Развитие обще интеллектуальных умений на коррекционных занятиях с дефектологом.
материал

Дубровина Елена Фагильевна

 Развитие обще интеллектуальных умений подразумевает развитие: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие обще интеллектуальных умений на коррекционных занятиях с дефектологом.

 Развитие обще интеллектуальных умений подразумевает развитие: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации.

Краткое описание самих умений и навыков.

Навыки анализа, синтеза и обобщения.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу.

Абстракция — выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Навыки группировки и классификации.

Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основа обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление класcификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенныи признакам.

Овладеть приемами обобщения и классификации в полном объеме дошкольники пока не в состоянии. Ему еще трудно освоить необходимые для этого элементы формальной логики. Однако некоторым умениям, необходимым для овладения этими приемами, научить его можно. Например, у него можно сформировать следующие умения:

Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать заданное взрослым общее понятие через единичные (действие отнесения).

Чтобы уметь относить конкретный объект к заданному взрослым классу (например, тарелку – к классу «посуда») или конкретизировать заданное взрослым общее понятие через единичные (например, «игрушки» – это пирамидка, машинка, кукла), дети должны знать обобщающие слова, только при этом условии возможно осуществление обобщения и последующей классифиищии. С такими словами они знакомятся обычно в процессе общения со взрослыми – в беседах, при чтении детской литературы, при вынолнении разнообразных поручений, а также непосредственно в игровой деятельности. Вместе с тем более эффективными являются специально организованные занятия, в которых детям даются обобщенные названия, соответствующие их уровню знаний и жизненных представлений.

Наиболее тудными для дошкольника являются следующие обобщающие слова: насекомые, обувь, мебель, инструменты, транспорт, фрукты, деревья, оружие.

Поскольку пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать эти слова, но не употреблять в своей речи.

2. Группировать объекта на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения).

Развитие этого умения проходит обычно несколько этапов. Сначала ребенок объединяет предметы в одну группу, но назвать образованую группу не может, так как недостаточно хорошо осознает общие признаки этих предметов. На следующем этапе ребенок уже делает попытки обозначить сгруппированные предметы, но вместо родового слова использует название одного из предметов группы (черешня, вишня, клубника – "черешни") или указывает на действие которое может производить предмет или которое можно производить с предметом (кровать, стул, кресло – "сидеть"). Основная проблема данного этапа – неумение выделять общие признаки и обозначать их обобщающим словом. Третий этап отличается от предыдущего тем, что здесь ребенок уже употребляет обобщенное название для обозначения группы как целого. Однако, как и на предыдущем этапе, название группы обобщающим словом следует только после реально выполненной группировки предметов. Наиболее важным является четвертый, заключительный этап, на котором формируется так назывемое "опережающее обобщение". На этом этапе ребенок еще до осуществления группировки предметов может обозначить их родовым понятием. Овладение опережающим словесным обобщением способствует развитию умения осуществлять группировку в уме.

3. Распределять объекты по классам (действие классификации). В отличие от обобщения, классификация, кроме рассмотренных действий, предполагает проведение распределения обьектов по классам (или предметов по группам). Такое распределение всегда имеет относительный характер, поскольку многие объекты, вследствие своей сложности, не могут быть причислены только к какому-нибудь одному классу. Все зависит от основания, по которому проводится классификация. Под ним понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы. Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак берется за основание (например, в игре "Универсальный магазин" в качестве такого основания выступает вид "товара" - фрукты, овощи и т.п; если бы был взят другой признак, скажем, цвет или цена «товара», то его конечное распределение выглядело бы иначе).

При построении классификации важно также уметь соотносить понятия разной степени обобщенности. Единичные объекты могут быть объединены понятием второй степени обобщенности (например, окунь, карась, щука - это рыбы), а это понятие, в свою очередь, вместе с другими понятиями того же рода может быть включено в поняти еще более широкого объема – в понятие третьей степени обобщенности (например, рыбы, птици, звери - животные) и т.д. Существуют и другие правила проведения классификации, но обучать им желательно в более старшем возрасте.

