Исследовательская работа "Край родной , навек любимый!"
проект (4 класс)

Однораленко Екатерина Александровна

 Родина - это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. Мы растём, взрослеем, но вот малую родину мы никогда не  забудем. Каждый человек должен любить свою малую родину, знать её историю, её богатство, замечательных людей, которые здесь родились и выросли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_rodnoy_navek_lyubimyy.docx82.22 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ                                                                        АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОАРМЕЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальная учебно-исследовательская

конференция «К основам наук»

Исследовательская работа

 «Край родной, навек любимый!»

Выполнили учащиеся 4 класса

МБОУ «ООШ села Сплавнуха Красноармейского района

Саратовской области»

Барышева Анна, Васильева Вероника,

 Голбан Денис, Касимцев Владимир                                                              

       Юридический адрес:                                                                                                               с. Сплавнуха, улица Ленина,30.

Руководитель: Однораленко Екатерина Александровна                                                                                                                                                                                

  учитель начальных классов                                                                      

 МБОУ «ООШ села Сплавнуха Красноармейского района

Саратовской области»

        Красноармейск

2019

Содержание

Введение……………………………………………………………….............................3-4

Глава 1 История села Сплавнуха

  1. Социологический опрос………………………………………………….........................5
  2.  Рождение села Сплавнуха….………………………………..……...............................5-6

1.3 Жизнь села в 20 веке…..….…………………………………..…………………….......6-7

1.4  Жизнь села сегодня……………………………………….……………………………7-8

Глава 2 Первый шаг к истории родного края…………………………………………….....9

Заключение.………………………………………………………...…………………….….10

Список используемых источников и литературы................................................................11

Приложение 1………………………………………………………………………………..12

Приложение 2…………………………………………………………………………….13-14

Приложение 3…………………………………………………………………………….15-30

Введение

Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной любимый двор.

Актуальность:

 Родина - это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. Мы растём, взрослеем, но вот малую родину мы никогда не  забудем. Каждый человек должен любить свою малую родину, знать её историю, её богатство, замечательных людей, которые здесь родились и выросли.

Гипотеза: Мы предполагаем, что  изучая историю села у нас  изменится   отношение    к прошлому малой Родины и обогатятся знания о родном селе не только у нас, но и у наших  сверстников.

Объект исследования: история нашей малой Родины.

Предмет исследования: влияние знаний истории родного края, его богатств, замечательных людей, которые здесь родились и выросли, на чувство гордости за него.

Цель нашего исследования:
изучить историю развития села, его историческое прошлое.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:    

  • изучить историю села Сплавнуха;
  • познакомиться с архивными материалами по истории села;
  • пообщаться с жителями родного села;
  • научиться работать с различными информационными источниками;
  • изучить отношение школьников к своей малой Родине;
  • вызвать у обучающихся гордость за свое село;
  • поэтапно оформлять стенд;
  • создать презентацию к защите исследовательской работы.

План исследовательской работы:

I этап - подготовительный:

1. Выбор темы.

2. Постановка цели, задач.

3.  плана исследовательской работы.

II этап - основной:

1. Проведение анкетирования обучающихся для выявления степени информированности об истории своей малой родины;

2. Посетить библиотеку и изучить архивные материалы;

3. Изучение и анализ  литературы и интернет-источников.

4. Расспросить местных старожилов об истории и жизни села;

5. Оформлять и помещать информацию на стенд «Край родной, на век любимый»

4. Выступить с сообщением «Край родной, навек любимый».

III этап - рефлексия:

1. Подвести  итог исследовательской работы.          

Методы исследовательской работы:  моделирование,  анализ, анкетирование, опрос, интервью, экскурсия.

Глава 1. История села Сплавнуха

  1.  Социологический опрос.

Для того чтобы приступить к исследовательской работе, мы решили выяснить, знают ли  обучающиеся нашей школы историю нашей малой Родины.

Для этого мы провели анкетирование (Приложение 1) среди обучающихся с 1 по 9 классы.

