Контрольно-оценочные материалы
учебно-методический материал (4 класс)
Комплект КИМ для оценки метапредметных умений обучающихся
4-х классов при освоении образовательных программ
начального общего образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплект КИМ для оценки метапредметных умений обучающихся
4-х классов при освоении образовательных программ
начального общего образования
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования оценки метапредметных умений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ
начального общего образования (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Чтение: работа с текстом» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.), с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Чтение: работа с текстом», Примерной программы начального общего образования «Чтение: работа с информацией» и отдельных метапредметных результатов обучения.
Кодификатор содержит планируемые результаты, которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. Достижение данного типа требований должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы.
Предметные планируемые результаты, проверяемые в рамках процедуры оценки состояния системы начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении)
Учебный предмет | Код | Планируемый результат |
М.2. Чтение: работа с текстом | ||
М.2.1.Поиск информации и понимание прочитанного | М.2.1.1 | находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные явном виде; |
М.2.1.2 | определять тему и главную мысль текста; | |
М.2.1.3 | делить тексты на смысловые части, составлять план текста; | |
М.2.1.4 | вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; | |
М.2.1.5 | сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; | |
М.2.1.6 | понимать информацию, представленную в неявном виде ( например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); | |
М.2.1.7 | понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; | |
М.2.1.8 | понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; | |
М.2.1.9 | использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; | |
М.2.1.10 | ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. | |
М.2.2. Преобразование и интерпретация информации | М.2.2.1 | пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; |
М.2.2.2 | соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; | |
М.2.2.3 | формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод; | |
М.2.2.4 | сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; | |
М.2.2.5 | составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос; | |
М.2.3. Оценка информации | М.2.3.1 | высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; |
М.2.3.2 | оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; | |
М.2.3.3 | на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; | |
М.2.3.4 | участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
комплексной итоговой работы для оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального образования в образовательных организациях
1. Назначение КИМ
Назначение комплексной итоговой работы – установить степень соответствия подготовки обучающихся общеобразовательной организации требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 года по русскому языку, математике, окружающему миру и по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с текстовой информацией» и «Формирование универсальных учебных действий».
2. Перечень документов, определяющих содержание КИМ
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
2) Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
4) Приказ Министерства образования и науки Костромской области от 28.03.2013 г. №03/961 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Костромской области».
5) Приказ Министерства образования и науки Костромской области от 13.12.2013 г. №01/4732 «Об организации мониторинга системы образования в Костромской области».
6) Приказ Министерства образования и науки Костромской области от 07.10.2014 г. №01/2896 «Об утверждении Положения о региональном мониторинге индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования».
7) Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.; с. 22-26).
8) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 119-125).
9) Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 36-44).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ,
характеристика структуры КИМ
На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Чтение: работа с текстом» для проведения процедур оценки качества начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).
В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».
Содержание заданий итоговой работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов блока «Выпускник научится», работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение четвероклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).
4. Распределение заданий по содержанию и уровням сложности
№ | Содержательные блоки по кодификатору | Количество заданий базового уровня сложности | Количество заданий повышенного уровня сложности |
1 | Поиск информации и понимание прочитанного | 3 | 1 |
2 | Преобразование и интерпретация информации | 4 | 2 |
3 | Оценка информации | ||
Итого | 7 | 3 |
5. Продолжительность выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут. Каждый ученик получает бланк с текстом проверочной работы, в котором отмечает или записывает свои ответы на задания.
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) знакомство с содержанием текста – 10 минут;
2) для заданий базового уровня сложности – 2-3 минуты;
3) для заданий повышенной сложности – от 3 до 5 минут.
