Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС
статья

Мыскова Светлана Геннадьевна

Внедрение предметного обучения - инновационный процесс, то есть обновление и изменение форм и способов обучения и воспитания для обеспечения эффективности образовательного процесса в соответствии с задачами, которые общество ставит перед системой образования.

Задача школы в целом и учителя в частности - так построить урок, чтобы ребенок мог не только воспринимать и воспроизводить информацию, а делать открытия, добывать знания самостоятельно. От учителя это требует существенно более глубокого знания самого предмета, творческого подхода к проектированию каждого урока, способности к созданию ситуаций, в которых дети могли бы делать открытия. Для создания таких условий и вводят предметное обучение в начальной школе.

Проанализировав три года работы,   могу  назвать: какие плюсы  имеет предметное обучение, и какие задачи можно  решать,  успешно работая,  в этой системе?

Во-первых, предметное обучение существенно снижает время подготовки учителя к уроку и в то же время повышает его качество. Ведь педагог готовится не к 4-5 предметам одновременно, а имеет возможность углубиться в подготовку по одной предметной области.
Во-вторых, известно, что каждый человек имеет предпочтения в той или иной предметной области, учитель не исключение.  Так как у меня второе образование учитель-логопед, мне ближе русский язык и литературное чтение. В этом направление у меня есть возможность разнообразить уроки, расширить кругозор детей.

В-третьих, есть возможность рано выявлять способности обучающихся, которые могут остаться незамеченными при традиционной форме обучения.
В-четвертых, в условиях предметного обучения у школьника есть больше шансов проявить себя на одном предмете независимо от его успехов или неудач в других.

В-пятых (один может быть из главных плюсов) - снижение рисков адаптации при переходе обучающихся в основную школу, когда отличники вдруг превращаются в троечников, пропадает желание учиться, нарушается поведение.

Ну а теперь поговорим о минусах внедрения предметного обучения.

  1. Тревога родителей. По их мнению: один учитель –одни требования, много учителей – много требований, разные. Нет единой системы школьных правил, требований. Родителям сложно получать обратную связь от педагога. Но хочу остановиться на следующем моменте, если классный руководитель организует правильную работу с родителями, с учителями предметниками – результат положительный.
  2. Объём заданий. Каждый предметник считает, что его предмет важнее и старается как можно больше заинтересовать ребёнка, загрузить работой. Важно понимать, что существуют возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка, которые также влияют на школьную успешность маленького ученика. Одному ребенку подходит инновационная форма предметного обучения, а другому будет комфортнее учиться с одной учительницей по менее интенсивной программе.
  3. Подбор кадров.  Не всегда учителя  могут работать сплоченно, равномерно делиться своим потенциалом в каждом классе. Одинаково использовать современные методы и средства обучения. Не делить классы на мой и ваш. Поэтому результат обучения, конечно, будет ниже.  

В нашей школе  большая параллель классов начальной школы и есть возможность   выбора и формы обучения, и программы, и педагога начальной школы.

В заключении сообщаю, что положительно отношусь к предметному обучению и буду продолжать работать. У нас сплочённая команда творческих компетентных учителей, грамотная администрация, а это очень важно при внедрении предметного обучения в начальной школе!

 

25.05.2019 г.

Учитель начальных классов:  Мыскова С.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_predmetnoe_obuchenie.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС

Внедрение предметного обучения - инновационный процесс, то есть обновление и изменение форм и способов обучения и воспитания для обеспечения эффективности образовательного процесса в соответствии с задачами, которые общество ставит перед системой образования.

Задача школы в целом и учителя в частности - так построить урок, чтобы ребенок мог не только воспринимать и воспроизводить информацию, а делать открытия, добывать знания самостоятельно. От учителя это требует существенно более глубокого знания самого предмета, творческого подхода к проектированию каждого урока, способности к созданию ситуаций, в которых дети могли бы делать открытия. Для создания таких условий и вводят предметное обучение в начальной школе.

Проанализировав три года работы,   могу  назвать: какие плюсы  имеет предметное обучение, и какие задачи можно  решать,  успешно работая,  в этой системе?

Во-первых, предметное обучение существенно снижает время подготовки учителя к уроку и в то же время повышает его качество. Ведь педагог готовится не к 4-5 предметам одновременно, а имеет возможность углубиться в подготовку по одной предметной области.
Во-вторых, известно, что каждый человек имеет предпочтения в той или иной предметной области, учитель не исключение.  Так как у меня второе образование учитель-логопед, мне ближе русский язык и литературное чтение. В этом направление у меня есть возможность разнообразить уроки, расширить кругозор детей.

В-третьих, есть возможность рано выявлять способности обучающихся, которые могут остаться незамеченными при традиционной форме обучения.
В-четвертых, в условиях предметного обучения у школьника есть больше шансов проявить себя на одном предмете независимо от его успехов или неудач в других.

В-пятых (один может быть из главных плюсов) - снижение рисков адаптации при переходе обучающихся в основную школу, когда отличники вдруг превращаются в троечников, пропадает желание учиться, нарушается поведение.

Ну а теперь поговорим о минусах внедрения предметного обучения.

  1. Тревога родителей. По их мнению: один учитель –одни требования, много учителей – много требований, разные. Нет единой системы школьных правил, требований. Родителям сложно получать обратную связь от педагога. Но хочу остановиться на следующем моменте, если классный руководитель организует правильную работу с родителями, с учителями предметниками – результат положительный.
  2. Объём заданий. Каждый предметник считает, что его предмет важнее и старается как можно больше заинтересовать ребёнка, загрузить работой. Важно понимать, что существуют возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка, которые также влияют на школьную успешность маленького ученика. Одному ребенку подходит инновационная форма предметного обучения, а другому будет комфортнее учиться с одной учительницей по менее интенсивной программе.
  3. Подбор кадров.  Не всегда учителя  могут работать сплоченно, равномерно делиться своим потенциалом в каждом классе. Одинаково использовать современные методы и средства обучения. Не делить классы на мой и ваш. Поэтому результат обучения, конечно, будет ниже.  

В нашей школе  большая параллель классов начальной школы и есть возможность   выбора и формы обучения, и программы, и педагога начальной школы.

В заключении сообщаю, что положительно отношусь к предметному обучению и буду продолжать работать. У нас сплочённая команда творческих компетентных учителей, грамотная администрация, а это очень важно при внедрении предметного обучения в начальной школе!

25.05.2019 г.

Учитель начальных классов:  Мыскова С.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную з...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС,

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе "начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную записку...

Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.

Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требования ФГОС начального общего образования. Пррограмма содержит пояснительную записку, общую характе...

Программа по окружающему миру. 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" (в соответствии с ФГОС)

Программа по окружающему миру разработана в соответствии с ФГОС, включает календарно-тематическое планирование с УУД. Была разработана на 2012/2013 учебный год....

конспект урока с презентацией по теме:"Звери- млекопитающие" в 1 классе УМК "Начальная школа XXI века" в соответствии с ФГОС

урок окружающего мира с презентацией в 1 классе по теме:"Звери - млекопитающие" УМК «Начальная школа XXI века» в соответствии с ФГОС...

Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2014-2015 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в 4б классе было предложено в каче...