календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Брославская Наталья Николаевна

КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl_ktp_okruzhayushchiy_mir_2018-2019.docx73.67 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

(разделы, темы)

Кол-

во

часов

Дата проведения

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ- компетенции, межпредметные понятия

Материально-техническое оснащение

Примечание

план

факт

 «Как устроен мир»

3

1

Природа.

Классификация объектов природы.

1

-— Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;

—   понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

— работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебник,

Презентация по теме урока, электронное пособие

Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей

С. 4 – 9

2

Человек. Общество.

Проект «Богатства, отданные людям»

1

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;

— различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;

— работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;

— моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;

—   определять место человека в мире;

—   характеризовать семью, народ, государство как части общества;

—   обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

—   сопоставлять формы правления в государствах мира;

— работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—   определять цель проекта;

—   распределять обязанности по проекту в группах;

—   собирать  материал   в дополнительной  краеведческой литературе,  музее, в ходе интервью, в Интернете;

—   подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;

—   презентовать проект;        

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебник Презентация по теме урока

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.С. 10 – 17.

С.18-23

3

Что такое экология. Природа в опасности!

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;

— работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;

— устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

— работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;

—   моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;

—   обсуждать, как каждый может помочь природе;

— работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебник Таблицы, электронное пособие

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

С. 24 – 28 ,С.29-34

 «Эта удивительная природа»

9

4

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ.

Пр. р.  «Исследуем продукты на содержание крахмала».

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт -высказывать предположения  объясняющие результат опыта

-доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку;  моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и

электронное пособие,  лабораторное оборудование

Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества

С. 36 – 39,с.41-45

5

Воздух и его охрана.

1

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- анализировать схему с целью определения состава  воздуха

- исследовать с помощью опытов  свойства воздуха,

-различать цель опыта, ход опыта, вывод;  фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Презентация,

Лабораторное оборудование

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха.

С. 46 – 50

6

Вода. Превращения и круговорот воды. Берегите воду!

Пр. р.   «Свойства воды».

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):

— работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свои ответе ответами одноклассников, обобщать информацию;

— работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;

— высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;

— наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

— работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе,

— высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

— работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;

— работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе);        

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие, карточки,

Лабораторное оборудование

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды.

С. 51 – 54 ,55-58, 59-63

7

Что такое почва.

Пр. р.  «Исследуем состав почвы».

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   анализировать  рисунок учебника  по  предложенным  заданиям   и  вопросам;

—   высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

— практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;

— анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;

—   обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

— характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В.Докучаева);

— обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»;        

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие, схемы,

Лабораторное оборудование

Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

С. 64 – 68

8

Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами.

Экскурсия «Мир растений».

1

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень
разнообразны;        

—   знакомиться с группами растений по материалам учебника)

— работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;

— приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;

— используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

—   выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

—   моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

—   выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

—   доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Презентация.

Гербарий.

Коллекция грибов. Атлас-определитель

Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях.

С. 69 – 73 ,74-77

9

Размножение, развитие  и охрана растений.

Пр. р.  «Способы распространения семян».

1

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать условия, необходимые для  размножения растения и их распространения;        

—   наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

—   выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

—   характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;

—   работать с терминологическим словариком;

—   актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;

—   характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

—   обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

—   оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие, карточки, коллекция семян.гербарий

Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян.

С. 78 – 81,82-85

10

Разнообразие животных.

Проект«Разнообразие природы родного края».

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать знанияо животном мире, полученные в 1—2 классах;

—   классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

—   приводить примеры животных разных групп;

—   с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;

—   обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;

—   работать с электронным приложением к учебнику;

—   работать с терминологическим словариком;

— характеризовать животных по типу питания;

— приводить примеры животных по типу питания;

— анализировать схемы цепей питания;

—   характеризовать защитные приспособления растений и животных;

—   обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;

—   обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:        

—   определять цель и этапы работы;

—   распределять обязанности;

—   совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

—   находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

—   составлять и презентовать «Книгу природы родного края»;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие, карточки, фотоматериалы, иллюстративный материал

гербарий, коллекция семян

Многообразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные.  Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных.   С. 87 – 93, 93-97, 98-99

11

Размножение, развитие и охрана животных.

Кто что ест.

