Внедрение образовательной программы “Шахматы - школе”
проект
1. Описание организации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр дополнительного образования детей» (далее - МБОУДОД «ЦДОД», ЦДОД, Центр) основан в 2000 году. Сегодня в структуре Центра три отдела – эколого-биологический, отдел туризма и спорта, отдел творческого развития и гуманитарного образования. Численность педагогических кадров ЦДОД – 48 человек из них 16 педагогов высшей квалификационной категории, 22 педагога первой квалификационной категории, 10 имеют статус соответствия занимаемой должности.
Основным предметом деятельности Центра является реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.
Основными целями деятельности Центра являются:
1) обучение детей по образовательным программам, позволяющим каждому ребенку получить соответствующее дополнительное образование с учетом индивидуального развития, потребностей и интересов;
2) удовлетворение образовательных потребностей детей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством реализации дополнительных образовательных программ;
3) подготовка детей к продолжению профессионального обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
Основными задачами Центра являются:
1) обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет;
2) адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры;
3) организация содержательного досуга; удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.
С 2009 года в МБОУ ДОД “ЦДОД” успешно работает объединение “Юный шахматист”, где ежегодно занимаются более 70 детей 6-10 лет по программе с одноименным названием, созданной на основе федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Результаты внедрения данного курса были представлены на Международной научно – практической конференции «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования» в докладе «ФГТ, ФГОС и шахматы» (г.Ханты –Мансийск, 12.06.2013г.). На сеансе одновременной игры 16.05.12г. с международным мастером спорта по шахматам, старшим тренером сборной Югры Н.Поповой был отмечен хороший начальный уровень подготовки учащихся.
Планы и программы «Центра дополнительного образования детей» на последующие два года будут корректироваться с учетом положений нового Федерального Закона «Об образовании», который вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Однако кардинальных перемен в реализации уставной деятельности учреждения не предвидится. Перспектива видится в стабильном развитии и улучшении качества образовательных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shahmaty_dorogu_molodym.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ГРАНТОВ
«СТРАТЕГИЯ УСПЕХА» - 2013
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»
____________________А.В. Ильева
«____»_________________2013г.
Номинация: «Дорогу молодым»
ПРОЕКТ: Внедрение образовательной программы
“Шахматы - школе”
Руководитель проекта:
педагог дополнительного
образования В.В.Акишина
г.Урай, 2013
Оглавление
1. Описание организации стр.3
2. Постановка проблемы стр.4
3. Цели и задачи стр.4
4.Рабочий план реализации программы стр.5
5. Схема управления проектом стр.9
6. Кадровое обеспечение проекта стр.10
7. Резюме стр.11
8. Конкретные ожидаемые результаты стр.12
9. Бюджет проекта стр.13
10. Приложение №1. Устав учреждения.
11. Приложение №2. Лицензия на образовательную деятельность.
12. Приложение №3. Свидетельство от аттестации и акредитации.
13. Приложение №4. Краткое содержание образовательной программы «Юный
шахматист».
14. Приложение №5. Примерный тематический план курсов повышения квалификации для педагогов.
15. Приложение №6. Тезисы доклада «ФГТ, ФГОС и шахматы»
16. Приложение №7. Копии дипломов
1. Описание организации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр дополнительного образования детей» (далее - МБОУДОД «ЦДОД», ЦДОД, Центр) основан в 2000 году. Сегодня в структуре Центра три отдела – эколого-биологический, отдел туризма и спорта, отдел творческого развития и гуманитарного образования. Численность педагогических кадров ЦДОД – 48 человек из них 16 педагогов высшей квалификационной категории, 22 педагога первой квалификационной категории, 10 имеют статус соответствия занимаемой должности.
Основным предметом деятельности Центра является реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.
Основными целями деятельности Центра являются:
1) обучение детей по образовательным программам, позволяющим каждому ребенку получить соответствующее дополнительное образование с учетом индивидуального развития, потребностей и интересов;
2) удовлетворение образовательных потребностей детей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством реализации дополнительных образовательных программ;
3) подготовка детей к продолжению профессионального обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
Основными задачами Центра являются:
1) обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет;
2) адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры;
3) организация содержательного досуга; удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.
С 2009 года в МБОУ ДОД “ЦДОД” успешно работает объединение “Юный шахматист”, где ежегодно занимаются более 70 детей 6-10 лет по программе с одноименным названием, созданной на основе федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Результаты внедрения данного курса были представлены на Международной научно – практической конференции «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования» в докладе «ФГТ, ФГОС и шахматы» (г.Ханты –Мансийск, 12.06.2013г.). На сеансе одновременной игры 16.05.12г. с международным мастером спорта по шахматам, старшим тренером сборной Югры Н.Поповой был отмечен хороший начальный уровень подготовки учащихся.
