Рабочая программа по предмету "математические предстваления"
рабочая программа (4 класс)

Дакаева Анастасия Руслановна

Рабочая программа по предмету "математические предстваления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._matematicheskie_predstavleniya.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска».

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №_____

от «___» августа 2019 г.       директор:____________ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по учебной работе:

_________________

И.В. Вдовенкова

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол №__

от «__»августа 2019 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО учителей начальных классов и воспитателей

Протокол №  1

от «__»  августа  2019г.

руководитель МО:__________  Л.В. Мартыненкова

Рабочая программа учебного предмета

 «Математические представления»

для обучающихся

4 класса

на 2019/2020 учебный год

Программу составила:

Дакаева Анастасия Руслановна

учитель начальных классов

г. Смоленск

2019

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математические представления» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • Программы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» - программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
  • Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Т.В. Алышева.  – М. : Просвещение, 2017. – 128 с.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации,  требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями  без  специально  организованного  обучения.  Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для  них  элементы  математики,  является  важным  приемом  в  обучении.

Ребенок  учится  использовать  математические  представления  для  решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать  необходимое  количество  продуктов  для  приготовления  блюда  (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.

Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Задачи:

  • формировать мотивацию к урокам математики, выработать умение слушать учителя и выполнять его требования;
  • формировать элементарные математические знания, умения, навыки, соответствующие индивидуальным особенностям  личности обучающихся;
  • подготовить учащихся к жизни и труду в современном обществе;
  • способствовать социализации и социальной адаптации учащихся;
  • формировать умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
  • формировать умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
  • формировать умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).

2. Планируемые результаты.

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
  • работа в коллективе (ученик – ученик);
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • обращение за помощью и принятие помощи педагога.

Предметные результаты:

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.
  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой (в пределах 10).
  • Умение пересчитывать предметы в пределах 10.

Программа формирования БУД

Личностные:

  • Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • радоваться вместе с детьми;
  • подражать действиям, выполняемыми педагогом;
  • последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.

Регулятивные:

  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
  •  переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
  • последовательное выполнение нескольких заданий;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Познавательные:

  • делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • умение различать и сравнивать предметы по форме, величание;
  • умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
  • умение различать части суток;
  • умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
  • выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.

Коммуникативные:

  •  учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
  • развивать умение слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
  • сообщение учителю об окончании задания;
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • следить за объяснением учителя;
  • поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Содержание учебного предмета

В I полугодии – 32 часа,

во в II полугодии – 34 часа,

всего – 66 часов.

Раздел

Количество часов

Повторение изученного материала

6

Нумерация

40

Временные представления

6

Пространственные представления

6

Представление о форме и величине

8

5. Календарно-тематическое планирование предмета

«Математические представления» в 4 «А» классе

п/п

Содержание

Количество

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть - 18 часов

1.

Времена года.

1

3.09

2.

Сравнение предметов по размерам: большой, маленький, равные; длинные, короче, равные.

1

5.09

3.

Обводка фигур по трафарету.

1

10.09

4.

Сравнение предметов: шире, уже, одинаковые; выше, ниже, равные ростом.

1

12.09

5.

Часы.

1

17.09

6.

Сравнение предметов: глубже, мельче; толще, тоньше, одинаковые.

1

19.09

7.

Определение месторасположения предметов в ряду.

1

24.09

8.

Сравнение предметов по массе (тяжелей, легче, такой же).

1

26.09

9.

Числовой ряд. Счет прямой обратный в пределах 5.

3

1.10

3.10

8.10

10.

Состав числа: 1, 2, 3.  Сложение и вычитание в пределах 3. Число и цифра 0.

2

10.10

15.10

11.

Порядковые числительные «первый», «второй». «третий».

1

17.10

12.

Состав числа 4,5. Сложение и вычитание в пределах 5.

4

22.10

24.10

29.10

31.10

II четверть – 14 часов

1.

Число и цифра 6. Место числа 6 в числовом ряду.

2

12.11

14.11

2.

Состав числа 6. Решение примеров в пределах 6.

3

19.11

21.11

26.11

3.

Сутки. Вчера, завтра, сегодня.

2

28.11

3.12

4.

Неделя. Соотношение: 1 неделя – 7 суток.

2

5.12

10.12

5.

Число и цифра 7. Запись цифры 7. Место в числовом ряду.

2

12.12

17.12

6.

Решение примеров и задач в пределах 7

3

19.12

24.12

26.12

III четверть – 18 часов

1.

Ориентация в пространственном (верх, низ, перед, сзади, право, лево).

2

14.01

16.01

2.

Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко.

2

21.01

23.01

3.

Определение месторасположения предметов в пространстве: на, в, внутри, перед, на, за, под.

2

28.01

30.01

4.

Геометрические фигуры.

2

4.02

6.02

5

Построение геометрических фигур с помощью линейки.

3

11.02

13.02

18.02

6.

Отрезок.

1

20.02

7.

Число и цифра 8. Место числа 8 в числовом ряду.

2

3.03

5.03

8.

Состав числа 8. Решение примеров в пределах 8.

4

10.03

12.03

17.03

19.03

IV четверть – 16 часов

1.

Число и цифра 9. Место числа 9 в числовом ряду.

2

31.03

2.04

2.

Состав числа 9. Решение примеров в пределах 9.

3

7.04

9.04

14.04

3.

Счет по 3 в пределах 10.

1

16.04

4.

Число и цифра 10. Место числа 10 в числовом ряду.

2

21.04

23.04

5.

Состав числа 10. Решение примеров в пределах 10.

4

28.04

30.04

7.05

12.05

6.

Решение примеров и задач.

2

14.05

19.05

7.

Повторение.

2

+ 1 час

21.05

26.05

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...