Мои педагогические находки.
статья

Рупышева Наталья Владимировна

Одной из актуальных технологий сегодня является проектное обучение, цель которого состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретали недостающие знания из разных источников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа в начальных классах.

Рупышева Н. В.

МБОУ Онохойская начальная общеобразовательная школа-детский сад «Белочка»

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
вселить в них радость сотворчества,
то создай такие условия,
чтобы искорки их мыслей
образовывали  царство мысли.

Ш.А.Амонашвили

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Успешность решения этой проблемы во многом определяется, если она рассматривается в едином контексте, органической взаимосвязью с деятельностью школьников по профессиональной ориентации, направленной на формирование таких качеств субъекта трудовой деятельности, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определяют его жизненные и профессиональные ценности.

Одной из актуальных технологий сегодня является проектное обучение, цель которого состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретали недостающие знания из разных источников, учились пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретали  коммуникативные умения, работая в разнообразных группах, развивая  у себя исследовательские умения.

Педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.    

      Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволяет  достигнуть важнейших целей образования:

    - самостоятельного мышления;

    - решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

    - навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.     

     Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

 В 2009 году мною в школе был организован факультатив «Школа исследователя». Была разработана программа  внеурочной деятельности сроком  на 4 года. Занятия начала проводить с первоклассниками, старалась заинтересовать не только ребят, но и  их родителей, Поэтому все занятия проводились в игровой форме с привлечением родителей, применяя методы научности и доступности.

Постепенно первоклассники втянулись в работу. Их стало интересовать многое вокруг, но не просто, что это за вещь, а из чего она состоит, где изготавливают такие предметы. Так появилась потребность у учащихся самостоятельно добывать знания, а мне - организовывать, по возможности, экскурсии, походы, поездки.  На занятиях мы радовались первым нашим открытиям, ребята старались как можно больше узнать  что-то новое . Всё изученное нами мы записывали в дневники наблюдений. У многих учеников нашей школы нет компьютера. Школа предоставила нам возможность пользоваться  техникой, Постепенно   мы стали учиться  фотографировать, создавать презентации, встали на одну ступень сотворчества.

Так стали появляться наши первые проекты. К концу первого класса некоторые ребята определились с темой  научного исследования.  В 2010 году мы заработали  в районе I место, в Республике вошли в пятёрку лидеров.

Над  следующей темой исследования  мы проработали почти 3  года. Изучая виды жаб, обитающих в окрестностях посёлка Онохой, мы вели тщательные  наблюдения.  Пронаблюдали этапы развития, собрали материал для проекта,  посетили Бурятский научный центр, так как сомневались в определении вида жаб. Постепенно  у нас возникла идея - проверить, оказывает ли влияние  на кислотность молока жаба.

Для этого мы посетили лабораторию, где нас научили определять кислотность молока. Поэтому наш опыт имеет лабораторное подтверждение. Данная работа принесла нам победу 2015 году в районе I место, в Республике I место, лауреат II степени Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь».

 Мы с ребятами встречались на летних каникулах, вели свои наблюдения.   Ребята с большим удовольствием посещали  занятия, самостоятельно изучали новый материал, многие свободно создавали  презентации и делились  с нами добытыми знаниями.

Встречу в сентябре месяце ждали с нетерпением,  так как ребятам хотелось рассказать о своих наблюдениях. На занятиях в школе исследователя нам стало известно, как поэтапно из гусеницы появляется бабочка. Был собран материал (яйцо) бабочки с капусты,  и мы всей школой наблюдали за процессом превращения. Бабочка действительно появилась, но, к нашему удивлению, это была не капустница, а крапивница. Это нас натолкнуло на знакомство с учёными, занимающимися изучением бабочек.  Также во время исследования мы узнали, что в Онохое найден новый вид бабочек, назван Онохойка. Учёные, которые это обнаружили, живут в посёлке Онохой.  Проведённая исследовательская работа принесла нам победу в 2015 году в районе II место, стали лауреатом III степени Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь».

При разработке научного исследования  в 2016 году  у нас возникла необходимость более точного определения найденных личинок. Так мы посетили Всероссийский центр карантина растений,  где   идентифицировали личинку монохамуса.  Практически доказали, что монохамус не стрижёт  волосы человека. В районе заняли III место, в Республике II место, лауреат II степени Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь».

Работая над темой  изучения лягушек и жаб, мы увлекли не только ребят нашей школы, но и родителей, продавцов зоомагазинов города Улан-Удэ, жителей посёлка, дома которых расположены вблизи болот. Лягушек в  наших болотах  мы не нашли, но зато мы выявили реальную экологическую проблему посёлка Онохой. Она состоит в том, что болота  захламлены, они высыхают и постепенно исчезают. Тем самым мы теряем флору и фауну  нашей местности. Так как нашей проблемой заинтересовались родители и родственники ребят, лягушек мы  всё – таки  обнаружили в Тарбагатайском районе. Всем вместе нам удалось доказать, что лягушка на кислотность молока не влияет.

 В 2016 году получили приглашение на очную научно – практическую конференцию города Обнинска с данной работой.

Выращивая  подсолнухи на приусадебном участке, пронаблюдали,  сколько же воды необходимо растению.  Научились определять стороны света благодаря подсолнуху, выяснили,  в какой почве оно лучше растёт . А  собрав урожай,  возникла необходимость посещения Онохойского масложиркомбината, где во время экскурсии увидели практическое применение семечки подсолнуха  в переработке. В районе заняли I место, в Республике грамота, лауреат III степени Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь».

