ПРОГРАММЫ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ с ОВЗ
рабочая программа (1 класс)

Сидоренко Лариса Николаевна

Рабочая прграмма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-ovz.1_kl_poda_nikita.docx101.87 КБ

Предварительный просмотр:

                               Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район»

Сл. Аграфеновка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родионово-Несветайского района

«Аграфеновская общеобразовательная школа»

(МБОУ «Аграфеновская СОШ»)

«Согласовано»

Руководитель РМО  

Морозова Л.В

_________________ подпись

Протокол №  ____        

от «      » августа 2018г.

Рассмотрено и рекомендовано

 к утверждению педагогическим

советом

Протокол № _____

от «___» _________20___ г.

«Утверждено»

Приказ №______

от «___» _________20___ г.

Директор   Будникова Н.Б.

_________________ подпись

Адаптированная образовательная программа

1 класс (надомное обучение)

/ на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

для обучаемых с умственной отсталостью

под редакцией Воронковой В.В./

для учащегося 1 класса МБОУ « Аграфеновская СОШ»

Пода Никиты Сергеевича

Учитель: Сидоренко Л.Н.

                                                                                 

                                                                2018-2019 учебный  год

                                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа   для учащегося с умственной отсталостью разработана на основе:

  • Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 
  • Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.; 
  • Письма  Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
  • Письма Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)"
  • Приложения к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/6 "Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • Приказа   Минобразования  России  от  10.04.2002  N  29/2065-п   "Об утверждении     учебных    планов    специальных    (коррекционных) образовательных   учреждений  для  обучающихся,   воспитанников   с отклонениями в развитии"
  • "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПиН 2.4.2.2821-10
  • Устава МБОУ « Аграфеновская СОШ»
  • Учебного плана МБОУ « Аграфеновская СОШ»на 2018-2019 уч.год
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.  2015года.

   

     Адаптированная образовательная программа   состоит из рабочих программ по  следующим предметам: математика, письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, мир человека и природы , изобразительное искусство и ручной труд.          

       Адаптированная образовательная программа   составлена для ученика  1 класса МБОУ « Аграфеновская СОШ»,находящегося на  надомном обучении-  Пода Никиты Сергеевича на 2018-2019 учебный год  и согласована с родителями.      Мальчик по состоянию здоровья, согласно заключению ПМПК  обучается на дому по специальной (коррекционной) программе для детей с умственной отсталостью.  Имеет мотивацию к учебной деятельности. Первоначальные учебные навыки  сформированы слабо.

    Особенностью программы является то, что она  решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития ученика средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.

     Направленность программы: формирование у ребенка потребности в обучении и развитии в домашних условиях.

       

   В программе представлено 6 изучаемых предметов  в количестве 8 часов в неделю.

Учебный план ученика 1 класса надомного обучения

на 2018-2019 учебный год

Учебные предметы

Количество часов

в неделю

Количество часов

в год

Математика

2

66

Письмо и развитие речи

2

66

Чтение и развитие речи

2

66

Рисование / ручной труд

0,5/0,5

33

Мир природы и человека

1

33

Общее количество часов  в неделю

8

           Сроки: программа рассчитана на один год.

    Формы и режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю (среда и четверг) во второй половине дня.  Во время проведения занятий применяются различные формы: игра,  беседа, работа с дидактическим материалом.

   Ожидаемые результаты: 

-улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка;

- потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений.

                                                      

                                                            МАТЕМАТИКА

Пояснительная записка

       Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4  классы - М.:«Просвещение», 2015 год.

       Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 1 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.

    Цель: формирование  знаний состава чисел первого десятка, количественных и временных представлений.

      Задачи:

- научить счету в пределах 10;

- научить ориентировать в мерах стоимости, длины, массы, времени.

- научить вычерчивать геометрические фигуры, различные геометрические тела;

- воспитывать терпение и самостоятельность;

- корректировать мышление.

     Необходимо пробудить у ученика интерес к математике. Это возможно при использовании дидактических игр, занимательных упражнений. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи ученика.

       Обучение математике должно носить практическую направленность и быть связано с другими учебными предметами, жизнью. Геометрический материал включается  в каждый урок математики.

      Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом. Устный счёт как этап урока  является неотъемлемой частью почти каждого урока.

      Одним из важных приёмов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причино – следственных связей между понятиями.

       Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа.

     Ученик  должен  знать:

- количественные, порядковые числительные в пределах 20;

- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

- линии – прямую, кривую, отрезок;

- единицы (меры стоимости, длины, массы, емкости (1р., 1 к., 1 см, 1 кг, 1 л);

- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.

    Ученик должен уметь:

- читать, записывать, откладывать на счетном материале, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать, по 1, 2, 3, 4, 5;

- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5+3, 3+5, 10+4, 4+10;

- решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, на заданное арифметическое действие;

- узнавать монеты и заменять их;

- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять их.

                                                 

Требования к результатам освоения учебного предмета «Математика» в 1 классе

Личностные результаты:

  • Формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных требование;
  • Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
  • Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
  • Освоить роль ученика;
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
  • Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
  • Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
  • Определить план выполнения заданий на уроках при решении примеров и задач под руководством учителя;
  • Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку;
  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
  • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
  • Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
  • Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
  • Использовать знако-символические средства с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
  • Оформлять свои мысли в устной речи;
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Участвовать в паре;
  • Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.

Предметные результаты

Базовый уровень:

  • Читать, записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5
  • Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10;
  • Решать задачи на нахождение суммы, остатка;
  • Узнавать монеты и заменять одни другими;
  • Чертить прямую, отрезок (с помощью учителя);
  • Измерять прямую, отрезок;
  • Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по точкам изображенным учителем.

Минимально достижимый уровень:

  • Читать; записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5;
  • Выполнять сложение, вычитать чисел в пределах 20;
  • Решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их знаменателей, рисунков;
  • Чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
  • Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.

Развитие жизненной компетенции:

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • Овладение навыками коммуникации;
  • Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
  • Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Тематический план уроков математики в 1 классе

№ п/п

          Наименование  тем

Количество часов

1.

