Статья "Формирование речемыслительной деятельности с помощью современной компьютерной техники: SMART BOARD на уроках литературного чтения в 1 классе"
статья

Шишкевич Екатерина Андреевна

Статья на тему "Формирование речемыслительной деятельности с помощью современной компьютерной техники: SMART BOARD yна уроках литературного чтения в 1 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речемыслительной деятельности с помощью современной компьютерной  техники: SMART BOARD на уроках литературного чтения в 1 классе.

     В настоящее время система российского образования активно использует IT – технологии в учебном процессе. Уже стало нормой проведение урока с использованием различных возможностей мультимедия. Как следствие такой компьютеризации – переход от старой системы образования к новой, креативной форме обучения. Учитель теперь не источник знаний, а проводник, который поможет найти, освоить и применить полученную информацию.

     Успешность применения технологий объясняется и тем, что современное молодое поколение психологически адаптировано к использованию этих технологий.

     Но с другой стороны, компьютеризация и информатизация общества негативно сказываются на некоторых сторонах развития ребенка, в частности на речевом развитии. Современные дети теряют умение находить, воспринимать, обобщать и самостоятельно делать выводы из полученной информации, передавать ее без искажения и просто свободно и непринужденно общаться, т.е осуществлять грамотную речемыслительную деятельность. А ведь от уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только успешность обучения в школе, но и его социализация в обществе.

     Поэтому проблема формирования речемыслительной деятельности становится актуальной и требует поиска решений.

     Сегодня я бы хотела поделиться одним из вариантов решения данной проблемы.

     Сначала немного статистики. На начало  первой четверти уровень речевого развития  в классе можно было охарактеризовать таким образом:

  • 9% дети, которые не владели русским языком, в следствии чего не могли выразить свои мысли;
  • 43% дети, которым было проблематично грамотно и логично поставить фразу;
  • 48% дети, которые без проблем полно, грамотно и точно строили свои высказывания.

      Из-за разноуровневого речевого развития в классе, возникла трудность создания урока интересного и продуктивного для каждого ребенка. Ведь дети с проблемами речемыслительной деятельности не должны чувствовать себя ущербными, не должны терять стремление к развитию, а сильным детям необходимо совершенствование умений. Здесь на помощь приходят современные технологии, а именно SMART BOARD, которые мы используем в нашей школе. SB можно использовать на любом уроке, но мы остановимся на уроке литературного чтения, т.к. этот предмет дает огромные возможности для развития речемыслительной деятельности.

В течении всей первой четверти, при изучении звуков и букв, почти на каждом уроке литературного чтения я использовала интерактивную доску. Это позволяло добиться более глубокого уровня включения учеников. Такие уроки были более увлекательны и динамичны. Ребята легко воспринимали и усваивали информацию, благодаря тактильным коммуникациям, дополнительными аудио и видео эффектами. А главное каждый ребенок, независимо от уровня развития способностей, желал поучаствовать в уроке. Для сравнения мною было проведено несколько уроков по тому же алгоритму, но без использования SB. На этапе рефлексии было понятно, что эти уроки не вызвали сильного эмоционального отклика у детей, а их эффективность была гораздо меньше.

     Теперь вновь обратимся к цифрам. Как результат наблюдения за детьми в течении всей первой четверти, я пришла к следующим выводам: у каждый из трех групп детей, ранее мною выделенных, наблюдается положительная динамика в формировании речемыслительной деятельности.

     На начало второй четверти:

  • те 9 % детей, для которых русский язык не является родным, медленно, но верно преодолевают трудности в его овладении. Пытаются строить простые фразы, не боятся ошибиться и чувствуют себя комфортно;
  • уменьшились трудности в выражении своих мыслей и у детей со средним уровнем развития речемыслительной деятельности. В качестве положительных изменений можно отметить исчезновение слов-паразитов из речи некоторых учеников;
  • процент ребят, которые проблем не имели, не уменьшился. Их интерес к обучению и развитию не снизился.

     Конечно, это небольшие изменения, но они есть. На основании этих данных, я могу сделать следующий вывод:

Использование интерактивной доски на уроке способствует развитию связной речи, формированию лексико-грамматического строя речи, профилактике дисграфии, увеличению словарного запаса, поддержанию высокого уровня мотивации к обучению у детей и, следовательно формированию речемыслительной деятельности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Птицам нужна помощь З. Александровой - урок литературного чтения 3 класс

  Тема: Птицам нужна помощь З. АлександровойПланируемые результаты:научатся правильно строить предложения и связно рассказывать; развивать творческие возможности детей; продолжат развивать н...

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины  Пивоваровой «Жила-была собака»....

Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...

Презентация к уроку литературное чтение 1 класс "В большом деле и маленькая помощь дорога" ( пословицы и поговорки)

Материал входит в жанровый блок по литературному чтению, который знакомит и приобщает детей к устному народному творчеству. Изучение материала формирует у детей позитивное мировоспитание, расширяет по...

Возможности проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается как важнейшая задача системы образования. Одним из условий работы в этом направлении, несомненно, мо...

Статья "Формирование речемыслительной деятельности с помощью современной компьютерной техники: SMART BOARD на уроках литературного чтения в 1 классе"

В статье рассказывется о способах использавания интерактивной доски на уроках обучения грамоте....