Выступление "Развитие интеллектуальных способностей у мл.школьников во внеурочной деятельности"
методическая разработка (1 класс)
Выступление "Развитие интеллектуальных способностей у мл.школьников во внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие интеллектуальных способностей | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме: «Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»
Актуальность данной темы в том, что возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Новые ФГОС предполагают реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс обучения учителю необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассная деятельность обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.
Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте играет важную роль и составляет критический период от которого зависит будущее человека. То, как человек будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большей степени определяется тем, как сформируется интеллект в детстве.
В психологическом словаре даётся определение интеллекта: «Интеллект – индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и др. Подразумевается определённый уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать всё новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности. Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. Итак, Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека, характеризующийся:
- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью.
Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Приходя к какому-либо выводу сам, ученик лучше усваивает материал и может эти знания и умения применить в дальнейшем.
Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.
Способность – это не результат, а условие, готовность, процесс освоения ЗУН. Соответственно и интеллект - это не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению.
Однако такие условия часто обеспечиваются не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике является организация учителем действий учащихся по образцу: упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.
В этих условиях у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельного мышления, требует индивидуального подхода к каждому ребенку.
В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:
· самостоятельность мышления,
· быстрота и прочность усвоения учебного материала,
· быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
· умение отличить существенное от несущественного,
· различный уровень аналитико- синтетической деятельности,
· критичность ума.
«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь» Плутарх
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от умения учителя “и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.
Большинство исследователей и психологов сходятся во мнении, что оптимальным периодом интеллектуального развития является младший школьный возраст, охватывающий период жизни ребенка примерно с 6 до 11 лет.
Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Я веду курс внеурочной деятельности «Самый умный». Цель данного курса: создание условий для развития интеллектуального потенциала младших школьников.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
- успешно участвовать в конкурсах и олимпиадах разного уровня.
Курс включает в себя 5 блоков:
-Занимательная математика;
- Чтение – вот лучшее учение;
- Знатоки русского языка;
- Я люблю тебя навсегда, окружающая среда!»
- Интеллектуальные конкурсы.
Работа детей на занятиях строится с использованием поискового метода, частично-поискового, исследовательского. Использую деятельностный подход в обучении. Он предполагает изменение формы организации процесса обучения: от усвоения школьниками предметной информации к ее самостоятельному поиску, приоритет формирования способов учебной деятельности над формированием системы знаний, предметных умений.
В 1 классе используются задания на сравнение предметов, классификацию, объединение по какому-либо признаку.
Например:
- обучающиеся работают с наборами разноцветных геометрических фигур: раскладывают их по заданию на группы (по форме, цвету, размеру);
-«По каким признакам объединены числа и буквы?»
1). 10, 12, 19, 20, 200, 9, 90, 900 (название всех с буквы д)
2). 51, 33, 123, 600 (сумма цифр равна 6)
-«Какое число или буква следующее?» - поиск закономерностей
1). 11, 1, 10, 2, 9, 3 (8)
Работая с научно-познавательными и художественными текстами в 4 классе, особое внимание уделяется:
*выделению основной мысли (что помогает ребятам в дальнейшем обучении, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ и конечно решать жизненные задачи);
*нахождению ключевых слов;
*составлению плана;
*умению находить нужную информацию для решения поставленной перед детьми задачи.
Например, предлагаю групповое задание, используя научные тексты, составить кроссворды. Затем можно разгадывать кроссворды.
Дети задают много вопросов с просьбой объяснить: что это такое? Как это называется? Зачем это? На каждый вопрос надо ответить ясно, понятно для ребёнка и точно. На это нацелены приёмы и упражнения развивающие умение давать определения словам, ибо это основа логического мышления, взаимопонимания между людьми.
б) Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.
г) Игры-путешествия - они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся предлагаю такую ситуацию:
- Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.
- Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения.
- Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север.
Такие игры развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
д) Интеллектуальные игры. (игры - путеществия по станциям, квесты, квизы..)
Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес.
Предполагаемые результаты.
1)Занятия по программе «Интеллект» позволят развить логическое мышление детей, а также научить их:
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, слова, числа;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- определять отношение между предметами типа род-вид;
- осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза.
-решать логические задачи.
2).Развитие памяти младших школьников.
3).Развитие внимания.
Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников создаёт условия для личностного и интеллектуального развития учащихся, речи, смысловой памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одно из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности,...
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"
Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через: 1. Проектную деятельность. 2. Вышивание ка...
«Развития литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности »
зачетная работа по курсам повышения квалификации "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования " (инвариантный блок)...
Методический семинар ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Математика помогает человеку во всех его делах. Она нужна не только инженерам, конструкторам, бухгалтерам, но и работникам иных сфер. Без измерений и вычислений нельзя сделать и стула. «На...
Методический семинар ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (презентация)
Презентация к методическому семинару....
Презентация «Развитие интеллектуальных способностей у мл. школьников во внеурочной деятельности»
Презентация "Развитие интеллектуальных способностей у мл. школьников во внеурочной деятельности"...
Статья развитие математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Изучение математических способностей школьников и условий их развития и воспитания является очень значимым для практики обучения в школе, поскольку математика – это один из самых важных предмето...