программа по работе с детьми ОВЗ
материал на тему
Предварительный просмотр:
Программа работы
ГБОУ «Пестречинская школа-интернат»
с детьми – инвалидами и детьми,
имеющих ограниченные возможности здоровья на 2016 – 2020 г.г.
Наименование Программы | Программа работы ГБОУ «Пестречинская школа-интернат» с детьми – инвалидами и детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья на 2016 – 2020 г.г. (далее – Программа) |
Основание разработки Программы | Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005г. №140 –р. Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006-2010 годы», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 23.12.2005г. № 803. Закон РФ «Об образовании» ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ФЗ от 24.06.1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации » Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 04.02. 2008 г. №26. раздел III , п.5 |
Разработчик Программы | заместитель директора школы по воспитательной работе Гагарина Наталья Степановна |
Основные исполнители Программы | Педагогический состав школы, медсестра школы, школьный инспектор, родители обучающихся (воспитанников), представители, работающие в системе профилактики и оказания помощи семьям, воспитывающих детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: - Органы здравоохранения; - Комитет по молодёжной политике |
Цель Программы | Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование в ГБОУ «Пестречинская школа-интернат» |
Задачи Программы |
|
| |
Сроки реализации Программы | 2016- 2020 г.г. Учебные годы: 2016/2017 - учебный год 2017/2018 – учебный год 2018/2019 – учебный год 2019 / 2020 учебный год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. - Создание условий для интеграции детей данной категории в общество. - Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей. - Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории. -Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. -Оказание консультационной помощи. - По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить, какую ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители, дети и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого - педагогической направленности семьям, детям и на сколько она важна для них и полезна. - Увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей. |
Осуществление координации за исполнением Программы | заместитель директора школы по воспитательной работе Гагарина Наталья Степановна |
Оценка эффективности Программы | Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной системы оказания различной помощи в школе детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. Эффективность реализации Программы оценивается по тому насколько в школе созданы условия для самостоятельного творческого освоения детьми - инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья системы отношений с окружающими и самим с собой, а так же для совершения каждым ребёнком личностно – значимых жизненных выборов. |
Действия по реализации цели и задач Программы | Подготовительный этап: 2016 – 2017 уч. г. 1. Нормативно-правовое обеспечение:
2. Педагогическая поддержка:
Практический этап: 2017 – 2018 уч. г., 2018 – 2019 уч.г. 1. Реализация мероприятий школьной Программы с детьми – инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. 2. Организация и проведение городских акций и школьных мероприятий с учащимися данной категории, родителями. 3. Диагностика деятельности классных руководителей, воспитателей и учащихся по данной Программе. Заключительный (обобщающий этап): 2019 – 2020 уч. г. 1. Анализ работы по Программе. 2. Подведение итогов реализации программы. 3. Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных. |
Форма подведения итогов | Промежуточные результаты 2016-2020 г.г. Ежегодный отчёт работы по Программе на заседаниях различного уровня: совещание при директоре, ШМО классных руководителей, воспитателей, педсовет Подведение итогов - май 2020 г. Школьный семинар по подведению итогов работы по данной Программе |
Дальнейшее развитие Программы | В школе накоплен определенный опыт в работе с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и диагностика, и регулярная профилактическая работа, обращение в различные учреждения, занимающиеся с детьми и семьями данной категории. Но, к сожалению, ежегодно списки детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья пополняются новыми именами. Поэтому Программа будет актуальна и после её завершения. Естественно, она будет дополнена и модернизирована, будут включены новые приемы работы, но основа Программы останется без изменения. |
Содержание проблемы и её обоснование.
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Согласно Закона РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей данной категории, но и защиты их прав
образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными возможностями этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей.
Проведенные анкетирования учащихся данной категории и их родителей показывают, что почти каждый ребенок-инвалид нуждается не только в медицинской, но и других видах реабилитации.
В школе на протяжении многих лет ведётся работа с данной категорией детей и семьями, в которых они проживают.
Всего детей - инвалидов на начало 2016/2017 учебного года - 28 человек, что составляет 26,2% от общего количества учащихся.