Результаты анкетирования

К сожалению, из анализа мы видим, что большинство обучающихся имеют малые познания о родном крае, они не знакомы  с его прошлым и настоящим. 


1.2. Рождение села Сплавнуха

Посетив школьную библиотеку и из источников интернет сайта, мы выяснили,  что в 1767 году  по Манифесту Екатерины II  у реки Елховка, близ реки Сплавнуха, была организована  колония и заселена немецкими реформаторами одного вероисповедания. Основатели – 79 семей, выходцы из Изенбурга и  Пфальца.  Колония получило название Гукк  по имени первого старосты.

Поселение  росло и процветало.  К концу 19 века  в селе   насчитывалось примерно 400 усадьб. В настоящее время остались деревянные  дома и несколько домов из кирпича в немецком стиле на улице Садовая, Кооперативная и Ленина, как напоминание о той эпохе.  Была построена деревянная церковь, сейчас на ее месте стоит сельский дом культуры.  В 1897 году была построена товарищеская школа для совместного обучения немецких и русских детей.  Здание сохранилось до наших дней. Вместительной являлась и одноэтажная кирпичная школа Гукка, где дети обучались до 1987 г. Здание которой, к сожалению, в настоящее время разрушено.

Жители колонии  имели более 78 промышленных заведений -  своё красильное, сарпиночное и портняжное заведение, торговые лавки, 19 ветряных мельниц, 18 кузниц, 3 маслобойни, 6 колесных мастерских, 6 кожевенных мастерских, 30 столярных мастерских.  В декабре 1910 г. сельский сход принял решение провести в Гукке водопровод и с тех пор остался каптаж, который выводит на поверхность подземные воды.

В 1926 году велось строительство железной дороги Саратов-Миллерово. Мужики на своих лошадях ездили за 5 км возить землю для полотна дороги. Местность изрезана оврагами, поэтому было построено много мостов, которые сохранились до сих пор. Почему до сих пор? А потому, что строительство железной дороги  законсервировали. Три года продолжались работы, но поезда так и не пошли.

Война 1941 года нарушила мирную жизнь. Немецкое село было практически полностью эвакуировано. Стоял рев коров, лай собак, нужно было убирать урожай, но в селе не было ни души.  Такое безлюдье длилось не долго. С Белоруссии, Украины,  Брянщины – людей, которые бежали с оккупируемых фашистами земель - эвакуировали сюда. В 1950-е годы сюда приезжали добровольцы-целинники.

Нельзя не отметить того, что наши односельчане, смело, отправлялись на защиту своей Родины.

  1. Жизнь села в 20 веке.

Из общения со старожилами села, мы узнали, что в 1943 году был организован  «Сплавнухинский»  совхоз.  Первым директором был Н.И. Котенко. С 1971г. и по 1993г. председателем сельского совета был Паршаков Михаил Фадеевич.                                                  

С  организацией совхоза началось  строительство МТС.  С начала в  МТС  насчитывалось 30 колёсных тракторов, а уже к концу 1965 года в совхозе  уже стало   79 тракторов,    в том числе 27 гусеничных, 3  бульдозера,   31  комбайн , 3 дизеля, 59 сеялок. С каждым годом МТС пополнялось новой техникой. При МТС была построена кузница на два горна. В 80 годах  уже имелась нефтебаза, оснащенная мастерская, склад запчастей, машинный двор, гараж.

Жизнь механиков, токарей, электриков, фрезеровщиков, кузнецов, водителей была в постоянном движении. Водители направлялись в командировку по всей стране. М.Т.С. обслуживал  Шенфель, старую Топовку ,Новую Топовку , Некрасово , Сплавнуху , Высокое.

Время шло, совхоз креп и богател. Поля засеивались рожью, пшеницей, ячменем, кукурузой, чечевицей, подсолнечником. Плантации были засажены овощами: капустой, картофелем, помидорами, кормовой свеклой. В уборке урожая принимали участие не только взрослые, но учащиеся школы.

Развивалось животноводство. Было построены коровники, свиноводческая ферма, птицефабрика. Совхоз обеспечивал страну молоком, мясом, яйцами.