  Свойства предметов

4

2.

  Сравнение предметов

4

3.

  Сравнение предметных совокупностей    количеству предметов, их    составляющих

7

4.

  Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих   веществ

4

5.

  Положение предметов в пространстве на  плоскости

4

6.

  Временные представления

4

7.

  Геометрические формы

4

8.

  Числа 1-5

16

9.

  Числа

10

10.

  Величины

5

11.

  Геометрический материал

4

 Итого

66

                    РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МАТЕМАТИКА» В 1 КЛАССЕ

Личностные результаты:

Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний;

  • Навыки сотрудничество с взрослыми и сверстниками;
  • Установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • Способность использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебным предметом «математика»;
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

Предметные результаты:

  • Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
  • Овладение основой логического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, наглядного представления данных в разной форме (таблица, схемы), записи и выполнения алгоритмов;
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний ля решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Решать текстовые задачи, выполнять алгоритмы в игре, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, цепочками;

         Календарно- тематическое планирование по математике (66 часов)

                    Тема урока

Кол-во часов

Дата

Геометрический материал

Коррекционные задачи

1 четверть

1

Свойства  предметов, обладающих цветом

1

Обведение по шаблону: квадрат

Мотивация познавательной деятельности

2

Выделение предметов, обладающих определенной формой круга

1

Обведение по шаблону: круг

Коррекция памяти

3

Выделение предметов, обладающих определенным размером. Сравнение предметов по  размерам. Большой Маленький. Равные.

1

Обведение по шаблону: треугольник

Повышение общего уровня развития

4

Предметы, обладающие определенным назначением. Четырехугольник.

1

Разукрашивание: квадрат

Формирование положительной мотивации к учению

5

Сравнение предметов. Длинные, короче. Равные.

1

Разукрашивание: круг

Коррекция внимания

6

Понятия: шире, уже, одинаковые.

1

Разукрашивание: треугольник

Повышение уровня концентрации внимания

7

Понятия: выше, ниже, равные ростом.

1

Штриховка: квадрат

Коррекция и развитие познавательной деятельности

8

Понятия: глубже, мельче.

1

Штриховка: круг

Увеличение объема восприятия

9

Понятия: тоньше, толще, одинаковые.

1

Штриховка: треугольник

Коррекция памяти

10

Сравнение предметов по массе. Легче. Тяжелее, такой же.

1

Прямая линия

Развитие навыков самостоятельности

11

Сравнение групп предметов. Много. Немного. Мало.

1

Прямая линия

Активизация словаря

12

Понятия: больше, меньше, столько же. Много, мало. Один. Изменение количества предметов. Было много, стало мало.

1

Кривая линия

Активизация словаря

13

Положение предметов в пространстве (далеко, близко). Понятия вверху, внизу. Понятия: справа, слева

1

Кривая линия

Развитие процесса обобщения

14

Пространственные понятия (рядом, около, там, здесь). Положение предметов  в пространстве (на, в, внутри). Порядок следования : перед, после, за, следом, следующий.

1

Ломаная линия

Развитие процессов анализа и синтеза.

15

Положение предметов в пространстве (напротив, между, в центре, дальше, ближе, рядом).

1

Ломаная линия

Мотивация познавательной  деятельности

16

Отношение порядка следования (крайний, первый, последний)

1

отрезок

Коррекция личностных качеств

17

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

1

Отрезок

Коррекция познавательной деятельности

18

Количество и счет. Число и цифра 1

1

Рисование отрезков разной длины

Повышение уровня концентрации внимания

2 четверть

19

Один – много. Круг.

1

Рисование отрезков разной длины

Коррекция памяти

20

Число и цифра 2. Образование. Пара.

1

Отрезок и прямая линия

Развитие памяти

21

Простые арифметические задачи на сложение.

1

Отрезок и прямая линия

Развитие логического мышления

22

Простые арифметические задачи на вычитание.

1

точка

Повышение общего уровня развития

23

Составление, чтение и запись примеров на сложение и вычитание. Точка. Прямая.

1

точка

Развитие объема зрительного внимания

24

Образование числа 3

1

Начертить прямую через точку

Увеличение объема восприятия

25

Сравнение предметных множеств пределе 3

1

Начертить две прямые через одну точку

Развитие навыков самостоятельности

26

Свойство числового ряда. Порядковые и количественные числительные.

1

Начертить три прямые через одну точку

Развитие навыков самостоятельнти

27

Состав числа 3. Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Начертить прямую через точку

Коррекция познавательной деятельности

28

Решение простых задач на нахождение суммы. Сантиметр.

1

Начертить две прямые через одну точку

Коррекция памяти

29

Число и цифра 4. Образование числа 4. Счет до 4.

Начертить три прямые через одну точку

Мотивация познав. деят-ти

30

Числовой ряд 1-4. Сравнение, запись и решение примеров в пределе 4.

1

Рисование двух квадратов разных размеров

Коррекция и развитие памяти

31

Сложение и вычитание в пределах 4. сравнение. Прямоугольник.

1

Рисование двух треугольников разных размеров

Формирование положительной мотивации

32

Число и цифра 5. Знакомство.

1

Рисование двух кругов разных размеров

Коррекция мышления

3 четверть

33

Сравнение предметных множеств. Счет до 5 и обратно.

1

Рисование синей и красной прямых

Коррекция и развитие познав. деятельности

34

Решение примеров с неизвестным числом.

1

Прямоугольник: обведение по шаблону

Развитие восприятия

35

Состав числа 5. Решение примеров. Квадрат.

1

Начертить прямоугольник

Повышение уровня концентрации внимания

36

Решение простых задач на нахождение суммы. Сантиметр.

1

Прямоугольник и квадрат

Коррекция мышления

37

Число и цифра 0.

1

Четырехугольники

Развитие навыков самостоятельности

38

Решение примеров на сложение и вычитание. Отрезок.

1

Четырехугольники

Развитие логического мышления

39

Число и цифра 6. Знакомство.

1

Четырехугольники

Коррекция мышления

40

Сложение и вычитание в пределах 6. Компоненты сложения.