Учебный год | 2012/2013 | 2013/2014 | 2014/2015 | 2015/2016 | 2016/2017 |
Численность детей-инвалидов (человек) | 24 | 24 | 24 | 29 | 27 |
Обучение на дому | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 |
Перед разработкой данной Программы педагогом-психологом совместно с фельдшером школы был организован и проведён мониторинг состояния здоровья учащихся по направлениям медицинского осмотра учащихся школы сотрудниками Пестречинской ЦРБ и результаты данного мониторинга показали, что:
Направление медицинского осмотра | Учебные годы | ||
2013 | 2014 | 2015 | |
Острота зрения | 11 | 10 | |
Острота слуха | 2 | 3 | 2 |
Нарушение осанки | 2 | 1 | 1 |
Дефект речи | 5 | 3 | 2 |
Сколиоз | 9 | 7 | 6 |
Плоскостопие | 5 | 4 | 3 |
Кариес | 11 | 13 | 8 |
Заболевания эндокринной системы | 2 | 4 | - |
Ожирение | 1 | 1 | 2 |
Туб. инфицированные | 3 | 4 | 2 |
- По итогам медицинских осмотров классным руководителям, учителям – предметникам, воспитателям, родителям учащихся медицинской сестрой школы даются рекомендации по профилактике данных нарушений.
- Распространяются различные памятки, проводятся профилактические беседы в классных коллективах медицинской сестрой школы, другими приглашёнными специалистами
Мониторинг физического развития учащихся
Физическое развитие | 2013 | 2014 | 2015 |
Низкое | 1 | 1 | 2 |
н/среднего | 6 | 5 | 8 |
Среднее | 90 | 85 | 89 |
Выше ср. | 1 | 2 | 1 |
Высокое | 1 | ||
Группы здоровья | 2013 | 2014 | 2015 |
I | 1 | 1 | - |
II | 47 | 43 | 27 |
III | 45 | 41 | 61 |
IV | 5 | 8 | 13 |
* Результаты физического развития являются стабильными. И
* Имеет место повышение данных по физическому развитию количества учащихся с физическим развитием н/среднего.
Физкультурные группы:
Физкультурные группы | 2013 | 2014 | 2015 |
Основная | 56 | 48 | 52 |
Подготовительная | 32 | 34 | 34 |
Специальная | 9 | 10 | 15 |
Освобождение | 1 | 1 | - |
Неутешительные результаты данного мониторинга показали, что необходимо создать в школе Программу работы с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как учащихся, имеющих отклонения в здоровье увеличивается с каждым годом, меньше становится практически здоровых детей, поэтому получение детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.
Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути. Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей.
Непременным условием эффективности проводимых мероприятий по профилактике инвалидности, улучшению жизни детей с ограниченными возможностями является комплексность различных мероприятий.
Рабочий план мероприятий
по работе с детьми – инвалидами и детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья
на 2016 – 2020 г.г.
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Ответственные | Итоговый документ | |||
Подготовительный этап | |||||||
1. | *Нормативно-правовое обеспечение: *Изучение нормативных документов; *Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений города, округа, страны; *Разработка и реализация перспективного плана мероприятий. | 2016-2017 учебный год | Зам.директора школы оп УР Зам. директора школы по ВР Медсестра школы | Нормативно – правовые документы, регламентирующие работу | |||
2. | Педагогическая поддержка: Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов | 2017-2018 учебный год | Зам.директора школы оп УР Зам.директора школы по ВР Медсестра школы | Методический материал | |||
Практический этап: 2018 – 2019 уч. г. | |||||||
1. | Пополнение и корректировка банка данных о детях – инвалидах, обучающихся в школе | Ежегодно | Зам. директора школы по ВР Медсестра школы | Банк данных (списочный состав) | |||
2. | Изучение рекомендаций по индивидуальной по программе реабилитации ребёнка инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико – социальной экспертизы | Ежегодно, по мере назначения | Зам.директора школы по ВР Медсестра школы | Карта МСЭ | |||
3. | Знакомство с родителями законными представителями детей – инвалидов, детей с ОВЗ, в ходе индивидуальной беседы | По мере поступления ребёнка в школу | Зам. директора по ВР Медсестра школы | Запись в Журнале учёта консультаций с родителями и учащимися | |||
4. | Определение направления оказания необходимой помощи данному ученику в рамках учебного заведения | Во время обучения в ОУ | Зам.директора по ВР Зам.директора по УР Медсестра школы | Отметка в карте ученика | |||
5. | Организация обучения детей – инвалидов, детей с ОВЗ в зависимости от заключения экспертной комиссии ЦРБ на основании справки МСЭ, заявления родителей | На период обучения в ОУ | Зам.директора школы по УР | Справки МСЭ, заявления родителей | |||
6. | Согласование расписания учебных занятий (для обучающихся на дому) с родителями | На период обучения в ОУ ежегодно | Зам. директора школы по УР | Расписание учебных занятий | |||
