Комплексные работы по рассказам К.Д.Ушинского
методическая разработка (3 класс)

Бухарева Анжелика Николаевна

Структура представленной итоговой комплексной работы включает в себя две части (обязательную и дополнительную), каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по отдельным учебным предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексные работы

по рассказам К.Д.Ушинского

для учащихся 3 класса

"Весна" К. Д. Ушинский

К. Д. Ушинский рассказ Весна

         День начинает заметно прибавляться еще с половины января; а к 9-му марта он займёт уже половину суток. Начало весны потому и считается с 9-го марта. Солнце весною не только дольше остается на небе, но и греет с каждым днем заметно сильнее.

        Снег начинает мало-помалу таять, и вода ручейками сбегает с земли в реки и озера. Скоро и лед на реках уступает влиянию лучей солнца. По берегам рек появляются большие полыньи. Пройдет еще с неделю – и весь лед подымется прибывающей водою, почернеет, начнет ломаться, и рыхлые льдины понесутся по течению реки. Воды в реке в это время прибывает столько, что она не может поместиться в берегах: выступает и разливается по окрестным лугам. Разлив рек зовут водопольем. Иная речонка такая маленькая, что летом ее переходили вброд, в водополье разливается на пять, на шесть верст и более. Наша Волга-матушка, в которую вливаются тысячи рек и речонок, расстилается весною, словно море. Люди спешат воспользоваться недолгим богатством воды, и большие барки, нагруженные товарами, ходят весною там, где летом чуть не бродят куры.

               На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдёт ещё неделя, другая – и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.

             Еще не весь снег сойдет, когда там и сям начнет уже показываться, возле старой пожелтевшей травы, новая, ярко-зелёная травка. На полях, где крестьяне еще с осени засеяли рожь или пшеницу, подымается и зеленеет озимь, словно зелёный бархат. Вместе с травой появляются и первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Появляется кое-где и жёлтый одуванчик, тот самый, что со временем наденет свою пушистую белую шапочку, круглую, как шар, и до того лёгкую, что стоит только на нее дунуть – и она вся разлетится. Деревья также пробуждаются от зимнего сна и, разогретые солнышком, наполняются соками. Если прорубить в это время кору берёзы или клена, то из-под неё закаплет сладкий и душистый сок.

             Почки листьев подготовлены деревом еще с осени. Всю зиму оставались они в одном положении и были едва заметны; теперь же они начинают быстро наливаться, расти, скидать свою коричневую шелуху и развёртываться в зелёные листья. На вербе появляются пушистые цветы, или барашки. Вы, вероятно, заметили их на вербовых ветках в вербное воскресенье [Вербное воскресенье – старинный христианский праздник. Отмечается в воскресенье на шестой неделе Великого поста (перед Пасхой).]? Потом появляются чуть заметные, липкие и душистые листья берёзы. Прошло еще дней десять – и кудрявая, ярко-зелёная берёзка, с белым, опрятным стволом своим, стоит разубранная, будто на праздник: весёлая, яркая, душистая. За берёзой спешит распуститься липа, ольха, дуб.
          Лапчатые листья клена не заставляют долго ждать себя. Кустарники и деревья друг перед другом спешат принарядиться на праздник весны. Сначала зелень на деревьях кажется жидкой, потому что листочки еще малы, да и сквозь зеленую яркую траву кое-где просвечивает еще чёрная земля. Но листочки и трава растут быстро – к маю все зазеленеет: рощи снова станут непроглядными, а на полях запестреют тысячи цветов. Зимой царствует однообразие: все один и тот же снег. Но весной каждый день появляется что-нибудь новое: то проглянет голубенький глазок незабудки; то развернётся благоухающая чашечка ландыша, а еще вчера ее не было; то заблестят в зелени беленькие цветочки земляники, из которых к концу весны выйдут сочные, красные ягоды. Вишни, яблони, груши покрываются белыми и бело-розовыми цветами. Все празднует весну, все цветет и благоухает.

         Не везде весна начинается в одно и то же время. Чем южнее, тем и весна становится раньше. В Крыму уже в феврале рвут цветы, а в Архангельске и в апреле можно отморозить нос.

           Птиц, вместе с весной, появляется множество. Первые прилетают грачи и криком своим напоминают, что весна началась. Они появляются почти всегда около 9 марта. Но вот и жаворонок, поднявшись высоко в воздухе, запел свою звучную песню. Быстрые, острокрылые ласточки прилетают несколько позже. Скворцы, дрозды, кулики, дикие голуби, кукушки появляются одни за другими и населяют поля, леса и рощи, недавно еще безмолвные.

        Высоко в воздухе тянутся с юга на север стаи журавлей, диких уток, гусей и лебедей. Скоро и соловей начнет свою звонкую песню. Одни из этих птиц, дикие гуси, журавли, лебеди, летят далее; другие остаются у нас на все лето; те, которые остаются, принимаются вить гнезда: носятся, кричат, трудятся, собирают сухие веточки, солому, мох, траву.

           Хлопотливые муравьи, пёстрые бабочки, неуклюжие жуки, а потом несносные комары и мошки, тысячи самых разнообразных, летающих и ползающих насекомых выходят на свет Божий. Трудолюбивая пчелка, проспавшая долгую зиму в тёплом улье, просыпается, покидает свою восковую келью и летит собирать сладкий мёд с цветов.

          В зверином царстве заметно меньше перемен. Диких зверей вообще можно видеть редко. Но зато нельзя не видеть, как рад весне домашний скот. Простояв долгую зиму в хлевах, лошади, коровы, овцы весело выбегают в поле, и пастуху не приходится долго вызывать их из дома своей длинной трубой.

              Рады люди первому снегу, но рады еще более первым цветам. Всякое время года приносит свои удовольствия и свои заботы. Двойные рамы вынимают в домах; свежий воздух и яркий свет врываются в комнату. Звуки с улицы, которых целые полгода не было слышно за двойными стеклами, раздаются громко. А для крестьян сколько предстоит работы! Но они работы не боятся. За зиму хлеб, овёс, сено и даже солома – все переведётся: одно на пищу людям, другое на корм скоту. Надобно приниматься за работу, чтобы было что есть к будущей осени и зиме.

              Исправляет крестьянин телегу, ладит борону и соху и, когда земля немного пообогреется и пообсохнет, едет в поле. Он пашет, боронит поле и сеет на нем яровое, что должно быть посеяно и собрано в одном и том же году: овёс, гречиху, ячмень, просо. В огородах копают гряды, садят картофель, лук, горох, бобы, капусту; сеют коноплю, свёклу, морковь, репу. В столицах люди достаточные переезжают на дачи, где садовники устраивают клумбы, садят и сеют цветы. Радуется весне и бедняк: слава Богу – стало теплее! Божье солнышко светит для всех даром, для всех одинаково; дров нужно меньше, и худое платье сноснее.

К.Д.Ушинский

Часть 1

1.  В первом абзаце найдите и спишите предложение   с однородными сказуемыми.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста. Обведи нужную цифру.

1) Первые прилетают жаворонки и криком своим напоминают, что пришла весна.

2) Первые прилетают грачи и криком своим напоминают, что пришла весна.

3) Первые прилетают ласточки и криком своим напоминают, что пришла весна.

3. Пользуясь текстом, заполните таблицу:

Растения

Птицы

Насекомые

деревья

цветы

4. Найдите и спишите предложение, в котором говорится о том, как распускаются почки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выберите из списка и отметьте значком «√» название птицы, о которой не упоминается в тексте.

                гуси

                лебеди

                ласточки

                цапли

                журавли

6. Объясните, почему слово «Пасха» автор написал с заглавной буквы. Приведите 3-4 примера, соответствующих этому объяснению.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как крестьянин готовится к поездке в поле. Запишите ответ, если нужно, прочитайте текст ещё раз.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Из последнего абзаца выпишите по 2-3 имени существительных в таблицу по склонениям.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

9.Что сажает крестьянин в огороде? Запишите ответ, если нужно, прочитайте текст ещё раз.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Запишите краткое условие, решение и ответ к задаче:

Осенью крестьянин собрал 400 килограммов капусты, свёклы на 117 килограммов меньше, чем капусты, а картофеля столько, сколько капусты и свёклы вместе. Сколько всего килограммов овощей собрал крестьянин?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЖЕЛЕЗО

C:\Users\Никита\Desktop\rqmR1Z91Qg4.jpgC:\Users\Никита\Desktop\88.jpgC:\Users\Никита\Desktop\26da30c04d805a5027b51ca998e9f570.jpg

         Взяв в руки какую-нибудь железную вещь, мы легко убедимся, что железо - металл очень твердый. Но, спрашивается, как из такого твердого и вовсе негибкого металла приготовляют такие различные вещи? И действительно, очень было бы трудно давать железу разнообразные формы, если бы оно не имело свойства делаться мягким в сильном жару.

         Всякий, вероятно, знает, как в огне легко разгорячается и раскаляется железо, причем и само оно делается красным, как огонь. Но если жар еще усилить, тогда железо начинает белеть, маленькие голубые искры отскакивают от него во все стороны, и оно делается до того мягким, что кузнец или слесарь, с помощью молотка и щипцов, делают из него все, что им угодно. Для того, чтобы сделать железо мягким, требуется сильный жар, и каждый, кто был в кузнице, вероятно, заметил, как кузнецы усиливают жар раскаленных угольев посредством больших раздувальных мехов. Если жар еще усилить, то железо начнет плавиться, т. е. превращаться в жидкость, но для этого жар должен быть страшно велик, потому что железо плавится трудно.
    Если бы железо не имело этого последнего свойства, не могло плавиться, то мы имели бы очень мало железа, потому что в чистом виде оно почти никогда  не находится в земле, откуда добывают как железо, так и все другие минералы.

       Железо находят всегда в виде руды, т. е. в соединении с другими минералами: глиною, кремнем, серою. Места, где выкапывают из земли железную руду, называются железными рудниками, а люди, занимающиеся добыванием как железа, так и других руд, - рудокопами. Накопав железной руды, которая иногда находится на большой глубине, а иногда лежит почти на поверхности, работники доставляют ее на железные заводы, где из этой руды добывают чугун, железо и сталь.

         На железных заводах устроены большие плавильные печи, сажен по пяти вышиною, на толстых каменных стенах. В такую печь кидают железную руду вместе с угольями, известкой и глиной, которые помогают железу плавиться. Потом растапливают печь и до того увеличивают жар, что железная руда распускается. Расплавленное железо по своей тяжести опускается вниз и собирается в особенном, нарочно для того устроенном месте, откуда его выпускают в канавки, вырытые в песке, или в особенные глиняные формы. Железо в таком виде имеет в себе еще много угля, хрупко, темного цвета и называется чугуном. Из чугуна выливаются многие вещи: ядра, решетки, заслонки для печей, целые колонны, котлы и проч., но чугун хрупок и не имеет той ковкости, которою обладает железо. Заводы, на которых льют из чугуна различные вещи, называются чугунолитейными заводами. 
           Чтобы из хрупкого чугуна приготовить ковкое железо, должно чугун подвергать снова влиянию сильного жара и долго колотить тяжелым молотом, от этого чугун отделит от себя почти весь уголь, станет плотнее,
словом, — сделается ковким железом. Первоначально железо приготовляется в форме больших полос и в таком виде называется полосовым железом. Из железных полос, которые повсюду развозятся заводом на продажу, кузнецы и слесаря приготовляют множество разнообразных вещей. Из чугуна же приготовляется также и сталь.

         Хорошую сталь приготовить очень трудно: для этого снова раскаливают железо и соединяют его с углём, но в стали гораздо меньше угля, чем в чугуне: в чистом железе угля вовсе нет. Чистое железо, следовательно, есть тело простое, чугун и сталь тела сложные.

         Из стали делают такие вещи, в которых нужна особенная твердость, или упругость, как, например: иголки, острые сабли, бритвы, упругие часовые пружины, огнива, пилы и пр.

        Железо в восемь раз тяжелее воды. Оно имеет свойство, лежа на воздухе и особенно в сыром месте или в воде, покрываться ржавчиною - красноватым хрупким веществом. Если кусок железа долго остается в сыром месте, то может весь превратиться в ржавчину и рассыпаться: так иногда ломается перержавевшая петля на двери или перержавевший ключ в замке. Железо - самый полезный из металлов. Из него приготовляются тысячи самых необходимых вещей: топоры, сохи, оружие, подковы, замки, цепи, болты, петли и проч., из него же делают различные машины, пароходы, рельсы для железных дорог. Подумайте только, как необходим для человека даже простой железный гвоздь, и вы поймете, что если бы творец не создал
железа и не распространил его по всей земле в таком огромном количестве, то люди никогда не достигли бы нынешней степени образования. Если горсть испанцев побеждала сотни тысяч первобытных жителей Америки, то это, главным образом, потому, что американцы не знали употребления железа: с топорами и копьями, сделанными из костей и кремней, трудно сражаться против людей, вооруженных стальными мечами.
        Железная руда, добываемая в виде камней, нередко имеет свойство притягивать железо и намагничивать стальные полоски, такая руда называется магнитным камнем.

                                                                                                                  К.Д.Ушинский

Часть 1

1. К какому виду текста относится прочитанный вами текст? Выберите верный ответ. Обведите его в кружок.

1) научный

2) научно-популярный

3) художественный

4) деловой

2. Из четвёртого абзаца выпишите по 1-2 словосочетания, которые соответствуют схемам:

прилаг.+ сущ. ______________________________________________________

глаг.+предл.+прилаг. +сущ. __________________________________________
__________________________________________________________________

3. Пользуясь текстом, ответь на вопрос: кого называют рудокопами?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Во сколько раз железо тяжелее воды? Найдите ответ в тексте и запишите его.

__________________________________________________________________

5. Закончи предложение:

Из железа приготовляют тысячи самых необходимых вещей:______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Каким свойством обладает железная руда, добываемая в виде камней. Если затрудняетесь ответить на вопрос, прочитайте текст ещё раз. Обведи нужную цифру.

1) имеет свойство растворяться

2) имеет свойство притягивать железо

3) имеет свойство расширяться

7. Во что превращается железо при очень сильном нагревании?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 2

1. В предложении «Всякий, вероятно, знает, как в огне легко разгорячается и раскаляется железо, причём и само оно делается красным, как огонь», выделенное слово замените другим, близким по значению словом. Запишите получившееся предложение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Пользуясь текстом, заполните таблицу:

Предметы, сделанные из стали

Предметы, сделанные из чугуна

 

3. Объясните значение слова творец. Если нужно, перечитайте текст ещё раз.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подчеркните в тексте предложения, в которых описывается, как на заводах плавят железную руду.

5. Выполните звуко-буквенный разбор слова железо

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Ушинский. Рассказы 1 класс

Цель урока - привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравственного характера. УМК "Школа России"...

Методическая разработка/Рассказы о животных К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"/ 2 класс

Работа с рассказом К.Д.Ушинского "Лиса Патрикеевна": чтение, моделирование, выполнение заданий в учебнике и тетради. Деление текста на части и составление плана рассказа.  Выборочное чтение, пере...

Разговор в семейном кругу (для родительского самообразования). Рассказ К.Д. Ушинского "Два плуга"

Уважаемые родители, читаем рассказ сами или даём детям прочитать рассказ К.Д. Ушинскогого, затем обсуждаем с детьми и отвечаем на вопросы....

Уроки № 83 (чтение) и № 103 (письмо). Рассказы К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно» (с. 95). Повторение тем «Слог», «Ударение».

По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс. Подготовила Людкевич Е. И. учитель нач. классов «Кисловской СОШ»....

Конспект урока чтения "Рассказы К.Д. Ушинского для детей" 1 класс.

Конспект и самоанализ урока чтения в 1 классе. Тема:"Рассказы К.Д. Ушинского для детей"...

Сказки и рассказы К. Д. Ушинского

Рекомендую использовать данный материал для самостоятельного или совместного с родителями  внеклассного чтения на каникулах учащимся 1 класса....

Конспект урока "Право не сила" по рассказу К.Д. Ушинского. 1 класс.

Урок составлен с использованием приема "чтение с остановками" и составлением синквейна для развития навыков смыслового чтения....