Человек
рабочая программа (2 класс)

Смирнова Нина Валентиновна

Человек. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Человек30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю»                                                                                                                         «Согласовано»

Директор школы: ____________                                                      Зам. директора по УВР: ___________    

Приказ №___ от       ______________                               Протокол __   от _____________

Тверская область

Селижаровский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

     Большекошинская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по предмету

«Человек»

(2 класс)

                                                Составитель: Смирнова Н.В.

2019

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной  программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);  авторской программы  В.В. Воронковой Программ  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы  под редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Просвещение», 2013 год.  

Рабочая программа создана для обучающейся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы.  Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Человек» предусматривает обучение школьников с 1по 8 класс.

Цель обучения – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи  программы:

  1. формирование умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться
  2. формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды
  3. формированию навыков обслуживания себя в туалете
  4. формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях.  формирование умений соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье образцом культуры общения
  5. формирование доброжелательного и заботливого отношения к  окружающим, спокойный приветливый тон.
  6. учить понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Рабочая программа  составлена  с учётом особенностей и возможностей  овладения учащимися  с   интеллектуальными нарушениями   учебного материала. Учебная программа составлена с учётом  особенностей познавательной  деятельности учащихся, уровня их  общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих  индивидуальной или групповой коррекции.  

  1. Общая характеристика учебного предмета

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи». Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела»включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел«Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в  раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к  окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе и др. проводится с детьми более старшего возраста.

Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок  учится принимать душ, мыть голову и т.д.

При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей.  Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Человек» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов по классам:

2 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.

  1. Планируемые  результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
  • Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать,  сопереживать.
  • Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.
  • Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Предметные результаты:

1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
  • Представление о собственном теле.
  • Отнесение себя к определенному полу.
  • Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
  • Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
  • Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3.Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
  • Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения  туалета).
  • Умение следить за своим внешним видом.

4. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Базовые учебные действия.

Познавательные УД

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Коммуникативные УД

  • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
  • Соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Слушать и понимать речь других.

Регулятивные

  • Уметь организовывать своё рабочее место, удобно располагать учебники, письменные принадлежности и другие предметы на парте.
  • Работать в заданном темпе.
  • Проверять работу по образцу(по возможности).
  • Выполнять работу по несложному алгоритму.
  • Доводить начатое дело до конца.
  • Проговаривать последовательность действий на урок

Содержание учебного предмета

Представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена)

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела.

Узнавание детей и взрослых.

Определение своей социальной роли в семье.

Различение социальных ролей членов семьи.

Правильное использование столовых приборов.

Использование время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи.

Узнавание детей и взрослых, знакомых, незнакомых людей.

Уметь различать опасность от незнакомых людей.

Уметь обращаться за помощью.

Итого

102ч

7.Календарно - тематическое планирование

Тема Занятий

Кол-во часов

1

Правила здорового образа жизни. Режим дня.

1

2

Режим дня. Лото.

1

3

Режим дня.  Мой весёлый будильник.  

1

4

Режим дня. Аппликация.

1

5

Режим дня.  Полезные привычки.

1

6

Режим дня. Составление предложений по картинкам.

1

7

Режим дня. Моделирование ситуаций

1

8

Правила здорового образа жизни. Питание. 

1

9

Рисование «Молочные продукты»

1

10

Лепка по образцу «Коробочка для молока»

1

11

Правила здорового образа жизни. Творог. Сюжетно –ролевая игра «Покорми куклу»

1

12

Лото «Молочные продукты»

1

13

Правила здорового образа жизни. Загадки.

1

14

Правила здорового образа. Сон.

1

15

Рисование «Моя любимая подушка»

1

16

 Моделирование жизненных ситуаций. Проветривание комнаты .

1

17

Правила здорового образа. Прогулка.

1

18

Одежда для прогулки. Рисование.

1

19

Лепка «Обувь для прогулки

1

20

Лото «Одежда и обувь для прогулки»

1

21

Правила здорового образа. Занятия физической культурой.

1

22

Делай как я. Веселые физ. минутки

1

23

Рисование по шаблону «Мишкина зарядка»

1

24

Правила здорового образа. Профилактика болезней.

1

25

Правила здоровогообраза. Советы доктора Айболита.

1

26

Рисование. Витамины круглый год. 

1

27

Правила личной гигиены в течение дня

1

28

Ежедневные гигиенические процедуры.

1

29

Средства личной гигиены. 

1

30

Выбор мыла для гигиенических процедур.

1

31

Рисование «Мыло душистое»

1

32

Предметы личной гигиены. Сюжетно ролевая игра «Купаем куклу Машу»

1

33

Назначение предметов личной гигиены.

