Программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках»
рабочая программа

Пушечкина Юлия Евгеньевна

Программа  внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_v_ladoshkah_4kdass.docx54.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа №5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Орехово-Зуево

          «СОГЛАСОВАНО»                         «СОГЛАСОВАНО»                   «СОГЛАСОВАНО»    

                   Зам. директора по ВР                  Зам. директора по УВР             Директор МОУ ОШ №5

                 ________Пузакова С.Н.                _______Шуршикова И.А.         для обучающихся с ОВЗ

                  «_»___________2019г.                «_»____________2019г.              _________Чугунова И.К.

                                                                                                                                   «_»___________2019г.

                                                                                             

                                                                                                                                                         

                                                                                                   

Программа  внеурочной деятельности

«Чудеса в ладошках»

4-В класс

2019-2020 учебный год

Составитель: Пушечкина Юлия Евгеньевна,

                                                              учитель начальных классов,

                                                                                высшая квалификационная категория

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

  1. Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках» предназначена для занятий с учащимися 4 класса «В», составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработана и составлена на основе:

1.Покопцева Елена Юрьевна, программа «Радуга». Направление: – общекультурное (изобразительное искусство и художественный труд) в рамках изо – студии «Радуга».      ( Сборник программ Внеурочная деятельность в начальной школе).

2.Программа курса «Художественное творчество. Станем волшебниками» (1–4 классы) Т. Н. Проснякова. (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова),

 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014  №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
  4. Приказ № 206  от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
  5. Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
  6. Учебный план внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (1вариант) на 2019-201920 учебный год (1-4 классы).

Программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках» ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

        Программа разработана для занятий с учащимися 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса  к  творчеству.

         Программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках»  является   программой общекультурного направления в виде художественного творчества,  которая предназначена для раскрытия творческих способностей  в области  изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

       Содержание данной программы  соответствует особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Отличительными особенностями данной программы является то, что по ней могут обучаться дети с различными формами отклонениями в поведении, нарушениями умственного и физического развития, инвалиды детства.

Цель программы:   формирование художественной культуры обучающихся с ОВЗ как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта.

Задачи программы

  • Введение в мир  изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества.
  • Освоение духовного опыта русского народа, приобщение его к ценностям, воспитание любви к  художественному творчеству.
  • Воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности.
  • Развитие познавательного интереса, способностей, эстетических потребностей и художественно - творческой активности воспитанников.
  • Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • Развитие активности.   

                        

Все занятия имеют коррекционную направленность.  Содержание каждого занятия содействует развитию умения сравнивать, анализировать, выделять главное, развивать чувство красоты и гармонии.

            Форма занятий предусматривает как фронтальную, так и индивидуальную  работу. При выполнении работы можно избрать дифференцированную и индивидуальную  форму работы, т.к. дети с ОВЗ  требуют большого внимания.          

            Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия, они способствуют раскрытия творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками

Программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках» разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов  искусств: изобразительных — живопись; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Общая характеристика курса.

            Значимость изобразительного искусства определяется его нацеленностью на развитие эстетического отношения к действительности, способности видеть прекрасное в искусстве, природе и повседневной жизни. Кроме того, позволяет учащимся осваивать начальные навыки изобразительного мастерства, понимать использовать различные средства создания художественных образов, законы композиции, сочетаемость цветов и форм и т.п. Помимо этого, способствует общему развитию ребенка: его духовно-нравственной сферы, универсальных учебных умений.

           Занятие бумагопластикой строится на предметно-практической деятельности, которая в младшем школьном возрасте является необходимой составляющей процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. По своей сути технологическое образование школьников – интегрированный процесс, поскольку для создания любой модели требуется привлечение знаний и умений, относящихся к самым разным предметным областям.

Пластилинография – один из видов изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Лепкой дети начинают заниматься еще в детском саду, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в младшем школьном возрасте и к использованию разнообразных приемов выполнения декоративных налепок разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной часть к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изобразительных предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и развивающие, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Учащиеся получают навыки общения и сотрудничества в коллективе, а также происходит закрепление информации полученной на уроках, математике, окружающего мира, осуществляется знакомство с миром разных предметов частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности учащихся

           

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается  по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Периодическая организация выставок  дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Изобразительное искусство, пластилинография, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей.

 Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.

Дети могут применить полученные знания изобразительного искусства и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.

Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками. Большой мир искусства откроет детям свои тайны!

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ребёнка средствами курса изобразительного искусства.