Многих коллег интересует вопрос, как определиться с темой исследовательской работы. Я считаю, что удивительное рядом. Чем глубже  мы изучаем окружающий мир, тем больше перед нами неоткрытых дорог. Назревает необходимость в  организации экскурсий как на природу, так и на предприятия разных направлении. Вот тут- то и открываются необъятные просторы для исследований. Но не следует забывать, что исследование исследованием, а научное подтверждение необходимо. Поэтому я считаю, что консультация научных сотрудников нужна.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

-соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

-добровольность выбора темы учащимся;

-максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

-компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

-уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,

-осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

 Кроме того, важным элементом является метод поощрения.

Ребята,  достигшие результата, не остаются без внимания. Торжественные линейки, праздничные дискотеки в честь победителей в центральном ДК п. Онохой. Оформление доски почёта , вручение памятных подарков ребятам, благодарственных писем  родителям прекрасно стимулирует ребят. Поэтому  они  не останавливаются на  достигнутом.

В нашем районе большое внимание уделяется научно – практической работе. 1 раз в месяц проводится работа с учителями - тьюторами, где нас обучают как правильно вести подобную работу, методисты дают электронные адреса, куда можно было бы отправить свои научно - практические работы. Информационный центр  образования всегда идёт на помощь, если возникает проблема отправки работ.

 В 2017 году методистами района было разработано  интересное положение о конкурсе « Учитель - тьютор», где каждый педагог мог показать результат своей работы. Администрация районного образования  не оставляет без внимания работу педагогов. Желание заниматься научно – практической работой не покидает ни меня, ни ребят, ни родителей.

Ребёнок, родители, учитель, семья учителя – только   в совокупности все добиваются хорошего результата.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование в работе проектно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний, активное участие учащихся в НПК. Самое главное, участие в проектах позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.

Природоохранное образование и воспитание нужно начинать с раннего детства. Человек, как известно, лучше поддается воспитанию, чем перевоспитанию. Сохранить наши природные богатства  – почетное дело и гражданский долг каждого. Своей деятельностью мы сумели заинтересовать не только ребят нашей школы, но и местное население. С приходом весны мы активизировали работу по проблемам экологии нашего микрорайона. Была проведена акция «От чистого двора - к чистой Планете». Совместно с администрацией посёлка проведена работа по очистке болот от свалок.

Наша школа благодатно расположена вблизи реки Уды, озера Карьер, многочисленных болот, лесополосы, что даёт возможность жить в гармонии с природой. Поэтому своей главной задачей мы считаем не только сохранение природных ресурсов, но и их преумножение.

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”А.А.Плешаков

Рупышева Наталья Владимировна

МБОУ Онохойская начальная общеобразовательная школа-детский сад «Белочка»

учитель начальных классов



Предварительный просмотр:

"Исследовательские технологии обучения и воспитания в начальной школе"

В данном материале я представила  опыт работы  за 4 года, в котором доказана эффективность применения данных технологий.

 

Описание разработки

Актуальность. В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.

В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Задачи. Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Отметим, что наиболее эффективными в связи с этим становятся методы и технологии, основанные на проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Исследовательские технологии способствуют формированию позитивной самооценки, самоуважения, формируют коммуникативную компетентность в сотрудничестве, способности к организации деятельности и управлению ею, умения решать творческие задачи, умения работать с информацией.

Особенности технологии. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества! Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Исследовательская технология позволит реализовать идею формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Она обеспечивает реализацию принципов: непрерывность образования, развитие индивидуальности каждого ребёнка, системность учебно-воспитательного процесса, раскрытие способностей к поддержке одарённых детей. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектно-исследовательской деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно.

Что даёт исследовательская деятельность? Активное использование в организации образовательного процесса исследовательской деятельности младших школьников «…даёт возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности- возможности осваивать не только суммы готовых знаний. А методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества». Этот процесс поступательного преобразования личности учащего возможно начинать с первых дней пребывания в школе. С этой целью необходимо поставить младшего школьника в такие условия, при которых он самостоятельно заново откроет для себя известное в науке, но при этом «его мыслительная

деятельность осуществляется так же, как и деятельность ученого». Обычно замкнутые дети раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, это привлекает к участию родителей. Дети работают увлечённо. Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников исследования, учатся продуктивно работать сами

Исследование создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

Выбор темы исследований. Выбрать тему не сложно, если знаешь, что тебя интересует. Исследователь должен задать себе следующие вопросы:

1.Что мне интересно больше всего?

2.Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

3.По каким предметам я получаю хорошие отметки?

4.Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

5.Чем я хочу заниматься в первую очередь?

6.Есть ли что-то, чем я особенно горжусь?

Темы детских исследований.

Теоретические: ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Эмпирические: тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Фантастические: ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Гипотеза исследования.

Это рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая..

Методы и приёмы поисковой активности.

1.Организация мини-курсов.

2.Экскурсии.

3.Коллективные игры.

4.Методика «Продолжи исследование»

5Коллекционирование.

Методы сбора информации.

1.Подумать самостоятельно.

2.Пронаблюдать.

3.Спросить у другого человека.

4.Прочитать в книгах.

5.Получить информацию в компьютере.

6.Провести эксперимент.

7.Связаться со специалистом.

8.Просмотр телепередачи, видео.

Подготовка к защите исследовательской работы.

1.Выделить основные понятия, дать им определения.

2.Классифицировать основные явления и события.

3.Выстроить по порядку основные идеи.

4.Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

5.предложить примеры, сравнения.

6.Сделать выводы и умозаключения.

7.Указать возможные пути дальнейшего изучения.

8.Подготовить текст сообщения.

9.Приготовить рисунки, схемы, макеты.

10.Приготовиться к ответам на вопросы.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение организацию проектно-исследовательской работы младших школьников в своём классе и в рамках ОМО учителей начальных классов, руководителем которого являюсь много лет. В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, «одиночки». Одних устраивает их второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек. И вот эта детская отверженность - явление, к сожалению, частое и трудно поправимое. Не стал исключением и мой класс! Таким образом, возникла необходимость создания личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей через организацию исследовательской деятельности.

Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Виды проектов:

Творческие, игровые, смешанные, исследовательские, информационные.

Основные задачи исследовательских проектов:

1.Развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

2.Систематизация знаний об окружающем мире.

3.Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.

Этапы разработки проекта.

1.Организационный.

2.Планирование работы.

3.Реализация проекта.

4.Презентация проекта..

Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты. Ребятам интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие. Именно в процессе активной деятельности формируются ключевые компетентности, столь необходимые для продолжения обучения в основной и старшей школе. Ведущее место занимают творческие проекты с элементами исследования. Считаю, что такая комбинация уместна, так как творчество обязательно сталкивается с желанием  добыть, исследовать, доказать. Материал для исследований черпаем из жизни.

В 2017 году в рамках МО учителей начальных классов проведён научно-исследовательский проект «Лес – наш друг или враг?»

Каждый класс получил свои задания. .Результаты исследования были  представлены в виде презентации и интересной инсценировки. Дети были в костюмах, талантливо играли свои роли.

С 2006 по 2019 год я работала по УМК «Школа России».  Он предоставляет учителям большие возможности по проведению исследовательских и творческих проектов. Для МО учителей начальных классов   в 2016 я разработала и провела открытый урок, который являлся подведением итогов проекта «Земноводные нашего края». В проекте участвовали учащиеся  4 класса. Все они получили специальные задания. Капитаны регулярно проверяли ход выполнения работы, помогали, подбадривали.

Роль проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе является неотъемлемой частью воспитательного процесса в школе. Особое место во внеурочной деятельности я отвожу интеллектуальному направлению. Программа внеурочной деятельности детского научного общества «Юные исследователи» направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в  библиотеках, на различных объектах посёлка (парки, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

Переход на проектно-исследовательский метод обучения осуществляется поэтапно:

• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

• комплексные блочно-тематические занятия;

• интеграция: частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим); полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);

• составление минипроектов на уроках и во внеурочной деятельности.

Использование проектно-исследовательского метода в начальной школе имеет свою специфику. Необходимо соблюдать следующие принципы.

Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:

• дифференцированный и личностно ориентированный подход;

• создание ситуации успеха;

• сотворчество учителя и ученика.

Проектно-исследовательский метод изменяет и содержание деятельности учителя. Он выступает в роли научного консультанта:

• создает условия для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней знаний;

• знакомит с основополагающими принципами научного исследования;

• определяет проблемное поле исследования;

• помогает корректировать и конкретизировать тему;

• совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи;

• знакомит с методами исследования;

• помогает определить круг изучаемых источников;

• знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой;

• совместно с учеником систематизирует материал для научно-исследовательской работы;

• помогает решить спорные вопросы при написании текста;

• совместно с учеником проводит анализ его проектно-исследовательской деятельности;

• помогает определить направления дальнейших исследований.

Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Все работы, полученные в ходе исследовательской деятельности, активно использую на уроке и во внеклассной работе.

Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод, о том, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для меня главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое, которую определяю из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной, детской и центральной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса ежегодно принимают участие в разных конкурсах, проектах и являются победителями районных, республиканских,Всероссийских НПК.

Считаю, что я внесла определённый вклад в развитие исследовательской деятельности в Заиграевском районе.

Я буду продолжать начатую работу, искать новые формы использования проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе. Своим опытом постоянно делюсь с коллегами: выступаю на заседаниях МО учителей начальных классов, материалы моей работы выложены на сайтах.



Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка

Современный игровые технологии

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Без игры и не может быть полноценного умственного открытия.

        В моей работе представлены разные типы современных игровых технологий, описание разнообразных учебных ситуаций, творческих моментов, которые  рождались на уроке, воплощались в жизнь, как чудо, как волшебство, как открытие чего – то нового и неизвестного. Предлагаю рассмотреть теоретические и практические аспекты игрового обучения и воспитания детей на примере трёх уроков.

       Урок по литературному чтению «Волшебные буквы. Как хорошо уметь читать» был подготовлен и дан в рамках предметной недели учителей начальных классов по теме «Игровые и здоровьесберегающие технологии в начальной школе» в 1 классе (февраль 2017 г, УМК «Школа России».).  Именно на этом этапе развития школьников основным видом деятельности при обучении детей является игра.   Продумывая сценарий урока, пришла к выводу, что наибольший интерес у моих учеников вызывают волшебные сказки, поэтому  форма урока - путешествие в сказку, которое основано на соревновательной деятельности трёх команд. По типу урок – закрепления пройденного материала. Вначале занятия дети ответили  на проблемный вопрос: «Для чего нужно знать буквы?», сформулировали тему урока, и затем отправились  в чудесное путешествие, попав в мир русских народных сказок. Упражнения на артикуляцию «Ароматный цветок», «Комарик», «Трубочка», «Сердитая кошка», «Злая собака», «Сластёна» помогают детям развивать речевой аппарат, отчётливее произносить все звуки, способствуют дальнейшему погружению в сказку.

       На втором этапе дети показали, что знают все буквы, смело их называли, устанавливали связь между отгадками  к загадкам и буквами алфавита. Чистоговорки помогали детям чисто произносить звуки, слоги, отдельные слова. Дети самостоятельно придумали много чистоговорок, которые мы систематически использовали и используем на уроках чтения.

Ра – ра –ра -начинается игра.

На – на- на – это знает вся страна.

Ир –ир- ир – наш Владимир- командир!

Мо- мо – мо – обожаю эскимо!

