Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnye_istoki_1_-_4_klass.docx | 95.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. ФГОС НОО относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Цель программы: развивать у обучающихся духовно – нравственные ценности, накапливать социокультурный опыт, развивать навыки общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
Задачи программы:
⮚ освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
⮚ оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
⮚ личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
⮚ развитие мотивации к саморазвитию;
⮚ введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются формирование следующих умений:
⮚ активное освоение духовно-нравственных ценностей нашего общества;
⮚ целостное восприятие окружающей социальной жизни;
⮚ самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
⮚ в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Истоки»
является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
⮚ формулировать и удерживать учебную задачу;
⮚ составлять план и последовательность действий;
⮚ выполнять учебные действия;
⮚ сравнивать способ действия и его результат с эталоном;
⮚ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
⮚ выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
⮚ устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели;
⮚ определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
⮚ высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
⮚ работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, тетрадь).
Познавательные УУД:
⮚ делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
⮚ добывать новые знания;
⮚ извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);
⮚ наблюдать и делать самостоятельные выводы;
⮚ поиск и выделение необходимой информации;
⮚ перечитывать текст с целью оценки смысла всего текста, соотнесения его названия и содержания, поиска нужных частей текста;
⮚ ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений;
⮚ находить нужную дидактическую иллюстрацию;
⮚ работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадью);
⮚ сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.
Коммуникативные УУД:
⮚ видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и присоединяться только к одной из них;
⮚ ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь;
⮚ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
⮚ формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию;
⮚ донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
⮚ слушать и понимать речь других;
⮚ учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование базового социокультурного ряда.
Основные особенности программы первого класса
Программа курса «Азбука истоков» охватывает период обучения в 1 классе и рассчитана на 33 часа. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.
В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».
Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с содержательными линиями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих.
Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию курса, так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической, социально-правовой и другим надпредметным содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение.
Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл.
Начинает первый класс тема «Мир», которая помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры нашего города, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта.
Тема «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным – «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы.
Третья тема первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Многое является безобразным (без-образным). Тема наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ».
Книга традиционно является основным средством образования в школе. Четвертая тема позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться к тем великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.
Социокультурные ценности-категории «Слово», «Образ», «Книга» выступают особо значимыми средствами духовно-нравственного и шире социокультурного познания ребенка, что отвечает информационно-методологической и культурно-исторической содержательным линиям в единстве и целостности их взаимосвязей с другими линиями.
Содержание занятий в первом классе
Развитие духовно-нравственной основы личности
Азбука состоит из четырех разделов: Мир, Слово, Образ и Книга. Предложенные образы, слова, поговорки, фрагменты произведений, тексты представлены системно в алфавитной и содержательных частях.
Например, главная тема при изучении букв А и М – «Семья. Родители». В развитие дети слушают текст «Солнышко, мама и папа».
При изучении букв П и Л – «Поле и лес». В развитие – «Мир и лад» с текстами «Поле и школа», «Поле и семья», «Школа и семья».
При изучении букв И и Р – «Истоки и радуга»;
букв Д и Б – «Доброе слово» и т.д.
Иллюстрации и иллюстративные миниатюры развивают образное восприятие ребенка на основе категорий Истоков .
При изучении букв Э и Ю с целью закрепления образного восприятия представлены:
⮚ портреты великих русских поэтов: Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина;
⮚ иконографические изображения и портреты великих людей России: Святого князя Владимира, Святого князя Александра Невского, Михаила Илларионовича Кутузова, Александра Васильевича Суворова.
Материал учебных страниц Азбуки содержит важнейшие образы и понятия, непосредственно связанные с темами воспитательной программы, которые в свою очередь образуют единую линию, задают вектор социокультурного развития личности.
Развитие языкового сознания
Одна из основных задач Азбуки – введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего структурного изучения русского языка. С учетом того, что активизация языкового сознания является неотъемлемым условием социокультурного развития личности, оба направления разработаны в едином контекстном поле. Многоуровневые связи, пронизывающие весь комплекс учебно-воспитательных программ, обеспечивают целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Мир ( 11 часов)
1. Солнышко, мама и папа (А М)
Знакомство с «Азбукой истоков». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждой свое название и все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.
