Сергей Петрович Балдаев (1889—1979) — советский бурятский писатель, фольклорист, этнограф, драматург.
классный час (2 класс)
Сергей Петрович Балдаев (1889—1979) — советский бурятский писатель, фольклорист, этнограф, драматург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baldaev_sp.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родился 18 октября 1889 года в селе Хохорск , Боханского аймака Балаганского уезда, Иркутской губернии. В 1910 году закончил иркутскую учительскую семинарию.
С детских лет воспитывался в атмосфере народных традиций. Родители его, Пётр Семёнович и Мотон Степановна будучи зажиточными крестьянами дали своим детям образование. В 1899 году Сергей поступил в Хохорскую школу грамоты. В 1903 г.- в Боханское двуклассное училище. В 1905 г.- в Иркутскую учительскую семинарию. Учась в семинарии начал изучать научную литературу по фольклору и этнографии. Летом 1908 года во время каникул в улусе Хохорск он случайно обнаружил ритуальные предметы шаманов, тем самым положил начало своей этнографической деятельности.
С. П Балдаев родился в талантливой семье: его родители и близкие родственники слыли знатоками преданий и улигеров . Он с интересом слушал предания, сказки, песни, участвовал в шаманских тайлаганах . Обладая хорошей памятью, С.П. Балдаев записывал услышанное и увиденное . В 1907 году С.П. познакомился с М.Н. Хангаловым, который стал его учителем и наставником по сбору устных преданий, и вместе с ним совершил несколько поездок в Кудинскую степь.
Ещё в годы учёбы в семинарии Сергей Балдаев начал собирать фольклорные и этнографические материалы. После окончания семинарии работал учителем в школе, продолжая при этом заниматься этнографией. Начал литературную деятельность, в 1909 году пишет пьесу « Цырен малчин » ( Цырен пастух).
В 1908 году окончив учительскую семинарию в течении двадцати лет работает в школах разных районов Иркутской области и Бурятии. Начинает свою деятельность в Таловском инородческом училище Верхоленского уезда( ныне Ольхонский район). В 1916-17у. г.- учитель в Корсукском начальном училище ( ныне Эхирит-Булагатский район). С 1917 г. - работает в 3 Готольском училище и Идинской школе в родном Боханском районе.
В 1923 С.П.Балдаев переехал в г.Улан -Удэ, где продолжил педагогическую деятельность . В 1929 году успешно закончил Институт этнографии и национальных культур народов Востока при ЦИК СССР и поступил в аспирантуру. В 1931 году вернулся в г. Улан-Удэ и начал работать научным сотрудником Института культуры БурАССР , где проработал 5 лет. Следующие 11 лет своей жизни прослужил в Республиканском краеведческом музее. Последним местом работы стал отдел литературы и фольклора Бурятского комплексного научно-исследовательского института.
В 1923 С.П.Балдаев переехал в г.Улан -Удэ, где продолжил педагогическую деятельность . В 1929 году успешно закончил Институт этнографии и национальных культур народов Востока при ЦИК СССР и поступил в аспирантуру. В 1931 году вернулся в г. Улан-Удэ и начал работать научным сотрудником Института культуры БурАССР , где проработал 5 лет. Следующие 11 лет своей жизни прослужил в Республиканском краеведческом музее. Последним местом работы стал отдел литературы и фольклора Бурятского комплексного научно-исследовательского института.
Сергей Балдаев был арестован 30 мая 1938 года, под следствием был до конца 1940 года и освобожден судом за недоказанностью обвинения.
В 1948 году, опасаясь нового ареста, Балдаев уехал в Ленинград. Там долгое время жил без прописки и работы, но при этом продолжал научную деятельность . Со временем устроился на работу в Музей этнографии народов СССР. Устроиться ему помогли ученые М. К. Азадовский , М. Г. Воскобойников, В. И. Цинциус . В музее Балдаев описывал бурятские и якутские коллекции . В 1956 году Сергей Балдаев возвращается в Улан-Удэ, где начал работать в Бурятском институте общественных наук (БИОН). В 1968 году выходит на пенсию . На пенсии продолжал ездить в фольклорные экспедиции, собрал богатейшие материалы по шаманизму . Сергей Балдаев был одним из лучших знатоков бурятской этнографии и фольклора. Он является собирателем богатейшего материала по традиционным верованиям бурят и внёс большой вклад в бурятоведение
Сергей Петрович Балдаев умер 29 октября 1978 года на 90 году жизни, прожив долгую счастливую жизнь, наполненную трудом и поисками, оставив благодарным потомкам великое наследие.
