«Внедрение инклюзивного образования младших школьников»
статья (3 класс)
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ШКОЛА №34»
Московского района города Казани Республики Татарстан
Статья: «Внедрение инклюзивного образования младших школьников»
Автор:
Шайхутдинова Светлана
Викторовна
Учитель начальных классов
Высшей квалификационной
категории
Казань – 2018.
На современном этапе произошли значительные изменения в области государственной образовательной политики. В отечественной системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно – воспитательном процессе.
Распространение в нашей стране процесса инклюзии – включение детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждения, вместе с их обычными сверстниками – является не только отражением времени, но представляет собой реализацию прав детей на образование , в соответствие с законодательством РФ.
Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребёнка и его семьи, не ухудшая в то же время, качества жизни других участников образовательного процесса, и создания необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всем. Без инклюзии детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, языка, культуры, их психических и физических возможностей.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех. В плане приспособления к различным нуждам всех детей. Что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников. Процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его материала.
В городе Казани оказывают образовательные услуги специальные коррекционные школы, это школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи – школа интернат № 7 республиканского значения, школа – интернат № 4 для детей с детским церебральным параличом, школа для слепых и слабовидящих детей, школа – интернат имени Ласточкиной для глухих и слабослышащих детей, школа – интернат №1 и три школы ( № 142, №61, № 76) для детей, у которых наблюдаются интеллектуальные нарушения. В каждом районе города организованы реабилитационные центры для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
К великому сожалению детей с ОВЗ с каждым годом становится всё больше. Причины рождаемости могут быть совершенно разные. И поэтому данная проблема, несомненно, является актуальной и требующей к себе должного внимания, поскольку количество детей с врождёнными и приобретёнными порками развития с каждым годом неумолимо растёт. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счёт компенсаторных функций организма. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признавшую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которое внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми образовательными потребностями). Обучение в массовой школе, среди нормально развивающихся сверстников, даёт возможность ребёнку с ограниченными возможностями здоровья чувствовать себя обычным, таким же как его друзья, одноклассники. Общество не должно лишать детей с ОВЗ права получить образование, развивать свои способности, талант и главное иметь среду общения детей с нормой. Так же обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе влияет благоприятно на подготовку к жизни в социуме. Учит координировать, направляет его по жизни. У учащихся с ОВЗ расширяется зона ближайшего окружения. Это плодотворно влияет на психосоматическое состояние ребёнка, так как он будет считать себя, что я такой же как и все. А дети с нормой развития научатся правильному общению с данной категорией детей, они будут более внимательными и уступчивыми, терпимыми. Для этого на базе школ создают для детей с ОВЗ специальные условия, чтобы дети чувствовали себя комфортно и удобно могли перемещаться по школе, а не оставаться в замкнутом пространстве. Адаптировать детей в школьной жизни, научить их превращать свои физические недостатки в достоинства. Вследствие чего постепенно изменится отношение современного общества к людям с ограниченными возможностями.
Инклюзивная политика – это правовая политика, в рамках которой родители должны иметь право выбора школы.
На базе нашей школы № 34 Московского района города Казани проводятся первые экспериментальные шаги по внедрению инклюзивного обучения младших школьников. Наша школа является базовой школой для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для данной категории детей подготовлены адаптированные образовательные программы. В школе был произведён капитальный ремонт по «Доступной среде». У нас работают внимательные и чуткие педагоги, среди них есть учителя – дефектологи, школьный психолог, которые хорошо знают психологию детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день официально в нашей школе обучается девочка с ограниченными возможностями здоровья ученица 7 «Б» класса, которая прошла МППК В начальных классах школы обучаются 12 учащихся имеющих ограниченные возможности здоровья. Данных учащихся не стали переводить на домашнее обучение. Чтобы не отрывать их от общества, они посещают учебные занятия, как и все дети, каждый в своём классе. сюда отнеслись дети с различными нарушениями здоровья: (порок сердца, синдром Дауна, детский церебральный паралич, гидроцефалия, задержка психического развития, дети с лёгкими нарушениями интеллекта, дети с психопатоподобным состоянием). В каждом классе учителем была проведена работа : на родительских собраниях учителя попросили родителей, чтобы они поговорили с детьми, о том, чтобы к таким детям относились с пониманием. Мы учителя со своей стороны создаём для них благоприятные психологически комфортные условия, включаем их в жизни класса, школьную жизнь через внеклассные мероприятия, экскурсии, школьные праздники. Где ребята принимают активное участие. В образовательном процессе применяем дифференцированный подход в обучении, используя разнообразные «карточки – помощницы» . Дети с нормой развития обучаясь с такой категорией детей становятся сами добрее и внимательнее. Дети с ОВЗ окружены заботой и вниманием не только со стороны учителей, но так же и со стороны учащихся, а это я считаю самое главное. Так же на базе школы помимо образования дети получают дополнительное образование. Ребята занимаются в разнообразных школьных кружках. Это музыкальная школа, спортивная школа – по фехтованию, кружок изобразительного искусства. Таким образом круг общения детей с ограниченными возможностями расширяется. Дети постепенно готовят себя к жизни в социуме.
Это ещё первые шаги по внедрению инклюзивного обучения. Но шаги, которые уже сеча дают положительные результаты.
Нам учителям предстоит ещё много работать в этом направлении: продолжать вести работу по подготовке педагогического и родительского сообществ, других детей к принятию детей с ОВЗ;
способствовать подготовке, повышению квалификации и переподготовки специалистов;
доработать образовательные программы для разноуровнего обучения детей в соответствии с их психофизическими возможностями;
создать свою внутришкольную психолого – медико – педагогическую комиссию, проводить диагностику учащихся с ОВЗ, консультировать родителей.
Используемая литература:
1. Инклюзия (электронный ресурс) :http:// inclusion. Vzaimodeystvie.ru
2. Проблема современной школы и пути их решения: инклюзивное образование. Материалы международной научно – практической конференции 2008 г. – Под научной редакцией С. И. Ануфриев, Л.В. Ахметовой. – Томск: томский ЦНТИ. 2008.
3. Ямбург Е.А. « школа для всех Адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация. – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/09/picture-14961.jpg)
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-13745-1366464232.jpg)
Авторская программа дополнительного образования младших школьников по теме : "Наглядная геометрия"
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития логического, пространственного мышления. Именно поэтому ведущую роль в развитии всех форм мышления является изучение геометрии....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/12/picture-32493.jpg)
Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы
В статье описана модель гимназического образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Данная модель реализуется в нашей школе с 2006 года. Результаты обученности учеников гимнази...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-186277-1384366373.png)
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/23/picture-807680-1471943852.jpg)
Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования.
доклад на тему. "Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования". Краткое описание проведение уроков в доброты. 1 сен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-596079-1424285162.jpg)
«Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования».
Методика работы с уч-ся с ОВЗ...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»...