6. Рекомендации по оцениваю отдельных заданий и работы в целом
№ зада-ния | Планируемый результат | Тип задания | Критерии оценивания и оценочные баллы | Правильный ответ по вариантам | |||
I | II | III | |||||
1 | Понимать текст, опираясь на жанр, структуру, выразительные средства текста | Выбор правильного ответа из нескольких вариантов | 1 балл – выбран верный вариант ответа; 0 баллов – ответ неверный. | 2 | 2 | 2 | |
2 | Определять тему и главную мысль текста | Выбор правильного ответа из нескольких вариантов | 1 балл – выбран верный вариант ответа; 0 баллов – ответ неверный. | 3 | 2 | 2 | |
3 | Понимать информацию, представленную в неявном виде | Установление соответствия | 2 балла – выбран верный вариант ответа; 0 баллов – ответ неверный | Смотреть в тексте работы | |||
4 | Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать связи | Множественный выбор | 2 балла – выбран верный вариант ответа; 1 балл – ответ не соответствует критериям на 2 балла 0 баллов – ответ неверный | Смотреть в тексте работы | |||
5 | Находить в тексте конкретные сведения в явном виде | Установление соответствия | 1 балл – выбран верный вариант ответа; 0 баллов – ответ неверный | Смотреть в тексте работы | |||
6 | Составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленные вопросы | Задание со свободным однозначным ответом | 1 балл – выбран верный вариант ответа; 0 баллов – ответ неверный | Смотреть в тексте работы | |||
7 | Установление последовательности | 2 балла – выбран верный вариант ответа; 1 балл – выбран частично верный вариант; 0 баллов – ответ неверный | Смотреть в тексте работы | ||||
8 | Формулировать несложные выводы, основываясь на текст | Выбор правильного ответа из нескольких вариантов | 1 балл – выбран верный вариант ответа; 0 баллов – ответ неверный. | 2 | 1 | 1 | |
9 | Сопоставлять и обобщать информацию | 2 | 3 | 3 | |||
10 | Находить в тексте конкретные сведения в явном виде | 3 | 2 | 2 |
Оценка выполнения работы осуществляется в несколько этапов:
1) определяется балл за выполнение заданий базового уровня;
2) определяется балл за выполнение заданий повышенного уровня;
3) определяется общий балл учащегося.
Максимальный балл за выполнение всей работы – 13 баллов.
Если ученик получает за выполнение всей работы менее 5 баллов, то он имеет недостаточную подготовку по работе с информацией.
Если ученик получает от 5 до 8 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта.
При получении от 8 до 13 баллов, учащийся способен выполнять задания повышенного уровня сложности
7. Обобщенный план варианта КИМ
№ задания | Раздел программы | Проверяемый результат | Коды проверяемых элементов по кодифи-катору | Уровень сложности | Время выпол-нения заданий и работы в целом | Максимальный балл за выполнение задания и работы в целом |
1 | Поиск информации и понимание прочитанного | Умение понимать текст, опираясь на жанр, структуру, выразительные средства текста | М.2.1.8 | Б | 2 | 1 |
2 | Поиск информации и понимание прочитанного | Умение определять тему и главную мысль текста | М.2.1.2 | Б | 2 | 1 |
3 | Поиск информации и понимание прочитанного | Умение понимать информацию, представленную в неявном виде | М.2.1.6 | П | 3 | 2 |
4 | Преобразование и интерпретация информации | Умение соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать связи | М.2.2.2 | П | 3 | 2 |
5 | Поиск информации и понимание прочитанного | Умение находить в тексте конкретные сведения в явном виде | М.2.1.1 | Б | 3 | 1 |
6 | Преобразование и интерпретация информации | Умение составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленные вопросы | М.2.2.5 | Б | 3 | 1 |
7 | Преобразование и интерпретация информации | Умение составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленные вопросы | М.2.2.5 | П | 5 | 2 |
8 | Преобразование и интерпретация информации | Умение формулировать несложные выводы, основываясь на текст | М.2.2.3 | Б | 2 | 1 |
9 | Преобразование и интерпретация информации | Умение сопоставлять и обобщать информацию | М.2.2.4 | Б | 2 | 1 |
10 | Поиск информации и понимание прочитанного | Умение находить в тексте конкретные сведения в явном виде | М.2.1.1 | Б | 2 | 1 |
Итого | 27 | 13 |
8. Инструкция для организатора в аудитории
В целях обеспечения организации и проведения регионального мониторинга индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов в каждой общеобразовательной организации Челябинской области, приказом руководителя организации назначается организатор в каждую аудиторию, задействованную в проведении мониторинга.
За два дня до проведения мониторинга организатор знакомится с нормативными документами, регламентирующими проведение мониторинга, с информацией о лицах, направляемых в общеобразовательную организацию в качестве общественных наблюдателей.
За 30 минут до проведения мониторинга организатор должен проверить аудиторию, в которой будет проводиться процедура мониторинга. Необходимо убедиться, что в аудитории обеспечены:
- рабочие места в соответствии с количеством участников мониторинга;
- рабочие места для организатора мониторинга и наблюдателя;
- место для вещей участников мониторинга;
- шариковая ручка для каждого ученика и не менее двух запасных у организатора;
- черновик для каждого участника мониторинга на его рабочем месте;
- ножницы для вскрытия доставочного пакета (при проведении мониторинга на бумажных носителях).
