«Шахматы – школе»: достижение планируемых результатов
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Акишина Валентина Васильевна

«Педагогическое сообщество  переживает эпоху колоссальных перемен: вступил в силу новый Закон об образовании в РФ, меняется нормативно-правовая база, продолжается освоение новых образовательных стандартов, включая новую ступень – дошкольное образование. ЕГЭ, инклюзивное образование, электронные средства обучения – все это требует от педагога мобильности, умения учиться и учить по-новому, не упуская при этом из внимания самого главного – личность ребенка.

  Реализация ведущей стратегии современного образования, генеральной линии ФГОС второго поколения немыслима без инноваций. Однако мощным фактором развития образования являются и богатые традиции отечественной педагогики. В современном образовании немало уникальных образовательных систем и технологий, которые являются достоянием отечественной науки и практики.»1

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_obninsk_vserossiyskaya_konferentsiya.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская научно – практическая конференция «Шахматы – учебная дисциплина для развития интеллекта», 15.06.2014, г.Обнинск

ДОКЛАД

 «Шахматы – школе»: достижение планируемых результатов

Педагог дополнительного образования

Акишина Валентина Васильевна,

МБОУ ДОД «ЦДОД» г.Урай, ХМАО-Югра

apiuray-200@yandex.ru

    «Педагогическое сообщество  переживает эпоху колоссальных перемен: вступил в силу новый Закон об образовании в РФ, меняется нормативно-правовая база, продолжается освоение новых образовательных стандартов, включая новую ступень – дошкольное образование. ЕГЭ, инклюзивное образование, электронные средства обучения – все это требует от педагога мобильности, умения учиться и учить по-новому, не упуская при этом из внимания самого главного – личность ребенка.

  Реализация ведущей стратегии современного образования, генеральной линии ФГОС второго поколения немыслима без инноваций. Однако мощным фактором развития образования являются и богатые традиции отечественной педагогики. В современном образовании немало уникальных образовательных систем и технологий, которые являются достоянием отечественной науки и практики.»1

   Запросам общества и государства в отношении развивающего обучения отвечает   рекомендованная Министерством образования РФ программа  И.Г.Сухина «Шахматы – школе», которая «базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и трудах Я.А.Пономарева об этапах развития способности действовать в уме. Необходимость проведения шахматных  занятий  связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научит детей учиться!»2 

   Ключевым событием шахматного образования в мире за последние 100 лет стало принятие Европарламентом в 2012 году Декларации “Шахматы в школе”, в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина.

    С целью реализации решений Декларации “Шахматы в школе” для выработки единых общемировых подходов к дошкольно-школьной шахматной проблематике в Ханты-Мансийске 10 – 13 июня 2013 г.  прошла  международная научно-практическая конференция “Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования”. Участники конференции отметили:

  1) «Россия – первая страна в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся (родителей) в первой половине дня; для всех учащихся данной школы – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ).

2) Россия – первая страна в мире, где разработан научно обоснованный курс шахмат, преподавать который призваны учителя начальных классов, – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ)…

  КОНФЕРЕНЦИЯ ОБРАТИЛАСЬ С ПРОСЬБОЙ:

 1. К Международной шахматной федерации: считать инициативу Президента ФИДЕ К.Н.Илюмжинова о включении предмета “Шахматы” в программу общеобразовательных школ руководством к действию для министерств образования и шахматных федераций всех стран, входящих в ФИДЕ…

 2. К Министерству образования и науки Российской Федерации: пересмотреть нормативно-правовую базу – для создания условий включения предмета “Шахматы” в школьную программу; принять необходимые решения, направленные на преподавание предмета “Шахматы” в начальных классах в основной сетке занятий в первой половине дня как обязательной учебной дисциплины; внести в список предметных олимпиад в общеобразователной школе олимпиаду по учебному предмету "Шахматы"»3

     Пока в России существуют нормативные ограничения, связанные с необязательностью шахматного  образования. Но «открыта дорога» шахматам: в рамках 10-ти недельных часов во внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в дополнительном образовании, в вариативной части программы детского сада по Федеральным государственным требованиям, а с  нового учебного года - по ФГОС  дошкольного образования, где  вариативная часть займёт 40%  общей программы.

  Шахматное образование становится частью общего. На какие же проблемы необходимо здесь обратить внимание?

   С.Г.Яковлева – кандидат в Общественную палату РФ по направлению деятельности «Образование и наука» (некоммерческое партнерство «Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова») чётко определила в своей предвыборной программе серьезные проблемы  современного ребенка в сложившейся системе образования:

  • « трудности социализации (недоверие к миру, трудности в установлении коммуникации, в укреплении дружеских, партнерских связей со сверстниками и взрослыми; недооценка своей будущей роли как гражданина);
  • проблемы психологической готовности детей к обучению в школе как результат заорганизованности процесса развития в дошкольных образовательных учреждениях и подмены игровой деятельности дошкольников учебными формами;
  • трудности психологической адаптации (в частности, низкий уровень стрессоустойчивости и эмоционального комфорта; неуверенность в собственных силах; обостренное восприятие происходящих событий; пассивность и инфантилизм);
  • проблемы со здоровьем.

   Современному школьнику свойствен также невысокий уровень учебной мотивации, интереса к познанию, творчеству.

    Реальной проблемой, оказывающей влияние на самочувствие ребенка в школе, является также и непроработанность системы оценивания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, недостаточное внедрение в практику школы индивидуального подхода к каждому ученику, нацеленность на количественные показатели обученности (в т.ч. на результаты аттестаций, ЕГЭ), недооценка таких аспектов, как глубина, прочность знаний, их практическое использование, широта кругозора.

Конкретными шагами, ведущими к решению указанных проблем, могут быть следующие:

  • разработка модели эффективной школы, обеспечивающей успешность каждого ученика независимо от его индивидуальных стартовых возможностей и семейного контекста;
  • создание единых комплексных образовательных программ развития детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста на принципах адаптивности, вариативности, преемственности, взаимодействия с семьей;
  • разработка вариативных программ внеурочной занятости, проведение большого количества разнонаправленных открытых бесплатных конкурсов, олимпиад для учащихся всех уровней образования, в том числе с привлечением родителей;
  • забота о здоровье детей через оптимальный, ориентированный на зону ближайшего развития каждого ребенка уровень сложности содержания и методов освоения образовательной программы;
  • разработка и внедрение образовательных технологий, обеспечивающих деятельностную основу образовательного процесса, его тесную связь с практикой и жизнью;
  • разработка и внедрение инструментария и механизмов для комплексной оценки достижений учащихся с точки зрения развития, успешности выбора и продвижения по образовательной траектории с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей; расширение прав обучающихся и их родителей (законных представителей) на вариативное качественное образование с соблюдением приоритета свободного развития личности.»1

   Программа И.Сухина «Шахматы – школе» была разработана с учётом психологических особенностей детей 5-10 лет и может помочь решить  большинство из выше перечисленных проблем. Курс нацелен на содействие полноценному интеллектуальному развитию и дальнейшей социализации детей. «Обучение шахматам с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.» 4  В дошкольных образовательных учреждениях исключается  подмена игровой деятельности дошкольников учебными формами, да и младшие школьники предпочитают игру в большей степени. Здесь дети познают и развиваются, при этом формируя способность «действовать в уме», играя в эмоционально комфортных условиях.  Ребята с радостью проводят шахматные фигуры по лабиринтам, обхитрив часовых, первыми пробираются в ракету, находят самый короткий путь… Они учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и обобщения, выявлять закономерности – играя!  И появляется уверенность в собственных силах – ребёнок в своем темпе решает шахматные   задачки, и он   –  выигрывает! Здесь  каждый ученик  просто обречён на успех! Сравним. После  нахождения ответа  математической задачи выдыхается: «Фу-у-ух…». А какая реакция на «срослось!» в шахматных  комбинациях?  Румянец на щеках, в глазах  с неописуемым  восторгом горит: «Ещё!!!». На фрагментах шахматной доски дети играют с учителем, у которого заведомо проигрышное расположение фигур. Ребёнок выиграл!!! Он счастлив, у него получилось, и он стремиться повторить этот успех. Учитель «проиграл»… Но и он выиграл, потому что – научил, пробудил интерес к познанию и  творчеству,  мотивацию к  учебе.  Вот и решение проблемы - успешность каждого ученика независимо от его индивидуальных стартовых возможностей.