1

Штриховка прямоугольника

Развитие памяти

41

Состав числа 7. Сложение в пределах 7.

1

Штриховка четырехугольника

Развитие логического мышления

42

Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1-7.

1

Закрашивание разными цветами квадрата и прямоугольника

Коррекция памяти

43

Состав числа 7. Сложение в пределах 7.

1

Закрашивание разными цветами квадратов разных размеров

Увеличение объема памяти

44

Переместительный закон сложения.

1

Закрашивание разными цветами треугольников разных размеров

Мотивация познавательной деятельности

45

Вычитание из 7. Компоненты при вычитании.

1

Закрашивание разными цветами прямоугольников разных размеров

Развитие процесса анализа

46

Сложение и вычитание в пределах 7.

1

Закрашивание разными цветами кругов разных размеров

Развитие процесса синтеза

47

Решение задач на нахождение суммы и остатка.

1

Проведение прямой через две точки

Развитие процесса обобщения

48

Число и цифра 8. Образование.

1

Проведение прямой через две точки

Повышение уровня концентрации внимания

49

Состав числа 8. способы образования числа 8. Сложение в пределах 8.

1

Проведение одной длинной и одной короткой прямых

Развитие навыков самостоятельности

50

Вычитание в пределах 8.

1

Чертить прямую с помощью линейки

Развитие памяти

51

Число и цифра 9. Знакомство.

1

Чертить одну длинную прямую, под ней короткую

Активизация словаря

52

Числовой ряд 1-9. Порядковые числительные

1

Чертить одну длинную прямую, под ней короткую

Активизация словаря

4 четверть

53

Дифференциация цифр 6-9. Упражнения на обозначение количества множеств.

1

Чертить длинную красную прямую, под ней короткую – синюю

Мотивация познавательной  деятельности

54

Сравнение чисел в пределах 9. Геометрические тела.

1

Чертить длинную красную прямую, под ней короткую – синюю

Повышение уровня концентрации внимания

55

Сложение в пределах 9. дополнение до 9. Геометрические тела.

1

Проведение прямой через две точки

Развитие памяти

56

Состав числа 9. Компоненты сложения.

1

Проведение нескольких прямых через одну точку

Развитие логического мышления

57

Сложение в пределах 9. Решение задач.

1

Составление орнамента из квадратов и треугольников одного размера

Повышение общего уровня развития

58

Вычитание из 9. Компоненты при вычитании.

1

Составление орнамента из квадратов и треугольников одного размера

Увеличение объема восприятия

59

Составление и решение задач по названию действий.

1

Составление орнамента из квадратов и треугольников одного размера

Развитие навыков самостоятельности

60

Число 10. Понятие 10 ед.- один десяток.

1

Составление орнамента из квадратов, треугольников разного размера

Развитие навыков самостоятельности

61

Числовой ряд 1-10. Порядковые и количественные числительные.

1

Составление орнамента из квадратов, треугольников разного размера

Коррекция познавательной деятельности

62

Сравнение чисел в пределах 10. Состав числа 10. Переместительные свойства

сложения.

1

Составление орнамента из косых и ломаных линий

Коррекция памяти

63

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10.

1

Составление орнамента из косых и ломаных линий

Мотивация познавательной деятельности

64

Решение примеров и задач на сложение и вычитание.

1

Составление орнамента из линий и геометрических фигур

Коррекция и развитие памяти

65-66

Повторение геометрических фигур. Вычерчивание по образцу, инструкции. Повторение пройденного и обобщение знаний и  умений

2

Составление орнамента из линий и геометрических фигур

Формирование положительной мотивации к учению Коррекция мышления

                                                 Письмо и развитие речи

Пояснительная записка

       Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4  классы - М.:«Просвещение», 2015год.

      Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на  Букварь для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2013.

      В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

       Цель:  выработать элементарные навыки  письма строчных и прописных букв.

      Задачи:

- формировать навык письменной речи;

- формировать каллиграфические навыки;

- обогащать и уточнить словарь;

- пробудить  познавательный интерес к родному слову;

- корректировать внимание.

        Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению  и развитию слухового восприятия ученицы, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

         Ученица должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии, синтаксиса.

        Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой.

        Ученик получит возможность приобрести способности:

- написание основных элементов рукописных букв в последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

      Ученик сможет научиться:

- рисовать  прямые линии в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключаться с одного направления на другое, соблюдать пределы при штриховке прямыми линиями.

- обводить карандашом на бумаге простейших фигуры по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закрашивать и заштриховывать;

-  рисовать прямые линии и несложные предметы из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв);

- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Календарно- тематическое планирование по письму и развитию речи (66 часов)

Тема  урока

Кол.ч

Дата

Словарь

Коррекционные   задачи

1 четверть

1

Элементы букв. Пользование карандашом.

1

Ученик

учитель

Мотивация познав. Деятельности

2

Элементы букв. Пользование ручкой

11

Имя отчество учителя

Развитие фонематического слуха. Развитие зрительного внимания

3

Ручка. Рисование палочек

1

парта

Увеличение объема восприятия

4

Ручка. Рисование геометрических фигур

1

Урок

Развитие процесса обобщения

5

Обведение по шаблону геометрических фигур

1

Развитие координации движений

6-7

Рисование несложного орнамента

1

Оконная рама

Увеличение объема запоминания

8-9

Рисование знакомых предметов и их распределение по цвету, форме, величине

1

Овал

Полуовал

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие координации движений

10

Обведение по трафарету знакомых предметов (яблоко, груша, огурец, морковь)

1

Овощи, фрукты

Коррекция личностных качеств

11

Проведение прямых линий по пунктирам в разных направлениях

1

Формирование положительной

Мотивации

12

Проведение прямых линий, непрерывных линий по наклонной

1

Развитие и коррекция памяти

13

Орнамент из палочек и их сочетаний

1

Неделя

Развитие мелкой моторики пальцев рук

14

Орнамент из геометрических фигур

1

Увеличение объема запоминания

15

Рисование по линейке: линии, палочки наклонные и вертикальные. Соединение палочек в разных сочетаниях