2. Мир и лад (Поле, школа и семья) (П Л)
Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем ла-ла и ла-па)? (Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках.)
3. Истоки и школа (К О)
Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово-образ, слово-символ. Колокол, язык, книга, школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)
Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.
Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки. У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: Радость, радуга. (В упражнениях найти слова «из одной семьи».)
6. Сказки А.С. Пушкина (Ш С)
Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему? (Продолжить предложение так, чтобы получилась сказка. Найти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)
7. Родной край (Й)
У каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.
8. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) (Щ Г)
Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край).
Слово-действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Что значит «Ищи мира»? Как это делать?
9. Святыни России. Илья Муромец (У Ф)
Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.).
Слово (12 часов)
1 . Слово (Х В)
Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией.
2. Весна и слово (Н Я)
Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем еще можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, выученные раньше, ищем сравнения.
3. Золотое сердечко (З Т)
Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.
4. Серебряное копытце (Д Б)
Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.
5. Честное слово. «Добрыня Никитич» (Ч Ы)
Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.
6. Слово о родителях (Э Ю)
Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.
7. Святое слово. Былина «Алеша Попович» (Ь Ъ)
У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А еще есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте (зрительно и на слух).
8. Чаша жизни (Ж Ц)
Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся.
Образ (5 часов)
1. Родник
Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по-разному. В русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.
2. Образ Родины
Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.
3. Образ защитника Отечества
Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом … с победой возвратился воин домой… трудна была его дорога к дому…».
4. Образ праздника (День Победы)
Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем?
Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.
Книга (5 часов)
1. Книга
Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка.
Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.).
2. Книга книг
Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.
3. Живое слово книги
Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.
4. Первая книга. Мир книги
Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги.
Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.
Обучение чтению
Методика «Азбуки истоков» разработана с учетом современных представлений о формировании вербальных функций и является развитием традиционного метода слогового обучения чтению. Азбука нами используется самостоятельно в рамках программы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Букварные страницы Азбуки посвящены изучению конкретных букв, содержат зрительные образы и слова, имеющие данную букву, пословицы, стихотворные отрывки, обучающие упражнения и микротексты для чтения. Типовая организация «букварных» страниц способствует концентрации внимания и стимулирует самостоятельную работу учащихся.
Работа с букварными страницами предусматривает пять этапов:
I этап. Сопоставление образа и звука. Развитие фонематического слуха.
II этап. Семантический и фонетический анализ отдельных слов с выделенной буквой. На этом этапе предполагается уделять особое внимание смыслу рассматриваемых слов. Важно не просто объяснить незнакомые слова, необходимо выяснить, как дети их понимают, подобрать родственные слова, слова похожие и противоположные по смыслу (без терминов).
III этап. На этом этапе объектом изучения является уже не отдельное слово, а целая мысль, связанная с рассмотренными выше словами. Чтобы научить детей выражать свои мысли, им предлагается определить/описать смысл одного из предложенных на странице слов. Дополняя и уточняя друг друга, добавляя сущностное и отсеивая незначительное, дети под руководством учителя рождают свою (!) мысль. И только после этого осуществляется переход к рассмотрению пословицы – короткой, но глубокой по сути фразы.
Знание пословиц приобщает детей к глубинным пластам народной мудрости, приучает искать смысл прочитанного, дает пример лаконичной и образной формулировки мысли. Обсуждение и разъяснение смысла пословицы проводится в живом диалоге с детьми. Важно, чтобы ребенок сделал самостоятельное, пусть небольшое, умозаключение.
При многократном использовании одного и того же материала (слов, фраз, текстов и т.п.) вначале выполняются упражнения, направленные на понимание и осмысление, и только потом – формально-аналитического характера.
IV этап. Самостоятельное чтение.
Материал для самостоятельного чтения организован в виде таблицы, содержащей слоги и слова разной сложности с этими слогами. Такая структура дает возможность четко прослеживать формирование навыка и своевременно отрабатывать трудные моменты.
Примеры тренировочных упражнений (таблица должна быть продублирована на доске):
1. Чтение слогов в столбик.
Поиск заданного слога.
