Ценность шахмат в раскрытии интеллектуального потенциала ребёнка
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Акишина Валентина Васильевна

Роль интеллектуального развития в современном мире экономических гонок   резко возросла.  Нужны методики, которые сделают детей умнее! Основной запрос сейчас формируется на интеллектуальную молодёжь. И шахматы в этом направлении могут сыграть одну из ведущих ролей.  На заседании правительства Министр образования и науки РФ Ольга Васильева сообщила:  «Шахматы в ближайшие два года станут обязательным уроком в начальных классах». 

      В современном быстроменяющемся  мире нужно обучать детей универсальным навыкам, которые  будут точно востребованы в будущем  в разных сферах деятельности [1, с.242]. Один из главных навыков, который необходимо сформировать у ребёнка – это умение быстро просчитывать любую ситуацию на несколько ходов вперёд, видеть цель и выстраивать чёткий алгоритм действий по достижению намеченного результата.  Более 10 лет  этому  я обучаю детей   по  программе профессора И.Г.Сухина «Шахматы – школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ценность шахмат в раскрытии

интеллектуального потенциала ребёнка

Акишина В.В.

Учитель шахмат МБОУ гимназия им.А.И.Яковлева, г.Урай ХМАО - Югра

    Роль интеллектуального развития в современном мире экономических гонок   резко возросла.  Нужны методики, которые сделают детей умнее! Основной запрос сейчас формируется на интеллектуальную молодёжь. И шахматы в этом направлении могут сыграть одну из ведущих ролей.  На заседании правительства Министр образования и науки РФ Ольга Васильева сообщила:  «Шахматы в ближайшие два года станут обязательным уроком в начальных классах». 

      В современном быстроменяющемся  мире нужно обучать детей универсальным навыкам, которые  будут точно востребованы в будущем  в разных сферах деятельности [1, с.242]. Один из главных навыков, который необходимо сформировать у ребёнка – это умение быстро  просчитывать любую ситуацию на несколько ходов вперёд, видеть цель  и выстраивать чёткий алгоритм действий по достижению намеченного  результата.  Более 10 лет  этому  я обучаю детей   по  программе профессора И.Г.Сухина «Шахматы – школе» [3].   Курс базируется на  глубокой научной основе  и нацелен на  формирование  у ребёнка способности действовать «в уме». С помощью шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина дети научаются  просчитывать варианты событий на несколько ходов вперёд, оперативно принимать решения, программировать нужный результат и достигать поставленных целей. Я обучила более 1700 детей в разных общеобразовательных учреждениях: в  школе, в детском саду, Центре дополнительного образования детей  и в своей онлайн – школе «Шахматы для детей».  Анализируя результаты   моих  выпускников,  могу сделать определённые  выводы.  Этот курс не о том, как вырастить чемпионов… Он о том, как  научить ребёнка учиться с радостью и нейтрализовать у него страх ошибок. Он о том, как сформировать способность «действовать в уме» и вырастить конкурентноспособную личность. Он о том, как осознанно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Эти навыки и способности нужны в школе, нужны в любой сфере деятельности человека, в любой профессии. 

    После освоения  курса  И.Г.Сухина «Шахматы – школе» у моих учеников усилились интеллектуальные способности,   –  и во многих  семьях  снизилось  напряжение  за счёт лёгкого усвоения школьной программы  ребёнком.  Ребята стали  учиться в школе с радостью, быстро находить и структурировать информацию [2, с.41].  Именно  такие шахматы необходимы сейчас  в общеобразовательных школах и детских садах!!! 

      19 июля 2016г. был подписан приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры    №1145 № 210 "Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", согласно которому в рамках внеурочной деятельности шахматы стали преподаваться во  всех школах и детских садах  региона.  Кадровый вопрос преподавателей шахмат в  Югре практически полностью решился в течение 2016 -2018 гг., благодаря масштабному проведению тьюторами по подготовке педагогов к преподаванию курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе»  курсов повышения квалификации    (очных, очно – заочных и дистанционных объёмом 36 и 72 часа). Свидетельства об окончании курсов «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет – технологий»  педагогические работники получали, обучившись в АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования» или в БУ ВО «Сургутский государственный университет».

