Программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках»
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_v_ladoshkah_4kdass.docx | 54.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №5
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Орехово-Зуево
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по ВР Зам. директора по УВР Директор МОУ ОШ №5
________Пузакова С.Н. _______Шуршикова И.А. для обучающихся с ОВЗ
«_»___________2019г. «_»____________2019г. _________Чугунова И.К.
«_»___________2019г.
Программа внеурочной деятельности
«Чудеса в ладошках»
4-В класс
2019-2020 учебный год
Составитель: Пушечкина Юлия Евгеньевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках» предназначена для занятий с учащимися 4 класса «В», составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработана и составлена на основе:
1.Покопцева Елена Юрьевна, программа «Радуга». Направление: – общекультурное (изобразительное искусство и художественный труд) в рамках изо – студии «Радуга». ( Сборник программ Внеурочная деятельность в начальной школе).
2.Программа курса «Художественное творчество. Станем волшебниками» (1–4 классы) Т. Н. Проснякова. (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова),
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
- Приказ № 206 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
- Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
- Учебный план внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1вариант) на 2019-201920 учебный год (1-4 классы).
Программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках» ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Программа разработана для занятий с учащимися 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к творчеству.
Программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках» является программой общекультурного направления в виде художественного творчества, которая предназначена для раскрытия творческих способностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Содержание данной программы соответствует особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отличительными особенностями данной программы является то, что по ней могут обучаться дети с различными формами отклонениями в поведении, нарушениями умственного и физического развития, инвалиды детства.
Цель программы: формирование художественной культуры обучающихся с ОВЗ как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта.
Задачи программы
- Введение в мир изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества.
- Освоение духовного опыта русского народа, приобщение его к ценностям, воспитание любви к художественному творчеству.
- Воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности.
- Развитие познавательного интереса, способностей, эстетических потребностей и художественно - творческой активности воспитанников.
- Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- Развитие активности.
Все занятия имеют коррекционную направленность. Содержание каждого занятия содействует развитию умения сравнивать, анализировать, выделять главное, развивать чувство красоты и гармонии.
Форма занятий предусматривает как фронтальную, так и индивидуальную работу. При выполнении работы можно избрать дифференцированную и индивидуальную форму работы, т.к. дети с ОВЗ требуют большого внимания.
Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия, они способствуют раскрытия творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками
Программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках» разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов искусств: изобразительных — живопись; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Общая характеристика курса.
Значимость изобразительного искусства определяется его нацеленностью на развитие эстетического отношения к действительности, способности видеть прекрасное в искусстве, природе и повседневной жизни. Кроме того, позволяет учащимся осваивать начальные навыки изобразительного мастерства, понимать использовать различные средства создания художественных образов, законы композиции, сочетаемость цветов и форм и т.п. Помимо этого, способствует общему развитию ребенка: его духовно-нравственной сферы, универсальных учебных умений.
Занятие бумагопластикой строится на предметно-практической деятельности, которая в младшем школьном возрасте является необходимой составляющей процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. По своей сути технологическое образование школьников – интегрированный процесс, поскольку для создания любой модели требуется привлечение знаний и умений, относящихся к самым разным предметным областям.
Пластилинография – один из видов изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься еще в детском саду, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в младшем школьном возрасте и к использованию разнообразных приемов выполнения декоративных налепок разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной часть к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изобразительных предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и развивающие, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Учащиеся получают навыки общения и сотрудничества в коллективе, а также происходит закрепление информации полученной на уроках, математике, окружающего мира, осуществляется знакомство с миром разных предметов частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности учащихся
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Изобразительное искусство, пластилинография, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей.
Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Дети могут применить полученные знания изобразительного искусства и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.
Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками. Большой мир искусства откроет детям свои тайны!
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ребёнка средствами курса изобразительного искусства.
Актуальность и перспективность курса:
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Содержание курса
- Начальное техническое моделирование и конструирование.
Вводная беседа. «Достижения и техники». Задачи и план работы на год. Поведение в мастерской. Техника безопасности. Изучения свойств бумаги. Знакомство с начальным техническим моделированием из бумаги. Технология изготовления. Выполнение аппликаций и объемных фигур. Моделирование из геометрических фигур – логическая аппликация (фигурки животных, людей, портреты).
- Изобразительная деятельность.
Графические техники и приемы. Различные виды линий и штрихов. Основная и вспомогательная роли рисунка. Общие и характерные черты в изображении людей, растений, животных, птиц, насекомых, архитектурных объектов и различных предметов. Сочетание рисунка с различными прикладными техниками: с аппликацией, коллажем, вырезанием, конструированием. Знакомство с рисунками великих мастеров. Создание живописных работ в различных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт и др. Сочетание техник рисунка и живописи: акварель и графика, гуашь, масляная пастэль, карандаши. Сочетание живописных техник с прикладными (аппликация, коллаж, конструирование, вырезание, плетение).
- Бумагопластика.
Историческая справка о происхождении бумаги. Новые виды бумаги, их свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник при работе с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по технике безопасности. Анализ готовых изделий. Знакомство с технологией работы торцеванием, работа с гофрированной бумагой. Папье-маше. Приемы выполнения. Общие понятия построения объемно-пространственной композиции.
- Пластилинография.
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Технология раскрашивания пластилином.
Место учебного предмета в учебном плане
- соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования и внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках» изучается с 1 по 4 класс. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного плана, сроков каникул, выпадения занятий на праздничные дни.
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Данная программа связана с предметами: «Изобразительное искусство», «Математика», «Окружающий мир», «Ручной труд», «Музыка», «Чтение».
Программа имеет 4 раздела.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Чудеса в ладошках» направлено на достижение комплекса личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- личностный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
-ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-осознание эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
-эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Предметные результаты:
-выбирать художественные материалы для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
-пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
-моделировать новые формы, различные ситуации, создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Часы | Дата план | Дата факт |
1 | Моделирование из геометрических фигур. | 1 | 02.09 | |
2 | Рисование с помощью осенних листьев. | 1 | 04.09 | |
3 | Игрушка-болтушка. Лягушонок. | 1 | 09.09 | |
4 | Техника рисования алюминием. | 1 | 11.09 | |
5 | Игрушка-болтушка. Мышонок. | 1 | 16.09 | |
6 | Эбру. Радуга. Рисование на воде. | 1 | 18.09 | |
7 | Осенняя аппликация из трубочек. Зонтик. | 1 | 23.09 | |
8 | Эбру. Рисование на воде. Весёлые узоры. | 1 | 25.09 | |
9 | Осенняя 3-D аппликация. Гриб на поляне. | 1 | 30.10 | |
10 | Рисование «Цветы России» | 1 | 02.10 | |
11 | Моделирование из частей геометрических фигур. | 1 | 14.10 | |
12 | Расписные камушки. Зайчик. | 1 | 16.10 | |
13 | Подвижная игрушка «Лисёнок» | 1 | 21.10 | |
14 | Расписные камушки. Котёнок. | 1 | 23.10 | |
15 | Осеннее настроение. Объёмная аппликация 3D. | 1 | 28.10 | |
16 | Сказочная луна с помощью ватных дисков. | 1 | 30.10 | |
17 | Рисуем сирень мятой бумагой. | 1 | 06.11 | |
18 | Объемная осенняя поделка из овощей. | 1 | 11.11 | |
19 | Картина пастэлью. Ночной пейзаж с оленем. | 1 | 13.11 | |
20 | Моделирование из бумаги. Зайчик. | 1 | 25.11 | |
21 | Роспись на картонной коробке ватными палочками. | 1 | 27.11 | |
22 | Моделирование из геометрических фигур. Пчела. | 1 | 02.12 | |
23 | Рисуем парусник. | 1 | 04.12 | |
24 | Моделирование из бумаги. Бабочка. | 1 | 09.12 | |
25 | Рисуем гуашью. «Зимняя аллея». | 1 | 11.12 | |
26 | Объёмная игрушка. Осьминог. | 1 | 16.12 | |
27 | Рисование совы на новый год. Игрушка неваляшка. Медвежонок. | 1 | 18.12 | |