     Самая любимая игра школьников на уроках чтения - «Живые буквы». Находя ответ на загадку, они путём мысленных исследований: звуко- буквенного анализа находили нужное место в слове для своей буквы. При этом каждый старался занять своё место   как можно быстрее, так как буквы у участников команды дублировались. На поляне Отдыха дети декламировали стихи про буквы известных поэтов, тренировали память. Чтобы физкультпаузы получились динамичнее и веселее, ученики придумали движения к содержанию стихов. Игрушечный компьютер вызывал и вызывает необычайный восторг у детей. Каждый хочет найти на персональном ноут – буке названную букву быстрее товарища. Такая разминка для пальчиков является динамической паузой и одновременно тренирует внимание и мышление. Опять  удивление! Получить письмо от Василисы Прекрасной с заданием – мечта каждого малыша. А расколдовать буквы – задание не из лёгких, не все дети справились с этим заданием, но лидеры команд приложили все усилия, чтобы выполнить и это задание. Несомненно, все участники путешествия ощутили прилив бодрости от того, что попытались победить злые чары. Минутка релаксации необходима каждому, кто работает за компьютером. Дети с закрытыми глазами, с удовольствием помечтали о чуде, представили те предметы, которые были заколдованы и находились на скатерти – самобранке: буазр (арбуз), феноыкт (конфеты), нереавь (варенье), оригп (пирог), вилыс (сливы), лобияк (яблоки), шугир (груши), ченеепь (печенье).

      На 7 этапе путешествия ветер – озорник разбросал все листочки, и детям надо было поймать взглядом напечатанное слово. Это задание на внимание оказалось сложным для детей, так как многие дети ещё читают по слогам. На последнем этапе – «Книга – кладовая умных мыслей» мы обратились к учебнику. Перед тем как прочитать стихотворение С.Я. Маршака,  дала задание внимательно послушать стихотворение и озаглавить произведение. Дети предложили заголовки: «Буквы», «Алфавит», «Любимые буквы». На вопрос «Почему их сравнивают с ключами?» было море прекрасных ответов. Один из них звучал так: «Буквы – это ключи ко всем загадкам мира». Когда мы добрались до страны Грамотеев, то логичным завершением нашего путешествия стал вопрос «Как вы думаете, так хорошо, что мы умеем читать?» По ответам детей можно говорить, что для многих из них это не просто учебный процесс, а игра, позволяющая приоткрыть занавес в мир прекрасного и неизведанного. Все ребята были активными участниками этого занятия,  и конце урока мы подвели итоги соревнования, определили команду – победителя и лучшего участника каждой команды.

      Такие уроки,  с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий, которые рождают положительные  эмоции, являются частью работы по формированию здорового образа жизни,  способствуют формированию интереса к чтению, помогают детям приобрести необходимые умения и навыки

     Известный педагог, психолог, философ А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учёбе. Много интересных уроков проведено за годы моей профессиональной деятельности. Меняется время, с каждым годом потоки информации увеличиваются многократно. Спустя 10 лет задаёшься вопросом: «Что сейчас для молодёжи современно и интересно?» Прежде всего, информационно – компьютерные технологии, которые можно  смело синтезировать с игровыми технологиями.

       Урок литературного чтения для учащихся 1 класса «Звук [ц], буква Ц. Цыплёнок в царстве слов» дан в рамках методической недели учителей начальных классов по теме «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа». (Февраль 2018 года).

      Занятие подготовлено в соответствии с содержанием и планированием учебного материала по литературному чтению, УМК «Перспектива». По форме урок – путешествие, по типу – урок открытия новых знаний и моделирования. Предварительно мною был учтён уровень актуального развития и зона ближайшего развития ребёнка. В начале урока учащихся необходимо было подготовить к работе.  Приветствие, гимнастика для губ, установление зрительного и эмоционального контакта с классом способствовали положительному психологическому настрою. На этом этапе проверили знания учащихся, стимулировали класс к овладению рациональными приёмами учения и самообразования. Создание проблемной ситуации в начале урока способствовало осознанию того, что дети не могут выполнить задания, так как ещё не изучали букву «Ц». Высокий уровень учебной  мотивации в достижении поставленной цели стал возможен благодаря тому, что дети с радостью и большим желанием хотели помочь маленькому цыплёнку не заблудиться в царстве слов.

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00894.JPG                 C:\Users\Team\Desktop\об играх\3 фев.JPG

     Нацеленность моей работы   на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД  была заложена в идее  создания 6 команд (по 3 человека).   У каждой команды был маршрут, по которому надо было пройти, самостоятельно выполнить задания и помочь цыплёнку вернуться к маме. При подборе  заданий  учитывались возрастные,  индивидуальные способности детей, был реализован дифференцированный подход при выполнении заданий. С целью развития у первоклассников познавательной активности и самостоятельности использовала возможность обращения к своему небогатому жизненному опыту. Что любит клевать цыплёнок? Надо было из предметов: капелек росы, зёрнышек, горошка, травинок, червячков выложить  букву «Ц».

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00868.JPG       C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00889.JPG

      На уроке  мною были созданы  нестандартные ситуации и творческие моменты, которые дали возможность детям проявить свои способности, развить учебные навыки и умения.   На протяжении всего урока применяла диалоговую форму общения, вместе с детьми моделировали ситуацию, находили верное решение. На занятии был представлен материал разной степени трудности в виде цепочки – от звука до текста. Использовала интерактивную доску не только для создания сказочной среды, а самое главное для решения обучающих задач.