7. | Осуществление контроля за ведением «Журнала домашнего обучения» и своевременным выставлением оценок учителями – предметниками в классный журнал | На период обучения в ОУ ежегодно | Зам. директора школы по УР | Контрольные записи о проверке Журналов | |||
8. | Диагностическое обследование по запросу родителей | На период обучения в ОУ ежегодно | Педагог - психолог | Результаты диагностик | |||
9. | Проведение диагностических процедур перед проведением МСЭ | По запросу родителей МСЭ | Педагог – психолог | Результаты диагностик | |||
10. | Обеспечение детей – инвалидов, детей с ОВЗ на время обучения бесплатно учебниками, учебной, справочной и другой литературой. | На период обучения в ОУ | Зам. директора школы по УР Библиотекарь | Наличие учебников у обучающегося | |||
11. | Обеспечение детей – инвалидов, детей с ОВЗ, обучающихся на дому специалистами из числа педагогического состава школы для организации обучения ( в том числе педагогом – психологом, учителем – логопедом) | На основании справки - заключения МСЭ, ВТЭК | Заместитель директора школы по УР Заместитель директора школы по ВР | Контрольные записи о проверке Журналов | |||
12. | Оказание методической и консультативной помощи детям данной категории, родителям необходимой для усвоения общеобразовательных программ | На период обучения в ОУ | Зам. директора школы по УР Педагог – психолог | Памятки с методическими рекомендациями | |||
13. | Организация обучения и воспитания по адаптированным образовательным программам, разработанным с учётом индивидуальных особенностей ребёнка с применением коррекционных методов, технических средств | На период обучения в ОУ | Зам. директора школы по УР Зам. директора школы по ВР | Заявки родителей Информации об исполнении | |||
14. | Осуществление контроля за выполнением программного материала по четвертям | На период обучения в ОУ | Зам. директора школы по УР | Справка по итогам за каждую четверть | |||
15. | Организация и осуществление промежуточной и итоговой аттестации | На период обучения в ОУ | Зам. директора школы по УР | Результаты промежуточной и итоговой аттестации Справка по итогам промежуточной и итоговой аттестации | |||
16. | Разработка «Карты индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому) | На период обучения на дому | Зам. директора школы по ВР | «Карта индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому) | |||
17. | Ведение «Карты индивидуального сопровождения» (для обучающихся на дому) | На период обучения на дому | Классный руководитель Учителя – предметники Учитель – логопед Педагог – психолог | Записи о выполненных мероприятиях в «Карте индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому) | |||
18. | Осуществление контроля за ведением «Карты индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому) | На период обучения на дому | Зам. директора школы по социальной работе | Записи о контроле за выполнением мероприятий в «Карте индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому | |||
19. | Осуществление семейного патронажа с целью изучения материально – бытовых и морально – психологических условий проживания детей – инвалидов, детей с ОВЗ и с целью изучения проблем семьи | Ежегодно | Заместитель директора школы по ВР Классный руководитель Воспитатели | Акт обследования | |||
20. | Выдача детям – инвалидам, детям с ОВЗ, прошедшим государственную (итоговую ) аттестацию документа государственного образца о соответствующем образовании | По окончании ОУ | Зам. директора школы по УР | Копия свидетельства | |||
21. | Составление индивидуального плана социально – психолого – медико - педагогической помощи на учебный год | На учебный год | Педагог – психолог Медсестра школы | План социально – психолого – медико - педагогической помощи на каждый учебный год | |||
22. | Инструктаж классного руководителя, учителей – предметников, воспитателей | На начало каждого учебного года | Зам. директора школы по ВР | Отметка в плане социально – психолого – медико - педагогической помощи | |||
23. | Ежедневный контроль за самочувствием ребёнка в школе | В течение учебного года | Медсестра школы Классный руководитель Воспитатели | Отметка о нарушениях в самочувствием в журнале медсестры школы | |||
24. | Занятия с педагогом – психологом по коррекции: - высших психических функций; - эмоционально – волевых нарушений; - поведенческих реакций. | В течение учебного года | Педагог – психолог | Контрольные записи о проверке Журнале учёта занятий | |||
25. | Информирование родителей данной категории учащихся по вопросам организации занятий физической культурой | В течение учебного года | Зам. директора школы по УР Медсестра школы Учитель физкультуры | Занятия согласно медицинским показаниям Журнал учёта посещённых занятий | |||