1

Линейка

Развитие логического мышления

16

Обведение клеток по образцу, точкам самостоятельно

1

Месяц

Развитие координации движений

17

Обводка, раскрашивание, штриховка геометрических фигур

1

Развитие навыков самостоятельности

18

Рисование геометрических фигур, на их основе знакомых предметов

1

Коррекция речи

2 четверть

19-20

Элементы букв А, О

2

Близко-далеко

Развитие словаря и фразовой речи

21

Написание буквы А, а

1

Активизация словаря

22

Написание буквы  О.о

1

Коррекция и развитие познав. деятельности

23

Элементы буквы У

1

Удочка

Развитие фонематического слуха

23

Написание букву У.у

1

Развитие мелкой моторики пальцев рук

24

Элементы буквы М, м

1

Развитие фонематического слуха

25-26

Написание буквы М,м

2

понедельник

Развитие зрительного внимания

27

Написание слогов  -ма, -му, -мо

1

среда

Коррекция личностных качеств

28

Элементы и написание буквы С.с

1

четверг

Коррекция и развитие памяти

29

Слоги  -са, -су, -со.

1

пятница

Развитие долговременной памяти

30

Написание слов ма-ма,  са-ма

1

суббота

Развитие координации движений

31

Элементы и написание буквы Х,х

1

воскресенье

Коррекция внимания

32

Слоги -ха, -хо, -ах, -ох

1

Коррекция речи

3 четверть

33

Элементы и написание буквы Л,л. Слоги  -ла, -ло, -лу

1

Развитие словаря и фразовой речи

34

Элементы и написание буквы Ы,ы. Слоги –мы, -сы

1

Сыр

Коррекция памяти

34

Написание слов мал, малы

1

Развитие кратковременной памяти

35

Буквы Н, н. Слоги –на, -но, -ну

1

Коррекция мышления

36

Буква Р, р.  Слоги –ра, -ро, -ру

1

Рубль

Развитие координации движений

37

Чередование букв  р – л

1

Хорошо-плохо

Активизация словаря

38

Буква П, п Слоги  -па, -по, -пу

1

Развитие зрительного внимания

39

Буква К, к.  Слоги –ка, -ко, -ку

1

Копейка

Развитие фонетического слуха

40

Написание слов мо-ло-ко, ко-ро-ва

1

Мотивация познавательной деятельности

41

Написание буквы Т, т.  Слоги –та, -ту, -то.

1

Развитие навыков самоконтроля

42

Написание буквы И, и.  Слоги с буквой и.

1

Развитие словаря и фразовой речи

43

Написание буквы З,з.  Слоги с буквой З,з.

1

забор

Развитие зрительного внимания

44

Буква В, в. Написание слогов с буквой в.

1

литр

Развитие слухового внимания

45

Буквы ж, ш. Слоги –жи, -ши

1

метр

Коррекция и развитие памяти

46

Буква Б, б. Слоги с буквой б.

1

сантиметр

Развитие мелкой моторики

47

Буква Г,г.  Слоги с буквой г.

1

грамм

Развитие и коррекция памяти

48

Буква Д, д. Слоги с буквой  д

1

Килограмм

Коррекция речи

49

Буква     Й  . Слоги с буквой  Й

1

йод

Развитие зрительного внимания

50

Буква   Е.е. Слоги с буквой е

1

ель

Коррекция речи

51

Буква   ь. Слоги с буквой ь

1

Развитие понимания словесных конструкций

52

Буква   Ё,ё. Слоги с буквой  ё

1

Развитие понимания фразовой речи

4 четверть

53

Буква  Я.я.  Слоги с буквой  я

1

Развитие навыков самостоятельности

54

Буква   Ю.ю. Слоги с буквой  ю

1

Развитие мелкой моторики пальцев рук

55

Буква    Ц, ц. Слоги с буквой  ц

1

Увеличение объема запоминания

56

Буква    Ч, ч. Слоги с буквой  ч

1

Развитие логического мышления

57

Буква    Щ, щ. Слоги с буквой  щ

1

Развитие координации движений

58

Буква     Ф, ф. Слоги с буквой  ф

1

Развитие навыков самостоятельности

59

Буква    Э, э. Слоги с буквой  э.

1

Эхо

Коррекция речи

60

Буква    ъ. Слоги с буквой  ъ

1

Мотивация познав. деят-ти

61-62

Написание  простых словосочетаний

2

Повышение уровня концентрации внимания

63-64

 Написание коротких предложений под диктовку

2

Развитие процессов анализа, синтеза и обобщения

65-66

Списывание коротких предложений с книги  Повторение и обобщение знаний

2

Развитие навыков самоконтроля

                                                 Чтение и развитие речи

Пояснительная записка

                                                 

       Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4  классы - М.:«Просвещение», 2015 год.

      Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на  Букварь для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2013.

 Цель: формирование навыка правильного и осознанного чтения.

Задачи:

- научить звуко-буквенному анализу;

- формировать представление об образе буквы, слиянии слогов, составлении слов и предложений;

- прививать интерес к чтению;

- обогащать словарь и развивать связную устную речь;

- корректировать внимание.

       Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
      Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти.
      Основные задачи добукварного периода: подготовить ученицу к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития.
      В этот период начинается работа по формированию у ребенка общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

      На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассница учится слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

      Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.

      Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д.

      Букварный период. В этот период у ученицы формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

      В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.
      Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

      Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.

     Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
      Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
    Ученик сможет:
      различать звуки на слух и в произношении;
      анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
     -  плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
      - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
     -  слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
      - отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
      
Ученик  сможет узнать:
      - наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

Календарно-тематическое планирование по  чтению и развитию речи    (66 часов)

                                                 

                      Тема урока

Кол.ч

Дата

 Словарь

Коррекционные    задачи

1 четверть

1-2

Рассматривание книг. Прослушивание сказок по книгам.

2

Формирование интереса к окружающему, привлечение внимания к речи. Коррекция базовых эмоций личности.