Поиск начального слога – учитель называет слово, или показывает картинку с изображением предмета, а ученики указывают на первый слог (ваза – ВА).
Комбинация слогов. Чтение цепочки из похожих слогов (ба-ба-ба, ба-бо-ба, бо-бо-ба и т.д.). Можно приводить в игровой форме с использованием различных персонажей. (Кто как стучит? Чьи это шаги? и т.п.)
2. Чтение пар: слог – слово (ба – бал, до – дом). Анализ: что изменилось, какая буква прибавилась после слога или перед ним?
Чтение более сложных пар (ком – ко-мок, пол – полк). Анализ: как изменился смысл слова, какие буквы добавились? Здесь же полезно обсудить различия в «назначении» слов.
3. Чтение столбиков слов, поиск слова, прочитанного учителем (возможна работа в парах).
4. Чтение отдельных длинных слов. Для облегчения вначале можно открывать слово по одному слогу (че-ло-век, че-ло-век, че-ло-век).
Использование различных заданий для многократного прочтения одних и тех же слов повышает эффективность обучения. При этом создаются условия для развития самоконтроля и стремления к самосовершенствованию.
5. Самое важное – переход к чтению текста. Главная задача учителя подготовить ученика к пониманию мысли. Последняя строка уже не является тренировочным упражнением. Это микротекст для осмысления, и его формальная структура не обсуждается. (Это не игровое задание, ребенок может и должен осознать разницу). «Текст» может быть продолжен или уточнен устно.
V этап. Чтение учителем стихотворного отрывка, его обсуждение и заучивание (задача выучить наизусть явно не ставится, а используются приемы опосредованного запоминания):
⮚ учитель читает, дети слушают;
⮚ учитель начинает, дети заканчивают строку;
⮚ учитель читает первую строчку, дети вторую;
⮚ все читают хором (с минимальной помощью учителя);
⮚ кто хочет, рассказывает сам.
Эта общая схема работы может быть изменена или сокращена при необходимости. Главное – дать почувствовать детям красоту и неповторимость поэтического текста, научить слышать и понимать поэзию, без которой невозможно развить настоящее чувство родного языка.
При всей алгоритмичности описанной структуры учителю предоставляется широкое поле для творческой деятельности, т.к. любой этап может быть развернут по усмотрению педагога и стать центральной частью урока, что придает курсу в целом неповторимое разнообразие.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Истоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота. Святое Слово. Дар Божий. Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спаситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет. Икона. Образ Богородицы. Чудотворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако. Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.
Главными целями курса в 1-м классе являются:
⮚ освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
⮚ развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.
Формы работы:
⮚ теоретические (беседа, анализ ситуации, работа с материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал));
⮚ практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).
Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
Формы подведения итогов: составление «Моей первой книги».
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради обучающиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Планируемые результаты освоения курса в 1 классе:
⮚ освоение следующих базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Истоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота. Святое Слово. Дар Божий. Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спаситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет. Икона. Образ Богородицы. Чудотворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако. Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.
⮚ раскрыть их смысл в соответствии с контекстом употребления;
⮚ уметь правильно использовать их в своей речи;
⮚ использовать их при организации самостоятельных видов деятельности.
Содержание занятий во втором классе
Родной очаг (9 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколение и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревьев. Деревенская улица и деревенский дом. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни? Как город рассказывает о себе? Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (9 часов)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива-творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек. Как река служит человеку. В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море-конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы, мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога к жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка-народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (8 часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово-Библия.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют «труд души»? Главные праздники года.
КНИГА. Библия-Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА-образ иного преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.
Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда
Главными целями курса во 2-м классе являются:
⮚ освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
⮚ развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
⮚ развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
Одними из важнейших задач являются присоединение ребенка к школе, работа с родителями, объединение усилий семьи и школы в вопросах воспитания. Истоки решают и другие образовательные задачи: развитие речи и языкового сознания, общения, обучение грамоте и др.
Планируемые результаты освоения курса во 2 классе:
⮚ освоение следующих базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Горы. Дорога. Путь. Река. Море. Озеро. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Сказка. Песня. Информация. Праздник. Храм. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля, Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Терпение. Преображение.