Рассмотрим примеры занятий(групповых и индивидуальных), направленных на развитие каждого из этих навыков.

Комплекс специальных заданий на анализ,синтез и обощение для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задание 1. Найдите лишнюю фигуру в каждом ряду; объясните, почему она лишняя.

Цель: формировать умение разделять фигуры по одному признаку.

Вариант 1. По форме.

Вариант 2. По цвету.

Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).

Задание 2«Найди домик каждой фигуре».

Цельразвивать умение анализировать и выделять одно основное свойство (форму, отвлекаясь от величины и цвета фигур.

Игровое задание: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у кружочков – круглый, у треугольников – треугольный, у квадратов – квадратный, а у овалов – овальный. Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто где живёт. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики. Нужно помочь бедным человечкам найти свои домики».

Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).

Задание 3«Перейди через болото».

Цель: формировать умение выделять названные признаки у фигур, нарисованных на листе бумаги; выделять такие признаки, как форма и цвет.

У каждого ребёнка на столе лежит листок бумаги, на котором в свободном порядке нарисованы геометрические фигуры разной формы и цвета.

Вариант 1: перейти «болото» только по красным квадратам.

Вариант 2: провести линии от одного красного квадрата до другого и т. д.

Задание 4. Работа с геометрическими фигурами по словесной инструкции.

Цельразвивать умение выделять два существенных признака.

Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат.

- Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат). Объясни почему. (Все остальные - круги).

- Оставшиеся круги раздели на две группы (два варианта). Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру).

Задание 5. Определение лишнего предмета.

Цельразвивать приём умственных действий – анализ группы предметов; закрепление навыков порядкового счёта.

Вариант 1. На материале рисунков фигурок-рожиц.

- Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?

Вариант 2. На материале рисунков фигурок-человечков.

- Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему?

Задание 6. Нарисуй недостающую фигуру.

Цель: формировать умение выделять общие существенные признаки нескольких объектов.

Вариант 1. Ориентирование на форму геометрической фигуры.

Вариант 2. (более сложный) ориентирование на цвет фигуры.

Вариант 3. ориентирование на два признака.

Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие.

Задание 7«Найди и покажи все треугольники».

Цельразвивать умение выделять части по заданному признаку (форме).

В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала).

Задание 8«Выложи из геометрических фигур».

Цель: формировать умение составлять различные предметы (объекты) по словесной инструкции или по образцу.

Вариант 1. «Собери фигуру (круг, квадрат и т. д.)».

Цель: выложить геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей.

Вариант 2. Выложить из 4 одинаковых треугольника 2 треугольника: один низкий и широкий, другой – высокий и узкий; два прямоугольника.

Вариант 3. «Сложи фигуру».

Цельразвивать приёмы анализа и синтеза.

- Все ли фигуры в каждом ряду ты использовал?

- Покажи лишнюю фигуру.

Вариант 4. «Сложи картинку»

Цельразвивать приём синтеза через анализ предложенных построек.

Нужно: из трёх изображений замков, состоящих из разных геометрических фигур, раскрасить только тот, который состоит из предложенных фигур.

Вариант 5. «Выложи предмет, используя все детали».

Большое значение уделяется в дошкольном возрасте конструктивной деятельности,т. к. она активно формирует приём синтеза. Сначала по образцу, то есть выполнение заданий по типу «Делай как я», затем по памяти, и наконец, самостоятельно конструирует.

Задание 9. Выложить из геометрических фигур предметы.

Цель: формировать умение конструировать по образцу

Вариант 1. Выложить фигуру кошки по образцу

Вариант 2. Выложить по словесной инструкции: грузовую машину; клоуна; собачку и т. д.