На стенах в аудитории не должно быть справочных материалов по предметам, включенным в региональный мониторинг.
Организатор в аудитории должен:
- за 15 минут до начала в присутствии общественных наблюдателей принять у ответственного организатора общеобразовательной организации пакеты КИМ и убедиться, что они не вскрыты;
- за 5 минут до начала (на перемене) произвести рассадку участников согласно составленным спискам, проинформировать обучающихся о порядке проведения мониторинга;
- со звонком на урок в течение 5 минут продемонстрировать участникам целостность упаковки доставочного пакета с КИМ, затем вскрыть доставочный пакет, раздать КИМ участникам мониторинга, заполнить бланк регистрации и провести инструктаж по процедуре заполнения бланков ответов (черновики, необходимые для выполнения заданий КИМ, а также ручки должны лежать на столах учащихся до начала мониторинга);
- за 10 минут до завершения времени выполнения заданий КИМ напомнить участникам о том, что время работы подходит к концу;
- по истечении установленного времени проведения мониторинга организаторы в аудитории объявляют об окончании выполнения заданий, собирают у участников мониторинга бланки с выполненными заданиями КИМ.
По окончании проведения регионального мониторинга на бумажных носителях организатор в аудитории удостоверяется, что у него имеется список логинов и паролей участников, проходивших тестирование в данной аудитории, либо получает такой список от ответственного организатора общеобразовательной организации; в присутствии общественного наблюдателя производит оцифровку работ участников (вносит в онлайн-форму результаты выполнения учащимися заданий КИМ на бумажных носителях), упаковывает и оформляет пакеты с заполненными бланками КИМ для передачи их организатору в общеобразовательной организации.
9. Инструкция для учащихся
На выполнение работы отводится 45 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда правильных ответов несколько. Внимательно читай задания! В некоторых заданиях тебе нужно будет записать несколько слов, иногда тебе нужно будет написать небольшие тексты.
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Рядом с номерами некоторых заданий стоит звёздочка (*) – так отмечены более трудные задания. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
После выполнения работы, внимательно проверь выполненные задания.
Желаем успеха!
Комплексная работа для оценки метапредметных умений обучающихся 4-х классов
I вариант
Комплексное задание «Лоси»
Прочитай представленный ниже текст. Постарайся понять, о чём в нём рассказывается. При выполнении заданий будь внимателен, пользуйся для работы текстом произведения.
Из всех зверей, обитающих в наших русских лесах, самый крупный и самый сильный зверь - лось. Есть что-то допотопное, древнее в облике этого крупного зверя. Сам он тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные.
Лоси водятся главным образом в Азии, по всем северным лесам от 50° широты до Амура. В Европе лось водится в Швеции, Норвегии, и на севере России. В нашей стране обитают три подвида лосей: европейский, восточно-сибирский или сохатый, и уссурийский. Самый крупный из них сохатый, а самый мелкий – уссурийский.
На севере Америки водится так называемый американский лось; он отличается от обыкновенного темной окраской шерсти и огромными, глубоко зазубренными лопатообразными рогами. Длина туловища составляет более 3м, высота в холке 235см, а масса тела достигает 800кг. Размах рогов этого лося от 175 до 200см. Иногда, чрезвычайно редко, встречаются белые лоси, с совершенно белой окраской шерсти. Кто знает - возможно, лоси бродили в лесах ещё в те далёкие времена, когда жили на земле давно вымершие мамонты. Недвижно стоящего в лесу лося трудно увидеть - так сливается окраска его бурой шерсти с окраской окружающих его древесных стволов.
В дореволюционные времена лоси в нашей стране были уничтожены почти поголовно. Лишь в очень немногих, самых глухих местах, уцелели эти редкие звери. При советской власти охота на лосей была строго запрещена. За десятки лет запрета лоси расплодились почти повсеместно. Теперь они безбоязненно подходят к людным селениям и шумным большим городам. Лоси, пойманные в молодости, легко становятся ручными. На севере они употребляются, как и олени для езды на санях, – лоси очень быстры на ходу: и выносливы.
Несмотря на то, что лоси осмотрительные и осторожные животные вблизи городов и селений они чувствуют себя в большей безопасности, чем в глухих местах, где их преследуют охотники-браконьеры. Они не боятся переходить широкие асфальтовые дороги, по которым непрерывным потоком движутся грузовые и легковые машины. Нередко они останавливаются у самой дороги, и проезжающие в машинах люди свободно могут их наблюдать.