1

34

Уход за предметами для личной гигиены: расческой, мочалкой

1

35

Предметы личной гигиены. Загадки.

1

36

Аппликация. Предметы личной гигиены.

1

37

 Виды полотенец. Банное полотенце, для рук, для ног).

1

38

Полотенце для рук.

1

39

Полотенце для ног.

1

40

Аппликация «Разноцветные полотенца»

1

41

Предметы гигиены и санитарии: зубная паста, зубная щетка.

1

42

Детская зубная паста.

1

43

Рисование по точкам «Детская зубная паста»

1

44

 Аппликация. Детская зубная паста «Дракоша»

1

45

Лото «Выбери правильный ответ»

1

46

Предметы гигиены и санитарии: зубная щетка.

1

47

 Рот. Зубы. Чистка зубов щеткой с использованием зубной пасты.

1

48

Как беречь зубы. Практическая работа «Волшебная зубная паста и щетка»

1

49

Моделирование жизненный ситуаций. Если заболели зубы

1

50

Полоскание полости рта питьевой водой после приемов пищи. Аппликация «Предметы гигиены: зубная паста, зубная щетка, стакан»

1

51

Правильная осанка человека.

1

52

Рассматривание сюжетных картинок «Правильная осанка-залог  хорошего здоровья»

1

53

Моделирование ситуаций «Правильная посадка за партой»

1

54

Весёлые физ. Минутки для осанки.

1

55

Повторяй за учителем. Комплекс упражнений на осанку

1

56

Рисование по точкам « Я – самая стройная»

1

57

Профилактика простудных заболеваний

1

58

 Чистота –залог здоровья. Повседневная уборка в помещении.

1

59

Закаливание организма. Зарядка. Практическая работа.

1

60

Составление предложений по картинкам. Зарядка.

1

61

Закаливание организма. Обтирание.  Закаливание.

1

62

Укрепление здоровья. Полезные продукты.

1

63

Рисование. Полезные продукты.

1

64

Витамины круглый год

1

65

Аппликация «Витаминный стол»

1

66

Лепка по образцу. Витаминный стол.

1

67

Лото. Овощи и фрукты.

1

68

Заочное путешествие «Продуктовые ярмарки города»

1

69

Моя семья. Мама, папа.

1

70

Моя семья- бабушка, дедушка.

1

71

Моя семья. Мой старший брат.

1

72

Моя семья. Моя старшая сестра.

1

73

Моя семья. Обязанности в семьи.

1

74

Моя семья. Я помощник мамы, бабушки.

1

75

Моя семья. Практическая работа «Влажная уборка в комнате»

1

76

 Моя семья. Семейных отдых. 

1

77

Моя семья. Сюжетно –ролевая игра «Мы в продуктовом магазине»

1

78

Практическая работа «Семейный праздник»

1

79

Рисование «Моя семья» по точкам.

1

80

Аппликация «Букет цветов для моей семьи»

1

81

Столовые приборы. Нож. Разновидность ножей.

1

82

Столовые приборы. Нож. Навык пользования столовыми приборами

1

83

Нож. Опасности при использовании столовых приборов.

1

84

Лепка. Столовый прибор – нож.

1

85

Столовые приборы. Сюжетные картинки.

1

86

Вилка. Навык пользования столовыми приборами.

1

87

Ложка. Вилка. Сюжетные картинки.

1

88

Сюжетно-ролевая игра «Маша обедает».

1

89

Лепка. Столовые приборы.

1

90

Составление коротких предложений по сюжетным картинкам «Я принимаю гостей»

1

91

Аппликация «Столовые приборы»

1

92

 Лото «Столовые приборы»

1

93

 Практическая работа. Сервировка стола. Я принимаю гостей.

1

94

Практические навыки уборки стола после приема пищи «Помоги маме»

1

95

Уборка посуды на поднос «Мамин помощник»

1

96

 Лото. Выбор средства для мытья посуды. Мытье столовой посуды..

1

97

Я и мои одноклассники. Я и мои друзья.

1

98

Дорисуй, доскажи «Я и мои друзья»

1

99

Я – один дома. Правила обращения за помощью «Один дома»

1

100

Рисование «Опасности в быту»

1

101

Будь осторожен «Встреча с незнакомым человеком»

1

102

Моделирование жизненных ситуаций.  Скоро каникулы.

1

Средства обучения:

- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,

- аудиомагнитофон

- аудиозаписи , видеозаписи,

-демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

  • предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения
  • видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом,  
  • рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить

Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...

Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека

Конспект  урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....