Программа внеурочной деятельности Робототехника 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности Робототехника 4 класс
Разработчик: Козырева С.В. учитель начальных классов
МБОУ «Ерцевская СШ имени С.И.Бочарова»
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Форма внеурочной деятельности: кружок
Пояснительная записка
Образовательная робототехника в школе как внеурочная деятельность приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. Ученик должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться. Осознание феномена технологии, понимание законов техники, позволит обучающимся соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни. Развитие отрасли информационных технологий влекут за собой повышение интереса и востребованности автоматических и роботизированных устройств в исследовательской и прикладной деятельности человека. Важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.
Настоящая программа предлагает использование образовательного конструктора LEGO Education WeDo 2.0 как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию, а также управлению первороботом на занятиях по робототехнике.
Данная программа имеет общеинтеллектуальную и научно-техническую направленность. Отличительной особенностью данной программы от существующих программ является то, что она делает учёбу более увлекательной. Ее направленность не только на конструирование Lego-моделей, но и на развитие умений работать в команде, анализировать и сравнивать различные модели, искать методы исправления недостатков и использования преимуществ, приводящих в итоге к созданию конкурентно способной модели, на развитие умений работать с мультимедийными источниками информации. Программа способствует развитию технической речи и формированию тематического словарного запаса у учащихся. Программа идеально подходит для проектной деятельности младших школьников.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Уникальные практико-ориентированные решения для эффективного преподавания и обучения через игру.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей» – образовательная и т.д.
Проектную деятельность школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности.
В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться).
К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:
1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.
Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.
Программа курса предназначена для учащихся 4а и 4б классов, интересующихся исследовательской, конструкторской деятельностью и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской, конструкторской деятельности в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы, в выборе будущей профессии, помогут детям стать в будущем инженерами, программистами, новаторами.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов, начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Целью использования «Робототехники» в системе начального образования является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи:
1. Ознакомление с основными деталями LEСO- конструктора, основными методами соединения, начальными принципами механики;
2. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
3. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
4. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
5. Развитие индивидуальных способностей ребенка: любознательности, критического мышления, умения решать нестандартные задачи и т.д.
6. Развитие пространственных и математических представлений в процессе конструирования
7. Знакомство с азами программирования и принципами алгоритмического мышления
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса « Мы - юные робототехники» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
Данная программа педагогически целесообразна, поскольку содержание программы реализуется во взаимосвязи с предметами школьного цикла.
Теоретические и практические занятия в кружке «Мы – юные робототехники» значительно углубят знания учащихся по различным предметам: математике, информатике, технологии, окружающему миру и литературе.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
обучающиеся научатся :
- конструировать Lego-модели;
- сумеют работать в команде;
- смогут анализировать и сравнивать различные модели, искать методы исправления недостатков и использования преимуществ, приводящих в итоге к созданию конкурентно способной модели;
- будут уметь работать с мультимедийными источниками информации.
- разовьют техническую речь и тематический словарный запас;
- через игру научатся принимать уникальные практико-ориентированные решения для построения новых моделей из конструктора LEGO;
Обучающиеся приобретут:
- коммуникативные навыки (партнерское общение);
- навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
- навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- сумеют оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- разовьют такие креативные качества как гибкость ума, терпимость к
противоречиям, критичность, наличие своего мнения;
- усовершенствует остроту зрения, точность цветовосприятия;
- разовьёт тактильные качества, мелкую мускулатуру кистей рук;
- разовьёт восприятие формы и размеров объекта, пространства;
- разовьёт образное мышление;
- научится представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение;
- познакомится с азами программирования и принципами алгоритмического мышления;
- значительно углубит знания по различным предметам: математике, информатике, технологии, окружающему миру и литературе;
Обучающиеся будут знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео
курсы, ресурсы Интернета.
Основными личностными результатами являются:
- формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
- формирование уважения к информационным результатам деятельности других людей;
- формирование самостоятельности при творческой реализации собственных замыслов и проектов;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств легоконструирования и робототехники.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса « Мы – юные робототехники», являются:
Регулятивные УУД:
- понимание , принятие и сохранение учебной задачи;
- планирование и действие по плану;
- контроль процесса и результатов деятельности, вноска коррективов;
- адекватная оценка своих достижений;
- осознание трудностей, стремление их преодолевать, пользоваться различными видами помощи.
Познавательные УУД:
- осознание познавательной задачи;
- чтение, слушание, извлечение информации, критическое её оценивание;
- понимание информации в разных формах (схемы, модели, рисунки), перевод её в словесную форму;
- проведение анализа, синтеза, аналогии, сравнения, классификации, обобщения;
- установление причинно-следственных связей, подведение под понятие, доказательство и т.д.
Коммуникативные УУД:
- аргументирование своей точки зрения;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебной и исследовательской, творческой деятельности.
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ «Ерцевская СШ» на 2016-2017 учебный год на проведение кружка в 4а и 4б классах отводится 1 ч в неделю (30 часов за год).
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности
1. Введение в робототехнику 2 ч)
История создания конструктора Lego. Информация об имеющихся
конструкторах компании ЛЕГО, их функциональном назначении и отличии. Знакомятся с профессиями инженера и конструктора
2.Знакомство с конструктором WeDo . Проекты «Первые шаги» ( 7 ч)
Изучение простых и сложных механизмов конструктора, а также программирования с помощью простого перетаскивания пиктограмм.
3. Проекты с пошаговыми инструкциями. Создание, программирование и испытание новых моделей (8 ч)
4. Проекты с открытым решением. Создание, программирование и испытание новых моделей (8 ч)
5. Мониторинг конструкторской деятельности учащихся (3ч)
Отслеживается успешность и рост в защите проектов.
№ | Раздел (модуль), тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Теоретический блок | Конференции, презента-ции, выступле-ния, выставки НТТ, игры-исследова-ния, игры-путешест-вия, практичес-кие занятия | Приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора. Приемы актуализации субъектов опыта учащихся. Методы диалога. Игровые методы. Рефлексивные приемы и методы. Методы диагностики и самодиагностики. Метод проектов. Методы диагностики и самодиагностики. | Зиновьева Е.Е. Проектная деятель-ность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с. | Интерактив-ная доска, Компьютер, наборы конструкто-ров | Портфолио, презентация учебно-исследова-тельских проектов. |
2 | Практический блок |
3. Календарно-тематическое планирование занятий для 4 -х классов
№ | Раздел | Тема занятия | Краткое содержание занятия | Часы |
1 | Введение в робототехнику | Инструктаж по технике безопасности. Применение роботов в современном мире | Инструктаж по технике безопасности. Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок. Демонстрация передовых технологических разработок, представляемых в Токио на Международной выставке роботов. | 1 |
2 | Идея создания роботов. История робототехники. | Демонстрация передовых технологических разработок, представляемых в Токио на Международной выставке роботов. История робототехники.от глубокой древности до наших дней. | 1 | |
3 | Проекты «Первые шаги» | Знакомство с конструктором ЛЕГО-WEDO 2.0 | Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора. | 1 |
4 | Исследование «кирпичиков» конструктора и видов их соединения | Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. | 1 | |
5 | Проект «Первые шаги», часть А Майло, научный вездеход | проект посвящен изучению способов, при помощи которых ученые и инженеры могут использовать вездеходы для исследования мест, недоступных для человека. | 1 | |
6 | Проект «Первые шаги», часть Б Датчик перемещения Майло | В этом разделе учащиеся познакомятся с возможностями использования датчика перемещения для обнаружения особого экземпляра растений. | 1 | |
7 | Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo. Проект «Первые шаги», часть С. Датчик наклона Майло | Структура и ход программы. Датчики и их параметры: • Датчик поворота; • Датчик наклона. учащиеся познакомятся с возможностью использования датчика наклона для того, чтобы помочь Майло отправить сообщение на базу | 1 | |
8 | Проект «Первые шаги», часть Д. Совместная работа | Построение модели, показанной на картинке. Сравнение данных видов передачи. Знакомство со способами снижения и увеличения скорости. Построение модели, показанной на картинке. Учащиеся представят, насколько важна совместная работа в ходе реализации проектов. | 1 | |
9 | Блоки «Прибавить к Экрану» и « Вычесть из Экрана», Блок «Начать при получении письма» | Знакомство с данными блоками. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. Знакомство с блоком «Начать при получении письма». Назначение данного блока. Использование блока «Начать при получении письма» в качестве «пульта дистанционного управления» для запуска другой программы, или для одновременного запуска нескольких различных программ. | 1 | |
10 | Проекты с пошаговыми инструкциями
| Проект 1Тяга | проект посвящен исследованию результата действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение объекта. Сборка и программирование действующей модели. Демонстрация модели. Составление собственной программы, демонстрация модели. Использование модели для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи. Закрепление навыка соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога | 1 |
11 | 1 | |||
12 | 1 | |||
13 | Проект 2 Скорость | проект посвящен изучению факторов, которые могут увеличить скорость автомобиля, чтобы помочь в прогнозировании его дальнейшего движения. | 1 | |
14 | Проект 3 Прочность конструкции | проект посвящен исследованию характеристик здания, которые повышают его устойчивость к землетрясению, используя симулятор землетрясений, сконструированный из кубиков LEGO®. | 1 | |
15 | Проект 4Метаморфоз лягушки | Этот проект посвящен моделированию метаморфоза лягушки с помощью репрезентации LEGO® и определения характеристик организма на каждой стадии.Сборка и программирование действующей модели. | 1 | |
16 | Проект 5 Растения и опылители | Этот проект посвящен моделированию (с использованием кубиков LEGO®) демонстрации взаимосвязи между опылителем и цветком на этапе размножения. Сборка и программирование действующей модели. Демонстрация модели. | 1 | |
17 | Проект 6 Защита от наводнения | Этот проект посвящен разработке автоматического паводкового шлюза LEGO® для управления уровнем воды в соответствии с различными шаблонами выпадения осадков. Сборка и программирование действующей модели. Демонстрация модели. Составление собственной программы, демонстрация модели. | 1 | |
18 | Проект 7 Спасательный десант | Проект посвящен моделированию устройства, снижающего отрицательное воздействие последствий опасного погодного явления на людей, животных и среду. | 1 | |
19 | Проект 8 Сортировка отходов | проект связан с разработкой устройства, использующего физические свойства объектов, включая форму и размер, для их сортировки. | 1 | |
20 | Проекты с открытым решением | Проект 9 Хищник и жертва | проект связан с моделированием репрезентации LEGO® для поведения хищников и их жертв | 1 |
21 | Проект 10 Язык животных | проект связан с моделированием репрезентации LEGO® для различных способов общения в мире животных | 1 | |
22 | Проект 11 Экстремальная среда обитания | проект связан с моделированием презентации LEGO®, касающейся влияния среды обитания на выживание некоторых видов. | 1 | |
23 | Проект 12 Исследование космоса | проект посвящен проектированию прототипа робота-вездехода LEGO®, который идеально подошел бы для исследования далеких планет. | 1 | |
24 | Проект 13 Предупреждение об опасности | проект посвящен разработке прототипа сигнального устройства LEGO® для предупреждения людей и сокращения последствий ураганов. | 1 | |
25 | Проект 14 Очистка океана | проект посвящен разработке прототипа устройства LEGO®. которое может помочь очистить океан от пластиковых отходов. | 1 | |
26 | Проект 15 Мост для животных | проект посвящен разработке прототипа LEGO®, который позволит представителям исчезающих видов безопасно пересекать дорогу или другую опасную область | 1 | |
27 | Проект 16 Перемещение предметов | проект посвящен разработке прототипа устройства LEGO®, которое может перемещать определенные объекты безопасно и эффективно. | 1 | |
28 | Составление собственного творческого проекта. | Создание собственных роботов учащимися и их презентация | 1 | |
29 | Демонстрация и защита проектов. | Показательный урок: демонстрируем робота, запускаем программу, показываем возможности движения, соревнуемся на скорость перемещения | 1 | |
30 | Итоговое занятие по курсу | Подведение итогов | 1 |
Список использованной литературы:
1.http://russos.livejournal.com/817254.html
2. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: , свободный http://robotics.ru/.
3.Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
4 ПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя (Электронный ресурс).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Рабочие программы для 2 и 4 класса программы внеурочной деятельности у рок русского языка 4 класс
Содержатся программы с прописанными УУД...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...