учителем на уроках математики

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких техно...