28 | Игрушка неваляшка медвежонок. | 1 | 23.12 | |
29 | Рисунок снегурочки. | 1 | 25.12 | |
30 | Игрушка неваляшка собачка. | 1 | 30.12 | |
31 | Поделки из бумаги, сложенной гармошкой. | 1 | 13.01 | |
32 | Ночной пейзаж масляной пастэлью. | 1 | 15.01 | |
33 | Игрушка на руку. Божья коровка. | 1 | 20.01 | |
34 | Гуашь. Рыбаки на озере. | 1 | 22.01 | |
35 | Моделирование ежа из бумаги. | 1 | 27.01 | |
36 | Кошка на ветке. Масляная пастэль. | 1 | 29.01 | |
37 | Моделирование из бумаги. Зонтик. | 1 | 03.02 | |
38 | Рисование на тему « Красота вокруг нас». | 1 | 05.02 | |
39 | Панно «Балеринки» | 1 | 10.02 | |
40 | Рисунок-декорация «Сказочный домик» | 1 | 12.02 | |
41 | Гуашь. Лебеди на пруду. | 1 | 26.02 | |
42 | Поделки из подручных средств. Торшер. | 1 | 02.03 | |
43 | Портрет мамы гуашью. | 1 | 04.03 | |
44 | Гуашь. Танцующие дельфины. | 1 | 11.03 | |
45 | Лошадки-закладки из бумаги. | 1 | 16.03 | |
46 | Слоны на закате в Африке. Масляная пастэль. | 1 | 18.03 | |
47 | Дерево из тыквенных семечек. | 1 | 23.03 | |
48 | Инопланетянин в летающей тарелке. Картон, гуашь. | 1 | 25.03 | |
49 | Поделки из осенних листьев. | 1 | 30.03 | |
50 | Рисование на воде. Цветы. | 1 | 01.04 | |
51 | Поделки из природного материала. | 1 | 13.04 | |
52 | Маленький мостик. Рисование в технике Леонида Афремова. | 1 | 15.04 | |
53 | Картина из пластилина. | 1 | 20.04 | |
54 | Морской пейзаж с маяком. Пастэль. | 1 | 22.04 | |
55 | Пластилиновая картина «Вечный огонь». | 1 | 27.04 | |
56 | Работа акварелью и масляной пастэлью к 9 мая. | 1 | 29.04 | |
57 | Акция «Открытка ветерану» | 1 | 06.05 | |
58 | Цветы из пластилина. | 1 | 13.05 | |
59 | Поделки из природного материала. | 1 | 13.05 | |
60 | Поделки из природного материала. | 1 | 13.05 | |
61 | Поделки из осенних листьев. | 1 | 18.05 | |
62 | Поделки из осенних листьев. | 1 | 18.05 | |
63 | Картина из шариков. | 1 | 20.05 | |
64 | Картина из шариков. | 1 | 20.05 | |
65 | Картина из жгутиков. | 1 | 25.05 | |
66 | Картина из жгутиков. | 1 | 25.05 | |
67 | Панно из солёного теста. | 1 | 27.05 | |
68 | Панно из солёного теста. | 1 | 27.05 |
Материально-техническое обеспечение
1. Оборудование для демонстрации презентаций.
2. Ножницы, клей и клеящие карандаши.
3. Наборы цветной бумаги и картона.
4. Краски (акварель, гуашь, пастэль). Краски Эбру для рисования на воде, кисти.
5. Морские камни для росписи.
6. Пластилин, глина.
7. Соленое тесто.
8. Трафареты.
Учебно-методическое обеспечение
- Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/П78 Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 144 с.
- Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : ВентанаГраф, 2011. — 168 с.
Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Часть 1.Корчемлюк О.М.М.: БАЛАСС, 2013. - 288c.; (Образовательная система «Школа 2100»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по внеурочной деятельности "Чудеса оригами"
программа по внеурочной деятельности...
Внеурочная деятельность. Проектная деятельность "Чудеса аппликации"
Внеурочная деятельность. Рабочая программа проектной деятельности для 2 класса "Чудеса аппликации"...
ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ "ЧУДЕСА НА ЛАДОШКЕ"
Программа родительского клуба по поиску путей совершенствования семейного воспитания....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» для 1-4 классов на 2015 – 2019 учебные года
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» для 1-4 классов на 2015 – 2019 учебные года составлена на основе программы внеурочной деятельности «Мир ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир на ладошке"
Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младш...
Работа кружка по внеурочной деятельности " Слово на ладошке"
В данной работе содержится стихотворение. Это совместное стихотворчества учеников и учителя. Будет полезно использовать ко Дню семьи воспитателям и классным руководителям....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир на ладошке»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир на ладошке»...