Программа "Коррекционная работа с детьми группы риска"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._gruppa_riska.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Коррекционная работа с детьми группы риска»
«...Нельзя идти по пути формального уменьшения объема программного содержания, так как для всех очевидно, что простое уменьшение количества информации не всегда приводит к благополучию. Мы не должны допустить снижения общего уровня образования в России, поэтому особое внимание необходимо уделить внедрению в массовую школу эффективных здоровьесберегающих технологий, продумать условия организации современной здоровьесберегающей среды (в классе, в школе, в семье). Кроме того, важнейшим направлением деятельности школы должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья»
В. М.Филиппов «Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения»
1. Актуальность программы
Наиболее серьезные социальные проблемы и проблемы здравоохраненя вызваны в большей степени особенностями поведения и образом жизни, которые сформировались в начальной школе.
Недостаточное внимания к младшим подросткам и социально-психологические проблемы учащихся в значительной мере влияют на интеллектуальное, эмоциональное и и психологическое благополучие ребенка, переводя его в так называемую «группу риска».
На образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится ответственная задача максимально возможного сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Данная программа, направлена на диагностику и коррекционную работу с обучающимися, составлена с учетом их возрастных, психофизиологических, психологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами.
2. Адресность программы
Настоящая программа предназначена для работы с учащимися начальных классов ГБОУ Школы № 423
Искажение представлений о себе, своих возможностях приводит к трудностям психоэмоционального развития, к проблемах в учебе и социализации.. Чтобы разобраться в них необходим личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся «группы риска»:
- учащиеся с ограниченными возможностями здоровья,
- имеющие трудности в обучении и общении
- учащиеся с девиантным поведением и т.д.
- Методологические и теоретические основы программы
Методологические основы позволяют раскрыть сущность понятий, определять адекватные формы и методы работы, грамотно проводить развивающие мероприятия и интерпретировать полученные результаты. В основе программы лежит определенная «философия практики», истоки которой находятся в трудах выдающихся отечественных психологов Л. С. Выготского , А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева и др.
В основу программы легли такие государственные документы как Приказ Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. № 2106 г. Москва «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся» и Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 — 2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).
4. Принципы построения программы
- Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества).
- Принцип духовности (установление связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением и смыслом жизни).
- Принцип целостности развития усиливает значение прошлого опыта жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания, активизацию творческих возможностей, способностей к самопознанию и саморазвитию.
- Принцип индивидуального подхода (учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка).
5. Цели и задачи программы
В программе реализуется подход к здоровью с точки зрения самых разных его граней. Здоровье человека определяется гармоничным сочетанием соматического, физического, психического и нравственного благополучия.
Исходя из этого, основными целями работы являются:
Создание необходимых условий для устранение факторов риска, которые могут привести к ухудшению положения обучающихся.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- Отношение личности к себе
1). Формирование у учащихся понимания ценности собственного «Я» и права на индивидуальность.
2). Формирование адекватной и гибкой самооценки.
3). Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и развитие потребности в здоровом и безопасном образе жизни.
2. Социализация личности в общественной среде (межличностные отношения со сверстниками, педагогами и родителями).
1). Развитие коммуникативных навыков.
2). Воспитание толерантности учащихся.
3). Оптимизация отношений между педагогами и учащимися.
4). Налаживание конструктивных детско-родительских отношений.
- Культура умственного труда школьников
1). Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к образовательному процессу (объем учебных и внешкольных нагрузок, наличие времени на отдых, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности).
2). Использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий адекватных возрастным возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников.
3). Обеспечение психологической поддержки учащихся при подготовке к экзаменам.
4. Создание благоприятного психологического климата в учебном заведении.
1). Демократизация внутришкольных отношений.
2). Создание условий для психоэмоциональной разгрузки.
3). Гуманизация отношения к каждому учащемуся «группы риска».
5. Достижение успеха в жизни
1). Создание «зоны успеха» для каждого учащегося.