В совхозе работал масло сливочный завод. Он перерабатывал не только свое молоко, но и  с соседних  совхозов. Сплавнухинский сыр реализовался по всему советскому союзу.

В совхозе работала пекарня. Сплавнухинские пекари снабжали хлебом Сплавнуху, Шенфель, старую Топовку, Новую Топовку, Некрасово,  Высокое.

 В совхозе, в здании старой немецкой школы, был организован промтоварный магазин.  

В Сплавнухинском лесхозе работали три лесника. Они привозили из питомников разные виды деревьев, и засаживали ими леса и посадки. Следили за порядком  лесного царства. Чего так не хватает в наши дни.

В конце 70-х  годов, на месте старой немецкой церкви, был возведен  дом культуры, построены 24 дома по улице Советской.               В начале 80-х  годов 20 домов по улице Совхозной. В 1987 году построена школа на 320 мест. Директором была назначена Подставина Т.И., которая работает и по сегодняшний день.  Был построен большой двухэтажный  детский сад, от которого остались одни руины. В 1989 году построили 13 коттеджей.

  1. Село сегодня.

В годы перестройки наше село сильно пострадало. Исчезли  коровники, птицефабрика, свинотоварная ферма,  масло сливочный завод,  хлебопекарня. Ни осталось и следа от лесхоза,  МТС.  Был закрыт большой детский сад, его здание сейчас разрушено. Жители массово стали покидать село, из-за чего опустели дома и улицы.

И только с приходом  Главы Сплавнухского муниципального образования Николая Александровича Сараева,  в 2008 году  наше село стало оживать. При его руководстве и при помощи поддержки односельчан был построен храм Сергия Радонежского. Ветеранов Великой Отечественной войны в селе уже не осталось, в их честь в Сплавнухе тоже всем миром возвели мемориал. На 9 мая сюда приезжают дети и внуки участников войны. Благодаря Николаю Александровичу в каждый дом, без перебоя поступает родниковая вода.  

Благодаря фермерскому хозяйству, руководителем которого является Сараева Наталья Абдурохимовна, был построен пожарный пост, который обслуживает несколько сел.  Также для детей была построена детская площадка.  

Наше село очень красивое и богатое природными материалами.  В районе нашего села стоят три точки по добычи нефти. Есть песчаный карьер, залежи белой и красной глины, залежи мела.  Наши лесопосадки богаты грибами и ягодами. А какие у нас прекрасные природные места: родник, река Сплавнуха, пруд, леса.

Глава 2. Первый шаг к истории родного края

Изучая историю нашего села, жизнь нескольких поколений, мы узнали очень много интересного и увлекательного.  Всю информацию, мы поместили на стенд «Край родной, навек любимый!», затем пригласив обучающихся к стенду, рассказали им историю нашего села. После чего, провели повторный опрос.

Результаты анкетирования

Сравнивая результаты опроса, мы увидели, что почти все опрошенные обучающиеся ответили на наши вопросы. Значит можно сделать вывод, что добытая и оформленная нами информация дала положительный результат. Подрастающее поколение узнало историю своего села, его богатство, замечательных людей, которые здесь родились и выросли. Теперь они могут годиться своей малой Родиной .

Заключение

 На первом этапе исследовательской работы, мы выбрали тему нашей работы, поставили цели и задачи.

На втором этапе, провели анкетирование среди обучающихся нашей школы, с целью выяснить уровень знаний истории родного края. Затем приступили к изучению архивных материалов, вырезок и газет, литературы и интернет источников по данной теме, пообщались со старожилами села, провели экскурсию по улицам нашего села, посетили библиотеку.

На третьем этапе, мы организовали выступление перед обучающимися нашей школы на тему «Край родной, навек любимый!», затем  провели повторное анкетирование.