Лось – очень сильное, сторожкое и умное животное. Отловленные пугливые лоси быстро привыкают к людям. Зимою их можно запрягать в сани, как запрягают на севере домашних оленей.
Кроме главного врага – человека, есть у лося и еще неприятели – медведи и волки. Но с этими сожителями леса есть у него силы и потягаться. Волки отваживаются нападать лишь на ослабевших лосей и отступают, встретившись с сильными и здоровыми. Может лось одолеть и медведя, пуская в ход рога и копыта. Но молодого лося матёрый медведь одолеет. Лось врагов своих знает. Он не труслив, но всегда, соблюдая разумную осторожность, готов и сразиться.
Каждый год самцы лосей меняют свои тяжёлые ветвистые рога. Сбрасывая старые рога, они трутся о стволы и сучья деревьев. В лесу нередко люди находят сброшенные рога лосей. Всякий год на рогах самца-лося прибавляется лишний отросток, и по количеству отростков можно узнать возраст лося.
Лоси любят воду, нередко переплывают широкие реки. Переплывающих реку лосей можно догнать на лёгкой лодке. Над водой видны их горбоносые головы, широкие ветвистые рога.
Самое удивительное, что тяжёлые лоси могут переходить самые топкие трясинные болота, по которым не может ходить человек.
Ответь на вопросы и выполни задания
№1. Определи, какой это текст. Обведи цифру выбранного ответа.
1) художественный;
2) научно-познавательный;
3) исторический.
Правильный ответ: 2.
№2. Какова главная тема этого произведения? Обведи цифру выбранного ответа.
1) Лось – ровесник мамонта.
2) Лось – домашнее животное.
3) Лоси перестали бояться людей.
Правильный ответ: 3.
№3*. Попытайся в тексте найти и записать синоним к слову сторожкий.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Правильный ответ: осторожный.
№4*. Используя содержание текста,
а) отметь материк – место обитания европейского лося:
1) Евразия; 2) Европа; 3) Азия.
б) отметь климатическую зону обитания сохатого.
1) Зона степей; 2) Зона тундры; 3) Зона тайги.
Правильный ответ: а) 1; б) 3.
№5. Найди в тексте информацию, которая позволит тебе заполнить таблицу
Вид лося | Масса | Рост | Длина тела |
Американский |
Правильный ответ: Масса 800 кг, рост 235 см, длина тела 3м (более 3 м)
№6. Используя слова текста, запиши ответ на вопрос:
Как узнать возраст лося?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Правильный ответ: по количеству отростков
№7*. Представь, что ты экскурсовод в лосином заповеднике. Что бы ты мог рассказать посетителям о лосях. Составь план своего рассказа.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Правильный ответ: Предложенный план является правильным, если последовательность смысловых частей не нарушена.
№8. Какое высказывание содержит ответ на вопрос: «Почему лося называют лесным великаном»? Обведи нужную цифру:
1) Лось – исключительно лесное животное.
2) Сам он тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные.
3) Пища его – кора деревьев.
4) Есть у лося и еще неприятели – медведи и волки.
Правильный ответ: 2.
№9. Из какой книги мог быть взят этот текст? Обведи нужную цифру.
1) Сказки и легенды народов мира
2) Детская энциклопедия
3) Рассказы о загадках природы
4) Толковый словарь
Правильный ответ: 2.
№10. Какое слово или словосочетание является ответом на вопрос: «Какого лося медведь одолеет»? Обведи нужную цифру:
1) сильного
2) здорового
3) молодого
4) с огромными рогами
Правильный ответ: 3.
II вариант
Комплексное задание «Цветок кактуса»
Прочитай представленный ниже текст. Постарайся понять, о чём в нём рассказывается. При выполнении заданий будь внимателен, пользуйся для работы текстом произведения.
ЦВЕТОК КАКТУСА
Мария Скребцова
Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойные, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребёнком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов.
Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. “Интересно, можно ли утонуть в песках? — думал кактус. “А небо — это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слёзы дают нам столько свежести!?
Его мать сердилась и ворчала: “Ты спрашиваешь слишком много... для кактуса. Ты должен молчать и терпеть..., как все мы!”
Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождём, а ночами — с далёкими звёздами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других...
“Другие! Вот бы увидеть их!” — мечтал кактус.
Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: весёлые и печальные, тревожные и даже страшные.
“Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами”, — вздыхал мечтатель.