⮚ раскрыть их смысл в соответствии с контекстом употребления;
⮚ уметь правильно использовать их в своей речи;
⮚ использовать их при организации самостоятельных видов деятельности.
Содержание занятий в третьем классе
Вера (10 часов)
ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.
ВЕРНОСТЬ-преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу? Нарушать клятву-веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду»? Честное дело не таится. Честь и хвала-награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.
Надежда (9 часов)
НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.
СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.
ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Любовь (9 часов)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь-добро. Любовь-единство. Любовь-дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ - иметь милость в сердце. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в поступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
София (6 часов)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси разума.
ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле. Истовость. Истина в образе. Путеводный образ.
ЗНАНИЕ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София-премудрость. Почему Вера, Надежда и любовь - родные сестры
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знание и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви.
Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
Главными целями курса в 3-м классе являются:
⮚ освоение социокультурных категорий Вера, Надежда, Любовь, София;
⮚ развитие социокультурного опыта присоединения к истокам духовности и нравственности;
⮚ развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовные и душевные начала);
⮚ формирование ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Планируемые результаты освоения курса в 3 классе:
⮚ освоение следующих базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знание и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви.
Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
⮚ раскрыть их смысл в соответствии с контекстом употребления;
⮚ уметь правильно использовать их в своей речи;
⮚ использовать их при организации самостоятельных видов деятельности.
Содержание занятий в четвертом классе
Введение (1 час)
Что такое традиции? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества.
Традиции образа (8 часов)
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА: Отец, роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названый.
Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать-хранительница очага, крестная мать
Отечество. Родина. Мир-Вселенная, мир-сообщество, мир-согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.
ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ. Вера, Надежда, Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы-носители традиции Веры, Надежды, Любви. Ангел-Хранитель. «Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ Спаса как знак любви Божией. «Спас как надежда» Смысл купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птицы на русских иконах. Мотивы дерева, птицы и коня, ладьи в народном творчестве.
ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери - святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образ Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные традиции и обычаи праздника Покрова.
ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России. Свет как знак истины, мира и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.
Традиции слова (8 часов)
ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.
ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей. Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.
ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слова чести и уговора - самые надежные. Уговор дороже золота. Вид уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор. Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.
ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.
Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Совесть выговора наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.
Традиции дела (8 часов)
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы-труженики России. Обычаи общего дела. Распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи -традиционные трудовые сообщества.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, браться и училища - традиционные сообщества общественного служения
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность- основа трудовых традиций. Молодой работает, старый ум дает. Как выгоду совместить с добром. Отвага и мера, прозорливость и талант, основа служения. Праведный труд. Почему в основе любого таланта любовь. Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
Традиции праздника (8 часов)
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление и крестный ход. Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза-знак единения и примирения. Обычай русской трапезы. Где песня льется – там легче живется. Праздник народный и государственный. Народные гуляния. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.
Заключительный урок (1 час)
Почему Истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир. Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души.
Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названый. Мать. Родная мать, мать-хранительница очага, крестная мать.
Мир-Вселенная, мир-сообщество, мир-согласие. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-Хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход.
Сообщество. Община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.
Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор. Укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Главными задачами курса в 4-м классе являются:
⮚ осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой;
⮚ развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
⮚ воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
⮚ социокультурное развитие группы;
⮚ выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: «Кто я? Кто мы?» (формирование целостной идентичности личности)
В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы, и, следовательно, актуализируются все содержательные линии НРК ГОС.
Планируемые результаты освоения курса в 4 классе:
⮚ освоение системы базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.
Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага.
Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.
Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.
Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы.
Подвижники.
Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Традиции моей страны. Память народа. Человек, Традиции дела и служения. Гражданин. Забота о Родном Крае - долг гражданина. Законы и нормы. Ответственность. Россияне. Праздники Отечества. Государственные, национальные и народные праздники. Символы Отечества. Гимн. Герб. Флаг. Памятный Знак. Символ. Памятные места. Святыни. Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Традиции народов по сохранению духовного и физического здоровья. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Чувство Родины;
⮚ истолковывать их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
⮚ использовать при создании первой авторской Книги;
⮚ опираться на них в организации и оценке своей деятельности и общения;
⮚ применять их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.