В результате проделанной работы,   мы пришли к выводу, что  гордимся своими земляками, гордимся своим селом – маленькой капелькой великого государства Россия. Об одном думаем с тревогой, чтобы не исчезло наше село. Так больно и обидно видеть ветшающие дома и  полное отсутствие нового строительства. А когда-то возводились новые улицы, магазины и очаги культуры. Был богатый совхоз, специализирующийся на растениеводстве и животноводстве. Люди работали и получали достойную заработную плату.

 Мы не хотим, чтобы на его месте остались зарастающие бурьяном поля. Чтобы не просить прощения у земли, давайте сделаем так, чтобы маленькие сёла жили, грели душу будущему поколению ребятишек так же, как согревает нас, согревает сердца тех людей, кто провёл здесь своё детство и юность, и кто приезжает сюда «домой», на свою милую малую Родину. Туда, где всё начиналось…

Список использованной литературы

І. Источники:

  1. Подставин В.В.: Воспоминания. – Саратов: ОАО «Издательство «Слово», 2014.-240с.
  2. Подставин В.В.: Село, которого нет на карте. Рассказы, статьи, заметки.- Саратов: ООО «Приволжское изд-во», 2006.-72с.

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%85%D0%B0_(%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE)

  1. https://www.wikiplanet.click/enciclopedia/RU/%D0%A1%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%85%D0%B0_%28%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE%29

  1. https://siedlung.rusdeutsch.ru/ru/Siedlungsorte/43?c=1

  1. Видео «Привет, земляки!» https://yandex.ru/video/search?text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%85%D0%B0&path=wizard&noreask=1&filmId=14193718265625384695

  1. ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 41 (269) от 12.11.2013

https://fn-volga.ru/newspaperArticle/view/id/1510

ІІ Статьи:

 Газета «Новая жизнь» №35 (10410) 7 сентября 2017

   Приложение 1

Анкета для обучающихся

1)В каком году было основано наше село ?______________                                                

2)Как называлось наше село первоначально ?__________________

3)Кто основал наше село?_______________________

4)Когда наше село получило название Сплавнуха?_________

5) Какой вид деятельности имело село Гукк?__________________________________________________________________________________________ ____________________________________

6) Какой вид деятельности имело село Сплавнуха в 20 веке?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какой вид деятельности имеет село  на сегодняшний  день?

________________________________________________________________

8. Кто из жителей села участвовал В.О.В.?___________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие достопримечательности есть в нашем селе?______________________________________________________________________________________

10. Какие природные ресурсы есть в селе Сплавнуха?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Сколько жителей проживает в нашем селе?__________________________

12. Сколько лет селу Сплавнуха?____________________________

Приложение 2

Со слов Марштановой М.М 

Моя трудовая деятельность проходила в животноводстве. В 1971 году работала на  МТФ сначала  ветсанитаром , в 1985 году ветврачом , а в 1997 году ушла на пенсию . В 2000 году получила удостоверение Ветеран  Труда . Прошла еще очень много работ , всего проработала 39,5 лет рабочего стажа . Фото с места работы нет.                                                                                                                                                                                

Со слов Долгановой Эммы Фоминичны

Начала я работать в 1977 года. 15 июля на фабрике им. Клары Цеткин в должности ученицы швеи-мотористки.   Работала и одновременно училась в ПТУ-29 и получила диплом швеи-мотористки  4 разряда. На ферме начала работать в 1979 году 3 марта.

С 3 марта 1979 года начала работать подменной дояркой, а уже через год перешла на основную группу и проработала до полного развала совхоза Сплавнухинский, в 2000 году. На ферме нас работало 40 человек: 24 основные доярки и  4 подменные, мотористы, скотники, телятницы, ветврачи, санитары, учетчик. Вторая бригадира -  сторожа, трактористы, водители. Было 3 летних точки -  МТФ, север, Топовка.  Каждое утро и вечер независимо от погодных условий мы ездили  доить коров. Поголовья дойного стада было около 1000 голов . В каждой группе от 32 до 56 голов . До фермы если на прямую идти через мостки то 1 км, а если по асфальту то 1300 метров.                                      