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;)

—   характеризовать животных разных групп по способу размножения;

—   моделировать стадии размножения животных разных групп;

—   рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

—   обсуждать материалы  книг «Зелёные страницы»  и  «Великан  на  поляне» о размножении животных;

—   работать с терминологическим словариком;

—   актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах;

—   характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

—   с  помощью атласа-определителя  и  электронного  приложения  определять животных, занесённых в Красную книгу России;

—   обсуждать меры по охране животных;

—   обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;

—   формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;

—   с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;

—   создать книжку-малышку «Береги животных»;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Презентация, фотоматериалы, иллюстративный материал,

Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания.

Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

С. 100-105,106-111

12

В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать строение шляпочных грибов;

—   с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

—   обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;

—   моделировать различие грибов-двойников;

—   характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;

—   обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;

—   моделировать круговорот веществ в природе;        

—   рассказывать о круговороте веществ на Земле;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие, карточки, муляжи грибов

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.

С.112-116, 118 – 120

«Мы и наше здоровье»

5

13

Организм человека. Органы чувств.

Пр.р. «Мой рост и масса тела».

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

—   характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

—   обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

—   анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

—   практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

—   распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

—   формулировать правила гигиены органов чувств;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие, карточки Таблицы по окружающему миру

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная системы.С. 122 – 125 ,126-129

14

Надежная защита организма. Опора тела и движение.

Пр. р. «Исследуем  кожу».

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   практическая работа: изучить свойства кожи;

—   характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

—   характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

—   работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;

—   подготовить рассказ об уходе за кожей;        

характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

—раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

—следить за правильной осанкой на уроке и вне его;            

—выполнять физкультминутки;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие, тесты, Таблицы по окружающему миру

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги,  обмораживание)

С.130 – 133 ,134-137,

15

Наше питание.  

Проект «Школа кулинаров».

1

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

—   моделировать строение пищеварительной системы;

—  характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

—   обсуждать правила рационального питания;

—   составлять меню здорового питания;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

—   готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»

Таблицы по окружающему миру

Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.с.138-141,142-143

16

Дыхание и кровообращение

Пр. р. «Учимся измерять пульс».

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

—   характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

—   моделировать строение дыхательной системы;

—   характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

—   моделировать строение кровеносной системы;

—   обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

—   практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

—   работать с терминологическим словариком;

—   работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы

электронное пособие, тесты

Питательные вещества, необходимые организму

 ( белки, жиры,  углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

С. 144-146

17

Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

1

Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить

—   актуализировать знания об опасностях в быту, полученные 1—2 классах;

—   характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

—   моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

—   называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

—   работать с терминологическим словариком;

—   анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Презентации, секундомер

С. 147-149,150-153

 «Наша безопасность»

4

18

Огонь, вода и газ.

1

Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить

—   актуализировать знания об опасностях в быту, полученные 1—2 классах;

—   характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

—   моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

—   называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

—   работать с терминологическим словариком;

—   анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие,

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

С. 4 – 7

19

Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки.Опасные места.

1

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать правила безопасного поведения на улице,  полученные в 1—2 классах;

—   работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

—   обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

—   выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

—   моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

—   актуализировать знание дорожных знаков, полученное в I—2 классах;

—   анализировать  разные типы  знаков,  обсуждать,  как они  помогают пешеходам;

—   выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

—   моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Презентации, демонстрационный материал, модели светофоров, дорожных знаков

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

С. 8 – 13,14-24

20

Комплексная работа.

1

21

Природа и наша безопасность.Экологическая безопасность

Пр. р.«Очистка воды».

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать опасности природного характера;

—   находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

—   обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»;

—   характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

—   отличать гадюку от ужа;

—   анализировать по схеме цепь загрязнения; —   приводитьпримеры цепей загрязнения; —   моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; —   обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; —   практическаяработа: знакомиться с устройством и работой бытовою фильтра для очистки воды;                                                  

—   работать с терминологическим словариком; —  

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

 Учебник электронное пособие, лабораторное оборудование

Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).

С. 25 – 30 ,31-36

«Чему учит экономика»

6

22

Для чего нужна экономика.Природные   богатства  и  труд  людей — основа экономики.

1

-—   Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить; —   раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; —   различать товары и услуги; приводить примеры товаров ц. услуг; —   характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; —   работать с терминологическим словариком; —   работатьсо взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; —   раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; —   приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; —   прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; —   раскрывать роль науки в экономическом развитии; —   работатьсо взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; —   работать с терминологическим словариком;

 —   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие, презентация

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги.

С. 38 – 41 ,42-45.

23

Полезные ископаемые.

