Нетрадиционные упражнения на логопедических занятиях. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
методическая разработка по логопедии

В этих методических рекомендациях спец-иалисты и родители могут найти  нетрадиционные упражнения, которые можно использовать на логопедических занятиях ,а также дома для помощи детям, нуждающимся в логопедической помощи.  Еще можно познакомиться с такими методми как фитотерапия, аромотерапия.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Нетрадиционные упражнения, используемые на логопедических занятиях. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.

Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных упражнений в коррекционном учебно - воспитательном процессе.

Задачи: обучить детей приёмам сохранения здоровья, восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления.

Учащиеся приходят на логопедическое занятие после уроков и, возможно, уставшими. Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого предлагается ряд упражнений, которые приведут в порядок физическое и психическое состояние учащихся, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией.

Также родители могут дома воспользоваться некоторыми методами, которые предлагаются в данных рекомендациях, в домашних условиях для помощи детям, имеющих логопедические проблемы..Предворительно необходимо проконсультироваться с врачом.

Нетрадиционные упражнения, используемые на логопедических занятиях.

1. Игра на понимание пространственных наречий «Команды».

Инструкция: я буду отдавать команды, а вы их выполняете.

Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди. Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья.

Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?

Трудно было ориентироваться, когда мы уставшие, внимание рассеянное?

2. «Путешествие по телу».

Инструкция: а теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти, 
на руках – запястья, локти, 
Темя, шея, плечи, грудь 
И животик не забудь! 
Бёдра, пятки, двое стоп, 
Голень и голеностоп. 
Есть колени и спина, 
Но она всего одна! 
Есть у нас на голове 
уха два и мочки две. 
Брови, скулы и виски, 
И глаза, что так близки. 
Щёки, нос и две ноздри, 
Губы, зубы – посмотри! 
Подбородок под губой. 
Вот что знаем мы с тобой!

3. Работа над дыханием.

Инструкция: сделаем упражнение «Очищающее дыхание» – (музыкотерапия). А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект).

Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия - голубой цвет).

Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».

4Зрительная гимнастика.

Инструкция: смотрим по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны.

Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками… Отдохнули?

5Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».

Цель: расслабление мышц шеи.

Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара 
Смотрит влево … 
Смотрит вправо... 
А потом опять вперед — 
Тут немного отдохнет. 
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на
».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх! 
Выше всех, все дальше вверх! 
Возвращается обратно — 
Расслабление приятно! 
Шея не напряжена 
И рас-слаб-ле-на
».

Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — 
Мышцы шеи напряглись! 
Возвращаемся обратно — 
Расслабление приятно! 
Шея не напряжена 
И рас-слаб-ле-на
».

6. Артикуляционные упражнения.

Инструкция: а теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти. Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях. Сделаем упражнение для губ «Хоботок»(использую картинку).

Подражаю я слону, губы хоботком тяну. 
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю, 
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.
 
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

Свои губы, прямо к ушкам, 
растяну я, как лягушка 
потяну – перестану, и нисколько не устану! 
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

А теперь упражнение «Орешек» (показ картинки.) Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменные (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём. 
Губы чуть приоткрываются…. 
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (показ картинки) - (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!

С языком случилось что-то: он толкает зубы! 
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы! 
Он на место возвращается 
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Последнее упражнение: «Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем).

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас! 
Я растаять ей велю – напряженье не люблю! 
Язык на место возвращается 
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

7. Игра «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).

Инструкция: под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

Мимическая гимнастика

8. Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи букву и определи крупу»

Инструкция: в баночках разная крупа (горох, фасоль, гречка, рис, пшено, лапша, семечки арбуза) спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это крупа (назвать). Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

9. Кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения.

1)  «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

2) «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

3) «Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

4) «Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного, сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.

В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как фитотерапия, ароматерапия.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Рассмотрим некоторые из них:

Фитотерапия

Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений.

Фитотерапию использовали вавилоняне еще в XI в. до н.э.

Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для:

  • восстановления умственной и физической работоспособности;
  • устранения усталости, вялости, астенического синдрома;
  • профилактики нарушений мозгового кровообращения;
  • устранения бессонницы, нервозности;
  • профилактики и устранения расстройств памяти;

•        восстановления мышечного тонуса.
При спастической форме дизартрии:

-   настои из скорлупы кедрового ореха;

настои из цветков календулы;

настой из семян укропа;

отвары донника лекарственного; ванны из настоя чабреца;

ванны из отвара пихтовых веток.

При паретичной форме дизартрии:

-        настои из женьшеня обыкновенного;

-        настои из марьина корня;

--        настои из гречихи посевной;

настои из мордовника обыкновенного;

-        ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки

серебристой.

Для беспокойных дизартриков рекомендуются отвары чертополоха и подмаренника мягкого.

Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания:

-        отвары зверобоя, ландыша;

-        настойки женьшеня;

-        сок сырой капусты;

-        втирание масла можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К.А. Семеновой.

Для улучшения остроты зрения:

-        стакан сухих размоченных ягод черники за 30 минут

до завтрака;

-        стакан свежих ягод черники в день;

-        отвар из листьев черники, собранных до ее цветения

(4—5 ложек сушеных листьев на 1 литр кипятка);

-        настой плодов шиповника (стакан шиповника залить 1 литром кипятка и кипятить 10-15 минут, настаивать 3 часа и пить ежедневно по Уг стакана за час до еды);

-        сок и варенье из китайского лимонника (усиливают чувствительность периферического и центрального зрения);

-        ягоды рябины (влияют на сетчатку глаза);

-        ягоды облепихи (восстановление сумеречного зрения — гемералопия).

При неврозоподобном заикании — сборы.

Сбор №1

Вереск, сушеница, пустырник, язвенник, валериана — по 40 г. Смесь залить 0,5 ст. кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном.

Сбор № 2

Корни чернобыльника, лист мать-и-мачехи, корни синюхи, донник, сирень — по 20 г. На 1 ст. ложку смеси, 0,5 л воды, кипятить 5 мин., настаивать 30 мин., выпить за 4 приема за 15-30 мин до еды

Ароматерапия

Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.

В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемостью и для повышения производительности труда разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:

-        при вдыхании лаванды — на 20%;

-        при вдыхании жасмина — на 30%;

-        при вдыхании лимона — на 50%.

•        Аромат лаванды и розмарина — действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.

•        Запах лимона и эвкалипта — возбуждает нервную

систему и повышает работоспособность.

 

•        Эфирное масло чабреца — успокаивает.

•        Мята — снимает головную боль и тошноту.

•        Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы — обеспечивает

снотворный эффект.

•        Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры

лимона, майорана, петрушки, эвкалипта — тонизирует.

•        Запах вербены — успокаивает перевозбужденную

нервную систему у гиперактивных детей.

•        Запах настойки ивы — приводит в состояние равновесия нервную систему.

•        Запах настойки остролиста — уменьшает злобность,агрессивность.

Чтобы проверить действие настойки — несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.

Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.

Используемая литература:

  1. Акименко В.М.Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях

        На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспита­нием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...

Значение кинезиологических упражнений на логопедических занятиях

Значение кинезиологических упражнений на логопедических занятиях...

Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях (картотека)

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Она включает в себя комбинацию теоретических и практических знан...

Игровые упражнения на логопедических занятиях в тёмной сенсорной комнате

Игровых\е приемы на логопедических занятиях в темной сенсорной комнате, направленные на мышечную релаксацию, выработку концентрации внимания, памяти, мышления, координацию, пространственное ...

Методическая разработка «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике»

laquo;Ничто не может так сильно расширять кругозор, как умение исследовать систематически и верно всё, что попадает в поле вашего зрения.»...

Использование нейропсихологических упражнений на логопедических занятиях

В презентации показаны наиболее распространенные и эффективные  нейропсихологические упражнения, используемые на логопедических занятиях....

Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике

Фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия в коррекционной и лечебной педагогике...