3

Слушание сказок с инсценировкой. «Репка»

1

Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого. Коррекция эмоциональной адекватности поведения

4

Слушание сказок с инсценировкой. «Маша и медведь»

1

Коррекция по соотношению зрительного образа с его словесным обозначением.

5

Звук. Различение звуков окружающей действительности.

1

коса

Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого. Коррекция эмоциональной адекватности поведения

6

Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности. Игра «Что звучит?»

1

Коррекция пространственной ориентации (за, перед, после), привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого

7

Сравнение звуков окружающей действительности и речи. Игры «Что звучит?», «Кто подает голос?».

1

полка

Развитие речевого слуха. Коррекция адекватности поведения

8-12

В мире речевых звуков. Различение речевых звуков.

5

Коррекция слухового восприятия (чувство ритма).

13

Звук а.  Особенности артикуляции и звучания.  Звучание, умение слышать и выделять из потока

отдельных звуков.

1

Развитие слухового восприятия, коррекция по соотношению зрительного образа с его словесным обозначением.

14

Сопоставление артикуляций звуков а,о,у Правильное произнесение совместно с учителем и самостоятельно звуков а,о,у

1

игрушка

Уточнение и расширение словаря по теме «Игрушки», развитие артикуляционной моторики.

15

Сопоставление артикуляций звуков [а], [о], [у]. Правильное произнесение совместно с учителем и самостоятельно звуков [а], [о], [у].

1

Развитие слухового восприятия, коррекция по соотношению зрительного образа с его словесным обозначением.

16

Дифференциация звуков[о] - [у].

1

Овощи

Уточнение и расширение словаря по теме «Овощи», развитие артикуляционной моторики.

17

Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки.

1

Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

18

Гласный звук [а]. Выделение в слове гласного звука [а] в сильной позиции

1

Развитие слухоречевого  восприятия и внимания, коррекция речевого подражания.

2 четверть

19

Гласный звук [о]. Выделение в слове гласного звука [о] в сильной позиции.

1

мебель

Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель», развитие артикуляционной моторики.

20

Гласный звук [у]. Выделение в слове гласного звука [у] в сильной позиции.

1

Развитие речевого слуха, фонематического восприятия

21

Гласные звуки [а], [о], [у]. Выделение в слове гласных звуков [а], [о], [у] в сильной позиции.

1

Хор

Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия,  развитие конструктивного праксиса.

22

Знакомство со словом. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного – двух слогов.

1

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах.

23

Слово. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного - двух слогов.

1

Нитка, игла

Развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, артикуляционной моторики.

24

Согласный звук. Звук [м]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [м] по предъявленным предметным картинкам.

1

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах.

25

 Согласный звук. Звук [м]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [м] по предъявленным предметным картинкам.

1

Молоток

Уточнение и расширение словаря по теме «Инструменты», развитие артикуляционной моторики.

26

Звук [м ] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [м] по предъявленным предметным картинкам.

1

Развитие анализа и синтеза слияний гласных звуков, зрительного восприятия.

27

Слоги ма-, му-, мо-. Плавное слияние. Чтение.

1

Развитие слухового восприятия и внимания, коррекция речевого подражания.

28

Звук [с] – согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [с] по предъявленным предметным картинкам.

1

Оса,

комар

Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия,  развитие конструктивного праксиса.

29

Слоги са-, со-, су. Плавное слияние. Чтение.

1

Шалаш

Развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, артикуляционной моторики.

30

Чтение слов ма-ма, са-ма

1

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах

31

Звук [х] – согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение, выделение в слове.

1

Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия, анализа и синтеза слияний гласных звуков.  

32

Слоги ха-, хо-, ху-, ах, ох, ух. Чтение.

1

Липа, осина

Уточнение и расширение словаря по теме «Деревья», развитие артикуляционной моторики.

3 четверть

33

Звук [л] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [м] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогоа ла-, лу, ло-

1

Замок

Развитие речевого слуха, фонематического восприятия

34

Гласный звук Ы. Чтение слогов мы-, сы-

1

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах, слуховой  памяти.

35

Звук [н] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [н] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов на-, ну, но-

1

Кастрюля

Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда», развитие артикуляционной моторики.

36

Звук [р] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [р] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов ра-, ру, ро-

1

Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия,  развитие конструктивного праксиса.

37

Чередование звуков р-л

1

Развитие слухоречевого  восприятия и внимания, коррекция речевого подражания

38

Звук [п] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [п] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов па-, пу, по-

1

Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия,  развитие конструктивного праксиса.

39

Звук [к] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [к] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов ка-, ку, ко-

1

Самолет

Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт», развитие артикуляционной моторики.

40

Слова мо-ло-ко, ко-ро-ва. Плавное чтение по слогам

1

Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, анализа и синтеза.

41

Звук [т] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [т] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов та-, ту, то-

1

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах, слуховой  памяти.

42

Гласный звук И. Выделение в слове с сильной позиции

1

Огород

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах, слуховой  памяти.

43

Звук [з] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [з] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов за-, зу, зо-

1

Город

Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия,  развитие конструктивного праксиса.

44

Звук [в] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [в] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов ва-, ву, во-

1

Бусы

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах, зрительной памяти.

45

Звуки Ж – Ш. Звучание, правильное произнесение, артикуляция. Чтение слогов жи-, ши-.

1

Карась, окунь,

сазан, ерш

Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого. Коррекция эмоциональной адекватности поведения

46

. Звук [б] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [б] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов ба-, бу, бо-

1

Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, анализа и синтеза.

47

Звук [г] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [г] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов га-, гу, го-

1

Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, анализа и синтеза.

48

Звук [д] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [д] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов да-, ду, до-

1

Пальто

Развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, артикуляционной моторики.

49

Звук Й. Звучание, правильное произнесение, артикуляция

1

50

Гласный звук е. Чтение слогов с буквой е.

Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого. Коррекция эмоциональной адекватности поведения

51

Мягкий знак. Чтение слогов с ь.

1

Шляпа

Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, анализа и синтеза.

52

Гласный звук Ё. Чтение слогов с буквой Ё.

1

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах

4 четверть

53

Гласный звук я. Чтение слогов с буквой я.