Планы и программы «Центра дополнительного образования детей» на последующие два года будут корректироваться с учетом положений нового Федерального Закона «Об образовании», который вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Однако кардинальных перемен в реализации уставной деятельности учреждения не предвидится. Перспектива видится в стабильном развитии и улучшении качества образовательных услуг.
2. Постановка проблемы
Система образования непрерывно развивается и совершенствуется. В свете новых исследований и разработок все большее признание получают труды российского психолога Я.А.Пономарева, введшего в употребление категорию СДУ (способность действовать «в уме»). Наиболее интенсивно эта способность развивается в младшем возрасте, но в общеизвестных системах обучения она целенаправленно не формируется. По этой причине способность действовать «в уме» достигает оптимального развития всего у 5% людей. В норме умение совершать действия в уме формируется в 5-12 лет, и чётко структурированное обучение детей основам шахматной игры является почти идеальной моделью для успешного развития этих способностей.
Опытным путем было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы на 40% выше, чем у неиграющих детей. Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях обучения. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 5–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.
Во всех общеобразовательных учреждениях нашего города есть возможность и желание обучать детей шахматам. Но для этого нужны специально обученные педагоги.
Проект призван решить проблему нехватки педагогических кадров для внедрения Федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы-школе».
3. Цели и задачи
Цель проекта: Создание условий для внедрения в образовательные учреждения города федерального курса «Шахматы - школе».
Задачи:
- Создать экспериментальную площадку на базе МБОУ ДОД «ЦДОД» по внедрению опыта преподавания шахмат в образовательных учреждениях города Урай.
- Оказать методологическую и консультативную помощь педагогам для повышения квалификации в преподавании шахмат.
- Организовать деятельность экспериментальных групп на базе МБОУ ДОД «ЦДОД», МБОУ СОШ №5, МБДОУ Детский сад №21 «Лукоморье».
- Провести сравнительный анализ полученных экспериментальных данных.
- Обобщить опыт и разработать рекомендации по внедрению программы «Шахматы - школе» в образовательный процесс учреждений города.
4. Рабочий план реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Исполнители | Источник финансирования |
1 | Научно-исследовательская деятельность | |||
1.1 | Создание экспериментальной площадки по внедрению федерального курса «Шахматы - школе» в образовательный процесс учреждений города | Сентябрь 2013г. | Акишина В.В. | Бюджет учреждения |
1.2 | Организация и проведение экспериментальной деятельности по внедрению федерального курса «Шахматы - школе» в образовательный процесс учреждений города | В течение учебного года | Акишина В.В. Изюмова А.Л. | Бюджет учреждения |
1.3 | Участие в семинарах и научно-практических конференциях для педагогов | Апрель 2014 | Акишина В.В. | Бюджет учреждения |
1.4 | Подготовка участников научно-практических конференций из числа обучающихся | Март-апрель 2014 | Акишина В.В. | Бюджет учреждения |
2 | Методическая работа | |||
2.1 | Разработка программы курса повышения квалификации для педагогов «Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в системе образования» | Июнь-август 2013 | Акишина В.В. | Бюджет учреждения |
2.2 | Организация и проведение курсов повышения квалификации «Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в системе образования» | Ноябрь 2013 | Акишина В.В. | Бюджет учреждения |
2.3 | Создание и организация деятельности методического объединения педагогов-шахматистов | В течение учебн. года | Акишина В.В. | Бюджет учреждения |
2.4 | Оказание консультативной помощи начинающим педагогам-шахматистам | Весь период | Акишина В.В. Изюмова А.Л. | Бюджет учреждения |
2.5 | Разработка комплекса диагностических методик для мониторинга экспериментальной деятельности | Июнь-август | Изюмова А.Л. | Бюджет учреждения |
2.6 | Разработка положений о проведении городских и региональных шахматных турниров для учащихся начальной школы | В течение учебного года | Акишина В.В. | Бюджет учреждения |
3 | Организация образовательной деятельности | |||
3.1 | Организация учебных занятий | По расписанию в течение учебн. года | Акишина В.В. | Бюджет учреждения |
3.2 | Организация культурно-массовых мероприятий:
| Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март | Изюмова А.Л. Акишина В.В. | Бюджет учреждения |
3.3 | Организация и проведение шахматных турниров
| Ноябрь Февраль Апрель Май | Акишина В.В. | Бюджет учреждения |
