Организация внеурочной деятельности в начальных классах
учебно-методический материал

Гугучкина Елена Алексеевна

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

 

 С

Скачать:


Предварительный просмотр:


          МБОУ Сокольниковская СОШ

Доклад на тему

« Организация внеурочной деятельности в начальной  школе»

.

                                           

                                                               Подготовила  

учитель начальных классов

Гугучкина Е.А.        

         

Моршанский район

2018 год

 С введением новых образовательных стандартов в сетке часов  учебного плана появляется внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:

  • реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
  • включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
  • использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности в 3 а классе нашей школы:

  • запросы родителей, законных представителей ;
  • приоритетные направления деятельности школы;
  • интересы и склонности педагогов;

Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Педагоги школы рассмотрели целесообразность введения образовательных программ. Рассмотрели ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий.

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план 3 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю..

Её организация во многом  зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, поэтому в нашей школе внеурочная деятельность учащихся 3-х классов строится следующим образом.

1.Спортивно-оздоровительное направление (4 часа в неделю)  реализуется через работу кружка «Лёгкая атлетика»,»Секция футбола». Программный материал сгруппирован по  подвижным,  народным  и  спортивным   играм. Подбор игр  связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, психическим    развитием,  игровым опытом. Занятия проводят учителя физической культуры.

2. «Будь милосердным» (1 час в неделю) осуществляется через работу кружка «Уроки-милосердия». Занятия проводит классный руководитель. Учителем используются следующие формы работы: беседы, конкуры рисунков, экскурсии, встречи со служителями церкви.  На занятиях преподаватель предоставляется детям возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края. Большинство занятий (занятия-путешествия, занятия-исследования  и пр.) проходит в виде сказок с игровым действием. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия  материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и  чуткое  отношение к окружающим.

3. Социальная работа (1 час в неделю) – кружок «Школа, я, моя семья» основанная на программе воспитательной работы «Гармония». Работа кружка строится на инициативном участии ребенка в социальных акциях, организованных учителем,  через КТД (коллективно-творческое дело), ролевые игры, социально-моделирующие игры, путешествия, совместные дела с родителями.

4.Кружок «Бумажная пластика».(1 час). Развитие творческих способностей у детей через изготовления поделок .Участие в конкурсах, выставках, развитие эстетического вкуса.

5. Художественно – эстетическое направление – музыкальные кружки, танцевальная студия (2 часа) – кружок «Овация». Знакомство с музыкальными произведениями, концерты, инсценировки, праздники на  уровне класса и школы- всё это  осуществляется преподавателем музыки и преподавателем танцевального кружка..

6. Предметные кружки (1 час) – кружок «Язык учу, всё знать хочу»». Кружок включает в себя проектную деятельность увлекательное путешествие по стране «Информатики». Ставя перед школьниками познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, учитель готовит детей к жизни в современном информационном обществе. Например проект «Откуда появилась буква Ё». Кружок направлен на углубленное изучение языка через занимательные игры, творческие проекты и т.д.

Многие дети посещают кружки вне школы. Это цирковая студия в РДК, спортивная школа, музыкальная школа, где дети так же развивают свои творческие способности.

      Педагоги нашей школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.

Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профориентированной деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время

   В процессе развития ребенок с 2,5 - 3 лет насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсе...

Механизмы интеграции при организации внеурочной деятельности в начальных классах

В статье проанализированы механизмы интеграции общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности по новым образовательным стандартам. Показана успешная работа всех механизмо...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Кружок «Учусь исследовать» как перспективная форма организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов

В процессе реализации задач, поставленных ФГОС начального общего образования, педагоги начальных классов обращаются к возможностям внеурочной деятельности с учащимися, полагая, что её целенаправленная...

"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов.через проведение интегрированных занятий логопеда и психолога" (из опыта работы)

Опыт работы учителя-логопеда и педагога - психолога при организации сопровождения обучающихся начальной школы, через интегрированные занятия....

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»...