       В ходе путешествия надо было по ролям, используя приём театрализации, красиво прочитать стихотворение  В.Сутеева. В ходе игровой ситуации через выразительное чтение донести плохо читающим детям, что не так сделал цыплёнок. Таким образом, постаралась вывести детей на мысль, что надо всё надо делать осмысленно, задумываться о последствиях.  Дети с большим интересом выполняли учебные задачи: вставь пропущенные буквы, найди лишнее слово, найди отличия в парах слов, составь предложения из слов, ответь на вопросы мамы-курицы, используя только слова с буквой «Ц». При характеристике звука [Ц]  использовала задания поискового характера.  Докажи или объясни, почему это согласный, глухой или звонкий, твёрдый или мягкий? При делении слов на слоги дети сравнивали количество слогов. Объясняли, почему в слове такое количество слогов.

Обучающая и тренировочная игра: «Научим цыплёнка читать слоги и слова с наращиванием».

Це – цел – целый- целиком;

Це – цер – церковь- церковный;

Цу-цун-цунами-цукини;

Ца- царь – царица –рыцари.

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00869.JPG          C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00884.JPG

       Цель урока была достигнута. Дети усвоили звук [Ц], букву «Ц», узнали много слов с буквой «Ц», смогли составить предложения. Учились работать в группе, слушать своих одноклассников. В это время в непринуждённой форме происходило развитие таких психических процессов как восприятие, внимание, память, мышление, речь. На каждом этапе путешествия, если школьникам удавалось все задания выполнить правильно, оценивали свою деятельность – раскрашивали заработанные зёрнышки.

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00874.JPG                   C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00895.JPG

       Неординарность в достижении поставленной цели на занятии состояла в том, что ребята не только узнали новую букву, но и задумались о будущем,  о том, какой будет наша область через несколько лет. А самое главное поняли, что прекрасное будущее возможно только благодаря  труду многих людей, а для первоклассников, как для цыплят есть все возможности получить зёрнышки знаний.

      К концу младшего школьного возраста, 3-4 классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно- воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребёнка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребёнка.

        Сегодня  мы ориентируемся на построение открытого информационного пространства, способствующего становлению выпускника начальной школы как компетентной, социально активной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Главная цель внеурочной деятельности: Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных  этапах. Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет решить ряд очень важных задач.

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

          Интегрированный урок по математике, информатике, окружающему миру «Космическое путешествие со смешариками»  подготовлен и проведён в рамках организации городского семинара учителей начальных классов по теме «Интерактивные технологии на уроках в начальной школе». (Апрель 2018 г.)

      Идеей создания занятия стали темы по окружающему миру «В путь по Реке времени», по математике «Время. Единицы времени. Решение примеров и задач», по технологии (модуль «Информатика»). В основу сюжета была взята история космических приключений героев  мультипликационного фильма «Смешарики». По форме занятие было нетрадиционным – игра – путешествие,  основанное на создании комплексной работы, в материале которой были интегрированы разные предметные дисциплины (математика, информатика, окружающий мир). Использованы педагогические технологии: игровая, информационная, технология сотрудничества. Основным методом решения поставленных задач в ходе урока является метод интерактивного обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, специальная форма организации познавательной деятельности, когда в учебный процесс вовлечены все обучающиеся. Рассмотрим, как через применение игровых технологий удалось достичь положительных результатов?

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00166.JPG         C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00163.JPG

   

        Путешествие началось с включения учащихся на личностно – значимом уровне. Все учащиеся 3 класса  были приняты в отряд космонавтов. У всех детей возникло желание попробовать себя в новой роли. (Осуществляется формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению). Даже те ребята, которые волновались, с удовольствием погрузились в учебную игру. На  этом этапе были выявлены трудности, которые могут возникнуть в работе,  были сформированы 4 экипажа (дети с разным уровнем интеллектуального развития). Дети ознакомились с правилами работы в шаролёте и с правилами работы в группе.

     На этапе актуализации знаний школьники продемонстрировали умение работать в группах: сотрудничать, прислушиваться друг к другу, высказывать, отстаивать мнение, желание не подвести свою команду, прийти на помощь, - всё это и многое другое создавали хорошую психологическую атмосферу для работы и общения по разным учебным вопросам.

     Высокий уровень познавательной активности наблюдался в работе при проверке систем корабля: «Датчик Развития Земной цивилизации», «Табло времени», Система питания», «Система навигации», Датчик планетных данных». Это позволяет сделать вывод о сформированности коммуникативных универсальных действий, отражающие умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.  Каждый вносил свой вклад для достижения поставленной цели – при наличии приобретённых и полученных на уроке новых знаний добиться саморазвития и самосовершенствования путём приобретения (присвоения) нового социального  жизненного опыта. Одновременно шла работа над развитием памяти, внимания, речи, мыслительных операций.

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00167.JPG                 C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00168.JPG

     Проблемные моменты на уроке возникали дважды. Первый раз в начале занятия, когда дети перед стартом космического корабля должны были оценить уровень своих знаний по предметам. Второй раз, когда возникла ситуация, актуальная для нашего неспокойного времени – надо сохранить ценную информацию бортового компьютера, от которой зависит не только полёт космического корабля, но и жизнь на Земле. (Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом).

      На этапе открытия нового были использованы такие интерактивные методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящая к открытию беседа (секрет шифрования Юлия Цезаря), организация самостоятельной исследовательской деятельности при восстановлении работы бортового компьютера и антивирусника.  Для лучшего запоминания материала, использовала приём перевода терминов на язык знаков. Надо отметить, что дети слаженно работали в группе, анализировали вопросы, делали выводы, самостоятельно принимали решение. Дети показали сформированность познавательных универсальных действий – устанавливать причинно – следственные связи и зависимость между объектами, их положением в пространстве и времени. (Темы «Планеты Солнечной системы», «Геометрический материал на нахождение периметра и площади прямоугольника»).      На этапе рефлексии обдумывали ответы на вопросы: в какой мере удалось решить поставленную задачу? Какие получили результаты? Где можно применить новые знания?

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00169.JPG               C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00171.JPG

       На уроке поставленная цель была достигнута - был выявлен уровень подготовки выпускников начальной школы. Но самое главное для меня, как для учителя было ценным то, что на занятии были созданы необходимые условия для развития творческой личности ребёнка, раскрыты способности каждого ребёнка,  умеющего полученные знания применять на практике. Это и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение в жизнь новых стандартов второго поколения.

       Значение игры  в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя интересным человеком проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Опираясь на  свой педагогический опыт (30 лет), я могу с уверенностью сказать, что игра должна быть частью педагогического процесса, который в свою очередь должен быть направлен  на становление образованной, культурной, высоконравственной личности. А зёрнышки познания, которые так бережно сохраняют, передают новым поколениям и взращивают в своих воспитанниках их наставники, нужны и самим учителям. Посредством этих маленьких зёрнышек мы закладываем прочный фундамент нашего общества.

Информационные ресурсы:

Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2014.

Ивановский Р. И. Компьютерные технологии в науке и образовании. М., Высшая школа, 2013.

Сложнева В. Г. Аспекты применения современных информационных технологий в образовании. Челябинск: Два комсомольца, 2015.

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя. – 2 – е изд. — М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя — М.: Просвещение, 2018 год.

Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений – 2–е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Жиренко О. Е., Обухова Л. А.. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс.-4-е изд., исп. и доп. –М.: ВАКО, 2018.

www.http://festival.1septembep.pu/

http://www.ug.ru/method_article/260

http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/21

https://infourok.ru/igra-kak-sredstvo-aktivacii-poznavatelnoy-deyatelnosti-na-urokah-matematiki-798310.html



Предварительный просмотр:

Современные игровые технологии

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Без игры и не может быть полноценного умственного открытия.

        В моей работе представлены разные типы современных игровых технологий, описание разнообразных учебных ситуаций, творческих моментов, которые  рождались на уроке, воплощались в жизнь, как чудо, как волшебство, как открытие чего – то нового и неизвестного. Предлагаю рассмотреть теоретические и практические аспекты игрового обучения и воспитания детей на примере трёх уроков.

       Урок по литературному чтению «Волшебные буквы. Как хорошо уметь читать» был подготовлен и дан в рамках предметной недели учителей начальных классов по теме «Игровые и здоровьесберегающие технологии в начальной школе» в 1 классе (февраль 2017 г, УМК «Школа России».).  Именно на этом этапе развития школьников основным видом деятельности при обучении детей является игра.   Продумывая сценарий урока, пришла к выводу, что наибольший интерес у моих учеников вызывают волшебные сказки, поэтому  форма урока - путешествие в сказку, которое основано на соревновательной деятельности трёх команд. По типу урок – закрепления пройденного материала. Вначале занятия дети ответили  на проблемный вопрос: «Для чего нужно знать буквы?», сформулировали тему урока, и затем отправились  в чудесное путешествие, попав в мир русских народных сказок. Упражнения на артикуляцию «Ароматный цветок», «Комарик», «Трубочка», «Сердитая кошка», «Злая собака», «Сластёна» помогают детям развивать речевой аппарат, отчётливее произносить все звуки, способствуют дальнейшему погружению в сказку.

       На втором этапе дети показали, что знают все буквы, смело их называли, устанавливали связь между отгадками  к загадкам и буквами алфавита. Чистоговорки помогали детям чисто произносить звуки, слоги, отдельные слова. Дети самостоятельно придумали много чистоговорок, которые мы систематически использовали и используем на уроках чтения.

Ра – ра –ра -начинается игра.

На – на- на – это знает вся страна.

Ир –ир- ир – наш Владимир- командир!

Мо- мо – мо – обожаю эскимо!

     Самая любимая игра школьников на уроках чтения - «Живые буквы». Находя ответ на загадку, они путём мысленных исследований: звуко- буквенного анализа находили нужное место в слове для своей буквы. При этом каждый старался занять своё место   как можно быстрее, так как буквы у участников команды дублировались. На поляне Отдыха дети декламировали стихи про буквы известных поэтов, тренировали память. Чтобы физкультпаузы получились динамичнее и веселее, ученики придумали движения к содержанию стихов. Игрушечный компьютер вызывал и вызывает необычайный восторг у детей. Каждый хочет найти на персональном ноут – буке названную букву быстрее товарища. Такая разминка для пальчиков является динамической паузой и одновременно тренирует внимание и мышление. Опять  удивление! Получить письмо от Василисы Прекрасной с заданием – мечта каждого малыша. А расколдовать буквы – задание не из лёгких, не все дети справились с этим заданием, но лидеры команд приложили все усилия, чтобы выполнить и это задание. Несомненно, все участники путешествия ощутили прилив бодрости от того, что попытались победить злые чары. Минутка релаксации необходима каждому, кто работает за компьютером. Дети с закрытыми глазами, с удовольствием помечтали о чуде, представили те предметы, которые были заколдованы и находились на скатерти – самобранке: буазр (арбуз), феноыкт (конфеты), нереавь (варенье), оригп (пирог), вилыс (сливы), лобияк (яблоки), шугир (груши), ченеепь (печенье).

      На 7 этапе путешествия ветер – озорник разбросал все листочки, и детям надо было поймать взглядом напечатанное слово. Это задание на внимание оказалось сложным для детей, так как многие дети ещё читают по слогам. На последнем этапе – «Книга – кладовая умных мыслей» мы обратились к учебнику. Перед тем как прочитать стихотворение С.Я. Маршака,  дала задание внимательно послушать стихотворение и озаглавить произведение. Дети предложили заголовки: «Буквы», «Алфавит», «Любимые буквы». На вопрос «Почему их сравнивают с ключами?» было море прекрасных ответов. Один из них звучал так: «Буквы – это ключи ко всем загадкам мира». Когда мы добрались до страны Грамотеев, то логичным завершением нашего путешествия стал вопрос «Как вы думаете, так хорошо, что мы умеем читать?» По ответам детей можно говорить, что для многих из них это не просто учебный процесс, а игра, позволяющая приоткрыть занавес в мир прекрасного и неизведанного. Все ребята были активными участниками этого занятия,  и конце урока мы подвели итоги соревнования, определили команду – победителя и лучшего участника каждой команды.