Было 2 бригады. Первая бригада  стояла на вверху. Там были дойные коровы и телята на молочном вскармливание. Вторая бригада животноводства по откорму молодняка. Также были лошади для обслуги.                                                      Каждое утро и вечер независимо от погодных условий мы должны были  доить коров.  В зимнее время утренняя дойка  начиналась в 6 часов утра. А летом надо было ехать за 15 км до летних гуртов и  выезжали в 4: 30 утра,   а  приезжали в 9 утра, а когда и позже. На вечернюю дойку  уезжали в 15:00 ,а приезжали в 20:00. Зимой ездили на тракторе за фуражом и раздавали его коровам, кормили сеном, силосом. Приходили домой в 20:30 потому, что надо было почистить у  коров, подмести под коровами, побелить стены. Работы было много, но было очень интересно. Выходных у нас не было, и праздники мы отмечали коллективом, весело и дружно, приносили из дома всякие вкусности.

      Рассказ  Финогенова  П.В .

Работал в лесхозе  1972 году.  Всего было  11 лесников.  В Некрасове три лесника , в Топовке  три лесника , в Высоком один лесник, в  Сплавнухе  три  лесника, в  Бауре  один  лесник. Работа  лесхоза  появилась в 1964 году. В 2008 работа лесхоза развалилась.  

       Рассказ    Гавриковой  Александры  Алексеевны.

Александра   Алексеевна  приехала  в  село Сплавнуха  1968 году. Закончила  техникум молочной промышленности. Работала в  1968 году на масло сливочном   заводе.

Но завод закрыли, и Александра  Алексеевна  работала  в совхозе  Сплавнухинский  на молочной ферме бригадиром.

     Рассказ  Стрежикозеной  Валентины  Степановны.

Валентина   Степановна   приехала  в  село Сплавнуха  в  1957 году.    Работала  бригадиром  на КРС (крупный рогатый скот). С 1960 года  она работала   заведующей в СТФ (свинотоварная  ферма )   по 1997 год.

Поход в школьный музей

 В школьном музее мы открыли для себя очень много интересного.

 Когда мы зашли в комнату музея, то увидели разнообразные фотографии  жителей села нескольких поколений. Увидели предметы быта сельских жителей времен 20 века: старинные медали, денежные купюры и монеты, старый телефон, прялка,  старинные горшки, ухват и чугунки. Мы узнали, каких достижений достигли выпускники нашей школы. Самое интересное это кирпич, на котором изображены маленькие лапки, нам очень было бы интересно узнать, чьи это лапки.

    Нам очень понравилось экскурсия в школьный музей! Мы открыли для себя много интересного и увлекательного из истории нашего села.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие «Край родной, навек любимый …»

внеклассное занятие по окружающему миру "Край родной, навек любимый"Цели: воспитание чувства настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края,ознакомиться с истори...

"Край родной навек любимый"

Работа «Край родной навек любимый» необходима для уроков окружающий мир УМК «Школа России» 4 класс. В ней говорится о животном и растительном мире Приморского края. ...

"Край родной навек любимый"

Работа «Край родной навек любимый» необходима для уроков окружающий мир УМК «Школа России» 4 класс. В ней говорится о животном и растительном мире Приморского края. ...

внеклассное занятие "Ямал - мой край родной, навек любимый!"

Внеклассное мероприятие посвященное Дню Ямала. Увлекательное соревнование, с элементами интересных фактов....

Классный час "Край родной навек любимый"

Тема:        Край родной навек любимый1.Орг. момент. Приветствие.2.Беседа.-Мы все из разных сёл и деревень, но нас объединила школа. Встали в круг и познакомились.(д...

Классный час «Край родной, навек любимый!»

Классный час "Край родной, навек любимый!" подготовлен для обучающихся начальной школы....

Региональный конкурс научно - исследовательских, проектных и творческих работ старших дошкольников и обучающихся 1-6 классов общеобразовательных школ и гимназий.«Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой»

Проектные работы учеников начальной школы содержат  введение, основную часть, выводы, заключение, список используемой литературы, приложение и презентации....