Пр. р. « Исследуем полезные ископаемые».

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; —   актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I — 2 классах;

—   определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

—   выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

—   характеризовать  особенности  добычи  различных  полезных  ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

—   с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

—   работать с терминологическим словариком;

—   работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие, коллекция «Полезные ископаемые», тесты

Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых.

С. 46 – 50

24

Растениеводство. Животноводство.

Пр. р. «Учимся сравнивать и описывать растения».

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученныев I—2 классах;        

—   практическая работа в паре: исследовать выданное учителем  сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

—   обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

—   различать и классифицировать культурные растения;

—   определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

—   характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;

—   выявлять связь растениеводства и промышленности;

—   работать с терминологическим словариком;

—   исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;

—   актуализировать   знания   о  диких   и  домашних  животных;

—   классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

—   характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;

—   выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

—   работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие, гербарий, муляжи овощей, фруктов

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства.Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов.

С. 51 – 55 ,56-59

25

Какая бывает промышленность.Проект «Экономика родного края».

1

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— характеризовать отрасли промышленности по4« роли в производстве товаров;

—   соотносить продукцию и отрасли промышленности;

—   выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

—   характеризовать труд работников отраслей промышленности;

—   работать с терминологическим словариком;        

— работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить
у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;        

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—   собирать информацию об экономике своего края (города, села);

—   оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома. д.;

—   коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

—   презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие, презентации, фотоматериалы

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание  и разведение сельскохозяйственных животных.С. 60-63,64-65

26

Что такое деньги. Государственный и семейный бюджет.

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

—   раскрывать роль денег в экономике;

—   различать денежные единицы разных стран;

—   практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

—   определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

—   выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

—   моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

—   характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

—   выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

—   определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

—   обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важным

—   моделировать семейный бюджет;        

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебник электронное пособие,

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая.С. 66 – 70,71-74,75-78

27

Экономика и экология.

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах;

—   характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

—   раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

—   обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

—   приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;

—   моделировать экологические прогнозы;

—   работать с терминологическим словариком;

—   работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Презентации, коллекция монет, денежных купюр

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.С. 79-84

«Путешествие по городам и странам»

7

28

Золотое кольцо России.

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

—   рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

—   узнавать   достопримечательности   городов   Золотого   кольца   по  фотографиям;

—   составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

—   моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;

—   выполнять задания из электронного приложения к учебник

—   с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого
кольца;        

—   формулировать выводы из изученного материала

электронное пособие,

фотоматериалы,карта России

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности.

С. 86 – 97

29

Проект «Музей путешествий»

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—   собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

—   оформлять экспозицию музея;

—   готовить сообщения (экскурсии по музею);

—   презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

презентации

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

С. 98 – 99

30

Наши ближайшие соседи.

На севере Европы.

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

— обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

—   выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—   работать с терминологическим словариком;

— с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией;

— работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—   соотносить государства и их флаги;

— узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей;

—   составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

— работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие, карта,глобус

Государства, граничащие с Россией, их столицы.

С. 100 – 105 , 108-117

31

Что такое Бенилюкс.

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—   составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

—   описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

—   выполнять задания электронного приложения к учебнику;

— используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам;

— работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

электронное пособие,

фотоматериалы

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

С. 118– 124

32

В центре Европы

По Франции и Великобритании.

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—   узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;

—   выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

—   моделировать достопримечательности из пластилина;

—   работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебник электронное пособие,

Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

С. 125-131,132-138

33

На юге Европы.

1

-—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, Великобритании, Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;        

—   описывать достопримечательности Франции, Великобритании, Греции и Италии по фотографиям;

—   составлять вопросы для викторины о Франции Великобритании, Греции и Италии;

—   выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты
о Франции Великобритании, Греции и Италии;        

— работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из
Франции, Великобритании, Греции и Италии;        

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебник электронное пособие,

фотоматериалы

С.138-141,142-148

34

По знаменитым местам мира.

Презентация проектов.

1

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

—   обсуждать цели международного туризма;

—   работать с картой;

—   описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

—   находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Презентации работ учащихся

Представление результатов проектной деятельности

С.149-153

Практическая часть:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Пр.р. - 3

Пр.р. - 4

Пр.р. - 4

Пр.р. - 2

Проект - 1

Проект - 2

Проект - 2

Проект - 1

Экскурсия - 1

Экскурсия - 0

Экскурсия - 0

Экскурсия - 0

Комплексная – 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....