Ожидаемые результаты:
⮚ формирование системы духовно-нравственных ценностей;
⮚ развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
⮚ приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
⮚ умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
⮚ расширение кругозора и словарного запаса.
⮚ освоение первичных базовых социокультурных ценностей: Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги. Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.
Распределение часов по классам
Год обучения | Наименование учебных курсов | Количество часов |
1 класс | Мир. Слово. Образ. Книга. | 33 часа |
2 класс | Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. | 34 часа |
3 класс | Вера. Надежда. Любовь. София. | 34 часа |
4 класс | Традиции образа, слова, дела, праздника. | 34 часа |
Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
1 класс
Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
2 класс
№ п/п | Тема | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | ||||
РОДНОЙ ОЧАГ | 9 | ||||
1 | Введение в предмет. Имя | Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя. | 1 | ||
2 | Семья | Семья – любовь, забота, согласие. Семейные традиции. | 1 | ||
3 | Семья | Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. | 1 | ||
4 | Род | Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. | 1 | ||
5 | Дом | Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. | 1 | ||
6 | Дом | Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. | 1 | ||
7 | Деревня | Деревня – кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. | 1 | ||
8 | Город | Город – труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. | 1 | ||
9 | Обобщение по разделу «Родной очаг» | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. | |||
РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ | 9 | ||||
10 | Нива и поле | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная. | 1 | ||
11 | Нива и поле | Труд земной и труд души на ниве. «Нива – Божья ладонь». Образ необъятного пространства. Русское ощущение воли. Открытость. Место честной битвы. Образ золотой нивы. Трудолюбие - мерило человеческих добродетелей. | 1 | ||
12 | Лес | Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | 1 | ||
13 | Река | Название реки. Ручей – Река – Море – Океан. Течение времени. Живая, святая вода. | 1 | ||
14 | Река | Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река – дорога. | 1 | ||
15 | Море-океан | Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки – Северная святыня. Завершение обжитой земли. Непредсказуемая стихия. Освоение и освещение моря. Преображение. | 1 | ||
16 | Путь- дорога | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | 1 | ||
17 | Дорога жизни | Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки. Дорога жизни. | 1 | ||
18 | Обобщение по разделу «Родные просторы» | Родные просторы. Родные просторы помогают человеку стать добрым, заботливым, трудолюбивым, мудрым. Успокаивают и лечат душу. | 1 | ||
ТРУД ЗЕМНОЙ | 8 | ||||
19 | Сев и жатва | Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы. | 1 | ||
20 | Братья меньшие | Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. | 1 | ||
21 | Ткачихи - рукодельницы | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. | 1 | ||
22 | Ткачихи - рукодельницы | Лен. Полотно. Терпение. Сноровка. | 1 | ||
23 | Мастера - плотники | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. | 1 | ||
24 | Кузнецы - умельцы | Мастер – кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. | 1 | ||
25 | Проект. Ярмарка | Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. | 1 | ||
26 | Обобщение по разделу «Труд земной» | Труд земной. Осмысление видов человеческой деятельности, которые содержат аналоги вечных, непреходящих ценностей. | 1 | ||
ТРУД ДУШИ | 8 | ||||
27 | Слово | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. | 1 | ||
28 | Сказка | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. | 1 | ||
29 | Песня | «Душа поет». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. | 1 | ||
30 | Праздник | Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. | 1 | ||
31 | Книга | Книга книг – Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. | 1 | ||
32 | Икона | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. | 1 | ||
33 | Храм | Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. | 1 | ||
34 | Обобщение по разделу «Труд души» | Труд души | 1 |
Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
3 класс
№ п/п | Тема | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | ||||
ВЕРА | 10 | ||||