   Кроме кадрового вопроса, есть ещё ряд задач, которые не могут решиться на местах. Как руководитель методического объединения преподавателей шахмат г.Урай, я отследила: из 42-х обученных мной на курсах повышения педагогов - урайцев шахматы стали преподавать только 7 человек, и то – по внутреннему совместительству. Перечислю основные причины такого положения дел на местах:  

- отсутствие кабинетов для преподавания шахмат,

- отсутствие ставок, особенно – в детских садах, где воспитатели зачастую ведут шахматные занятия безоплатно или за очень символическую доплату,

-отсутствие нормативных документов о количестве учеников на уроке шахмат: сейчас в классах наполняемость доходит до 30 человек, и учителя отказываются вести шахматы с полным классом, т.к. это очень  сложно…

   В идеале классы и группы детсадов  нужно делить пополам для шахматных занятий. Вести этот курс должны педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации, работая полностью на ставке преподавателя шахмат. В общеобразовательных учреждениях должно быть два отдельных шахматных кабинета для одновременного ведения занятий в двух подгруппах класса.

    Приближены к идеальным условия преподавания шахмат в МБОУ гимназия им. А.И.Яковлева  г.Урай.  Здесь есть 2 отдельных шахматных кабинета  на 16 мест. Шахматы веду со 100%ным охватом учащихся 1-5 классов в подгруппах.   Классы делим с педагогами внеурочной деятельности: таким образом – каждая   подгруппа класса бывает на шахматах раз в две недели.  Этого объёма  - 17 час/год – очень мало для качественного результата... Исходя из запросов родителей, я создала онлайн – школу «Шахматы для детей», где каждый  ученик  за четыре месяца сможет системно освоить шахматную программу 1-го года обучения И.Г.Сухина. Благодаря этому, у родителей появилась реальная возможность сформировать способность действовать «в уме»  в специально созданных условиях в сензитивном возрасте ребёнка  5 - 10 лет, когда у детей  максимально  развиваются  все  мыслительные  процессы.  И задача взрослых – создавать для этого комфортные условия:  через интересную   развивающую  игру – как  основной вид деятельности детей  -  формировать   стремление целостного  познания мира и развивать у ребёнка внутренний потенциал, тем самым закладывая   надёжную базу благополучного будущего. Кем станут  наши дети - зависит только от  нас.

Список литературы:

  1. Акишина, В. В. ФГТ, ФГОС и шахматы / В. В. Акишина // Материалы Международной научно-практической конференции "Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования", Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: сборник тезисов докладов / сост.: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с.
  2. Акишина, В. В. Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников / В. В. Акишина // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми»: материалы Всероссийской научнопрактической конференции / редкол.: В. А. Егорова канд. физ.-мат. наук, Ю. И. Семенов, М. М. Черосов, докт. пед. наук. – Якутск: Ленский край, 2014. – 334 с.
  3. Сухин, И. Г. Программы курса «Шахматы – школе» / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 40 с.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Создание условий для  развития творческих способностей талантливых  детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, ...

Использование интегрированного урока-практикума для раскрытия творческого потенциала учащихся

Примерный план интегрированного урока-практикума для учащихся младших классов по теме «Традиционные русские весенние праздники»....

Раскрытие творческого потенциала обучающихся

Освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к успеху....

«Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребенка».

1.Младший школьник-новая личность2.Личность и её формирование в младшем школьном возрасте3.Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников4.Личностные изменения ребёнка,возникающие при пост...

«Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребенка».

1.ладший школьник- новая личность.2.Личность и её формирование в младшем школьном возрасте3.Личностные изменения ребёнка, возникающие при поступлении в школу4.Развитие познавательных процессов у младш...

Реферат «Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка».

1.      Введение..................................................................................................................................................................

Ценность шахмат для интеллектуального развития дошкольников и младших школьников

laquo;Общество давно мучительно ищет, как научить детей мыслить. Приэтом объем информации, которую вводят в стандарты обучения, постоянно увеличивается, а количество часов на изучение уменьшаетс...