Человек
рабочая программа (2 класс)
Человек. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Человек | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы: ____________ Зам. директора по УВР: ___________
Приказ №___ от ______________ Протокол __ от _____________
Тверская область
Селижаровский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Большекошинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по предмету
«Человек»
(2 класс)
Составитель: Смирнова Н.В.
2019
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2); авторской программы В.В. Воронковой Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
Рабочая программа создана для обучающейся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Человек» предусматривает обучение школьников с 1по 8 класс.
Цель обучения – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
- формирование умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться
- формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды
- формированию навыков обслуживания себя в туалете
- формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. формирование умений соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье образцом культуры общения
- формирование доброжелательного и заботливого отношения к окружающим, спокойный приветливый тон.
- учить понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
- Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи». Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела»включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел«Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе и др. проводится с детьми более старшего возраста.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т.д.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Человек» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов по классам:
2 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
- Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.
- Осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные результаты:
1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
- Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
- Представление о собственном теле.
- Отнесение себя к определенному полу.
- Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
- Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
- Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
- Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
- Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3.Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
- Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
- Умение следить за своим внешним видом.
4. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
- Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Базовые учебные действия.
Познавательные УД
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Коммуникативные УД
- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
- Соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Слушать и понимать речь других.
Регулятивные
- Уметь организовывать своё рабочее место, удобно располагать учебники, письменные принадлежности и другие предметы на парте.
- Работать в заданном темпе.
- Проверять работу по образцу(по возможности).
- Выполнять работу по несложному алгоритму.
- Доводить начатое дело до конца.
- Проговаривать последовательность действий на урок
Содержание учебного предмета
Представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена)
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела.
Узнавание детей и взрослых.
Определение своей социальной роли в семье.
Различение социальных ролей членов семьи.
Правильное использование столовых приборов.
Использование время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи.
Узнавание детей и взрослых, знакомых, незнакомых людей.
Уметь различать опасность от незнакомых людей.
Уметь обращаться за помощью.
Итого | 102ч |
7.Календарно - тематическое планирование
№ | Тема Занятий | Кол-во часов |
1 | Правила здорового образа жизни. Режим дня. | 1 |
2 | Режим дня. Лото. | 1 |
3 | Режим дня. Мой весёлый будильник. | 1 |
4 | Режим дня. Аппликация. | 1 |
5 | Режим дня. Полезные привычки. | 1 |
6 | Режим дня. Составление предложений по картинкам. | 1 |
7 | Режим дня. Моделирование ситуаций | 1 |
8 | Правила здорового образа жизни. Питание. | 1 |
9 | Рисование «Молочные продукты» | 1 |
10 | Лепка по образцу «Коробочка для молока» | 1 |
11 | Правила здорового образа жизни. Творог. Сюжетно –ролевая игра «Покорми куклу» | 1 |
12 | Лото «Молочные продукты» | 1 |
13 | Правила здорового образа жизни. Загадки. | 1 |
14 | Правила здорового образа. Сон. | 1 |
15 | Рисование «Моя любимая подушка» | 1 |
16 | Моделирование жизненных ситуаций. Проветривание комнаты . | 1 |
17 | Правила здорового образа. Прогулка. | 1 |
18 | Одежда для прогулки. Рисование. | 1 |
19 | Лепка «Обувь для прогулки | 1 |
20 | Лото «Одежда и обувь для прогулки» | 1 |
21 | Правила здорового образа. Занятия физической культурой. | 1 |