1 | Вводный урок | Рассказ о программе и учебнике. Легенда о Вере, Надежде, Любви, и матери их Софии. Три составляющие человека | 1 | ||
2 | Чему доверяет сердце. | Значение слова «вера». Чему доверяет сердце? | 1 | ||
3 | Во что верует душа. | Как верит пытливый ум? Во что верует душа? | 1 | ||
4 | Верность- знак веры. | Верность - знак веры. Присяга, клятва - признаки верности. | 1 | ||
5 | Верность в слове и деле. | Верность не знает мелочей. Предательство. Вероломство | 1 | ||
6 | Правда | Правда - путь веры. Легенда. Правда открывается не всем. | 1 | ||
7 | Где живёт правда. | Правда в слове. Правда в деле. Правда в образе | 1 | ||
8 | Честь. | Честь - награда за веру и правду. Воинская честь. Честь по заслугам. Почести за ум. | 1 | ||
9 | Светлая душа подвигом жива. | Береги честь смолоду. Поклон преподобному Сергию Радонежскому. | 1 | ||
10 | Обобщение по разделу «Вера» | Повторение всех категорий. | 1 | ||
НАДЕЖДА | 9 | ||||
11 | Надежда. | Значение слова «надежда». Надежда не должна умирать. | 1 | ||
12 | Надежда. | Упование на Бога. Тщетная Надежда. | 1 | ||
13 | Согласие. | Согласие - лад в деле, в отношениях, в словах. | 1 | ||
14 | Согласие и красота. | Согласие ума, сердца и души. Несогласие и разногласие. | 1 | ||
15 | Терпение и умение. | Терпение и надежда вместе идут. Без терпения -нет умения. | 1 | ||
16 | Терпение и спасение. | Научишься терпеть в малом - вытерпишь и в большом. | 1 | ||
17 | Послушание. | Послушание опыту, послушание совести. | 1 | ||
18 | Послушание совести и закону. | Послушание опыту, послушание совести. Законопослушание. | 1 | ||
19 | Обобщение по разделу «Надежда» | Творческие задания. Обобщение знаний по разделу «Надежда» | 1 | ||
ЛЮБОВЬ | 9 | ||||
20 | Любовь к ближнему. | Великая сила любви. Любовь к ближнему | 1 | ||
21 | Любовь. | Любовь в семье. Единство. Лад. Святая любовь Бога к своему творению. | 1 | ||
22 | Милосердие в деле. | Милосердие в деле. Благотворительность. | 1 | ||
23 | Милосердие в слове. | Милосердие в слове. Где гнев там и милость. | 1 | ||
24 | Доброта. | Добрые слова. Добрые дела. Притча о добром самарянине. | 1 | ||
25 | Доброта – образ любви. | В ком нет добра, в том и правды мало. | 1 | ||
26 | Раскаяние. | Раскаяние. Прощение человека. | 1 | ||
27 | Покаяние и любовь. | Покаяние — признание своей вины. Ступени покаяния | 1 | ||
28 | Обобщение по разделу «Любовь» | Обобщение знаний по теме «Любовь» | 1 | ||
СОФИЯ | 6 | ||||
29 | Ум да разум. | Ум познает и запоминает -разум смысл постигает. | 1 | ||
30 | Святые Кирилл и Мефодий. | Мудрость славянской азбуки. | 1 | ||
31 | Истина. | Истина в слове. Подлинное неложное знание. | 1 | ||
32 | Истина в образе и деле. | Истина в образе. Истина в деле. | 1 | ||
33 | Знания и мудрость. | Мудрость - соединение истины, правды и любви. Мудрость и мудрецы. Знания о Боге и о мире | 1 | ||
34 | Обобщение по разделу «София». | Вера. Надежа. Любовь. София. Обобщение изученного. | 1 |
Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
4 класс
№ п/п | Тема | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | ||||
ВВЕДЕНИЕ | 1 | ||||
1 | Что такое традиции | Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? Знакомство с учебником, тетрадью. Вступительная статья. Работа со словарём. Работа в тетради. | 1 | ||
ТРАДИЦИИ ОБРАЗА | 8 | ||||
2 | Первые образы. Отец и мать. | Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная. | 1 | ||
3 | Первые образы. Родители. | Род, родоначальник, родословие. Виды родословной. | 1 | ||
4 | Первые образы. Отечество. Щит и меч. | Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. | 1 | ||
5 | Первые образы. Мир. | Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество (община, артель, слобода). Правило мирского самоуправления. | 1 | ||
6 | Священные образы. Спаситель. | «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя. | 1 | ||
7 | Священные образы. Богородица. Ангел-хранитель. | Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ правильного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы) Образ Покрова в отечественной традиции. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа. | 1 | ||
8 | Светлые образы. Свет и просветители, праведники и мудрецы. | Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло – черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещённое сердце – образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. | 1 | ||
9 | Святые образы. Образы-знаки. | Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки. | 1 | ||
ТРАДИЦИИ СЛОВА | 8 | ||||
10 | Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы. | Заповеди и заветы. Следование им по жизни – важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества. | 1 | ||