Актуальность и перспективность курса:

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

Основными видами художественной  деятельности учащихся являются:

  •  художественное восприятие,
  • информационное ознакомление,
  •   изобразительная деятельность,
  • художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
  • выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

                                                                  Содержание курса

  1. Начальное техническое моделирование и конструирование.

Вводная беседа. «Достижения и техники». Задачи и план работы на год. Поведение в мастерской. Техника безопасности. Изучения свойств бумаги. Знакомство с начальным техническим моделированием  из бумаги. Технология изготовления. Выполнение аппликаций и объемных фигур. Моделирование из геометрических фигур – логическая аппликация (фигурки животных, людей, портреты). 

  1. Изобразительная деятельность.

Графические техники и приемы. Различные виды линий и штрихов. Основная и вспомогательная роли рисунка. Общие и характерные черты в изображении людей, растений, животных, птиц, насекомых, архитектурных объектов и различных предметов. Сочетание рисунка с различными прикладными техниками: с аппликацией, коллажем, вырезанием, конструированием. Знакомство с рисунками великих мастеров. Создание живописных работ в различных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт и др. Сочетание техник рисунка и живописи: акварель и графика, гуашь, масляная пастэль, карандаши. Сочетание живописных техник с прикладными (аппликация, коллаж, конструирование, вырезание, плетение).

  1. Бумагопластика.

Историческая справка о происхождении бумаги. Новые виды бумаги, их свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник при работе с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по технике безопасности. Анализ готовых изделий. Знакомство с технологией работы торцеванием, работа с гофрированной  бумагой. Папье-маше. Приемы выполнения. Общие понятия построения объемно-пространственной композиции.

  1. Пластилинография.

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Технология раскрашивания пластилином.

Место учебного предмета в учебном плане

  • соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования и внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках»  изучается с 1 по 4 класс. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного плана, сроков каникул, выпадения занятий на праздничные дни.

 Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Данная программа связана с  предметами: «Изобразительное искусство»,  «Математика», «Окружающий мир», «Ручной труд», «Музыка», «Чтение».

 Программа имеет 4  раздела.

                                                          Ожидаемые результаты

           Освоение  детьми  программы  «Чудеса  в  ладошках»  направлено  на  достижение комплекса личностных и предметных результатов  в  соответствии  с  требованиями  федерального  государственного образовательного стандарта.

Личностные результаты:

-  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- заложены  основы  социально  ценных  личностных  и  нравственных  качеств: трудолюбие,  организованность,  добросовестное  отношение  к  делу,  инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

- личностный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство  прекрасного  и  эстетические  чувства  на  основе  знакомства  с мультикультурной картиной современного мира;

-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических  творческих работ;

-ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

-осознание  эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

-эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Предметные результаты:

-выбирать художественные материалы  для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

-навыкам  работы  с  разнообразными материалами  и  навыкам  создания  образов посредством различных технологий;

-вносить  необходимые  коррективы  в  действие  после  его  завершения  на  основе оценки и характере сделанных ошибок.

-осуществлять  констатирующий  и  предвосхищающий  контроль  по  результату  и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

-пользоваться  средствами  выразительности  языка декоративно – прикладного  искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

-моделировать новые формы, различные ситуации, создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать  и  выстраивать  оптимальную  технологическую  последовательность  реализации собственного или предложенного замысла.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Название темы

Часы

Дата

план

Дата

факт

1

Моделирование из  геометрических фигур.

1

02.09

2

Рисование  с помощью осенних листьев.

1

04.09

3

Игрушка-болтушка. Лягушонок.

1

09.09

4

Техника рисования алюминием.

1

11.09

5

Игрушка-болтушка. Мышонок.

1

16.09

6

Эбру. Радуга. Рисование на воде.

1

18.09

7

Осенняя аппликация из трубочек. Зонтик.

1

23.09

8

Эбру. Рисование на воде. Весёлые узоры.

1

25.09

9

Осенняя 3-D аппликация. Гриб на поляне.

1

30.10

10

Рисование «Цветы России»

1

02.10

11

Моделирование из частей геометрических фигур.

1

14.10

12

Расписные камушки. Зайчик.

1

16.10

13

Подвижная игрушка «Лисёнок»

1

21.10

14

Расписные камушки. Котёнок.

1

23.10

15

Осеннее настроение. Объёмная аппликация 3D.

1

28.10

16

Сказочная луна с помощью ватных дисков.

1

30.10

17

Рисуем сирень мятой бумагой.

1

06.11

18

🍁🍂 Объемная осенняя поделка из овощей.

1

11.11

19

Картина пастэлью. Ночной пейзаж с оленем.