26. | Формирование у детей данной категории навыков занятий физкультурой и спортом | В течение учебного года | Медсестра школы Учитель физкультуры | Запись в плане социально – психолого – медико - педагогической помощи | |||
27. | Оказание социальной помощи ребёнку по коррекции взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями | При необходимости и запроса ученика в течение уч. года | Зам. директора школы по ВР Классный руководитель Воспитатели | Информация о проведённых мероприятиях | |||
28. | Вовлечение учащихся данной категории в социально-значимую деятельность классного коллектива, школы, села: - выполнение общественных поручений; - участие в конкурсах, мероприятиях: а) класса б) школы в) района - участие в школьных трудовых акциях; - участие по возможности в спортивных мероприятиях | в течение учебного года | Классный руководитель Воспитатели Педагог –организатор Педагоги дополнительного образования | Результаты участия и информация об участии в мероприятиях | |||
29. | Проведение заседаний Круглого стола с приглашением специалистов, работающих семьями. имеющих на воспитании детей – инвалидов, детей с ОВЗ. | В течение каждого учебного года | Зам. директора школы по ВР Медсестра школы | Информационная справка | |||
30. | Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам профориентации, трудоустройства | В течение каждого учебного года | Педагог – психолог | Журнал консультаций | |||
31. | Организация и проведение «Урок доброты» в рамках толерантного воспитания учащихся | Ежегодно | Кл.руководители Воспитатели Педагог-организатор | Разработки мероприятий | |||
32. | Организация и проведение профилактических мероприятий по недопущению фактов травматизма в школе | Постоянно | Зам.директора школы по ВР Медсестра школы | Отметка в журнале проведения инструктажа | |||
33. | Оказание индивидуальной методической помощи классным руководителям, учителям – предметникам, воспитателям в организации работы с данной категорией детей | Ежегодно | Зам. директора школы по УР Зам.директора школы по ВР | Памятки Протоколы совещаний | |||
34. | Организация и проведение семинара для учителей, администрации школы «Понимание инвалидности. Социальный и медицинский подход к инвалидности» с приглашение сотрудников МСЭ. | 2017/2018 учебный год | Зам. директора школы по УР Зам.директора школы по ВР Медсестра школы | Отчёт о проведении семинара | |||
35. | Семинар для родителей детей – инвалидов «Поддержка и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в школе» | 2017-2018 учебный год | Зам. директора школы по ВР Медсестра школы | Отчёт о проведении семинара | |||
Заключительный (обобщающий этап): 2019 – 2020 уч. г. | |||||||
1. | Анкетирование участников программы об её эффективности | 2019/2020 учебный год | Зам. директора школы по ВР | Результаты анкетирования | |||
2. | Подведение итогов реализации программы | 2019/2020 учебный год | Зам. директора школы по ВР | Сбор промежуточных результатов Результаты анкетирования | |||
3. | Анализ работы по Программе | Май 2020 г. | Зам. директора школы по ВР | Анализ работы | |||
4. | Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных | Май 2020 г. | Зам. директора школы по УР Педагог - психолог | Копилка методических рекомендаций | |||
5. | Семинар по итогам работы по данной программе | Сентябрь 2020 г. | Зам. директора школы по УР Педагог- психолог | Отчёт по итогам семинара | |||
6. | Сбор отзывов участников Программы (детей – инвалидов, детей с ОВЗ и их родителей) | По желанию самих участников | Педагог - психолог | Журнал отзывов участников данной программы | |||
7. | Оценка работы по данной Программе | Май-сентябрь 2020 г. | Зам. директора школы по ВР | Протокол заседания Совета школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционной работы с детьми «группы риска» (психолого – педагогической поддержки)
Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих ребенка к депрессии, как на физичес...
Программа для работы с детьми с повышенной познавательной активностью
Данная программа является актуальной и своевременной. Большое значение придаётся использованию новых методических форм. Перед учащимися открываются все стороны страноведческого материала, даёт полное ...
Программа "Коррекционная работа с детьми группы риска"
Программа "Коррекционная работа с детьми группы риска"...
Программа коррекционной работы с детьми ЗПР
Программа коррекционной работы с детими ЗПР...
Программа по работе с детьми с ОВЗ
Программа по работе с детьми с ОВЗ...
Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов
Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...
Индивидуальная программа по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Создание факторов успешной социализации детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой, в условиях общеобразовательного учреждения, обеспечивает подготовку своих выпускников к само...