Использование прёмов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы.
план-конспект занятия (1, 2, 3 класс) на тему

Сидорук Елена Анатольевна

Мастер- класс на тему "Использование приёмов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер - класс49.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование приемов ТРИЗ в познавательной  деятельности

учащихся начальной школы»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с аспектами и приемами ТРИЗ –педагогики, способствующими формированию творческого мышления у учащихся.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами ТРИЗ – педагогики, которые можно использовать на всех уроках  в начальной школе, самообразование и самосовершенствование

Задачи мастер-класса:

  1. актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов     технологии решения   изобретательских задач;  
  2. создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией   решения изобретательских задач;
  3. содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.  

Ход проведения мастер-класса:

1. Подготовительно-организационный. (Приветствие выступающего, вступительное слово о себе)

2. Постановка проблемы. Презентация педагогического опыта.

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса: «Использование приемов ТРИЗ в познавательной  деятельности учащихся начальной школы».

Эпиграфом к нему я хочу взять слова Анатолия Александровича Гина, одного из разработчиков теории ТРИЗ: «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности»

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.

Чтобы выполнить социальный заказ современного общества, введены Федеральные государственные стандарты второго поколения, в которых  на вопрос « Как получить новый образовательный результат?»  дан лаконичный ответ «На первое место выходит не передача суммы знаний, а развитие личности на основе освоения способов деятельности». А это,  как  мне кажется, отвечает и основному назначению ТРИЗ -педагогики,  главной сутью  которой является развитие сильного мышления и творческого воображения.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем  Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.

Генрих Саулович  Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), ученый, изобретатель, писатель.


В основе используемых в ТРИЗ - педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ - педагогики является обучение способам решения творческих задач,
 воспитание творческой личности. 

Применение  приёмов ТРИЗ - педагогики  способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

  Целью использования приемов ТРИЗ -педагогики в своей работе считаю развитие, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Приемы ТРИЗ – педагогики используются давно, но у меня сложилась своя система с использованием отдельных приемов этой технологии.

 Приёмы ТРИЗ  позволяют традиционный способ обучения перевести в активно -деятельностный. Основное назначение ТРИЗ – развитие сильного мышления и творческого воображения – вполне можно реализовать в младшем школьном возрасте.

 Приём Эмпатия. Развитие речи, творческого мышления, фантазии(будущем такие дети не будут равнодушны к другим, будут уважать мнение собеседников)

Представьте себе, что вы тетрадь аккуратного или наоборот небрежного ученика. Сочините небольшой рассказ. Опишите, как вы себя чувствуете в этой роли. Эмпатия это не - «поставь себя на его место»,  это: «взгляни на вещи его глазами». Можно  разделиться на пары: один показывает эмоцию, другой угадывает (радость, удивление, презрение, страдание, страх, гнев)

Прием используется на уроках литературного чтения при инсценировках,  сочинениях от лица персонажа .

Прием «Да -нет». Метод суждения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да -нет». Вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет» и ответ на них позволял сужать поле поиска. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию;  умение слушать и слышать друг друга.

Например, ведущим (сначала это может быть учитель, а потом и ученики) задумано число 4.

Чтобы угадать, какое число задумано, ребята начинают задавать вопросы:

Это число больше 6? Нет

Это число меньше 6? Да

Это число больше 3? Да

Это число больше 3 на 1? Да

Это число 4? Да.

Такой прием можно использовать на всех предметах: математике, окружающем мире, литературном чтении, русском языке.

Ещё примеры. Загадано природное явление (Радуга)

Это бывает зимой? Нет.

Это бывает в теплое время года? Да

Это бывает летом? Да

Это связано с осадками? Да

Это дождь? Нет

Это  бывает после дождя? Да

Это радуга? Да

Я загадала часть речи ( имя существительное)

Эта часть речи обозначает признак предмета? Нет

Изменяется по числам? Да

Изменяется по родам? Нет

Изменяется по падежам? Да

Это имя существительное? Да.
Прием  «Морфологический ящик». Универсальный приём, используется на всех уроках. На уроках литературного чтения помогает составить портрет персонажа.

Имя сказочного героя

Баба-Яга

Где живет?

В лесах, в избушке – на – курьих ножках

Волшебные свойства

Колдовать

Что умеет делать?

Летать на метле, летать в ступе, превращать

На кого похож?

На старушку

С кем дружит?

Леший, Кощей Бессмертный, Кикимора

В каких сказках встречается?

?

После составления портрета Бабы-Яги, ребята заинтересовались, в каких сказках ещё она встречается, её персонаж одинаков или в каждой сказке Баба-Яга индивидуальна, встречается в сказках других народов похожий персонаж,  откуда взялся этот персонаж, может  быть  она реально когда-то существовала. Эти вопросы побуждают детей к деятельности, им интересно искать ответы на свои вопросы. Собирая сведения, наш «морфологический ящик» начал пополняться, т.к. ребята стали фиксировать свои наблюдения. Этот приём, я считаю, является толчком к исследовательской работе учеников начальных классов.

Используя прём «Морфологический ящик», мы собрали сведения о реке Агидель.

