Метапредметное занятие разновозрастной группе
методическая разработка по окружающему миру

Бадмацыренова Баирма Дугаржаповна

Урок разработан разновозрастной группе. Метапредметная цель: развитие способностей понимания смысла текста способом выдвижения смысловых версии через текст о роли лекарственных растении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_metapr._zan.docx26 КБ
Файл samoanaliz.docx18.84 КБ
Файл prezentatsiya.pptx168.9 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметное занятие по формированию способности понимания

Тема метапредметного занятия: Роль лекарственных растений в жизни человека.

Предметная цель: выявление роли лекарственных растений в жизни человека.

Метапредметная цель:  развитие способности понимания смысла текста способом выдвижения смысловых версий через текст о роли лекарственных растений.

Предметная задача: раскрыть роль лекарственных растений в жизни человека.

Метапредметная задача: развить коммуникативные умения и навыки в групповой работе.

Личностные задачи: оценить  красоту природы родного края на основе знакомства с окружающим миром и научиться использовать лекарственными растениями при болезни.

Ход занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Вводно-мотивационный  этап

1. Подготовка к работе с текстом. Мотивация.

- Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришли гости. Поприветствуем  гостей. Сели.  

- Открыли тетради. Запишите сегодняшнее число.

- Посмотрите на слайд, здесь нарисованы три смайлика. Оцените, пожалуйста, свое настроение и нарисуйте в тетрадях.

-Я вижу у всех хорошее настроение. Значит, мы готовы к уроку!

-Ребята сегодня у нас необычное занятие.  

-Я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент мультфильма.

-  О чем говорилось в фильме?

-Значит, лекарственные растения лечат людей?

-Итак, какова роль лекарственных растений в жизни человека?

Слайд 1 Смайлики

Смотрят фрагмент мультфильма

Ответы детей: о болезни Сьюза, о лекарственных растениях...

Да

Важная, огромная...

2.Определение темы урока, УЗ

-Сегодня мы должны изучить роль лекарственных растений в жизни человека.

- Итак, тема нашего урока...? (Роль лекарственных растений в жизни человека.)

Запишите тему урока.

- Исходя из темы,  какие  задачи нам предстоит решить сегодня на уроке? (УЗ)

Слайд 2. Роль лекарственных растений в жизни человека.

Узнать новое, изучить растения...

II. Операционно-содержательный этап.

1. Чтение текста, решение учебных действий  и понимание текста

2.Рефлексия данного этапа

3. Физминутка

- Для того, чтобы разрешить УЗ я предлагаю вам прочитать текст. (Раздать текст и самой прочитать).

- Итак, нам нужно ответить на  вопросы:

1. Выявите о каких лекарственных растениях говорится в тексте?

2. Что они лечат?

3. Как их использовать, когда болеете?

Итак, заполняем таблицу, все смотрят на доску, и работаем вместе.

Лекар

ственные

растения

Лечат болезни

Как использо

вать, когда болеем?

Подорож

ник

раны

Приложить к ране

Чабрец

кашель

ангина

отвар

Шиповник

Укрепляет организм

Настой, сок, чай

Ромашка

простуда

кашель

отвар

Крапива

Убивает микробы,

останавливает кровь

отвар

- Эти лекарственные растения растут у нас?

(Звучит музыка)

- Жанна выходи к доске, ты будешь ромашкой. (Учительница надевает корону и дает слова).

Учитель: Милая ромашка, чем ты полезна?

Ученица: Оторви лепесток и узнаешь, чем я полезна.

1 лепесток- лечит кашель;

2 лепесток - снимает жар;

3 лепесток - использует при мытье волос;

4 лепесток - лечит зубную боль.

- Спасибо, Жанна садись на место.

Приложение 1

 

да

4. Групповая работа

1. Углубление версии  понимания текста за счет коммуникации в группе.

2. Распределение

по группам

3.Защита групп

-Итак,  возвращаемся к тексту. Ребята внимательно прочитайте текст вслух. Обратите внимание,  что текст без названия. Как можно озаглавить текст, выдвигайте  свои версии, я буду записывать на доске. (Учитель пишет версии детей №1...., №2...и т.д.)

- Сравните свои версии с другими и объедините с другими схожими (объединение версии).

- Оставляем только три версии.

-Кто придерживается 1 версии поднимите руки, 2 и 3.