К сожалению, на сегодняшний день опубликована незначительная часть этого интересного, нужного и ценного материала . Отдельные образцы обрядовой поэзии вошли в книгу С.П. Балдаева "Бурятские свадебные обряды" (Улан-Удэ, 1978г.).В работе "Предания о расселении кударинских и кабанских бурят" (Улан-Удэ, 1958г.) встречаются выражения, образно и метко определяющие родовые разновидности бурят . В изданных работах С. П.Балдаева "Избранное "(Улан-Удэ, 1961г.) и книге " Устнопоэтическое творчество" (Улан-Удэ, 1960г.) опубликованы некоторые образцы пословиц, поговорок, загадок, благопожеланий.
Афористические произведения из коллекции С.П.Балдаева включены, наряду с текстами других собирателей, в специальные сборники, посвященные бурятской афористической поэзии. К таковым относятся: " Оньhон угэ оностой " (Улан-Удэ, 1979г.), « ТYмэн таабари » (Улан-Удэ, 1981г.). Учёный опубликовал 13 монографий, его труды изданы в Венгрии, Польше, Германии, Чехословакии, Монголии. Из собранных материалов издано 6 улигеров , 4 тома народных песен, около 100 пословиц и поговорок. Несмотря на высокую оценку учёных, архив не издавался.
Афористические произведения из коллекции С.П.Балдаева включены, наряду с текстами других собирателей, в специальные сборники, посвященные бурятской афористической поэзии. К таковым относятся: " Оньhон угэ оностой " (Улан-Удэ, 1979г.), « ТYмэн таабари » (Улан-Удэ, 1981г.). Учёный опубликовал 13 монографий, его труды изданы в Венгрии, Польше, Германии, Чехословакии, Монголии. Из собранных материалов издано 6 улигеров , 4 тома народных песен, около 100 пословиц и поговорок. Несмотря на высокую оценку учёных, архив не издавался.
реди множества опубликованных и неопубликованных работ С.П. Балдаева достойное место занимает двухтомник " Родословные предания и легенды бурят". В него вошли родословные предания и легенды булагатов , эхиритов,хори и хонгодоров , а также 180 основных родов, входящих и не входящих в состав четырёх племен. Первая часть " Родословные предания и легенды бурят. Булагаты и эхириты " была издана в 1970 году,и переиздалась только в 2010 году. Вторая долгое время оставалась неопубликованной. Лишь в 2010 году изданы материалы из фонда С.П. Балдаева , храняшиеся в Центре Восточных рукописей и ксилографии под названием " Родословные предания и легенды бурят. Забайкальские буряты" Часть 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе. Программа кружка «Этнография народов Татарстана»
На протяжении многих тысячелетий традиционная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, систематизировала и хранила знания, становясь источником про...
Использование ИКТ при изучении этнографии.
В данной работе определена актуальность и значимость использования информационно-коммуникативных технологий для активизации этнического самосознания будущего поколения. Проведение з...
Программа по этнографии
ЦЕЛЬ: -формирование у младших школьников нравственных, эстетических, практических основ усвоения глубин общечеловеческих ценностейЗАДАЧИ:-в воспитании: осознание учащимися единства человека...
В.М.Шукшин-писатель, драматург, артист.
В.М.Шукшин-писатель, драматург, артист.Материал использовала для проведения классного часа в" День знаний"Беседа сопровождается презентацией....
Конкурсно- игровая программа по этнографии " Живая старина"
Конкурсно- игоровая программа может быть проведена как внеклассное мероприятие в начальной школе...
Урок литературного чтения по теме "Маршак - сказочник, поэт, драматург, переводчик"
Урок литературного чтения 4 классТема: С.Я. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчикЦели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я. Маршака.Задачи:Образовательные: способствовать формировани...
Презентация о российский поэте, драматурге, педагоге РУБИНСКОМ КОНСТАНТИНЕ СЕРГЕЕВИЧЕ
Имя Константина Рубинского занесено в Золотую книгу «Новые имена планеты. XX—XXI веку». Лауреат Президентской премии за работу с одарёнными детьми (2002). Лауреат премии им. Максима Клайна (2010) и пр...