Объект

Река Белая (Агидель)

Исток реки

К востоку от горы Иремель

Длина реки

1430 км

Устье реки

Нижнекамское водохранилище

Где протекает?

Башкортостан, граница Башкортостана и Татарстана

Бассейн

142000 км2

Города, которые находятся на реке

 БелорецкМелеузСалаватИшимбайСтерлитамакУфа,

Благовещенск (Башкортостан)БирскДюртюлиАгидель.

Образует ледостав?

Да. Замерзает во второй половине ноября, вскрывается в середине апреля.

Притоки

Нугуш, Сим, Уфа, Бирь, Быстрый ТаныпАшкадар, Уршак, ДемаКармасанЧермасан, База, Сюнь.

Я пришла к выводу, что благодаря этому приёму, ребята делают свои первые шаги в исследовательской работе, и уже потом ребятам легко выбрать и тему, и определить цели своей работы, выдвинуть гипотезу, познакомиться с технологией написания исследовательской работы.

На уроках математики прием «Морфологический ящик» помогает решать логические задачи. Например:

У Маши три куклы: с рыжими, светлыми и чёрными волосами. Маша назвала их: Белянка, Лисичка и Чернушка, но так, что цвет волос и имя не совпадают. Как зовут каждую куклу, если кукла со светлыми волосами – Чернушка?

 Куклы

Цвет волос

Светлые

Рыжие

Черные

Белянка

-

+

-

Чернушка

+

-

-

Лисичка

-

-

+

На уроках русского языка помогает составлять различные копилки слов, например копилка имён существительных, которые употребляются только в единственном или множественном числе.

На уроках ИЗО помогают составить портрет  фантастического или несуществующего животного, которого ребята потом рисуют, или помочь колобку вырваться из лап хитрой лисы (разрешить противоречие, возникающее в сказке).

Прием  «Элемент – Имя признака - Значение признака» позволяет структурировать знания, учит моделированию, а значит формировать мыслительные операции младших школьников:  сравнивать, классифицировать, анализировать, выделять существенные признаки

На уроках русского языка:

Элемент ( предмет окружающего мира, то что мы рассматриваем, анализируем)

Имя признака

 ( характеристики элемента или вопросы, которые можно задать об элементе)

Значение признака

 ( ответы об элементе)

Имя существительное

Падеж

И.п, Р.п., Д.п., В.п.,Т.п.,П.п.

Число

Мн. ч., ед. ч

Род

Ж.р, ср.р., м.р.

Член предложения

Подлежащее, дополнение, обстоятельство

 Корень

Место нахождения

Правописание

Безуд, глас., парн. согл, непроиз. согл, требуют проверки

Для чего служат

Главное значение слова

Суффикс

Место нахождения

После корня

Правописание

Требует запоминания

Для чего служат

Для образования новых слов

Прием «Системный лифт»  представляет собой вертикаль многоэкранной схемы,  позволяет отследить различные признаки:

Эта модель строилась во время прохождения нового материала, добавляя каждый раз что-то новое, помогает актуализировать и систематизировать знания учащихся.

Во втором  классе составляем ( можно работать в группах) «Системный лифт»: тект-предложения - слова, добавляем понятия: текст выражает идею, тему, предложения – выражают законченную мысль, слова называют предметы, действия, признаки и т.д.

В третьем  классе добавляется к «Системному лифту» : основа, окончание,  корень, приставка, суффикс и их определения. Затем можно на лифте прокатить слова, например, слово лошадка.

Приём учит анализировать информацию, учит самостоятельно работать с этой информацией, учит моделированию, учит видеть картину в целом, а это важно для целостного восприятия окружающего мира.

Системный лифт «Мой адрес», дети составили на уроке окружающего мира, определяя адрес школы.

Вселенная

Солнечная система

Планета Земля

               

Республика Башкортостан

Туймазинский район

Село Серафимовский

Верхний посёлок

18 квартал

               

Дом 1

На уроках окружающего мира:

Тело- вещество- молекулы –атом

«Прокати» на лифте  кастрюлю. Тело: кастрюля – вещество: сталь- молекула стали.

Или «катали» вещество- воду, вода состоит из молекул воды, которая состоит из 2 молекул водорода и одной молекулы кислорода. Здесь же ребята выбирают схему твердого, жидкого или газообразного вещества.

Живой организм - орган- клетка

На уроках русского языка и литературного чтения используется прием «Раскадровки», который позволяет фиксировать события в схематичных рисунках, отражая здесь же оценку персонажей.

На уроках русского языка при изучении темы «Когда глаголы особенно важны?» Ребята используют приём «Раскадровки». На начальном этапе дается текст и рисунки авторов учебника. Работая с ними, отвечают на вопросы: - Сколько кадров сделаешь по тексту? Что на них будет изображено? А какие кадры не сделал художник? Добавь их, рисуя словами. И в конце урока, используя этот приём, ребята хорошо понимают когда же глаголы особенно важны и без них не обойтись.  Помогает этот прием  при написании изложений, составлении устных пересказов. Где возможно еще и фиксируется оценка событий с позиции каждого участника. Кроме того связь кадров даём модель пословицам «Действие – результат», которая помогает ребятам подбирать пословицы к литературным произведениям.