3.4 | Участие детей в научно-практических конференциях | Март Апрель | Акишина В.В. | Бюджет учреждения |
4 | Информационно-просветительская деятельность | |||
4.1 | Изготовление и распространение информационных буклетов о деятельности экспериментальной площадки | В течение учебного года | Изюмова А.Л. Акишина В.В. | Привлеченные средства (участие в конкурсах на соискание грантов, спонсорская помощь и др.) |
4.2 | Размещение информационных материалов на сайтах МБОУ ДОД «ЦДОД» и на Портале образовательной интрасети города Урай | В течение учебного года | Изюмова А.Л. | Бюджет учреждения |
4.3 | Сотрудничество со средствами массовой информации (городские газеты «Знамя», «Интерес», телерадиокомпания «Спектр+», окружная газета «Новости Югры») | В соответствии с планом проведения мероприятий | Акишина В.В. | Бюджет учреждения |
5 | Расширение материально-технической базы | |||
5.1 | Приобретение шахматного инвентаря и оборудования для учебного кабинета | Ноябрь-декабрь 2013 г. | Хрипунова Л.В. | Привлеченные средства (участие в конкурсах на соискание грантов, спонсорская помощь и др.) |
5.2 | Приобретение учебно-методического комплекса для преподавания шахмат | Сентябрь-октябрь 2013 | Хрипунова Л.В. | Привлеченные средства (участие в конкурсах на соискание грантов, спонсорская помощь и др.) |
5. Схема управления проектом
Кадровое обеспечение проекта
№ | Ответственный | Ф.И.О. | Функции | Источник финансирования |
Администрация ЦДОД: Директор Гл.бухгалтер | Ильева Алёна Валентиновна Хрипунова Людмила Владимировна | Общий контроль Финансовый контроль | Бюджет учреждения | |
Руководитель проекта | Акишина Валентина Васильевна | Руководство проектом, информационно-методическое обеспечение проекта, организация деятельности по проекту | ||
Педагог-психолог | Изюмова Анна Леонидовна | Психолого-педагогическое сопровождение эксперимента. Сравнительный анализ полученных результатов. | ||
Воспитатели детских садов, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования | Слушатели курса повышения квалификации по внедрению шахмат в образовательный процесс | Внедрение федерального курса «Шахматы - школе» в образовательный процесс | Бюджет направляющих организаций |
РЕЗЮМЕ
Конкретные ожидаемые результаты
В процессе внедрения федерального курса И.Г.Сухина “Шахматы – школе” в общеобразовательные учреждения города Урай ожидаются следующие результаты:
- Внедрение инноваций в образовательный процесс, соответствующих принятой Европарламентом в марте 2012 года Декларации «Шахматы в школе», в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования в современном мире, как перспективная учебная дисциплина;
- Исполнение решений, отраженных в резолюции Международной научно-практической конференции «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования» (10-13 июня 2013 года, г.Ханты-Мансийск);
- Повышение квалификации 25 педагогов для внедрения федерального курса И.Г.Сухина “Шахматы – школе”;
- Создание экспериментальной площадки и осуществление деятельности по внедрению федерального курса «Шахматы - школе» в образовательный процесс восьми учреждений города с охватом около 570 детей;
- Организация 4 шахматных турниров городского и регионального значения, 6 культурно-массовых мероприятий для детей 6-10 лет;
- Участие в научно-практических конференциях 2 учащихся;
- Организация 3 заседаний методического объединения педагогов-шахматистов;
- Выступление с докладом «Федеральные государственные требования, федеральные государственные образовательные стандарты и шахматы» на трёх научно-практических конференциях педагогов;
- Подготовка 9 публикаций о ходе реализации проекта в городских и окружных СМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС: пояснительная записка, планируемые результаты, УУД, требования к освое...
Рабочая программа по математике 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС
Рабочая программа по математике 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС: пояснительная записка, планируемые результаты, УУД, календарно-тематическое план...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС
Рабочая программа по русскому языку 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС: пояснительная записка, планируемые результаты, УУД, календарно-тематическое ...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС: пояснительная записка, планируемые результаты, УУД, календарно-тематическо...
образовательные программы УМК Школа России 1-4 начальная школа
образовательные программы УМК Школа России 1-4 начальная школа...
Рабочая программа "Шахматы - школе"
Рабочая программа разработана на 4 года....
Рабочая программа Шахматы-школе 1-4 класс
Рабочая программа Шахматы-школе 1-4 класс...