1

13.11

20

Моделирование из бумаги. Зайчик.

1

25.11

21

Роспись на картонной коробке ватными палочками.

1

27.11

22

Моделирование из геометрических фигур. Пчела.

1

02.12

23

Рисуем парусник.

1

04.12

24

Моделирование из бумаги. Бабочка.

1

09.12

25

Рисуем гуашью. «Зимняя аллея».

1

11.12

26

Объёмная игрушка. Осьминог.

1

16.12

27

 Рисование совы на новый год. Игрушка неваляшка. Медвежонок.

1

18.12

28

Игрушка неваляшка медвежонок.

1

23.12

29

Рисунок снегурочки.

1

25.12

30

Игрушка неваляшка собачка.

1

30.12

31

Поделки из бумаги, сложенной гармошкой.

1

13.01

32

Ночной пейзаж масляной пастэлью.

1

15.01

33

Игрушка на руку. Божья коровка.

1

20.01

34

Гуашь. Рыбаки на озере.

1

22.01

35

Моделирование ежа из бумаги.

1

27.01

36

Кошка на ветке. Масляная пастэль.

1

29.01

37

Моделирование из бумаги. Зонтик.

1

03.02

38

Рисование на тему  « Красота вокруг нас».

1

05.02

39

Панно «Балеринки»

1

10.02

40

Рисунок-декорация «Сказочный домик»

1

12.02

41

Гуашь. Лебеди на пруду.

1

26.02

42

Поделки из подручных средств. Торшер.

1

02.03

43

Портрет мамы гуашью.

1

04.03

44

Гуашь. Танцующие дельфины.

1

11.03

45

Лошадки-закладки из бумаги.

1

16.03

46

Слоны на закате в Африке. Масляная пастэль.

1

18.03

47

Дерево из тыквенных семечек.

1

23.03

48

Инопланетянин в летающей тарелке. Картон, гуашь.

1

25.03

49

Поделки из осенних листьев.

1

30.03

50

Рисование на воде. Цветы.

1

01.04

51

Поделки из природного материала.

1

13.04

52

Маленький мостик. Рисование в технике Леонида Афремова.

1

15.04

53

Картина из пластилина.

1

20.04

54

Морской пейзаж с маяком. Пастэль.

1

22.04

55

Пластилиновая картина «Вечный огонь».

1

27.04

56

Работа акварелью и масляной пастэлью к 9 мая.

1

29.04

57

Акция «Открытка ветерану»

1

06.05

58

Цветы из пластилина.

1

13.05

59

Поделки из природного материала.

1

13.05

60

Поделки из природного материала.

1

13.05

61

Поделки из осенних листьев.

1

18.05

62

Поделки из осенних листьев.

1

18.05

63

Картина из шариков.

1

20.05

64

Картина из шариков.

1

20.05

65

Картина из жгутиков.

1

25.05

66

Картина из жгутиков.

1

25.05

67

Панно из солёного теста.

1

27.05

68

Панно из солёного теста.

1

27.05

Материально-техническое обеспечение

1. Оборудование для демонстрации презентаций.

2. Ножницы, клей и клеящие карандаши.

3. Наборы цветной бумаги и картона.

4. Краски (акварель, гуашь, пастэль). Краски Эбру для рисования на воде, кисти.

5. Морские камни для росписи.

6.  Пластилин, глина.

7. Соленое тесто.

8. Трафареты.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/П78 Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 144 с.

  1. Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : ВентанаГраф, 2011. — 168 с.
  2. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Часть 1.Корчемлюк О.М.М.: БАЛАСС, 2013. - 288c.; (Образовательная система «Школа 2100»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по внеурочной деятельности "Чудеса оригами"

программа по внеурочной деятельности...

Внеурочная деятельность. Проектная деятельность "Чудеса аппликации"

Внеурочная деятельность. Рабочая программа проектной деятельности для 2 класса "Чудеса аппликации"...

ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ "ЧУДЕСА НА ЛАДОШКЕ"

Программа родительского клуба по поиску путей совершенствования семейного воспитания....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» для 1-4 классов на 2015 – 2019 учебные года

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» для 1-4 классов на 2015 – 2019 учебные года составлена на основе программы внеурочной деятельности «Мир ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир на ладошке"

Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младш...

Работа кружка по внеурочной деятельности " Слово на ладошке"

В данной работе содержится стихотворение. Это совместное стихотворчества учеников и учителя.   Будет полезно использовать ко Дню семьи воспитателям и классным руководителям....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир на ладошке»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир на ладошке»...