Нетрадиционные упражнения на логопедических занятиях. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
методическая разработка по логопедии
В этих методических рекомендациях спец-иалисты и родители могут найти нетрадиционные упражнения, которые можно использовать на логопедических занятиях ,а также дома для помощи детям, нуждающимся в логопедической помощи. Еще можно познакомиться с такими методми как фитотерапия, аромотерапия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Нетрадиционные упражнения, используемые на логопедических занятиях. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных упражнений в коррекционном учебно - воспитательном процессе.
Задачи: обучить детей приёмам сохранения здоровья, восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления.
Учащиеся приходят на логопедическое занятие после уроков и, возможно, уставшими. Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого предлагается ряд упражнений, которые приведут в порядок физическое и психическое состояние учащихся, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией.
Также родители могут дома воспользоваться некоторыми методами, которые предлагаются в данных рекомендациях, в домашних условиях для помощи детям, имеющих логопедические проблемы..Предворительно необходимо проконсультироваться с врачом.
Нетрадиционные упражнения, используемые на логопедических занятиях.
1. Игра на понимание пространственных наречий «Команды».
Инструкция: я буду отдавать команды, а вы их выполняете.
Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди. Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья.
Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?
Трудно было ориентироваться, когда мы уставшие, внимание рассеянное?
2. «Путешествие по телу».
Инструкция: а теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
3. Работа над дыханием.
Инструкция: сделаем упражнение «Очищающее дыхание» – (музыкотерапия). А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект).
Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия - голубой цвет).
Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».
4. Зрительная гимнастика.
Инструкция: смотрим по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны.
Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками… Отдохнули?
5. Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».
Цель: расслабление мышц шеи.
Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
6. Артикуляционные упражнения.
Инструкция: а теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти. Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях. Сделаем упражнение для губ «Хоботок»(использую картинку).
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю,
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).
Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.
Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….
А теперь упражнение «Орешек» (показ картинки.) Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменные (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.
Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются….
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….
А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (показ картинки) - (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!
С языком случилось что-то: он толкает зубы!
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!
Он на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Последнее упражнение: «Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем).
Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю – напряженье не люблю!
Язык на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
7. Игра «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).
Инструкция: под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?
8. Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи букву и определи крупу»
Инструкция: в баночках разная крупа (горох, фасоль, гречка, рис, пшено, лапша, семечки арбуза) спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это крупа (назвать). Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.
9. Кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения.
1) «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
2) «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
3) «Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
4) «Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного, сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как фитотерапия, ароматерапия.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Рассмотрим некоторые из них:
Фитотерапия
Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений.
Фитотерапию использовали вавилоняне еще в XI в. до н.э.
Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для:
- восстановления умственной и физической работоспособности;
- устранения усталости, вялости, астенического синдрома;
- профилактики нарушений мозгового кровообращения;
- устранения бессонницы, нервозности;
- профилактики и устранения расстройств памяти;
• восстановления мышечного тонуса.
При спастической форме дизартрии:
- настои из скорлупы кедрового ореха;
настои из цветков календулы;
настой из семян укропа;
отвары донника лекарственного; ванны из настоя чабреца;
ванны из отвара пихтовых веток.
При паретичной форме дизартрии:
- настои из женьшеня обыкновенного;
- настои из марьина корня;
-- настои из гречихи посевной;
настои из мордовника обыкновенного;
- ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки
серебристой.
Для беспокойных дизартриков рекомендуются отвары чертополоха и подмаренника мягкого.
Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания:
- отвары зверобоя, ландыша;
- настойки женьшеня;
- сок сырой капусты;
- втирание масла можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К.А. Семеновой.
Для улучшения остроты зрения:
- стакан сухих размоченных ягод черники за 30 минут
до завтрака;
- стакан свежих ягод черники в день;
- отвар из листьев черники, собранных до ее цветения
(4—5 ложек сушеных листьев на 1 литр кипятка);
- настой плодов шиповника (стакан шиповника залить 1 литром кипятка и кипятить 10-15 минут, настаивать 3 часа и пить ежедневно по Уг стакана за час до еды);
- сок и варенье из китайского лимонника (усиливают чувствительность периферического и центрального зрения);
- ягоды рябины (влияют на сетчатку глаза);
- ягоды облепихи (восстановление сумеречного зрения — гемералопия).
При неврозоподобном заикании — сборы.
Сбор №1
Вереск, сушеница, пустырник, язвенник, валериана — по 40 г. Смесь залить 0,5 ст. кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном.
Сбор № 2
Корни чернобыльника, лист мать-и-мачехи, корни синюхи, донник, сирень — по 20 г. На 1 ст. ложку смеси, 0,5 л воды, кипятить 5 мин., настаивать 30 мин., выпить за 4 приема за 15-30 мин до еды
Ароматерапия
Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.
В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемостью и для повышения производительности труда разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:
- при вдыхании лаванды — на 20%;
- при вдыхании жасмина — на 30%;
- при вдыхании лимона — на 50%.
• Аромат лаванды и розмарина — действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.
• Запах лимона и эвкалипта — возбуждает нервную
систему и повышает работоспособность.
• Эфирное масло чабреца — успокаивает.
• Мята — снимает головную боль и тошноту.
• Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы — обеспечивает
снотворный эффект.
• Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры
лимона, майорана, петрушки, эвкалипта — тонизирует.
• Запах вербены — успокаивает перевозбужденную
нервную систему у гиперактивных детей.
• Запах настойки ивы — приводит в состояние равновесия нервную систему.
• Запах настойки остролиста — уменьшает злобность,агрессивность.
Чтобы проверить действие настойки — несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.
Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.
Используемая литература:
- Акименко В.М.Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...
Значение кинезиологических упражнений на логопедических занятиях
Значение кинезиологических упражнений на логопедических занятиях...
Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях (картотека)
Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Она включает в себя комбинацию теоретических и практических знан...
Игровые упражнения на логопедических занятиях в тёмной сенсорной комнате
Игровых\е приемы на логопедических занятиях в темной сенсорной комнате, направленные на мышечную релаксацию, выработку концентрации внимания, памяти, мышления, координацию, пространственное ...
Методическая разработка «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике»
laquo;Ничто не может так сильно расширять кругозор, как умение исследовать систематически и верно всё, что попадает в поле вашего зрения.»...
Использование нейропсихологических упражнений на логопедических занятиях
В презентации показаны наиболее распространенные и эффективные нейропсихологические упражнения, используемые на логопедических занятиях....
Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике
Фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия в коррекционной и лечебной педагогике...