“Ха-ха-ха”, — смеялись звёзды. “Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно... Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой... навсегда”, — так говорили звёзды.
“Пески рассказывают, что люди знают всё на свете. Они не молчат, как мы...”, — размышлял кактус.
“Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа”, — говорили кактусу звёзды.
“Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!” — спрашивал кактус.
И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: “Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми...”
Кактус понял, что говорят о нём. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нём действительно выступили капли слёз, просочившиеся через частые иглы. “Смотри-ка, плачущий кактус! — заметил один из людей и прикоснулся к нему. — Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?” — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! “Да, видно он один здесь такой, нежный!” — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.
Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: “Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!” — и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении.
“О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении”, — удивлялся кактус. А прекрасный цветок — чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.
Была ночь. Небо, усыпанное звёздами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звёздном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звёзды говорили кактусу: “Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив”.
Ответь на вопросы и выполни задания
№1. К какому жанру ты отнесёшь это произведение? Обведи цифру выбранного ответа.
1) рассказ
2) сказка
3) быль
Правильный ответ: 2.
№2. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста. Обведи цифру выбранного ответа.
1) С кактусом в пустыне никто не разговаривал.
2) Солнце, пески, ветер, редкий дождь, звёзды пели кактусу песни о мире, о людях, о жизни других…
3) Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел, что люди уходят из пустыни.
4) Все кактусы в пустыне были с мягкими нежными иглами.
Правильный ответ: 2.
№ 3*. В сказке главный герой – Кактус. Автор называет его разными словами. Попробуй продолжить этот ряд. Найди в тексте еще 2 слова.
Кактус, ____________________________________________________________________
Правильный ответ: десятый ребенок, мечтатель.
№4*. Выпиши из текста предложение, которое подтверждает, что кактусы воспитывались в строгости.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Правильный ответ: Им полагалась лишь капелька влаги в неделю.
№5. Какими были люди в представлении песков, звёзд, кактуса? Соедини части высказывания, чтобы они соответствовали тексту.
люди в представлении песков
люди в представлении звёзд
люди в представлении кактуса
Правильный ответ:
люди в представлении песков
люди в представлении звёзд
люди в представлении кактуса
№6. «А небо – это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?» О чем идет речь в этих строках? Запиши свое предположение.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Правильный ответ: Речь идет о дожде.
№7*. Восстанови правильный порядок событий сказки. Расставь цифры в плане.
- Разговоры кактуса с обитателями пустыни.
- Душа кактуса.
- Кактус и люди.
- Семья кактуса.
Правильный ответ: 2, 4, 3, 1
№8. Автор говорит: «Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей». Замени выделенные слова, словом, подходящим по смыслу. Обведи цифру выбранного ответа.
1) обрадовался
2) испугался
3) побледнел
4) развеселился
Правильный ответ: 1.
№9. В каких случаях, оценивая поведение человека, говорят, что он колючий, как кактус? Выбери подходящий ответ из списка. Обведи цифру выбранного ответа.
1) когда человек небрит;
2) когда человек сделал такую причёску, которая напоминает иглы кактуса;
3) когда человек на добрые слова других людей сердится, отвечает резко, старается обидеть своего собеседника;
4) когда человек надевает одежду зелёного цвета
Правильный ответ: 3.
№10. Перечитай последний абзац произведения. Звёзды объяснили кактусу, что теперь он стал счастливым. Почему это произошло, выбери один ответ. Обведи цифру выбранного ответа.
1) кактус помирился со своей семьей;
2) кактус видел людей и открыл им свою душу;
3) в пустыне пошёл дождь;
4) звёзды рассказали ему новую историю о людях.
Правильный ответ: 2.
III вариант
Комплексное задание «Акула»
Прочитай представленный ниже текст. Постарайся понять, о чём в нём рассказывается. При выполнении заданий будь внимателен, пользуйся для работы текстом произведения.
Существует более 150 разновидностей акул. Все они, кроме одного вида, живут в морской воде. В Центральной Америке есть озеро Никарагуа, где живет пресноводная акула. Но чаще всего они встречаются в тропических морях. Акулы не обитают в одном месте, а проплывают сотни миль в поисках добычи. Большинство больших акул в основном можно встретить в открытом море у поверхности воды, но есть и такие, которые водятся глубоко у океанского дна. Акулы поменьше живут возле побережий, и их можно встретить в большинстве морей там, где теплый и умеренный климат.
