"Развитие креативного мышления у обучающихся"
статья

Русских Ирина Юрьевна

В статье представлены практические методы и упражнения для развития креативного мышления у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техники развития креативности у обучающихся.

Под креативным  мышлением  понимается способность подходить к решению любого вопроса новаторски и оригинально, не привязываясь к стандартным схемам. Это неординарность и поиск альтернативы, выход за рамки привычных границ, индивидуальное видение той или иной ситуации или проблемы.

Говоря о креативности, можно с уверенностью утверждать, – это высший степень творческого мышления человека, которое реализуется в качественно новый продукт.

Именно поэтому очень важно проследить творческий потенциал учащегося и развивать в нём креативность.

Одна из главных целей упражнений для развития креативного мышления состоит в том, чтобы уйти от привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, из которых можно отобрать самые полезные. В статье описаны некоторые техники развития креативности.

Типичным примером техники выдвижения идей служит «мозговой штурм», индивидуальный или групповой, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений. Таким образом, мозговой штурм — это поиск и дальнейшая разработка творческих решений, при этом внимание сосредоточено на задаче, а участников намеренно побуждают выдвигать максимальное число нестандартных решений. Во время таких занятий предлагаемые идеи не подлежат критике: участники должны знать, что решений у задачи может быть множество. После того как этот этап пройден, проводится анализ выдвинутых предложений, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные решения.

Что, если бы...

Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится темы, стимулирующая работу мысли, например следующие.

- Что если бы люди вели ночной образ жизни?

- Что если бы свиньи могли летать?

- Что если бы мы все могли читать чужие мысли?

Тесты дивергентных способностей

В основе этих тестов лежит тест дивергентных способностей компании Gestalt and Jackson's, в котором испытуемому предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов, например, кирпича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки, стула, ящика или полотенца.

Усовершенствование

Данный тест сходен с предыдущим; учащимся требуется найти пути усовершенствования обычных предметов, таких, как  тостер, лопата или чайная чашка.

         И все-таки у них много общего

Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь нащупать между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет оба слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах.

Например: Вопрос: что общего между глазом и водопроводным краном? 1. Оба слова — из четырех букв. 2. В обоих случаях буква «А» — третья по счету. З. При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана — глаз вымыть. 4. И то и другое может блестеть. 5. Из них иногда льется вода. 6. Когда они портятся, из них подтекает. А еще: ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана, а у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.

Безумный генетик

Нарисуйте животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. Например, хвост — как у павлина, тело – как у червяка, передние ласты — как у тюленя, задние ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки...   Главное — задушить в зародыше логику и здравый смысл, которые будут взывать к вам с требованиями  нарисовать вместо этого безобразия зайчика или черепашку.

Несуществующее животное

.        Нарисуйте что-то нереальное, к примеру, несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Кстати говоря, существует проективная методика «Несуществующее животное», выполнив которую вы сможете продиагностировать свои внутренние проблемы.  В довесок к этому данный психологический тест способствует и развитию креативного мышления!

Сумасшедший архитектор

 Нарисуйте дом. Но сначала вам понадобится 10 произвольно выбранных слов (можно снова воспользоваться словарем). Задача такая: вы — архитектор. К вам обратился заказчик, который готов оплатить эскиз своего жилья, но его условие: этот дом должен соответствовать 10 требованиям — в нем должны быть представлены... Далее следуют 10 выбранных слов. Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутрь можно было запихнуть комнаты и меблировку. «Кастрюля» — отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Сапог»? Жилище украсит крыша в виде сапога со шпилькой. «Ворона»... ну, пусть крыльцо будет черным, как ворона и т.д. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы выглядеть в действительности.

Десять плюс десять

Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа — большая, зеленая, теплая, модная, красивая» и т. д. Это было легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так-то просто как, может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой... Но, с другой стороны, а кто ее пробовал?.. Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы один раз написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено). Пример: смех может быть: веселый, заливистый, издевательский, громкий, страшный, нервный, ледяной, напрасный, дурацкий, звонкий. При этом ни при каких условиях, смех не может быть: раскрошенный, оранжевый, пластмассовый, кредитоспособный, гормональный, рыбий, истонченный, раненый, газообразный, неопознанный.

И это называется...

Это упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, что видите это на картине. А теперь придумайте этой картине подходящее название. Можно короткое и хлесткое, можно развернутое и обстоятельное — главное, чтобы оно понравилось вам самим. Примеры: «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» (без комментариев); «знакомка» (при виде одноклассницы, застывшей за партой) и т.д.

        А сейчас несколько рекомендаций для развития креативного мышления «между делом»

☻ Во время езды на автобусе или пешей прогулки читайте вывески магазинов задом наперед. Иногда бывает откровенно смешно, попробуйте! К примеру, вывеску «Все для дома» вы прочтете как «Амод ялд есв»

☻ Во время того, как вы ожидаете свою очередь, можно достать книгу и начать чтение предложений не сверху вниз, а снизу вверх. К примеру, у вас получится, что герой романа выполняет все действия в обратном порядке. Сначала он утром уходит из дому, потом завтракает у себя на кухне, чистит зубы и встает с кровати, а потом только слышит будильник.

☻ Придумайте 10 экзотических имен: отдельно мужские, отдельно женские. К примеру,  Маларуктигара или Пенигестиор.

☻ Пока вы дома, возьмите карандаш в левую руку и пишите! И если уж совсем уверены, что никто вас не застукает за этим занятием, возьмите карандаш пальцами ног. Можно рисовать или писать текст.

☻ В свободное время придумывайте словосочетания из несочетаемых слов. К примеру, сладкая соль или правдивая ложь.

☻ Возьмите любое слово и попробуйте представить, что это аббревиатура. Попробуйте ее расшифровать.

☻ Выполняя эти нехитрые упражнения между делом всего по 15-20 минут в день, уже через месяц вы почувствуете грандиозные перемены в своем мышлении. Кроме того, имейте всегда под рукой журнал идей. Какими бы бредовыми не казались ваши озарения — все записывайте. Таким образом, ваше креативное мышление вскоре наберет большие обороты, и вам станет по плечу даже гениальность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр

Как развивать креативное мышление младших школьников? я использую элементы и приемы ТРИЗа. Игры "Ассоциации" по смежности, по подобию, составляем ассоциативные цепочки, учимся составлять загадки,...

«Развитие креативного мышления младших школьников».

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке вс...

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Развитие креативности на уроках гуманитарного цикла....

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Цель работы - изучить различные виды упражнений, применяемые в начальной школе, доказать что систематическая работа  над активизацией словаря способствует развитию грамотной речи, орфографической...

Проект«Проектирование инновационных педагогических технологий развития креативного мышления обучающихся»

собой комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общую жизненную позицию человека. Креативность – комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, которы...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

В презентации представлены некоторые примеры заданий, которые направлены на формирование функциональной грамотности обучающихся....