(Распределение по группам)

-Ребята, все сели по группам?

-Для начала подпишите названия текста в своей группе. Еще раз прочтите текст и выполните задания. (Учитель дает 5 мин.)

 

1 задание (Уровень 0 произвольное внимание)

Какие предложения помогли тебе  раскрыть роль лекарственных растений.

2 задание (Уровень 1 частичное понимание)

Укажите из текста названия лекарственных растений.

3 задание (Уровень 2 неполное обобщенное понимание)

Разделите текст на абзацы и озаглавьте каждый из них.

4 задание (Уровень 3 полное понимание)

Чему учит вас этот текст.

- Выберите одно задание и представитель группы защищает группу.

- Молодцы, ребята!

Версии детей

Слайд 3

Многие растения обладают целебными свойствами. Используются в медицине для лечения разных болезней.

       

III.Рефлексия

Домашнее задание

-Ребята, что мы узнали новое и полезное для себя?

-

-

-Итак, чему научил нас этот текст?

*знать лекарственные растения и пользоваться ими при разных болезнях.

-Напишите сочинение "Роль лекарственных растений в моей жизни"

Слайд 4

Слайд 5

IV. Оценочный этап

-Ребята, оцените нашу работу на уроке через смайлики.

- Спасибо, всем! Урок окончен.

Приложение 1

           Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-нибудь травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Многие растения обладают целебными свойствами. Используются в медицине для лечения разных болезней.

       

        Подорожник называют зелёным бинтом. Подорожник растёт вдоль дорог. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисть от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. 

        Трава чабреца использует как отвар при кашле, а при ангине необходимо полоскать горло.  Чабрец принято считать растением чуть ли не от всех болезней.                   

        Шиповник является прекрасным лекарственным средством – прежде всего за счет содержания в нем большого количества аскорбиновой кислоты.

Обычно используют свежие или высушенные ягоды шиповника, часто применяют для приготовления настоев, соков, отваров, чая и многого другого. Приготовленный из шиповника чай  укрепляет организм человека.

         Родина ромашки - Америка. Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля. Также отвар применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.

         Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину.

Все эти лекарственные растения и многие другие растут в нашем Забайкальском крае и в том числе в окрестностях нашего села Сахюрта.  Лекарственные растения занесены в Красную книгу.

1 группа

1 задание. Какие предложения помогли тебе  раскрыть роль лекарственных растений.

2 задание. Укажите из текста названия лекарственных растений.

3 задание. Разделите текст на абзацы и озаглавьте каждый из них.

4 задание. Чему учит вас этот текст.

2 группа

1 задание. Какие предложения помогли тебе  раскрыть роль лекарственных растений.

2 задание. Укажите из текста названия лекарственных растений.

3 задание. Разделите текст на абзацы и озаглавьте каждый из них.

4 задание. Чему учит вас этот текст.

3 группа

1 задание. Какие предложения помогли тебе  раскрыть роль лекарственных растений.

2 задание. Укажите из текста названия лекарственных растений.

3 задание. Разделите текст на абзацы и озаглавьте каждый из них.

4 задание. Чему учит вас этот текст.



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия

        Урок проведен в разновозрастном классе с детьми 7 и 10 лет. Уровень подготовленности средний.

Тема метапредметного занятия: Роль лекарственных растений в жизни человека.

Предметная цель: выявление роли лекарственных растений в жизни человека.

Метапредметная цель:  развитие способности понимания смысла текста способом выдвижения смысловых версий через текст о роли лекарственных растений.

Предметная задача: раскрыть роль лекарственных растений в жизни человека.

Метапредметная задача: развить коммуникативные умения и навыки в групповой работе.

Личностные задачи: оценить  красоту природы родного края на основе знакомства с окружающим миром и научиться использовать лекарственными растениями при болезни.

Метапредметное занятие построено на основе Технологии, обеспечивающей освоение содержания - технология развития способности понимания предмета текста, которая реализуется в сценарии следующим образом:

      1. Выдвижение учащимися первичных смысловых версий понимания текста;

      2. Объединение схожих версий.

      3. Проблематизация версий поверхностного  восприятия («первичного восприятия»).

     4. Углубление версий понимания в коммуникации (со сверстниками).

           В вводно-мотивационном  этапе (1)включила активную деятельность через просмотр мультфильма, через беседу. Был предложен текст.  (2) Дети сами определили тему урока, поставили учебную цель.

