Инклюзивное образование: проблемы и перспективы.
статья
Все люди, конечно же мечтают, о чём-то своём личном, что символизирует успех, процветание и счастье. Мы всегда мечтаем о том, чем будем заниматься в своей жизни, кем могли бы стать и чем могли быть полезны обществу...
Чем и как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья? Этот вопрос вопрос возникает у родителей сразу, когда появляется на свет такой "особенный ребёнок".И параллельный вопрос- как и где он получит образование? Сегодня ответ есть.
Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование: проблемы и перспективы
Будущее принадлежит тем,
кто верит в красоту своей мечты.
Э. Рузвельт
Все люди, конечно же, мечтаем о чём-то своём личном, что символизирует успех, процветание и счастье. Мы всегда мечтаем о том, чем будем заниматься в своей жизни, кем могли бы стать и чем могли быть полезны обществу…
Чем и как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья? Этот вопрос возникает у родителей сразу, когда появляется на свет такой «особенный ребёнок». И параллельный вопрос – как и где он получит образование? Сегодня ответ есть.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное образование регулируется документами:
- «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительная ныне на всей территории Российской Федерации.
- Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», сверхзадачей которой по существу является устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям. Программа в максимальной степени актуализирует внимание к проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).
-Конституция Российской Федерации ( статья 43 провозглашает право каждого на образование)
- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф.
- постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации.
Система инклюзивного образования получила своё развитие в нашем образовательном учреждении. Уже сегодня мы можем привести некоторые примеры её успешного внедрения.
За 6 лет практики в ОУ сложилась принимающая атмосфера всех участников процесса.
Идея инклюзивного обучения привнесла качественные изменения во взаимоотношения учителей, учеников, родителей.
В настоящее время в школе команда специалистов психолого-педагогического сопровождения, готовая принять и включить любого ребёнка с ОВЗ в общеобразовательную среду и реализовать его право на получение качественного образования.
В школе обучаются категории детей с ОВЗ:
- Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
- Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
- Дети с умственной отсталостью (УО)
- Дети с расстройством аутистического спектра (РАС)
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
- Дети с комплексом нарушений психофизического развития
Мы убеждены, что у особого ребёнка особые образовательные потребности. Ему необходимо больше человеческого тепла, энергии и ярких эмоций и впечатлений.
Работа школы в направлении реализации инклюзивного обучения заключается в следующем:
- Создание адаптированных основных образовательных программ начального и основного общего образования для детей с ОВЗ.
- В школе несколько «особых» учащихся, и приходится одному учителю разрабатывать несколько программ, для каждого индивидуально.
- Проведение диагностики; выявление зоны ближайшего и актуального развития ребенка.
- Осуществление коррекционно-развивающей деятельности (индивидуальные занятия с психологом).
- В принятии идеи инклюзивного образования помогает тьюторское сопровождение ребенка. Тьютор – это специалист, который помогает ребенку с особенностями развития адаптироваться в школьной среде и проявить свои способности. Тьютор находится рядом с ребенком в течении всего учебного дня, способствует включению ребенка в учебный процесс помогая ребенку раскрыться и освоить учебный материал. Кроме того, он помогает выстраивать отношения школьника с другими детьми, что немаловажно.
- Создание «безбарьерной» среды: учебное пространство - рабочее место, санитарно-гигиеническая комната, оборудование - пандус, подъёмник, благодаря которому реализуется базовая потребность инклюзии - безопасность.
Хотелось бы и внеурочное пространство - сенсорная и песочная комнаты, комната отдыха.
Стоит только захотеть:
- консультации учителей по поводу психологических особенностей ребёнка, особенностей коммуникации и поведения, дифференциации целей и подходов, применения адаптированных методов
- сотрудничество с родителями;
- кооперацию с внешкольными учреждениями: СМИ с целью популяризации продвижения идей инклюзивного обучения в обществе, УМЦ "Диалог" обучение, форумы, конференции по обмену опытом.
В настоящее время одной из актуальных проблем в развитии инклюзивного образования:
Мало специальных программ, в штатное расписание не включены специалисты: логопед, дефектолог.
- Проводится мониторинг освоения адаптированной образовательной программы ребенком. Если учащийся с ОВЗ не усваивает программный материал, для него разрабатывается новая индивидуальная программа или корректируется прошлая. Активное участие в мониторинге и разработке индивидуального маршрута принимает психолого-медико-педагогическая комиссия.
- Для повышения своего профессионального мастерства педагоги проходят курсы повышения квалификации. Изучались различные программы и технологии работы с детьми с ОВЗ, чтобы создать индивидуальную программу развития ребенка.
- Мониторинг толерантного отношения обычных детей к учащимся с ОВЗ.
- Консультации для родителей.
Благодаря проделанной работе социализация у наших особенных детей проходит успешно.
Учатся и ежедневно общаются с одноклассниками, по возможности принимают участие во всех школьных событиях.
Да, бывало трудно, были ошибки… А кто сказал, что накопление практического опыта проходит легко? Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если хочется чего-то достичь, то в команде единомышленников всегда преодолеешь все препятствия!
В школе сложилась система, которая непосредственно взаимодействует с ребёнком, видя его «микроскопические» достижения, а, главное, показывает эти достижения его родителям и педагогам.
Это место, где всегда можно найти поддержку, взаимопонимание, а порой и критичное отношение коллег.
Среди коллег окрылённых одной общей идеей возникает желание познавать и покорять новые вершины инклюзивного образования.
И нам хочется идти дальше и дальше. Вместе с коллегами, вместе с «новой» системой образования, где есть место для всех.
Говорят, у человеческой мечты есть одно интересное свойство: она всегда сбывается! При долгой, терпеливой работе по разработанным адаптированным программам рано или поздно обязательно будет результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование: проблемы и перспективы
В данной статье описаны проблемы и перспективы инклюзивного образования в массовой школе....
Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования
В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...
Разработка родительского собрания «Инклюзивное образование. Его проблемы и перспективы»
разработка родительского собрания...
Инклюзивное образование: проблемы и пути их решения.
В данной статье раскрываются проблемы, связанные с инклюзивным образованием, и пути их решения....
Инклюзивное образование:проблемы, поиски решений.
В статье рассмотрены основные проблемы с которыми сталкиваются педагогические работники если в классе обучается ребенок с особыми образовательными потребностями....
– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»
dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...
Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы
Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы...