Консультативная работа - важный этап в сопровождении ребёнка с ОВЗ
статья

Уракова Альбина Александровна

         Дети с речевой патологией занимают первое место среди детей с ОВЗ. Очевидно, что для полноценной работы  необходимо тесное сотрудничество учителя-логопеда, классного руководителя и родителей. На первый план выдвигаются два направления работы: консультативное и просветительское. Тактичность, корректность, деликатность - важные составляющие этого процесса. Родители попадают в сложную ситуацию: их ожидания по поводу будущего развития и жизни ребёнка могут оказаться нереализованными не только в связи с заболеванием, но и в силу препятствий социального характера. Когда недостатки развития ребёнка выражены негрубо, родители 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konsultativnaya_rabota.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Уракова Альбина Александровна,

учитель начальных классов,

МБОШИ «Аскизский лицей-итернат» им. М.И.Чебодаева,

село Аскиз,  Республика Хакасия

Консультативная работа - важный этап в сопровождении ребёнка с ОВЗ

         Дети с речевой патологией занимают первое место среди детей с ОВЗ. Очевидно, что для полноценной работы  необходимо тесное сотрудничество учителя-логопеда, классного руководителя и родителей. На первый план выдвигаются два направления работы: консультативное и просветительское. Тактичность, корректность, деликатность - важные составляющие этого процесса. Родители попадают в сложную ситуацию: их ожидания по поводу будущего развития и жизни ребёнка могут оказаться нереализованными не только в связи с заболеванием, но и в силу препятствий социального характера. Когда недостатки развития ребёнка выражены негрубо, родители сталкиваются с дополнительной трудностью - неопределенностью ситуации, в которой ребёнок может быть принят или отвергнут окружением. Неустойчивое положение ребёнка является сильным стрессовым фактором для всей семьи. Окружение семьи представляет важный фактор, который может играть как позитивную, так и негативную роль в развитии стресса, в зависимости от того, как строятся отношения и взаимопонимание участников в процессе их взаимодействия.

Каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно делать. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно-воспитательного воздействия на развитие ребёнка.

В такой ситуации учителю-логопеду совместно с классным руководителем нужно правильно и доступно донести информацию до родителей. Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитывается ребёнок с ОВЗ, была сформулирована общая цель: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ.  Для решения данной цели поставлен ряд задач:

1)        научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2)        вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3)        сформировать адекватную самооценку.

Родительская компетентность предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком Позитивное взаимодействие с родителями может осуществляться через традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, посещение логопедических занятий, подгрупповые беседы и консультации, информационные стенды в кабинете логопеда, индивидуальные буклеты для родителей, анкетирование, размещение материалов на сайте образовательной организации. Родительские собрания позволяют наименее активным родителям услышать необходимую информацию, делиться опытом между собой, правильно сформулировать необходимые проблемы. На родительских собраниях уместны демонстрации тематических презентаций, где чётко и доступно могут быть освещены важные вопросы по воспитанию и обучению детей с ОВЗ. Темы родительских собраний: «Особенности речевого развития школьника с ОВЗ», «Участие семьи в воспитании и обучении ребёнка школьного возраста с особыми образовательными потребностями», «Как помочь ребёнку с ОВЗ в учебной деятельности», «Учимся говорить правильно», «Развиваем мелкую моторику», «Профилактика нарушений устной и письменной речи». Групповые и индивидуальные консультации могут быть проведены в форме докладов, бесед, обмена опытом, открытых занятий.

Индивидуальная консультация — эффективная форма взаимодействия специалистов и родителей. Во-первых, она позволяет корректно и подробно рассказать родителям о тех проблемах, которые имеет ребёнок, после проведённого обследования, детально остановиться на структуре нарушений конкретного ребёнка. Во-вторых, повышает компетентность родителей в знании методов и форм работы по преодолению речевых проблем ребёнка, даёт возможность выработать совместную тактику в сопровождении ребёнка с ОВЗ, алгоритм коррекционных мер. Консультативная работа предполагает решение следующих задач: профилактику вторичных нарушений в развитии ребёнка, профилактику перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребёнка режима труда и отдыха в школе и дома, оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем, выбор стратегии взаимоотношений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, структуры нарушения его развития, подготовка и включение родителей в процесс решения коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ развития.

Все взаимодействия необходимо выстраивать последовательно, с углублением и расширением сферы взаимовлияния. Такую деятельность нужно осуществлять поэтапно, основываясь на доверии, сотрудничестве.

Этапы работы с родителями:

1.        Информационно-подготовительный этап.

2.        Аналитический этап.

3.        Коррекционный этап.

Задача первого этапа индивидуальных консультаций - создание доверительных, откровенных отношений с родителями. С этой целью можно использовать беседу.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребёнка. На этом этапе ставятся следующие задачи: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, разъяснение конкретных мер помощи ребёнку с учётом структуры его дефекта, обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребёнка, планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребёнка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их педагогических и логопедических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребёнком. На консультациях с родителями могут решаться следующие вопросы:

•        совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

•        анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребёнка;

•        индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком;

•        просмотр логопедических занятий педагога с ребёнком.

Проведение тематических индивидуальных консультаций позволяет информировать родителей об этапах развития ребёнка, способствует организации предметно- развивающего пространства для ребёнка в семье, помогает решить не только личностные проблемы, но и вырабатывает определённые социальные навыки для преодоления трудностей в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Важнейшая общечеловеческая ценность, на которой основывается социальное развитие на данный момент - доброжелательное отношение ко всем людям, не похожим на остальных, и восприятие детей с нарушениями развития должно отталкиваться от того, что они, прежде всего, дети.

Повышение уровня мотивации к учебной деятельности, устойчивая динамика развития устной и письменной речи, устойчивая эмоционально-волевой сфера-результат сбалансированных отношений всех участников образовательного процесса. Процесс психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в инклюзивной среде - сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и родителей ребёнка. Воспитание и обучение детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Список литературы:

1.Дурова. П.К Фонематика. Как учить детей слышать и правильно произносить звуки: методическое пособие. — М, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

РАЗВИТИЕ   МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП  ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ  И РАЗВИТИЮ РЕЧИ....

Предшкольная подготовка - важный этап в преодолении трудностей адаптации учащихся в первом классе

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свой­ственные дошкольникам беспечность, беззаботность...

Предшкольная подготовка - важный этап в преодолении трудностей адаптации учащихся в первом классе

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свой­ственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погр...

Консультативная работа учителя-логопеда в специальных (коррекционных) классах V вида

Статья была опубликована в сборнике "Ребёнок с ОВЗ- в школе и дома"(материалы научно- практического семинара), г.Волгоград, 27 марта 2014г....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – ВАЖНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ С «РЕЧЕВЫМ» РЕБЕНКОМ

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в преде...

Статья для родителей "Новый важный этап в жизни ребёнка - школа!"

Статья для родителей "Новый важный этап в жизни ребёнка - школа!"...

Родительское собрание «Начало школьного обучения важный этап в жизни ребёнка»

Родительское собрание №1 в 1 классе«Начало школьного обучения важный этап в жизни ребёнка»...