          На операционно-содержательном этапе дети сами читали  текст и решали учебные действия. Сперва они выявляли роль лекарственных растений в жизни человека, затем провели рефлексию через заполнение таблицы.

        Следующим действием было то,  ребята прочитав текст, начинают выдвигать свои смысловые версии, как они видят название текста, то есть выдвигают СВ №1, №2, №3 и т.д.. В это время важно зафиксировать версии на доске и обязательно проговаривать.

       Следующий шаг – это сокращение версии, если они совпадают по смыслу. И с оставшимися версиями работаем дальше. На этом этапе проходит процесс индивидуализации образования, когда учащимся необходимо выбрать ту СВ №1, которая близка по его мнению к его СВ№1, и таким образом, на основании выбора близкой версии, происходит формирование групп по уровню понимания.

     Следующий этап работы состоит из операций, проделанных учащимися по продвижению смысловых версий к углублению понимания. На данном этапе учитель предлагает разработанные задания, которые  продвигают учащиеся с одного уровня на другой через выступления групп по одной из выбранных заданий. (Например, текст разделили на абзацы и озаглавили их, определили по ключевым предложениям и словам. Важно помнить, что ученик должен все время обращаться к тексту, а не выдумывать и домысливать свои мысли. В ситуации коммуникации происходит очень важный процесс углубления понимания за счет сопоставления своих версий с версиями других учеников СВ№1-СВ№2-СВ3)

       На 3 этапе рефлексии мы провели фронтальный опрос по пройденной теме, задавая вопросы обобщенного характера.  На данном этапе самый важный момент – это фиксация тех действий, которые привели к обобщенному выводу, направленному на социализацию личности ученика. Дано развивающее домашнее задание с опорой на субъектный опыт: написать сочинение " Роль лекарственных растений в моей жизни".

       На оценочном этапе дети оценили свою деятельность на уроке через смайлики.

      Методы урока: частично-поисковый, проблемное обучение, технология развития способности понимания предмета текста.

      Форма урока: метапредметное занятие.

      Тип урока: урок освоения новой темы.

      Вид урока: развивающий (развитие коммуникативных навыков через групповую деятельность, познавательных навыков через усвоение нового материала).

     Формы деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

     Средства: ИКТ средства.

      Метапредметное занятие цели достигло.

   

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы: индивидуально, в паре, в группе; умение совместно с учителем давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке;
  • Познавательные: умения перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; добывать новые знания: используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
  • Коммуникативные: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Роль лекарственных растений в жизни человека

Слайд 3

1 задание Какие предложения помогли тебе раскрыть роль лекарственных растений. 2 задание Укажите из текста названия лекарственных растений. 3 задание Разделите текст на абзацы и озаглавьте каждый из них. 4 задание Чему учит вас этот текст.

Слайд 4

Чему научил нас этот текст? Знать лекарственные растения и пользоваться ими при разных болезнях

Слайд 5

Написать сочинение «Роль лекарственных растений в моей жизни»

Слайд 6

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - коллективное занятие в разновозрастной группе "Жило-было дерево"

Материалл представляет собой индивидуально-коллективное занятие для учащихся начальных классов (1 и 3 класса). Данное занятие - один из этапов реализации долгосрочного экологического проекта "Жило-был...

Открытое занятие в разновозрастной группе «И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю»

Цель: ·        познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;·        показать, что во все времена хлеб был и остае...

Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по ознакомлению с окружающим «Народно-прикладное искусство»

Задачи:·        закрепить знания о видах  декоративно-прикладного творчества;·        рассказать о традиционных символа...

Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы “День девочек или фестиваль кукол”

Конспект занятия “День девочек или фестиваль кукол ” Цель: Расширить и уточнить представления детей об истории создания кукол, познакомить с коллекциями различных кукол, с куклами...

Конспект театрализованного занятия для детей разновозрастной группы «За потайной дверцей»

Конспект театрализованного занятия для детей разновозрастной группы «За потайной дверцей» Программное содержание:·        Познакомить детей с ис...

Конспект открытого занятия для детей разновозрастной группы «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ», дополнительно мультимедийный материал

Цель: Закрепление знаний детей о том, как зимуют дикие звери в Сибири.Задачи:Формировать представления детей о том, как дикие животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе. Учит...