11 | Сердечные слова. Родительское благословение. | Пожелание добра, покоя, любви и согласия. | 1 | ||
12 | Сердечные слова. Родительское благословение. | Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты – традиционные проявления родительского благословения. | 1 | ||
13 | Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт. | Слова приветствия, слова прощания, слова праздничного поздравления, пожелания и благодарения. | 1 | ||
14 | Сердечные слова | Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения. | 1 | ||
15 | Честные слова. Договор и уговор. | Правила честного слова: думай, сто говоришь; не говори того, что не думаешь; не всё, что думаешь, говори. Традиция верности договору и уговору. | 1 | ||
16 | Честные слова. Присяга. Обет. | Присяга – слово долга. Обет – добровольное обязательство. | 1 | ||
17 | Обобщение по разделу «Традиции слова» | 1 | |||
ТРАДИЦИИ ДЕЛА | 8 | ||||
18 | Труд. Земледельцы. | Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу – своя пора. | 1 | ||
19 | Труд. Ремесленники. | Ремесленники создают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер – золотые руки. | 1 | ||
20 | Труд. Купцы и предприниматели. | Купцы и предприниматели – деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия. | 1 | ||
21 | Служение. Воинство. | Воинское служение – защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита Веры. Отцы-командиры. Полководцы. | 1 | ||
22 | Служение священства. | Служение священства – научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды. | 1 | ||
23 | Служение. Суд и управление. | Суд и управление – сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения. | 1 | ||
24 | Творчество. Искусники. Книжники. | Талант – особый дар человека. Творчество иконописца – передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Живописец. Его призвание – раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца. Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления. | 1 | ||
25 | Обобщение по разделу «Традиции праведного дела». | Смысл праведного дела – жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. | 1 | ||
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА | 8 | ||||
26 | Гулять всем миром. | Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье. Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье. | 1 | ||
27 | Гулять всем миром. | Как готовились праздники. | 1 | ||
28 | Радоваться всей семьёй. | Обряды и обычаи семейных праздников. | 1 | ||
29 | Радоваться всей семьёй. | Крестины и именины – наиболее древние семейные праздники русского народа. День ангела. Крестные родители. | 1 | ||
30 | Помнить всем Отечеством. | Государственные и гражданские праздники – общенародная память и благодарность. День Победы. | 1 | ||
31 | Помнить всем Отечеством. | День города, профессиональные и др. праздники. | 1 | ||
32 | Молиться всей церковью. | Православные праздники – важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Её атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника. Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре. | 1 | ||
33 | Обобщение по разделу «Потрудиться душой». | Общие традиции всех праздников, ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся. | 1 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 1 | ||||
34 | Традиции Отечества | Исторический, нравственный и духовный смысл традиций. | 1 |
Список литературы
1. И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы) (Истоковедение. Том 1. Издание 3-е. дополненное. 2010, с. 57-76; Истоковедение. Том 5. Издание 4-е. дополненное. 2009, с. 13-32).
2. Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2009).
3. А.В. Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
4. А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2010).
5. А.В. Камкин Истоки Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки».
6. Е.Ю. Давыдова Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
7. Е.Ю. Давыдова Азбука Истоков. Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II (Издательский дом «Истоки», 2010).
8. О.A. Бандяк, Н.В. Котельникова Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки». 2010).
9. Н.В. Котельникова, Н.Ю. Твардовская Истоки Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2010).
10. В.Д. Ергина, Т.Н. Смирнова Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. Части 1 и 2. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2010).
11. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий (Истоковедение. Том 5. Издание 4-е, дополненное, 2009, с. 35-56).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...