Алгоритм сочинения загадок.

Учит сочинять загадки. Именно такое задание получают дети уже в первом классе. Хорошо, если ребёнок творческий от рождения. А если, нет?  И такое задание вызывает у него, по меньшей мере,  недоумение. В худшем случае, просто отторжение. Этот приём ТРИЗ  - педагогики позволяет научить сочинять каждого ребенка. Начинаем сочинять вместе с детьми по заданному алгоритму.

Например, придумай загадку о расческе:

На что похоже?

Чем отличается?

 забор

нельзя перелезть

пила

не пилит

трава

не растёт

зубная щётка

не чистит зубы

Последовательность работы:

1. Выбрать объект, записать;

2.Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?

3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от расчески?

4. Вставь слова связки «как…», «…но не…»

5.Составить загадку: «Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растёт?»                                            

Сочинение загадок, используя признаки предметов

Динозавр

Какой?

Что такое же?

огромный

но, не подъемный кран

страшный

но, не приведение

опасный

но, не огонь

дикий

но, не волк

Сочинение загадок и нелепиц, используя действия предметов (Крот)

Что делает?

Какой объект делает так же?

роет

экскаватор

выкапывает

лопата

Прием составления загадок учит детей классифицировать, проводить сравнение, анализ, развивает воображение, творческое мышление.

 В ТРИЗ-педагогике есть методики сочинения маленьких творческих произведений: загадок, творческих задач, фантастических рассказов.  Этот приём помог ребятам сочинить экологические сказки. В основе -  прием «Морфологический ящик»:

Герои

Злодеи

Цели или желания

Волшебные предметы

Превращения героев

Волшебные места

Алёнушка

Баба-Яга

Вернуть домой

Шапка-невидимка

В комара, муху, шмеля

Страна Лжецов

Айболит

Бармалей

Найти волшебный предмет

Цветик-семицветик

Карлика

Лилипутия

Красная Шапочка

Мачеха

Вылечить друга

Скатерть-самобранка

Козлёночка

Изумрудный город

Золушка

Леший

Спасти

огниво

Страна Чудес

 - на основе таблицы можно составить много вариантов сочетания элементов и сочинить сказку.

Сочинение сказок учит детей и фантазировать, а фантазия, как считал один из последователей  и учеников Г.С.Альтшуллера, является одним из простейших приемов изобретательства.

 Моделирование приемов ТРИЗ - педагогики участниками мастер-класса.

Чтобы вы увидели в действии приёмы ТРИЗ - педагогики, перейдём к практической части.

Всем участникам раздаются парусники с приёмами ТРИЗ-педагогики для рефлексии, клей.

Участники делятся на 3 группы. Группы получают задание:

1 группа. Используя «Морфологического ящика» составить портрет Кощея Бессмертного .

Имя сказочного героя

Где живет?

Волшебные свойства

Что умеет делать?

На кого похож?

С кем дружит?

В каких сказках встречается?

2 группа. Составить загадку на заданное слово (пылесос), используя таблицу

На что похоже?

Чем отличается?

Последовательность работы:

1. Выбрать объект, записать;

2.Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?

3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается ?

4. Вставь слова связки «как…», «…но не…»

5.Составь загадку.

3 группа. Игра «Да- нет». Я загадаю слово на тему «Явления природы», задавая вопросы, узнайте, что это за слово.

     Рефлексия.

-В заключение своего выступления предлагаю вспомнить приёмы ТРИЗ - педагогики. Буду очень рада, если эти приёмы вы будете использовать в своей работе, сделав увлекательным такое нелёгкое путешествие по океану Знаний, превратив каждый урок в маленькое открытие. Я желаю вам счастливого плавания на вот этих замечательных парусниках. (Каждому участнику раздаётся заготовка кораблика-парусника с одной-двумя мачтами и отдельно карточки-паруса с написанными приёмами ТРИЗ - педагогики) Я предлагаю для уверенного плавания прикрепить к мачтам те паруса-приемы, которые помогут вам в дальнейшей педагогической работе.

Своё выступление я хочу завершить словами Л.Н. Толстого «Если ученик в школе не научился сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать…»

Литература

1.Творчество как точная наука./ Альшуллер Г.С.-М.: «Советское радио», 1979.-103 с.

2. Основа классической ТРИЗ./ Орлов М.А.- М.: Солон – Пресс, 2006.-432 с.

3. Как научить ребёнка думать./ Тамберг Ю. Г.М.: Феникс, 2007.-135 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»

Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...

ДОКУМЕНТ- КАМЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ДОКУМЕНТ- КАМЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИУЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ очень актуальный материал....

Нетрадиционные формы урока с использованием ЭОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Нетрадиционные  формы урока  с  использованием современных  технологий  ползволяют  учителю  активизировать  деятельность учащихся на уроке......

Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий как средства формирования познавательной деятельности учащихся начальной школы

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их...

Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере использования Интернет-технологий)

В статье на примере организации работы с Интернет-проектами в начальной школе рассмотрены возможности активизации познавательной активности учеников с использованием информационных технологий....