   Федеральный курс И.Г.Сухина «Шахматы – школе» ориентирован  на  заботу о здоровье детей через оптимальный, ориентированный на зону ближайшего развития каждого ребенка уровень сложности содержания и методов освоения программы. Здесь внедряются технологии, обеспечивающие деятельностную основу образовательного процесса, его тесную связь с практикой и жизнью. Дети в короткие сроки  ставят перед собой задачу и находят решение. Они в неисчерпаемом пространстве вариантов,  подчинённом простым и незыблемым правилам, управляют временем, пространством и материалом. Они – творцы…

         Занятия шахмат в  «Центре дополнительного образования»  г.Урая    веду  с 2009 года после  с момента   прохождения курсов повышения квалификации И.Г.Сухина «Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в системе образования», 80 час., г.Ханты-Мансийск,  2009г. Тогда же при личной поддержке президента Федерации шахмат ХМАО-Югры В.А.Филлипенко материальная база была укомплектована игровыми наборами шахмат. Демонстрационную доску мы сделали из мальберта и самоклейкой плёнки, фигуры  - из пластика, приклеив  магнитики с обратной стороны. Учебники и рабочие тетради УМК «Шахматы – школе» И.Сухина приобретались родительским комитетом. На сегодняшний день  шахматы ведутся в ЦДОД в семи группах, в четырёх из них – на  базе средней школы №5 в рамках реализации Федерального образовательного стандарта во внеурочной деятельности.  Программа «Юный шахматист» создана на основе Федерального курса «Шахматы – школе» (авт. И.Г.Сухин) для детей 6 -10 лет, рассчитана на три года обучения по 3 часа в неделю http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/programma-yunyy-shahmatist-0 5 

   Основной учебник И.Сухина «Шахматы, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны, 1 год обучения»  прекрасно дополняют рабочие тетрадки В.Степовой «Тигрёнок в шахматном королевстве» и компьютерные программы «Динозавры учат шахматам» и «Шахматная школа – самоучитель для начинающих».    

   Время идет, и шахматы уверенно внедряются в образовательные учреждения города. Федеральный шахматный курс И.Сухина настолько  продуман и целенаправленно  создавался  для любознательной детской души, что в 2013 году он очень гармонично  влился в платные услуги образовательного центра «Успех» и пользуется спросом. Некоторыми наблюдениями хочется поделиться. Возраст детей в группе из 8 человек в основном  6 - 8 лет.   В этом году у нас учился Трофим Е., которому  пять лет исполнилось только накануне начала учебного года. И он практически на равных  с первоклссниками успешно освоил программу.  В  прошлом году занималась в «Успехе» Полина Г., она ходила в старшую группу детского сада №21, где я так же по внешнему совместительству (9 час/неделю) веду шахматы у старших дошколят.   Шестилетней Полинке было нелегко двигать слона   по своей диагонали (он съезжал часто на дорожку другого цвета), а конь  совсем запутывался в своей траектории…  Психолог  диагностировала   девочке некоторые нарушения, и родители до  школы стремились это   исправить.     Зная, что  их дочь занимается в детсаду два раза в неделю   шахматами, они  стали  водить её дополнительно ещё и в «Успех». Замечу, что велись занятия по одной и той же программе,  созданной на основе  первого года обучения Федерального курса И.Сухина  (2 часа в неделю). То, что мы проходили в детсаду накануне, повторялось девочке на следующий день в образовательном центре. И здесь она так же едва успевала следить за ответами ребятишек.  Учебный год закончился. Полина была единственной, кого я не могла перевести на второй год обучения.  Родители    развивали её на рисовании и танцах.  И  в этом учебном году настояли на повторном прохождении   программы  первого года в «Успехе».   И, как  говорят: «Повторенное трижды – усваивается»: проросли росточки того, что сеялось на протяжении прошлого учебного года. Полина  начала подымать руку и давать правильные ответы шахматных задачек, а в апреле уже обыгрывала мальчишек – первоклассников. В мае на соревнованиях для учащихся начальных классов показала лучший результат среди воспитанников образовательного центра «Успех» - выиграла три партии из пяти, а общей турнирной таблице из 30 детей заняла 10 место. Для меня этот опыт стал ещё одним подтверждением того, что шахматный курс И.Г.Сухина творит чудеса и раскрывает потенциально заложенную способность ребёнка «действовать в уме», даже если  эта способность была далеко не на поверхности.

