Рабочая программа "Юный исследователь"
материал (2 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение
к образовательной программе
начального общего образования
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Юный исследователь»
по направлению «Общекультурное»
Класс: 2 «а»
Составитель: М.Н.Пикова,
высшая квалификационная категория
МБОУ «СШ№10»
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа модифицированного вида «Юный исследователь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования и авторской программы «Я – исследователь» А.И.Савенкова.
Курс введен за счет часов вариативной части учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Целью программы является формирование первоначальных представлений учащихся начальной школы об исследовательской деятельности, освоение умений ее организовывать в урочной и внеурочной работе.
Достигнуть данной цели можно через решение следующих задач:
- Раскрыть сущность исследовательской деятельности и ее организации через освоение детьми следующих этапов: выбор темы исследования, постановка цели, определение задач, выдвижение гипотезы, определение методов исследования, сбор материала, анализ и обобщение собранного материала, выводы;
- Формировать умения учащихся начальных классовв проведении исследовательской работы и интерпретации ее результатов при помощи различных средств коммуникаций: культура речи, опыт публичного выступления, применение информационных технологий;
- Познакомить учащихся с основными методами исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование и интервью, социологический опрос.
- Развивать познавательные процессы и мыслительные операции учащихся;
- Способствовать развитию познавательной активности, личностному росту младших школьников.
Практическая значимость программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Программа реализуется за счёт вариативных часов учебного плана и рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет: за четыре года - 135 часов, из которых 77 аудиторных занятий и 44 внеаудиторных.
Занятия проводятся с периодичностью 1 час в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Количество учащихся в группе составляет не более 15 человек.
Планируемые предполагаемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать спои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать опенку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-опенки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Коммуникативные
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Ожидаемые результаты освоения программы
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Учащиеся научатся:
- основным этапам организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- определению цели, объекта и гипотезы исследования;
- работать с основными источниками информации;
- правилам оформления списка использованной литературы;
- способам познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- работать с источниками информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся получат возможность научится:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
Прогнозируемый результат:
- устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
- приобретение мыследеятельностных, презентационных, поисковых, информационных, экспериментальных, коммуникативных умений и навыков;
- увеличение уровня владения знаниями в различных предметных областях.
Требования к уровню знаний, умений и навыков.
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента
Содержание
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать: методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: метод исследования – наблюдение
Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать: понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать: понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема 34. Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Список литературы
- А.И. Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников. –Самара: «Учебная литература», 2007.
- А.И. Савенков Психология исследовательского обучения. – Самара: «Учебная литература», 2007.
- Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук Психологические аспекты проектной деятельности. Программы, конспекты занятий с учащимися. – Волгоград: «Учитель», 2011.
- В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: «Учитель», 2011.
- М.Ю. Шатилова, Н.И. Селезнева, Н.И. Ильина Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты. - Волгоград: «Учитель», 2011.
- Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова Учусь создавать проекты: методическое пособие для 1,2 класса. – Москва: «РОСТ», 2016.
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы, кол-во часов | Дата проведения | Тема | Формы деятельности учащихся | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных, активных, практических занятий | |
По плану | По факту | |||||
Наука и научное мировоззрение (9ч.) | 5.09 | 5.09 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. | 1 | |
12.09 | 12.09 | Как задавать вопросы? Банк идей. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | 1 | ||
19.09 | 19.09 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 1 | |||
26.09 | 26.09 | Тема, предмет, объект исследования. | 1 | |||
3.10 | 3.10 | Тема, предмет, объект исследования. | 1 | |||
10.10 | 10.10 | Цели и задачи исследования. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 1 | ||
17.10 | 17.10 | Цели и задачи исследования. | 1 | |||
31.10 | 31.10 | Учимся выделять гипотезы. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | 1 | ||
14.11 II четверть. | 14.11 II четверть. | Учимся выделять гипотезы. | 1 | |||
Применение основ информатики в исследовательской деятельности (15ч.) | 21.11 | 21.11 | Организация исследования. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 1 | |
28.11 | 28.11 | Организация исследования. | 1 | |||
5.12 | 5.12 | Организация исследования. | 1 | |||
12.12 | 12.12 | Организация исследования. | 1 | |||
19.12 | 19.12 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. | 1 | ||
26.12 | 26.12 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | |||
III четверть. 16.01 | 16.01 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем | 1 | |||
23.01 | 23.01 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем | 1 | |||
30.01 | 30.01 | Коллекционирование. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 1 | ||
6.02 | 6.02 | Коллекционирование. | 1 | |||
13.02 | 13.02 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 1 | ||
20.02 | 20.02 | Сообщение о своих коллекциях. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | 1 | ||
6.03 | 6.03 | Сообщение о своих коллекциях. | 1 | |||
13.03 | 13.03 | Что такое эксперимент. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. | 1 | ||
20.03 | 20.03 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | 1 | ||
Результаты исследования и их обработка. Защита проекта (10ч.) | 4 четверть 3.04 | 4 четверть 3.04 | Сбор материала для исследования. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | 1 | |
10.04 | 10.04 | Сбор материала для исследования. | 1 | |||
17.04 | 17.04 | Обобщение полученных данных. | 1 | |||
24.04 | 24.04 | Обобщение полученных данных | 1 | |||
30.04 | 30.04 | Как подготовить результат исследования. | 1 | |||
8.05 | 8.05 | Как подготовить сообщение. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Формулировать собственное мнение и позицию. | 1 | ||
15.05 | 15.05 | Подготовка к защите. (Практическое занятие.) | 1 | |||
22.05 | 22.05 | Индивидуальная консультация. | 1 | |||
29.05 | 29.05 | Подведение итогов. Защита. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | 1 | ||
30.05 | 30.05 | Подведение итогов. Защита. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Исследователь". 1 класс
Рабочая программа "Исследователь"...