2). Раскрытие и поддержка учащихся (кружки, участие в концертах, конкурсах, олимпиадах).
3). Помощь учащимся в освоении программы.
6. Основные этапы работы по программе.
Совершенствование и оптимизация психологического сопровождения могут стать одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить (или смягчить) ряд социальных проблем. Мероприятия должны носить комплексный и непрерывный характер. К числу основных этапов относятся следующие:
1. Подготовительный — изучение нормативных документов. Составление программы . Подбор диагностических методик.
- Первичная диагностика - Определение психологического климата в учебном заведении и комфортности пребывания учащихся в стенах школы. Диагностика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся.
- Реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с целями и задачами программы и планом психолого-педагогического сопровождения учащихся на учебный год.
4. Заключительная диагностика — получение информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в индивидуально-психологических, физических, поведенческих аспектах развития личности учащихся.
5. Анализ и оформление результатов работы. Оценка эффективности мероприятий.
6. Прогнозируемый результат.
Конечным результатом действий в соответствии с программой будет изменение стереотипов, направленных на уменьшение поведенческих факторов риска, повышение успеваемости, усиление учебной мотивации.
Психотерапевтический эффект заключается в доверии учащихся к взрослым, в снижении эмоциональной напряженности, возникновению психологического комфорта и позитивных чувств, разрядке негативных эмоциональных переживаний, снижение частоты конфликтов и пр.
Развивающий эффект проявится в желании учащихся вести здоровый образ жизни. Они смогут использовать полученные умения в разнообразных видах деятельности: в учении, во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществлять саморегуляцию и самоконтроль, стать целостной физической и психически здоровой личностью.
Циклограмма
№ | Цели и задачи | Название методики, автор | Содержание |
Начальные к л а с с ы | |||
Диагностика | |||
1 | Выявление личностных особенностей учащихся и их отношения к учебе. | Анкетирование «Расскажи о себе» | Анкета включает вопросы, затрагивающие личные особенности и наклонности учащихся и охватывает сферу отношений учащихся к школе и семье. |
2 | Исследование уровня и характера тревожности, анализ внутреннего эмоционального состояния школьников и выявление детей «группы риска» | Тест Филлипса | Тест состоит из 58 вопросов по следующим факторам: переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и др. |
3 | Исследование межличностных и межгрупповых отношений в классе в целях их улучшения и совершенствования, выявление «социометрических позиций» | Социометрия Дж. Морено | В социометрической карточке каждый учащийся указывает свое отношение к одноклассникам по определенным критериям (проведение досуга, совместная работа и др.). Число выборов ограничено, что повышает надежность социометрических данных. |
4 | Изучение уровня самооценки, предоставление возможности увидеть свои достоинства и недостатки | Методика «Луна» | Учащимся предлагается изображение светлой и темной сторон луны. В светлой части они записывают свои положительные стороны, а в темной — отрицательные. |
5 | Изучение интеллектуальной сферы, определение причин школьной неуспеваемости, контроль за эффективностью школьного обучения | ГИТ (форма А) тест Дж. Ваны, адаптация М. К. Акимовой и др. | Тест содержит 7 наборов заданий: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений и др. |
6 | Исследование духовно-нравственной сферы (мотивы и ценности) | Проективная методика «Три шкатулки» | Учащимся предлагается разделить мотивы и ценности по трем категориям от значимых до незначительных для них |
7 | Диагностика эмоционального состояния | Проективная методика Дж. Бука «Дом — дерево - человек» | Учащимся предлагается изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке. Взаимодействие между ними представляет собой зрительную метафору. |
8 | Выявление отношения учащихся к здоровому и безопасному образу жизни | Анкетирование «Мониторинг здоровья» | Анкета включает вопросы касающиеся определения здоровья, прояснения отношения учащихся к своему здоровью, определения факторов улучшающих и ухудшающих здоровье. |
Коррекционно-развивающая работа | |||
1 | Работа с эмоциями, развитие рефлексии | Методика «Волшебная страна чувств» | Использование элементов сказкотерапии |
2 | Предупреждение и снижение тревожности и страхов | Набор методик А. В. Микляевой, П. В. Румянцевой, Е. В. Рогова, К.Фопеля и др. | Упражнения с использованием элементов арттерапии, игротерапии |
3 | Улучшение эмоционального состояния, развитие самопринятия и рефлексии | Методика «Мое имя» | Учащимся предлагается красиво оформить свое имя и на каждую букву придумать положительное качество. |
4 | Сплочение класса, повышение уверенности в себе, развитие креативности | Методика «Острова» (тренинг сплочения) | Учащиеся моделируют свой остров, используя бумагу разной текстуры, фломастеры и т. д. (приемы аппликации). Размещают их на доске («в море») и мелом рисуют с кем хотят дружить, «торговать», а может и «воевать». Занятие заканчивается примирением сторон и налаживанием дипломатических отношений. |
5 | Улучшение эмоционального отношения учащихся к своей гимназии | Игра «Рекламное агенство» | Учащимся предлагается создать рекламу Московской международной гимназии, придумать слоган. Выбрать лучшие работы. |
Программа работы с “трудными” детьми.
1.Гуманизация отношения к ребенку в семье и школе:
- Опора на положительное в личности ребенка, преодоление отрицательных качеств и ориентация на гармонизацию его развития.
- Безусловное принятие ребенка, выборочное игнорирование его негативных поступков, эмоциональная поддержка (при нарушении образа “Я”, неадекватной самооценке, неудовлетворенном притязании на признание, комплексе неполноценности).
- Использование метода личностной перспективы, создающей веру в свои возможности, формирование реально осознаваемых мотивов поведения.
- Анализ конфликтных ситуаций, в которые ребенок часто попадает.
- Активное включение родителей в воспитательный процесс (индивидуальное консультирование, помощь родителям в воспитании положительных качеств ребенка, контроль за организацией нормального режима).
2. Совместная работа психологов и педагогов по сглаживанию недостатков интеллектуальной сферы, стимулированию и мотивации учебно-познавательной деятельности.
В силу особенностей учебной деятельности “трудных” учащихся необходимо использовать ситуации:
- с элементами новизны и занимательности;
- эмоциональных переживаний;
- опоры на жизненный опыт ребенка;
- созданий ситуаций успеха.
А также
- использование познавательных игр;
- опережающего консультирования по трудным темам;
- поэтапного формирования умственных действий;
- использование наглядных опор в обучении;
- щадящая учебная нагрузка.
3. Изменение положения ребенка в группе сверстников.
- Помогать преодолевать трудности общения.
- Повышать социальный статус ребенка в коллективе.
- Корректировать высокую тревожность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактическая работа с детьми "группы риска"
Опыт к профилактической работе с несовершеннолетними «группы риска».Я и мир вокруг меня.Г. Чусовой Пермский крайМОУ «ООШ №13»Заместитель директора по ВРШаповалова Л.А....
Программа коррекционной работы с детьми «группы риска» (психолого – педагогической поддержки)
Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих ребенка к депрессии, как на физичес...
Работа с детьми "группы риска".
Презентация к докладу....
Анализ работы с детьми "группы риска"
Анализ работы с детьми «группы риска»2011-2012 учебный годКлассный руководитель: Томитова Г.Г.В 3 «б» классе к «группе риска», испытывающими трудности в обучении относятся: Сергей, Никита, Кирилл. Я, ...
РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА.
Этот материал поможет организовать работу с детьми группы риска....
Реферат на тему "Коррекционная работа с детьми "группы риска"".
На протяжении последних лет для системы коррекционного образования стали характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в типах и видах образовательных учреждений и ...
«Работа с детьми группы «Риска» в начальной школе»
из опыта работы классного руководителя 4 класса...