Тело у акул удлиненное, но некоторые акулы сходны со скатами. Костей у акулы нет совсем. Скелет состоит из хрящей, кожа покрыта острыми шипами. Жаберные щели у акул расположены по бокам головы. Грудные и брюшные плавники расположены в горизонтальной плоскости. Зубы у акулы крупные, зазубренные и острые, они расположены в несколько рядов. Если акула поломает зуб, то на его месте вырастает новый, и так шесть раз в течении жизни. Чтобы схватить добычу, акула должна повернуться на спину, потому что ее пасть находится в нижней части головы.
Большинство видов акул – хищники, а гигантская, китовая и глубоководная акулы питаются планктоном. Многие считают акул опасными, но если не нападать на них, то даже очень большие акулы не опасны. Одна из таких акул – китовая акула. Ее можно встретить в Средиземном море, в Тихом океане и Карибском море неподалеку от Флориды. Длина ее иногда превышает 11 метров, а вес – 13тонн. Гигантская акула – еще одна из «безопасных» больших акул. Эта самая крупная рыба Северной Атлантики, длина ее бывает более 13 метров. Она любит понежиться на солнышке, высунув спину из воды. Но самая ужасная из всех рыб – гигантская белая акула, достигающая иногда в длину 12 метров, весит она 20тонн. Она – то точно нападает на людей. Для человека потенциально опасны 50 видов акул, нападение 29 из которых документально зарегистрированы. Наиболее опасными являются тигровая, белая и песчаные акулы, а также акулы – молот. Некоторые виды акул содержаться в океанариумах, а мелкие ярко окрашенные куньи, ковровые и кошачьи акулы содержаться в домашних аквариумах.
Ответь на вопросы и выполни задания
№1. Определи, какой это текст. Обведи цифру выбранного ответа.
1) художественный;
2) научно-познавательный;
3) исторический.
Правильный ответ: 2.
№ 2. Какова главная тема этого произведения? Обведи цифру выбранного ответа.
1) жизнь акул;
2) разнообразие акул;
3) питание акул.
Правильный ответ: 2.
№ 3*. Выбери верные утверждения, пользуясь содержанием текста.
1) Тело у акул удлиненное, но некоторые акулы сходны со скатами
2) Все акулы хищники.
3) Акулы обитают в одном месте
Правильный ответ: 1.
№ 4*. Какие виды акул являются для человека наиболее опасными? Запиши свое предположение.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Правильный ответ: Наиболее опасными являются тигровая, белая и песчаные акулы, а также акулы – молот.
№5. Найди ответ на данный вопрос из текста.
В каком положении тела акула хватает добычу? Почему?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Правильный ответ: Чтобы схватить добычу, акула должна повернуться на спину, потому что ее пасть находится в нижней части головы.
№6. Перечитай второй абзац текста и закончи предложение:
Скелет акулы______________________________________________________________
Правильный ответ: Скелет акулы состоит из хрящей.
№ 7*. Восстанови правильный порядок событий текста. Расставь цифры в плане.
- Особенности строения акул.
- Где живут акулы.
- Самые опасные виды акул.
Правильный ответ: 2, 1, 3
№8. Как акула «регулирует» рост зубов? Обведи цифру выбранного ответа.
1) на месте сломанного вырастает новый
2) стачивает
3) зубы не растут
Правильный ответ: 1.
№9. Акула по характеру питания относится к:
Обведи цифру выбранного ответа.
1) хищникам
2) травоядным
3) смешанное питание
Правильный ответ: 3.
№10. Какова длина китовой акулы. Обведи цифру выбранного ответа.
1) 12м
2) 11м
3) 13м
Правильный ответ: 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно- оценочные материалы по предмету окружающий мир 3,4 классы
Данные контрольно-оценочные материалы предлагаются учителям начальных классов, реализующим систему развивающего обучения Л.В.Занкова и другие УМК. Задания контрольной работы позволяют определить степе...
Контрольно - оценочные материалы по предметам
Контрольно - оценочные материалы по предметам...
Материалы выступления на городском семинаре "Контрольно-оценочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО"
Контрольно-оценочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО...
Контрольно-оценочные материалы по математике
Контрольно-оценочные материалы по математике во 2 классе...
Контрольно-оценочные материалы по русскому языку
Контрольно-оценочные материалы по русскому языку во 2 классе...
Контрольно-оценочные материалы
Комплект КИМ для оценки метапредметных умений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования...
Контрольно-оценочные материалы по предметам.
Подборка дидактического материала из личного опыта учителя по оцениванию учащихся на уроках....