1

Зоопарк

Развитие анализа и синтеза слияний гласных звуков, зрительного восприятия.

54

Гласный звук ю. Чтение слогов с буквой ю.

1

Утенок

Козленок

теленок

Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия,  развитие конструктивного праксиса.

55

Звук [ц] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [ц] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов ца-, цу, цо-

1

Развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, артикуляционной моторики.

56

Звук [ч] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [ч] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов с буквой ч.

1

Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, анализа и синтеза.

57

Звук щ - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [щ] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов с буквой щ.

1

Вол

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах, зрительной памяти.

58

Звук [ф] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов с выделением  звука [ф] по предъявленным предметным картинкам. Чтение слогов с буквой ф.

1

Развитие слухового восприятия и внимания, коррекция речевого подражания.

59

Гласный звук Э. Чтение слогов с буквой э.

1

Топор

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах.

60

Твердый знак. Чтение слогов с ъ

1

Развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, артикуляционной моторики.

61-62

Чтение слогов по таблицам. Чтение слов с этими слогами.

2

Лопата

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах, слуховой  памяти.

63-65

Послоговое чтение односложных и двусложных слов в предложении

3

Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия.

66-68

Повторение и обобщение пройденного за год

3

Умение применять полученные знания

Ручной труд

Пояснительная записка

     

      Рабочая программа по учебному предмету «Труд» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4  классы - М.:«Просвещение», 2015год.

      Рабочая программа по труду  конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков. В течение года возможно изменение в количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимся. С учетом местных условий учебный план трудового обучения   у обучающегося  на дому  включает   3 блока: работа с бумагой и картоном; с природным материалом; с пластическими материалами  (пластилин).

      Цель: формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для ученицы форме.

       Задачи:

- сформировать  умения выполнять практические задания по ручному труду в доступной для ученицы форме;

- воспитыватьть положительные качества  личности:  настойчивость, аккуратность;

- корректировать мышление и внимание.

      Наряду с этими задачами на занятиях по  труду реализуются и другие: развитие мелкой ручной моторики, умение сравнивать поделки с образцом, находить и исправлять свои ошибки и т.п.

      Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения).

      Однако решению указанных задач препятствуют такая  особенность  ребенка, как слабая словесная регуляция деятельности, недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная сформированность умственных действий, необходимых для совершения трудового процесса. Поэтому эффективное усвоение учебного материала по труду возможно лишь при решении учителем специфических задач, вытекающих из особенностей психофизического развития учащихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.

   

Ученик  должен знать:

- применение картона и бумаги;

- применение других материалов  в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, поролон, обрезки кожи, фольги и   др.);

- организацию рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой,  картоном и другими материалами;

- правила безопасной работы.

   

Уметь:

- самостоятельно ориентироваться в задании и сравнивать образец с натуральным объектом;

- самостоятельно составлять план работы, текущий контроль выполнения изделия;

- выполнять анализ своего изделия и изделия товарища;

- употреблять в речи техническую терминологию;

- размечать картон и бумагу по шаблонам, по линейке;

- резать картон и бумагу ножницами по кривым и прямым линиям;

- прорезать отверстия в картоне;

- сгибать картон и склеивать по стыкам, оклеивать бумагой объемные изделия.

                                                   

              Календарно-тематическое планирование по ручному труду

№.

Тема урока

Кол. ч.

Дата

1

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: мяч.

0,5

2,3

Лепка по образцу овощей и фруктов (предметы овальной формы): слива, огурец, картофель. Составление композиций.

0,5

4,5

Упражнения в резании ножницами по следам сгиба, вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, треугольники. Конструирование из геометрических фигур.

0,5

6,7

Вырезание квадратов, прямоугольников, треугольников, размеченных по шаблону. Конструирование из геометрических фигур

0,5

8,9

Вырезание кругов, овалов, размеченных по шаблону. Конструирование из геометрических фигур.

0,5

10,11

Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.

0,5

12,13

Изготовление ёлочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка).

0,5

14,15

Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.

0,5

16,17

Изготовление по образцу ёлочных игрушек.

0,5

18,19

Изготовление птички из шишки ели, сосны, пластилина и веточек.

0,5

20,21

Изготовление пингвина и пальмы из шишек и пластилина.

0,5

22,23

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха с парусом.

0,5

24,25

Изготовление по образцу петушка  из перышков и пластилина.

0,5

26,27

Вырезание по длинной линии и конструирование. Игрушка “Бумажный фонарик”.

0,5

28,29

Криволинейное вырезание. Плоскостная аппликация “Радуга”.

0,5

30

Аппликация из гороха и пластилина “Рыбка”.

0,5

31,32

Симметричное предметное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз. Аппликация “Букет цветов”

0,5

33

Итоговый урок.

0,5

Рисование

 Пояснительная записка

       Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4  классы - М.:«Просвещение», 2015год.

      Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
    Цель: формирование навыков изображения  явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
      
Задачи: 

- научить  изображать  по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и цвету;

- воспитывать интерес к рисованию;

- прививать навыки самостоятельности и аккуратности;

- корректировать моторику.

     Ученик  должен  уметь:

- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима   на карандаш;

 - рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

 - понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
-  различать и знать названия цветов;

- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

 - самостоятельно ориентироваться в задании и сравнивать образец с натуральным объектом;

- самостоятельно составлять план работы, текущий контроль выполнения изделия;

- выполнять анализ своего изделия и изделия товарища;

- употреблять в речи техническую терминологию;

- размечать картон и бумагу по шаблонам, по линейке;

- резать картон и бумагу ножницами по кривым и прямым линиям;

- прорезать отверстия в картоне;

- сгибать картон и склеивать по стыкам, оклеивать бумагой объемные изделия

Ученик должен знать:

- применение картона и бумаги;

- применение других материалов  в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы – поролон, обрезки кожи, фольги и    др.);

- организацию рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой,  картоном и другими материалами;

- правила безопасной работы.