      Такие уроки,  с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий, которые рождают положительные  эмоции, являются частью работы по формированию здорового образа жизни,  способствуют формированию интереса к чтению, помогают детям приобрести необходимые умения и навыки

     Известный педагог, психолог, философ А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учёбе. Много интересных уроков проведено за годы моей профессиональной деятельности. Меняется время, с каждым годом потоки информации увеличиваются многократно. Спустя 10 лет задаёшься вопросом: «Что сейчас для молодёжи современно и интересно?» Прежде всего, информационно – компьютерные технологии, которые можно  смело синтезировать с игровыми технологиями.

       Урок литературного чтения для учащихся 1 класса «Звук [ц], буква Ц. Цыплёнок в царстве слов» дан в рамках методической недели учителей начальных классов по теме «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа». (Февраль 2018 года).

      Занятие подготовлено в соответствии с содержанием и планированием учебного материала по литературному чтению, УМК «Школа России». По форме урок – путешествие, по типу – урок открытия новых знаний и моделирования. Предварительно мною был учтён уровень актуального развития и зона ближайшего развития ребёнка. В начале урока учащихся необходимо было подготовить к работе.  Приветствие, гимнастика для губ, установление зрительного и эмоционального контакта с классом способствовали положительному психологическому настрою. На этом этапе проверили знания учащихся, стимулировали класс к овладению рациональными приёмами учения и самообразования. Создание проблемной ситуации в начале урока способствовало осознанию того, что дети не могут выполнить задания, так как ещё не изучали букву «Ц». Высокий уровень учебной  мотивации в достижении поставленной цели стал возможен благодаря тому, что дети с радостью и большим желанием хотели помочь маленькому цыплёнку не заблудиться в царстве слов.

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00894.JPG                 C:\Users\Team\Desktop\об играх\3 фев.JPG

     Нацеленность моей работы   на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД  была заложена в идее  создания 6 команд (по 3 человека).   У каждой команды был маршрут, по которому надо было пройти, самостоятельно выполнить задания и помочь цыплёнку вернуться к маме. При подборе  заданий  учитывались возрастные,  индивидуальные способности детей, был реализован дифференцированный подход при выполнении заданий. С целью развития у первоклассников познавательной активности и самостоятельности использовала возможность обращения к своему небогатому жизненному опыту. Что любит клевать цыплёнок? Надо было из предметов: капелек росы, зёрнышек, горошка, травинок, червячков выложить  букву «Ц».

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00868.JPG       C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00889.JPG

      На уроке  мною были созданы  нестандартные ситуации и творческие моменты, которые дали возможность детям проявить свои способности, развить учебные навыки и умения.   На протяжении всего урока применяла диалоговую форму общения, вместе с детьми моделировали ситуацию, находили верное решение. На занятии был представлен материал разной степени трудности в виде цепочки – от звука до текста. Использовала интерактивную доску не только для создания сказочной среды, а самое главное для решения обучающих задач.

       В ходе путешествия надо было по ролям, используя приём театрализации, красиво прочитать стихотворение  В.Сутеева. В ходе игровой ситуации через выразительное чтение донести плохо читающим детям, что не так сделал цыплёнок. Таким образом, постаралась вывести детей на мысль, что надо всё надо делать осмысленно, задумываться о последствиях.  Дети с большим интересом выполняли учебные задачи: вставь пропущенные буквы, найди лишнее слово, найди отличия в парах слов, составь предложения из слов, ответь на вопросы мамы-курицы, используя только слова с буквой «Ц». При характеристике звука [Ц]  использовала задания поискового характера.  Докажи или объясни, почему это согласный, глухой или звонкий, твёрдый или мягкий? При делении слов на слоги дети сравнивали количество слогов. Объясняли, почему в слове такое количество слогов.

Обучающая и тренировочная игра: «Научим цыплёнка читать слоги и слова с наращиванием».

Це – цел – целый- целиком;

Це – цер – церковь- церковный;

Цу-цун-цунами-цукини;

Ца- царь – царица –рыцари.

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00869.JPG          C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00884.JPG

       Цель урока была достигнута. Дети усвоили звук [Ц], букву «Ц», узнали много слов с буквой «Ц», смогли составить предложения. Учились работать в группе, слушать своих одноклассников. В это время в непринуждённой форме происходило развитие таких психических процессов как восприятие, внимание, память, мышление, речь. На каждом этапе путешествия, если школьникам удавалось все задания выполнить правильно, оценивали свою деятельность – раскрашивали заработанные зёрнышки.

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00874.JPG                   C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00895.JPG

       Неординарность в достижении поставленной цели на занятии состояла в том, что ребята не только узнали новую букву, но и задумались о будущем,  о том, какой будет наша область через несколько лет. А самое главное поняли, что прекрасное будущее возможно только благодаря  труду многих людей, а для первоклассников, как для цыплят есть все возможности получить зёрнышки знаний.

      К концу младшего школьного возраста, 3-4 классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно- воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребёнка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребёнка.

        Сегодня  мы ориентируемся на построение открытого информационного пространства, способствующего становлению выпускника начальной школы как компетентной, социально активной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Главная цель внеурочной деятельности: Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных  этапах. Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет решить ряд очень важных задач.

