«Интегрированный урок как средство успешного обучения в начальной школе».
материал
В работе обоснована актуальность темы «Интегрированный урок
как средство успешного обучения в начальной школе», определены конкретные цели и задачи. Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya-2019.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МАОУ «Байкаловская СОШ» - «Хмелёвская СОШ»
Тема:
«Интегрированный урок
как средство успешного обучения в начальной школе».
Автор: Халилова Алсу Ахметсафовна
учитель начальных классов.
2019 год
Аннотация
В работе обоснована актуальность темы «Интегрированный урок
как средство успешного обучения в начальной школе», определены конкретные цели и задачи. Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.
Введение
И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.
Изменения в современном обществе затрагивают сферу образования и требует от школы внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, постоянного повышения квалификации преподавателей, использования на уроках интегрированных форм обучения.
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Цель моей работы: доказать эффективность применения интегрированных уроков в начальной школе.
Задачи:
- изучить принципы построения интегрированного урока;
- выявить положительные и отрицательные стороны интегрированных уроков;
- доказать эффективность применения таких уроков.
Основная часть
Физиологами и психологами доказано, что дети начальных классов не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать и писать. Поэтому целесообразно проводить интергированные уроки, где одной теме подчиняются разные виды деятельности. Например, на этапе обучения грамоте первоклассники одновременно знакомятся со звуком и буквой и тут же пишут эту букву в прописях. Я считаю, что это способствует лучшему усвоению нового для них материала,
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Например, я провела интегрированный урок под общим названием «Есть ли жизнь под водой?» (окружающий мир «Есть ли жизнь под водой?» и математика «Решение задач»). Казалось бы, сложные темы, но я попыталась построить урок так, чтобы переход от одного предмета к другому был незаметен для детей. Учащиеся знакомились с обитателями водоёмов и тут же решали задачи, связанные с ними, не испытывая никаких затруднений.
Трудности, возникающие при проведении интегрированного урока:
Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Интегрировать можно разные предметы, но нужно помнить главное - интеграция должна быть целесообразной. На мой взгляд очень удачно интегрируются литературное чтение с музыкой и ИЗО, особенно при изучении стихотворений о временах года или на уроках - походах в Музейный дом. Например, изучая цикл стихотворений об осени целесообразно продолжить знакомство с творчеством П.И. Чайковского «Времена года. Осень» и живопись И. Левитана «Золотая осень». Также интегрируются русский язык и литературное чтение, так как практически к любому правилу можно подобрать примеры из изучаемого литературного произведения. Например, я проводила интегрированный урок по темам «Имя прилагательное» и И. Бунин «Листопад» и рисование кленового листа, объединив три предмета. Учащиеся ознакомились со стихотворением, вспомнили правило по русскому языку, а примеры уже подбирали из текста стихотворения. А завершили урок украшением дерева осенними листьями, которые сами и нарисовали.
Во-вторых, если урок готовится двумя учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.
Буквально в декабре мы с учителем иностранного языка провели урок немецкого языка и музыки. Урок интегрированный и разнотрансформируемый объединили названием «Здравствуй, зимушка-зима». Первый опыт, на мой взгляд, оказался довольно удачным. За урок успели очень многое. Дети составляли предложения, отвечали на вопросы и пели песни на немецком языке, познакомились с творчеством А. Пахмутовой и Н. Добронравова на примере песен о зиме, слушали и анализировали отрывки из произведений немецких композиторов - классиков. За весь урок мы много раз незаметно для детей переходили от одного предмета к другому.
В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока. Так, например, на последнем уроке мы с учителем иностранного языка подготовили рабочие места для учащихся в классе и в спортзале, куда дети перешли. По пути мы в коридоре развесили тексты из песен А. Пахмутовой и Н. Добронравова. В спортзале был установлен проектор, портреты авторов песен и снежинки двух цветов, для того, чтобы дети в соответствии выбранному цвету, сели по группам.
В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а, следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.
Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать его.
Я считаю, что не следует злоупотреблять проведением интегрированных уроков, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату – снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам.
Заключение
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что проведение интегрированных уроков просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную мыслить, находить самостоятельно решение и применить полученные знания в дальнейшем.
Опыт проведения интегрированных уроков хоть и небольшой, но уже позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему:
1) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных и гуманитарных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
2) повышает качество знаний учащихся;
3) повышает и развивает интерес учащихся к предметам;
4) расширяет кругозор учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях.
Использованная литература
1. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. // Начальная школа. - 1991. - 8. - С.48-51.
2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С.150-154.
3.Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118
4.Максимова В.Н. « Межпредметные связи в процессе обучения . Москва. «Просвещение» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Мотивация учения-основное условие для успешного обучения в начальной школе"
Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности - учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, р...
«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».
Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....
Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.
Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школ...
Диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе ( презентация)
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮНачало школьного обучения и в сознании педагогови родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, г...
Результаты педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе
Результаты педагогической диагностики стартовой готовностик успешному обучениюв начальной школе...
Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия в начальной школе.
Интегрированный урок как средство взаимодействия межпредметных связей....