   

Календарно-тематическое планирование по

рисованию

                                    Тема урока

Кол.ч

Дата

1

Рисование предметов разной формы и окраски

0,5

2

Рисование прямых линий (заборчик), косых линий (косой дождь)

0,5

3

Рисование горизонтальных и вертикальных линий (лесенка, шахматная доска.)

0,5

4

Рисование предметов шаровидной формы (Воздушные шарики, машина с колесами)

0,5

5

Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы (книга, дорожный знак)

0,5

6

Рисование несложного геометрического узора в полосе

0,5

7

Рассматривание иллюстраций в книге сказок. Сравнивание предметов  по форме, величине, цвету, рисование этих предметов.

0,5

8

Рисование несложных предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы)

0,5

9

Рисование растительных элементов (веточка ели, лист)

0,5

10

Рисование (по показу) знакомых предметов: шары большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, елочки – высокие и низкие.

0,5

11

Рисование (по показу) предметов разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной.

0,5

12

Рисование по памяти (после показа) несложных по форме игрушек

0,5

13

Рисование с проведением диагоналей. Раскрашивание полученных треугольников в контрастные цвета

0,5

14

Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (ветка ели).

0,5

15

Рисование с натуры игрушки – кораблика

0,5

16

Рисование с натуры игрушки – машины

0,5

17

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

0,5

18

Рисование с натуры зимних вещей (шарф, вязаная шапочка).

0,5

19

Рисование на тему «Снеговик».

0,5

20

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам.

0,5

21

Рисование с натуры праздничного флажка.

0,5

22

Рисование «Я ракету нарисую»

0,5

23

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

0,5

24

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».

0,5

25

Рассматривание иллюстраций к книге Е.Рачева «Колобок». Рисунок к сказке «Колобок катится по дорожке».

0,5

26

Рассматривание иллюстрации простейших изображений предметов, сравнение их по форме, цвету, величине. Рисование по клеткам геометрических узоров в полосе.

0,5

27

Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов, квадратов).

0,5

28

Рисование (по показу) несложных по форме предметов состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).

0,5

29

Рисование по шаблону круга. Деление круга на части.

0,5

30

Декоративное рисование – узор в круге «Тарелка».

0,5

31

Рисование с натуры связки воздушных шариков.

0,5

32

Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.

0,5

33

Рассматривание иллюстраций к сказке Л.Н.Толстого «Три медведя». Рисование на тему «Три чашки для медведей».

0,5

34

«Я умею рисовать» Выставка рисунков.

0,5

          Программа начального общего образования  составлена на основе обязательного минимума содержания образования по математике  под редакцией  И. М. Бгажноковой. Программа курса «Мир природы и человека» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.  

Цели и задачи учебного предмета,  решаемые при реализации рабочей программы

Цель учебного курса «Мир природы и человека» носит познавательный и социокультурный характер. По средствам реализации программы происходит формирование естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.

Для достижения поставленных целей изучения «Мир природы и человека» необходимо задач:  

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;  
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;  
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • формирует знания обучающихся о природе своего края;  
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Специальная задача коррекции имеющихся психомоторных недостатков школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Общая характеристика учебного предмета «мир природы и человека»

У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

  • Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления.
  • В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), обучающийсяи упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь обучающихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
  • Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
  • Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
  • Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
  • На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
  • Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся.

Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения

Формы работы: урок, индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Виды контроля на уроках: самостоятельные работы с дифференцированным уровнем сложности, диктанты (словарные, предупредительные, объяснительные, контрольные с грамматическим заданием, итоговые);  индивидуальные задания по карточкам; выполнение упражнений по закреплению изученного материала.

Типы контроля: внешний (осуществляется учителем над деятельностью обучающейся);

Формы контроля: индивидуальная..

Методы контроля: устный опрос, выполнение письменных заданий, набор слов и выполнение заданий на стенде.

Описание места учебного предмета в учебном плане школы.

Предмет «Мир природы и человека» относится к содержательной области образования детей с ОВЗ «Знания о природе» в соответствии с Единой концепцией Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в освоении каждой содержательной области составляет суть специальной коррекционной помощи ему в процессе школьного образования.

Предмет «Мир природы и человека»  включен в базовую инвариантную часть Базисного  учебного школы.

Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Новизна программы (внесённые изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование): в связи с упором на диагностический подход обучения в 1 классе, темы и разделы, вызывающие затруднения у обучающися, перенесены согласно ФГОС для умственно-отсталых детей на внеурочное время.

Планируемые результаты БУД по предмету

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
  2. Интерес к объектам живой природы.
  3. Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
  4. Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
  5. Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
  6. Элементарные представления о течении времени.

Минимальный уровень:

  • Представления о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; Называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
  • Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • Знание требований к режиму дня школьника понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни. Адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение дома, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

  • Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • Узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
  • Отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
  • Развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; Знание правил гигиены органов чувств; знание некоторых правила безопасного поведения в природе и
  • обществе с учетом возрастных особенностей.
  • Готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
  • ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» для 1 класса (по И.М. Бгажноковой)

Сезонные изменения в неживой природе

Влияние солнца на изменения в природе: зима - солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето - солнце долго светит, греет сильно, всё оживает. Солнце весной и осенью.  

Знакомство с временами года и их названиями.  

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года:

холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.  

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.  

Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Берёза, клён, мать-и-мачеха".  

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.  

Животные зимой. Медведь, заяц.  

Неживая природа

 Названия и простейшие признаки объектов неживой природы.

 Небо днём и ночью: солнце, облака, луна, звёзды. Наблюдения за сменой дня и ночи.  

Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.  

Деятельность человека в течение суток.  

Земля: песок, камни, глина.  

Солнце - источник тепла и света.

 Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времён года.  

Живая природа. Растения. Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).  

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.  

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времён года.  

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.  

Животные

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).  

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.  Знакомство с животными своей местности.  

Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времён года (1-2 хорошо знакомых животных).  

Человек

Пол, возраст, имя, фамилия.  Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.  Первая помощь при порезах, ожогах кожи.  Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.  Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза - орган зрения, ухо - орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.  