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

          Интегрированный урок по математике, информатике, окружающему миру «Космическое путешествие со смешариками»  подготовлен и проведён в рамках организации городского семинара учителей начальных классов по теме «Интерактивные технологии на уроках в начальной школе». (Апрель 2018 г.)

      Идеей создания занятия стали темы по окружающему миру «В путь по Реке времени», по математике «Время. Единицы времени. Решение примеров и задач», по технологии (модуль «Информатика»). В основу сюжета была взята история космических приключений героев  мультипликационного фильма «Смешарики». По форме занятие было нетрадиционным – игра – путешествие,  основанное на создании комплексной работы, в материале которой были интегрированы разные предметные дисциплины (математика, информатика, окружающий мир). Использованы педагогические технологии: игровая, информационная, технология сотрудничества. Основным методом решения поставленных задач в ходе урока является метод интерактивного обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, специальная форма организации познавательной деятельности, когда в учебный процесс вовлечены все обучающиеся. Рассмотрим, как через применение игровых технологий удалось достичь положительных результатов?

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00166.JPG         C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00163.JPG

   

        Путешествие началось с включения учащихся на личностно – значимом уровне. Все учащиеся 3 класса  были приняты в отряд космонавтов. У всех детей возникло желание попробовать себя в новой роли. (Осуществляется формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению). Даже те ребята, которые волновались, с удовольствием погрузились в учебную игру. На  этом этапе были выявлены трудности, которые могут возникнуть в работе,  были сформированы 4 экипажа (дети с разным уровнем интеллектуального развития). Дети ознакомились с правилами работы в шаролёте и с правилами работы в группе.

     На этапе актуализации знаний школьники продемонстрировали умение работать в группах: сотрудничать, прислушиваться друг к другу, высказывать, отстаивать мнение, желание не подвести свою команду, прийти на помощь, - всё это и многое другое создавали хорошую психологическую атмосферу для работы и общения по разным учебным вопросам.

     Высокий уровень познавательной активности наблюдался в работе при проверке систем корабля: «Датчик Развития Земной цивилизации», «Табло времени», Система питания», «Система навигации», Датчик планетных данных». Это позволяет сделать вывод о сформированности коммуникативных универсальных действий, отражающие умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.  Каждый вносил свой вклад для достижения поставленной цели – при наличии приобретённых и полученных на уроке новых знаний добиться саморазвития и самосовершенствования путём приобретения (присвоения) нового социального  жизненного опыта. Одновременно шла работа над развитием памяти, внимания, речи, мыслительных операций.

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00167.JPG                 C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00168.JPG

     Проблемные моменты на уроке возникали дважды. Первый раз в начале занятия, когда дети перед стартом космического корабля должны были оценить уровень своих знаний по предметам. Второй раз, когда возникла ситуация, актуальная для нашего неспокойного времени – надо сохранить ценную информацию бортового компьютера, от которой зависит не только полёт космического корабля, но и жизнь на Земле. (Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом).

      На этапе открытия нового были использованы такие интерактивные методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящая к открытию беседа (секрет шифрования Юлия Цезаря), организация самостоятельной исследовательской деятельности при восстановлении работы бортового компьютера и антивирусника.  Для лучшего запоминания материала, использовала приём перевода терминов на язык знаков. Надо отметить, что дети слаженно работали в группе, анализировали вопросы, делали выводы, самостоятельно принимали решение. Дети показали сформированность познавательных универсальных действий – устанавливать причинно – следственные связи и зависимость между объектами, их положением в пространстве и времени. (Темы «Планеты Солнечной системы», «Геометрический материал на нахождение периметра и площади прямоугольника»).      На этапе рефлексии обдумывали ответы на вопросы: в какой мере удалось решить поставленную задачу? Какие получили результаты? Где можно применить новые знания?

C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00169.JPG               C:\Users\Team\Desktop\об играх\DSC00171.JPG

       На уроке поставленная цель была достигнута - был выявлен уровень подготовки выпускников начальной школы. Но самое главное для меня, как для учителя было ценным то, что на занятии были созданы необходимые условия для развития творческой личности ребёнка, раскрыты способности каждого ребёнка,  умеющего полученные знания применять на практике. Это и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение в жизнь новых стандартов второго поколения.

       Значение игры  в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя интересным человеком проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Опираясь на  свой педагогический опыт (30 лет), я могу с уверенностью сказать, что игра должна быть частью педагогического процесса, который в свою очередь должен быть направлен  на становление образованной, культурной, высоконравственной личности. А зёрнышки познания, которые так бережно сохраняют, передают новым поколениям и взращивают в своих воспитанниках их наставники, нужны и самим учителям. Посредством этих маленьких зёрнышек мы закладываем прочный фундамент нашего общества.

Информационные ресурсы:

Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2014.

Ивановский Р. И. Компьютерные технологии в науке и образовании. М., Высшая школа, 2013.

Сложнева В. Г. Аспекты применения современных информационных технологий в образовании. Челябинск: Два комсомольца, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мои педагогические находки. Проектная деятельность в начальной школе"

Выступление победителя ПНП "Образование - 2011" на предметной секции учителей начальных классов...

Презентация к выступлению "Мои педагогические находки. Проектная деятельность в начальной школе"

Презентация победителя ПНП "Образование - 2011" к выступлению на предметной секции учителей начальных классов " Стандарты второго поколения замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение: М...

Педагогическая находка - мероприятие с детьми на тему: "Театрализация сказки "Теремок" на экологический лад"

 Конспект занятий в детском саду  Мероприятие призвано познакомить с произведением С.Я. Маршака «Теремок», учить выражать свое отношение к окружающей природе через те...

Эссе "Мои педагогические находки"

Эссе "Мои педагогические находки"...

Педагогическая находка

Опыт работы театра обряд народа ханты "Турам Тут"...