Развитию аналитико- синтетических умений хорошо способствуют такиематематические игрыкак: квадрат Воскобовича, «Колумбово яйцо»«Танграмм»,«Вьетнамская игра», блоки Дьенеша, «Волшебный квадрат» (образцы выкладывания из деталей «Волшебного квадрата» представлены на слайде) и т. д.

Задание 10«Найди закономерность и продолжи ряд».

Цельразвивать умение выделять существующую закономерность.

Вариант 1. «Нарисуй бусы».

Вариант 2. «Раздели фигуры».

Задание 11«Где спрятались восьмёрки?»Цельразвивать умение выделять заданный элемент (часть) из целого объекта (группы объектов).

Счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математикеразвития зрительного восприятия, мыслительных операций, в том числе анализа и синтезаразвития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Задание 12. «Выложи из спичек (счётных палочек)».

Вариант 1. По образцу

Цель: умение соотносить свою работу с образцом, закреплять приёмы анализа и синтеза.

Вариант 2. По словесной инструкции.

Цель: на основе конструирования из счётных палочек развивать приём умственных действий – синтез.

Инструкция: возьмите 6 палочек и выложите ёлочку; домик; из 5 палочек сложите лодку и т. д.

Вариант 3. По представлению.

Цель: на основе приёма анализа развивать синтетические умения.

Инструкция: выложите из палочек, что хотите на морскую тему; на космическую и т. д.

Следующий из ведущих приёмов умственных действий – это приём сравнения.

Комплекс заданий на сравнение для детей 5-7 лет:

Задание 1Сравнение предметов(Рис. 11)

Цель: выделение признаков предметов, их дифференцировка на существенные(геометрическая форма и размер) и несущественные;

На доске – рисунок со снеговиками: один большой, другой маленький, отличаются формой ведёрка, ног.

Беседа:

- Чем похожи снеговики? Чем отличаются?

- Продолжите мои предложения:

а) один снеговик большой, а другой?

б) у одного снеговика ведёрко треугольной формы, а у другого?

в) у одного снеговика ноги круглой формы, а у другого?

Задание 2«Найди сходства и различия»(Рис. 12)

Цель: формировать умение проводить сравнение двух объектов, выделяя существенное отличие – цвет геометрических фигур и сходства – детали одинаковой формы и размера.

Задание 3Сравните фигурки, какая больше, какая меньше. Большую фигуру закрасьте красным цветом, а меньшую – любым другим.

Цель: формировать умение сравнивать фигуры по одному признаку (величине).

Задание 4«Найди предмет такой же формы» (Рис. 13)

Цель: формировать умение находить соответствие среди нескольких предметов по существенному признаку - форме.

Инструкция: соединить линиями геометрические фигуры с похожими предметами окружающей среды. Назови ещё предметы, похожие на прямоугольник? Овал? Ромб?

Задание 5«Самое непохожее»(Рис. 14)

Цель: формировать умение вычленять следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентироваться на все эти параметры при выборе фигурки; проводитьсравнение по несхожему признаку.

(Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку)

- Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна. (указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом) - Почему ты считаешь, что эти фигурки самые не похожие?

Задание 6«Найди и назови».Цельразвивать умение находить и называть сходные и отличительные признаки предметов.

Вопросы:

- Сколько всего фигур?

- Чем похожи фигуры? (цветом)

- Чем они отличаются? (формой, размером)

- Сколько всего больших квадратов?

- Сколько маленьких?

- Сколько больших кругов? Маленьких?

- Какая по счёту фигура не является ни кругом, ни квадратом? Как она называется?

Задание 7«Найди тень от облачка».

Цель: формировать умение находить среди нескольких объектов признаки сходства и различия.

Задание 8«Найди с помощью мерки».

Цель: формировать умение определять высоту предмета разными способами;развивать умение сравнивать предметы по высоте с помощью мерки.

Задание 9«Найди и закрась одинаковых воздушных змей одинаково».

Цель: формировать умение находить признаки сходства и различия между объектами.

Задание 10«Сравни полоски».

Цель: формировать умение сравнивать предметы по длине (разными способами: наложение, приложение и с помощью мерки) и выражать словами результаты измерения.

Вопросы:

- Одинаковые ли полоски по длине?

- Какие полоски самые длинные? Короткие?

- Полоски жёлтого цвета какие по длине?

- Есть ли ещё одинаковые по длине ленты?

- Покажи длинную красную полоску? Короткую красную?

- Полоски какого цвета одинаковые по длине? А ещё какого?

- Как мы можем проверить, что они одинаковые по длине?

Задание 11«Где чьё отражение?»

Цель: формировать умение находить соответствие между рисунком и его зеркальным отражением; развитие приёма сравнения путём нахождения сходств объектов.

Задание 12«Помоги зайчатам».

Цель: формировать умение находить фигуру, сходную по данному признаку; закреплять умение сравнивать несколькими способами.

Игровой момент: «Зайцы посторили себе избушку, чтобы можно было спрятаться от серого волка. Вот домик готов! Осталось только приладить дверь. Но вот беда: зайчики не могут определить какую же дверь им повесить. Ведь если они повесят дверь уже, чем дверной проём, то останется щель, через которую протиснется волк. Что же им делать? Давайте им поможем и подскажем, какая из двух дверей подойдёт к их домику.»

Все перечисленные виды работ вызывают у детей познавательный интерес, потребность в знаниях направляют их на творческие поиски, вызывают радость. Систематическое и целенаправленное включение предложенных заданий в организованную образовательную деятельность, будет способствовать активизации познавательного интереса старших дошкольников.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2005

2. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастнойпсихологии. – М.: Просвещение, 1978.

3. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979

4. «Дети, в школу собирайтесь»,М.:Мозаика-синтез,2008,авторы6 О. М Дьяченко, Н. Ф Астаськова, А. И. Булычева и. др.

5. http:/wwlivepnternet.ru

6. XXLBook.ru

7.luntik.ru

развитие навыков группировки и классификации на примере использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)

А что такое ТРИЗ?

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Автор ТРИЗ – Г. С. Альтшуллер. В детский сад ТРИЗ пришел в 1987. В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗа с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Основные функции ТРИЗ

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

3. Развитие качеств творческой личности.

ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Положительные стороны ТРИЗ:

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)».

Цель – развитие умения классифицировать предметы.

Задачи:

• систематизировать навык классификации предметов по признакам,

• систематизировать знания о свойствах предметов,

• развитие мышления, воображения.

Оборудование: карточки с изображением различных предметов.

Содержание занятия:

Обращаем внимание детей на многообразие предметов вокруг, на сходство и различие предметов.

Игра«Давай подружимся»

Раздаем детям картинки с изображением различных предметов.

Дети садятся в круг и по очереди пытаются найти хотя бы одно сходство междупредметом на своей картинке с изображением на карточке у соседа. Сопровождается игра словами: «- Давай дружить. - Давай, только чтобы нам было интересно, надо найти что-нибудь общее».

Например, картинки со следующими изображениями: снеговик – льдинка круглой формы – монета – кастрюля – чашка желтого цвета – цыпленок. Общие признаки: снеговик и льдинка – холодные, льдинка и монета – круглые, монета и кастрюля – металлические, кастрюля и чашка – посуда, чашка и цыпленок – желтые.

Далее предлагаем поменять какой-то одно свойство у своего предмета,предварительно показав детям как это можно сделать с помощью предложенных ниже мини-схем:

Игра«Что изменилось?»

большой ключ – маленький ключик,изменился размер,

деревянная ложка – металлическая ложка,изменился материал, и т. д.

После того, как дети изменят свои предметы хотя бы по одному признаку, можно пересказать вкратце сказки Р. Киплинга «Как леопард получил свои пятна»«Слоненок»и другие, в которых с животными происходили разительные перемены: либо изменялся окрас, либо длина, величина какой-либо части тела. Затем предложить детям пофантазировать и придумать свои варианты удивительных метаморфоз, преобразивших животных в природе. Например, почему у ежика появились иголки? почему змеи длинные, возможно в прошлом они были короткими, что с ними могло произойти? (Игра по системе ТРИЗ).

Поиграв немного в предложенную игру на воображение и переключив внимание детей с картинок, дальше можно предложить детям новую игру с карточками на выявление сходства предметов.

Игра «Общий предмет».

Сначала детям предлагаются картинки с изображением следующих предметов: лыжи, коньки, матрешка, пирамидка, хоккейная клюшка, плюшевый мишка, теннисная ракетка, кукла. Необходимо распределить предметы на две группы. В итоге дети должны выделить игрушки и спортивные принадлежности. Располагаем игрушки по вертикали, а спортивные принадлежности по горизонтали с пересечением посередине. В центре получившегося перекрестка из предметов освобождаем пустое место. Дальшепредлагаем детям следующие изображения предметов: клюшка для гольфа, мяч, спортивный снаряд, заводную игрушку, ролики, юла, конструктор. Просим найтипредмет, относящийся и к игрушкам, и к спортивным принадлежностям, и разместить его по центру (мяч).

Подобным образом можно подобрать, например, в один ряд (вертикальный) круглыепредметы, во второй ряд (горизонтальный) – фрукты. Затем предложить детям разные картинки, среди которых будет яблоко (оно и круглое, и фрукт). Найденный подходящий предмет разместить на пересечении двух групп предметов, как имеющий общий признак как одной группы, так и другой. Соответственно, для закрепления навыка выделения общего признака предметов и подбора соответствующих картинок, можно использовать карточки, объединенные разными общими свойствами (цвет, форма, материал и т. д.).

Далее предлагаются игры, где дети сами могут загадывать друг другу слова-загадки, основанные на выделении общих признаков.

Игра «Да-нет ка» (ТРИЗ)

Целью игры является классификация объектов и развитие умения находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.

Ведущий загадывает предмет. Дети задают вопросы. Педагог сначала учит детейзадавать вопросы по определенной схеме:

* объект рукотворный или природный,

- если рукотворный, то из какого материала, какого цвета, размера, формы, к какомуклассу относится (мебель,транспорт и т. д.)

- если природный, то какого размера, какой на ощупь, какого окраса, к какому классу относится (звери, птицы, рыбы и т. д)

Важно, чтобы ведущий не принимал ответы по перечислению объектов, также необходима «остановка» для обобщения ответов детей и обратить внимание, чтобы ведущий загадывал объекты реального мира.

В конце занятия можно еще сыграть в игру «Узнай меня».

Данная игра учит описывать предмет, не называя его. Сначала педагог называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложитьописать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие общих исследовательских умений и навыков младших школьников"

В документе содержатся краткие описания "Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников" и рекомендации по организации работы на уроке: примерные задания, упражнения и т.п....

Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных занятиях

Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных  занятиях...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)

Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...

Коррекционное занятие учителя-дефектолога с учащимися с задержкой умственного развития. 2 класс.

Данное коррекционное занятие предназначено для учителей-дефектологов....

Стендовое сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла «Развитие фонематических процессов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на коррекционных занятиях по логопедии как фактор повышения качества освоения программ учебных предметов"

В настоящее время проблема возникновения и коррекции нарушений письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как навык грамотной речи расценивается как средство к усвоению базовых уч...

Конспект индивидуального коррекционного занятия учителя-дефектолога Е.С. Глуханюк на тему «Пригласили друзей в гости»

Данное занятие разработано для обучающегося 8 класса, осваивающего 2 вариант учебного плана. У обучающегося речь сформирована на уровне отдельных звукокомплексов, устную инструкцию к заданию понимает ...