Заботимся о растениях и животных. Вместе с учителем, с его помощью малыши поливают растения, птиц и других животных кормом, приготовленным взрослыми. Сажают луковицы и крупные семена. Вместе со взрослыми и старшими детьми убирают участок — очищают его от снега и листьев, веточек, зимой подкармливают птиц. Педагог поддерживает стремление малышей к самостоятельности, разделяет их радость от положительных результатов труда.

Тематический план уроков «Мир природы и человека»в 1 классе на 2016/2017учебный год

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1.

  Сезонные изменения в природе

8

2.

  Неживая природа

12

3.

  Живая природа                                              

20

  Итого

33

Календарно – тематическое планирование уроков «мир природы и человека» в 1 классе на (33 часов, 1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Кол.час

Дата

Виды деятельности

план

факт

1

Сезонные изменения в природе Лето. Осень. Сезонные изменения в неживой природе осенью.

1

Прослушивание рассказа учителя. Ответы на вопросы по теме.

2

Наблюдение за солнцем осенью.

«Солнце» в рисунке.

1

Показывать солнце, ответить на вопросы учителя. Рисование.

3

Целевая экскурсия: Наблюдения за изменение окраски листьев, изменениями происходящими в природе осенью.Апликация.

1

Наблюдение за природой, сбор природного материала

4

Изменения осенью. Одежда людей осенью.

1

Ответы на вопросы учителя. Работа с картинками.

5

Осень. Игры детей в разное время года. Игры на воздухе.

1

Прослушивание текста. Работа с картинками.

6

Неживая природа. Названия и простейшие признаки объектов неживой природы

1

Работа с учебником и дидактическим материалом

7

Живая природа. Растения. Их

разнообразие.

1

Прослушивание текста. Работа с дидактическим материалом.

8

Животные.         Их разнообразие.

1

Работа с учебником. Ответы на вопросы учителя.

9

Жизнь диких животных осенью.

1

Прослушивание текста. Ответы на вопросы по заданной картинке

10

Человек. Моё имя, фамилия, возраст, пол. «Сложи картинку»

1

Участие в диалоге. Дидактическая игра.

11

Повторение. Сезонные изменения в живой и неживой природе. Д/и. «Найди листок, какой покажу»

1

Работа с учебником и тетрадью. Дидактическая игра

12

Сезонные изменения в природе. Целевая экскурсия: «Наблюдения за изменениями, происходящими в природе поздней осенью»

1

Ответы на вопросы теста. Наблюдение за природой. Ответы на вопросы.

13

Явления и состояния неживой природы в разное время года.

1

Работа с учебником.Ответы по тематическим картинкам.

14

Наблюдение и описание зимующих птиц: воробей, ворона.

1

Работа с картинками. Ответы по наводящим вопросам

15

Знакомство с названиями растений, наиболее распространённых в данной местности. Деревья.

1

Работа с наглядным материалом, учебником.

16

Одежда и занятия детей зимой

1

Диалог с учителем. Ответы на вопросы.

17

Неживая природа. Явления в неживой природе: замерзание луж, рек.

1

Работа с учебником и дидактическим материалом. Беседа, ответы на вопросы.

18

Растения.Части растений.

1

Работа с учебником и с дидактическим материалом.

19

Наблюдения за комнатными растениями.

Полив растений.

1

Наблюдение и описывание по наводящим вопросам комнатных растений.

20

Животные.

Приспособление диких животных к разным условиям жизни.

1

Работа с учебником и дидактическим материалом. Ответы на вопросы учителя.

21

Животные стран с холодным климатом.

1

Работа с дидактическим материалом. Составление краткого описания по теме.

22

Наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем ребенка.

Повторение.

1

Беседа. Работа с учебником. Описание сюжетных картинок.

23

Сезонные изменения  в природе. Весна.

Признаки весны.Наблюдение за изменениями, происходящими природе весной.

1

Сравнивание сюжетных картинок. Описание своих ощущений при смене времён года.Дидактическая игра «Пришла весна».

Ответы на вопросы.

24

Временные представления: день-ночь. Их признаки, сравнение признаков.

1

Беседа. Диалог. Описание личного опыта, что меняется в жизни и деятельности человека ночью.

25

Погода. Наблюдение за изменениями погоды.

Погода вчера, сегодня, завтра.

1

Беседа. Описание своих ощущений при изменении погоды (холодно-тепло и т.д.).

26

Одежда и занятия детей весной.

1

Работа с учебником. Ответы на вопросы учителя.

27

Неживая природа.

Наблюдения за облаками, ветром, землёй в разное время.

Отражение этих наблюдений в рисунках, аппликациях, рассказах.

1

Работа с учебником и дидактическим материалом. Наблюдение на местности. Рисование.

28

Живая природа.

Растения. Знакомство с хвойными деревьями данной местности.

1

Работа с учебником и дидактическим природным материалом.

29

Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев.

1

Наблюдение и описание роста растений.

30

Животные.         

Домашние животные. Их детёныши

1

Беседа. Учебник. Составление краткого описания по картинке.

31

Наблюдение за птицами, насекомыми, животными, за их поведением весной.

1

Беседа. Учебник. Составление краткого описания по картинке.

32

Человек. Строения человеческого лица, основные части лица человека

1

Беседа. Диалог в парах. Ответы на вопросы.

33

Времена года.

Закрепление

Повторение

1

Беседа. Учебник. Составление краткого описания по картинке.

Всего

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы с детьми «группы риска» (психолого – педагогической поддержки)

Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих ребенка к депрессии, как на физичес...

Программа для работы с детьми с повышенной познавательной активностью

Данная программа является актуальной и своевременной. Большое значение придаётся использованию новых методических форм. Перед учащимися открываются все стороны страноведческого материала, даёт полное ...

Программа "Коррекционная работа с детьми группы риска"

Программа "Коррекционная работа с детьми группы риска"...

Программа коррекционной работы с детьми ЗПР

Программа коррекционной работы с детими ЗПР...

Программа по работе с детьми с ОВЗ

Программа по работе с детьми с ОВЗ...

программа по работе с детьми ОВЗ

программа по работе с детьми ОВЗ...

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...