     Пока, к сожалению, только участием воспитанников в турнирах   учитель шахмат  может показать результат своей  работы. За  пять лет традиционными стали  соревнования  для учащихся начальных классов, которые мы  сами и организовали. Дети  очень болезненно переносят проигрыши. Поэтому  соревнования превращаются в праздник шахмат.   Неоднократный спонсор ООО «Экспресс» предоставляет  ценные подарки  за 1-3 место, а каждому участнику – сладкий приз.  Юные шахматисты играют 5 партий по 15 мин.:  все    довольны – и дети, и их родители. Но встречаются и такие ребята, которые из-за боязни проигрыша вообще на соревнования не приходят (хотя результаты освоения программы у них – великолепные)…

     На сегодняшний день шахматному педагогу  как никому другому  необходима система поддержки со стороны   профессионального сообщества. В  первую очередь в разработке и внедрении инструментария и механизмов для комплексной оценки достижений учащихся.  Это может быть олимпиада по решению шахматных задач. Так, 5 моих учеников в марте 2014г. приняли участие во Всероссийском заочном проекте «Интеллект – экспресс», конкурс по математике «Страна чисел 1-2, 3-4 классов», где ребята показали хорошие результаты: второе и два третьих места. Одно из заданий  для 3-4 кл. было на шахматную тему:

   * На шахматной доске конь стоит на клетке А1. Конь ходит буквой «Г». Ему надо попасть в клетку Н8. За сколько ходов он точно не сможет это сделать?

а) 8; б) 10; в) 12; г) 15; д)16.

   * Великолепное задание так же с шахматным конём было дано в конкурсе  творческих команд в Международном дистанционном конкурсе для учащихся 1-4 классов «ЭМУ 2013-2014» (этим заданием коллега поделилась).  Оно заключалось в следующем: конь должен сделать 11 шагов и вернуться на исходную клетку а1. На пути коня расположены разные предметы, которые приносят или отнимают балы: сено, трава и капкан.  Меня очень порадовали ответы моих шахматистов – третьеклассников, которые занимаются по программе И.Г.Сухина второй год. Быстрее всех справилась Аня Б.  За две минуты она выполнила задание и набрала 8 баллов. Через 5 минут Саша Д. и Полина М. нашли 18 баллов разными маршрутами. Еще нашлись варианты на 10 и 12 баллов.

     Из таких примерных заданий может получиться интересная  олимпиада по учебному предмету "Шахматы для 1-2, 3-4 классов"  

   

    В мае 2014г. третьеклассник Семён П. из образцовой семьи с четырьмя детьми занял третье место на городском этапе  конкурса исследовательских проектов «Шаг в будущее», где   он представил доказательства лучшей успеваемости одноклассников, занимающихся шахматами (прилагалась диагностика школьного психолога).  Интересный факт: ребята, показавшие высокие результаты в освоении программы, в большинстве своём из многодетных  семей (один мальчик – под опекой). Оказалось, что все они играли дома в шахматы со старшими братьями или же – с младшими (у родителей ведь на это не хватает времени). В школе  -  практически все они отличники или крепкие ударники.  У  них дома поддерживаются  шахматы родителями, особенно - отцами. Ваня К. –  ученик 4-го класса - в школьном сочинении написал: «Когда я вырасту, буду или шахматистом, или программистом, как папа».    

  Педагогика представляет огромное количество вариантов для того, чтобы выбрать дело по душе. Пройдя путь от учителя музыки и десятилетие в молодёжной журналистике,  судьбоносно повстречала на курсах повышения  "Шахматы - школе" и его автора И.Г.Сухина, которого с гордостью называю своим  Наставником.   С тех пор  ежегодно по его программе  обучаю  от 120 до 150  ребятишек. Огромная благодарность Игорю Георгиевичу за  безупречный  труд и постоянную поддержку  тех, кто проникся идеей   шахматного всеобуча.

    Я желаю,  дорогие коллеги, чтобы ваша работа была вам по душе. Дарите любовь, которая всё переносит и никогда не перестаёт.

Литература и интернет - ресурсы

  1. С.Г.Яковлева. Программа кандидата в Общественную палату РФ по направлению деятельности «Образование и наука». http://www.zankov.ru/news/new/article=4723
  2. И.Г.Сухин «Шахматы как надпредметная учебная дисциплина в системе образования России и зарубежных стран (Выступление на Международной научно-практической конференции "Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей".

3 октября 2010, http://chess555.narod.ru/HMAO5.htm

  1. Резолюция Международной научно-практической конференции “Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования.  Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г. Материалы Международной научно-практической конференции “Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования.  Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: Сборник тезисов докладов / Составители: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с.  
  2. Сайт педагога В.В.Акишиной http://nsportal.ru/akishina-valentina-vasilevna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книга "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Книга "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий"    Источник - сайт  ФГОС http://www.yar-edudep.ru/fgos ...

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе по ФГОС

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполага...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...