Актуальность использования технологий ТРИЗ в рамках ФГОС в начальной школе
статья
В данной статье раскрывается актуальность технологий ТРИЗ, показаны приёмы "Теории решения изобретательских задач" и как их можно использовать в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_triz.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность использования технологий ТРИЗ в рамках ФГОС в начальной школе
Одной из технологий образования в начальной школе по требованиям ФГОС является "Теория решения изобретательских задач". Данная технология помогает детям в развитии творческого мышления, фантазии и воображения.
Преимущество данной технологии в том, что она позволяет детям полностью раскрыть свой творческий потенциал. У детей активизируется познавательный интерес, мыслительная деятельность, что позволяет всем детям участвовать в обсуждении темы урока. Дети рассуждают, предполагают, не боятся высказать своё мнение.
Актуальность технологии "ТРИЗ" в том, что на уроке создаётся благоприятная атмосфера для совместного поиска и творческого решения задач, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.
Формируя у детей умения решать поставленные задачи, я не даю прямых ответов на вопросы, стараюсь не вести их к ответу, а даю возможность "столкнуться со сложностью", увидеть проблему и найти изобретательный выход из нее.
Во время проведения урока можно использовать следующие приёмы "ТРИЗ":
- "Нестандартный вход в урок". Данный приём используется для включения всех учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. У детей активизируется внимание, появляется настрой на работу.
Например, урок можно начать таким образом:
- Сегодня наш урок начнется с путешествия. Закройте глаза, представьте, что мы с вами отправились на летнюю прогулку в лесок, вдруг... (включается звук ветра) налетел ветер, и мы отправились в лесной домик. Пока мы шли к домику, мы услышали вот такие звуки (включается звук дождя), чтобы не промокнуть, мы поскорее зашли в домик, где нас угостили вкусным чаем. На этом наше путешествие заканчивается. Открывайте глаза и давайте поговорим о том, какие звуки вы услышали.
2. "Хорошо-плохо". С помощью этого приёма формируется умение находить положительные и отрицательные стороны в любой ситуации, умение разрешать противоречия, дискутировать, анализировать ситуацию с разных сторон.
Например:
Класс делится на 2 группы. 1 группа ищет плюсы такого явления природы, как дождь, 2 группа ищет минусы. Каждая команда должна озвучить и доказать своё мнение.
- "ДА-НЕТКА" Приём помогает всем детям включиться в работу, так как позволяет отвечать всем, не боясь неправильного ответа, так же предполагает оценку внимательности детей.
Учитель задает учащимся вопросы, на которые дети должны однозначно ответить «ДА» или «НЕТ».
- "Жокей и лошадь". Приём интерактивного обучения, автором которого является А.Каменский. Этот прием может использоваться для закрепления полученных на уроке знаний учащихся, для формирования культуры поведения в классе и умения нестандартными способами находить правильное решение.
Например:
Класс делится на 2 группы. Каждому участнику 1 группы даются карточки с вопросами (по пройденной на уроке теме), каждому участнику 2 группы даются карточки с ответами на вопросы. Дети должны, не переговариваясь, с помощью рук, жестов, взглядов найти себе пару, т.е. человека, у которого на карточке написан ответ на его вопрос. Дети передвигаются по классу, образовывают пары.
Используя данную технологию, дети учатся с повышенным интересом, максимально используя свой потенциал и творческую активность, быстрее включаются в деятельность, качественно воспринимают содержание урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы»
...
Показатели развития УУД в рамках ФГОС в начальной школе
В работе перечисляются показатели УУД в рамках ФГОС в начальной школе...
Использование элементов ТРИЗ на уроке математики в начальной школе
Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в за...
Использование прёмов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Мастер- класс на тему "Использование приёмов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы"....
Методический семинар Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС.
Актуальность технологии проблемного обучения, применеие на уроках в начальной школе. Технология проблемного обучения развивает самостоятельную деятельность по решению учебных задач, развивает мыслител...
Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС НОО
Использование технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе....
Методический семинар по теме «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС НОО»
Материал можно использовать для методической работы учителей начальных классов....