22 | Делай как я. Веселые физ. минутки | 1 |
23 | Рисование по шаблону «Мишкина зарядка» | 1 |
24 | Правила здорового образа. Профилактика болезней. | 1 |
25 | Правила здоровогообраза. Советы доктора Айболита. | 1 |
26 | Рисование. Витамины круглый год. | 1 |
27 | Правила личной гигиены в течение дня | 1 |
28 | Ежедневные гигиенические процедуры. | 1 |
29 | Средства личной гигиены. | 1 |
30 | Выбор мыла для гигиенических процедур. | 1 |
31 | Рисование «Мыло душистое» | 1 |
32 | Предметы личной гигиены. Сюжетно ролевая игра «Купаем куклу Машу» | 1 |
33 | Назначение предметов личной гигиены. | 1 |
34 | Уход за предметами для личной гигиены: расческой, мочалкой | 1 |
35 | Предметы личной гигиены. Загадки. | 1 |
36 | Аппликация. Предметы личной гигиены. | 1 |
37 | Виды полотенец. Банное полотенце, для рук, для ног). | 1 |
38 | Полотенце для рук. | 1 |
39 | Полотенце для ног. | 1 |
40 | Аппликация «Разноцветные полотенца» | 1 |
41 | Предметы гигиены и санитарии: зубная паста, зубная щетка. | 1 |
42 | Детская зубная паста. | 1 |
43 | Рисование по точкам «Детская зубная паста» | 1 |
44 | Аппликация. Детская зубная паста «Дракоша» | 1 |
45 | Лото «Выбери правильный ответ» | 1 |
46 | Предметы гигиены и санитарии: зубная щетка. | 1 |
47 | Рот. Зубы. Чистка зубов щеткой с использованием зубной пасты. | 1 |
48 | Как беречь зубы. Практическая работа «Волшебная зубная паста и щетка» | 1 |
49 | Моделирование жизненный ситуаций. Если заболели зубы | 1 |
50 | Полоскание полости рта питьевой водой после приемов пищи. Аппликация «Предметы гигиены: зубная паста, зубная щетка, стакан» | 1 |
51 | Правильная осанка человека. | 1 |
52 | Рассматривание сюжетных картинок «Правильная осанка-залог хорошего здоровья» | 1 |
53 | Моделирование ситуаций «Правильная посадка за партой» | 1 |
54 | Весёлые физ. Минутки для осанки. | 1 |
55 | Повторяй за учителем. Комплекс упражнений на осанку | 1 |
56 | Рисование по точкам « Я – самая стройная» | 1 |
57 | Профилактика простудных заболеваний | 1 |
58 | Чистота –залог здоровья. Повседневная уборка в помещении. | 1 |
59 | Закаливание организма. Зарядка. Практическая работа. | 1 |
60 | Составление предложений по картинкам. Зарядка. | 1 |
61 | Закаливание организма. Обтирание. Закаливание. | 1 |
62 | Укрепление здоровья. Полезные продукты. | 1 |
63 | Рисование. Полезные продукты. | 1 |
64 | Витамины круглый год | 1 |
65 | Аппликация «Витаминный стол» | 1 |
66 | Лепка по образцу. Витаминный стол. | 1 |
67 | Лото. Овощи и фрукты. | 1 |
68 | Заочное путешествие «Продуктовые ярмарки города» | 1 |
69 | Моя семья. Мама, папа. | 1 |
70 | Моя семья- бабушка, дедушка. | 1 |
71 | Моя семья. Мой старший брат. | 1 |
72 | Моя семья. Моя старшая сестра. | 1 |
73 | Моя семья. Обязанности в семьи. | 1 |
74 | Моя семья. Я помощник мамы, бабушки. | 1 |
75 | Моя семья. Практическая работа «Влажная уборка в комнате» | 1 |
76 | Моя семья. Семейных отдых. | 1 |
77 | Моя семья. Сюжетно –ролевая игра «Мы в продуктовом магазине» | 1 |
78 | Практическая работа «Семейный праздник» | 1 |
79 | Рисование «Моя семья» по точкам. | 1 |
80 | Аппликация «Букет цветов для моей семьи» | 1 |
81 | Столовые приборы. Нож. Разновидность ножей. | 1 |
82 | Столовые приборы. Нож. Навык пользования столовыми приборами | 1 |
83 | Нож. Опасности при использовании столовых приборов. | 1 |
84 | Лепка. Столовый прибор – нож. | 1 |
85 | Столовые приборы. Сюжетные картинки. | 1 |
86 | Вилка. Навык пользования столовыми приборами. | 1 |
87 | Ложка. Вилка. Сюжетные картинки. | 1 |
88 | Сюжетно-ролевая игра «Маша обедает». | 1 |
89 | Лепка. Столовые приборы. | 1 |
90 | Составление коротких предложений по сюжетным картинкам «Я принимаю гостей» | 1 |
91 | Аппликация «Столовые приборы» | 1 |
92 | Лото «Столовые приборы» | 1 |
93 | Практическая работа. Сервировка стола. Я принимаю гостей. | 1 |
94 | Практические навыки уборки стола после приема пищи «Помоги маме» | 1 |
95 | Уборка посуды на поднос «Мамин помощник» | 1 |
96 | Лото. Выбор средства для мытья посуды. Мытье столовой посуды.. | 1 |
97 | Я и мои одноклассники. Я и мои друзья. | 1 |
98 | Дорисуй, доскажи «Я и мои друзья» | 1 |
99 | Я – один дома. Правила обращения за помощью «Один дома» | 1 |
100 | Рисование «Опасности в быту» | 1 |
101 | Будь осторожен «Встреча с незнакомым человеком» | 1 |
102 | Моделирование жизненных ситуаций. Скоро каникулы. | 1 |
Средства обучения:
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
- аудиомагнитофон
- аудиозаписи , видеозаписи,
-демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения
- видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом,
- рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"
Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс. Данная презентация м...
урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить
Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...
Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....