Внеурочная деятельность по экологии
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)

Гостюхина Ирина Николаевна

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный эколог" предназначена для учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 144 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный эколог» (далее – программа) реализуется в соответствии  с естественнонаучной  направленностью дополнительного образования.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р, Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ) и  других нормативных документов, Уставом МБУ ДО «ДДТ», Положением о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУ ДО «ДДТ». Программа соответствует базовому уровню  и учитывает индивидуальные возрастные особенности  детей.

        Несмотря на ряд существенных достижений современной науки, мы продолжаем сталкиваться с огромным количеством опасных явлений для человечества: загрязнения воздуха, воды и почвы; демографические проблемы и рост потребления;  стремительное сокращение биоресурсов и полезных ископаемых и т.п.

       Изучение основ  знаний о живой природе в современных условиях  приобретает особенно  важное значение. Необходимо готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.

        Нам нужно изучить и понять сложную систему, которую представляет собой планета Земля, эту огромную экосистему, в которой поток материи и энергии упорно пересекает любые границы между средами, является основой  процессов обмена веществ в живых организмах. Здесь велика роль биологической науки. Именно она в состоянии не только поставить и уточнить диагноз, но и предугадать его заранее для того, чтобы определить способы лечения. Она стоит на страже здоровья людей, она берет на себя ответственность за объективность и научность оценок.

       Необходимо   прививать детям любовь к природе, показываются ее величие, красоту и ранимость, мир сложных взаимодействий живой природы, человека и среды, экологии и здоровья. Это важная ответственная работа, ибо результат ее влияет на экологическую грамотность и нравственность подрастающего поколения. Очевидно, только повышение уровня экологической образованности общества в целом может изменить  стиль мышления хозяйственных руководителей, поведение каждого гражданина. Экологически грамотный человек будет знать, как уменьшить экологическую угрозу, снять ее остроту и ликвидировать последствия, как нужно вести хозяйство, чтобы не допустить нарушения экологического равновесия; он не станет браконьером, не будет наносить вред природе во время отдыха или устройства садового участка, не позволит расточительства по отношению к ее ресурсам - будь то вода, топливо или электроэнергия.

1.2.Актуальность программы

Обучение по данной программе помогает детям осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека.  А также позволяет понять, что человек – часть живой природы и  его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа,  руководствоваться этими законами в своих поступках. Дети смогут понять необходимость сохранения всего многообразия жизни, раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов и современные проблемы экологии, а также осознать актуальность сохранения благоприятной окружающей среды как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности.

1.3. Особенность программы

          Экологические проблемы особо актуальны для каждого жителя  крупного населенного пункта. Поэтому, данная программа  затрагивает прежде всего вопросы загрязнения окружающей среды, проблемы, с которым приходится сталкиваться жителям городов и сёл– сохранение и поддержание экологически чистой обстановки в населённых пунктах, сохранение видового разнообразия городской экосистемы, сохранение здоровья человека.

1.4. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации школьников не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе.

1.5. Цель программы - формирование у обучающихся экологического мышления, стремления принимать личное участие в охране природы, в решении экологических проблем.  

1.6. Задачи программы:

1. Обучающая  

-  дать основы знаний о живой природе;

-  сформировать представление об экосистеме нашей планеты;

  объяснить влияние экологических факторов на здоровье человека.

2.Развивающая                                                                                                                                    -  развивать творческое мышление, умение предвидеть возможные последствия    природообразующей деятельности человека;  

-  формировать интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей);

- развивать исследовательские навыки и умения, основы проектного мышления (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений).

3. Воспитательная  

 - прививать  любовь к природе;

- воспитывать социально- активную личность неравнодушную к   проблемам загрязнения окружающей среды;  

- формировать стремление принимать личное участие в охране природы, в решении экологических проблем.                                                                                                                  

Условия вхождения в программу - собеседование.

         2. Объём программы

Срок реализации программы – 1 год.

1.7. Оптимальный возраст для освоения программы – 10 -12 лет.

1.8. Форма и режим  занятий

Занятия  осуществляются исходя из 4 академических часов в неделю и включают в себя: теорию, практику, экскурсии, походы.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю  по 2 часа  (всего 144 часа в год). Продолжительность занятий 45 минут с 10 минутным перерывом.  

Количество детей в группе 12 -15 человек.

   Данная программа рассчитана на один учебный год, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического объединения (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).

        3. Результативность программы

    Ожидаемые результаты

  • повышение уровня экологической грамотности;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения;
  • участие в экологических конкурсах, акциях и пр.;
  • По завершению обучения по данной программе обучаемые должны
  • Знать:
  • - основные законы экологии;
  • - основные экологические понятия;
  • - экологические группы растений;
  • - охраняемые растения нашего края;
  • - видовой состав фауны Тульской области;
  • -  экологические проблемы нашего города;
  • Уметь:
  • - оперировать экологическими законами и понятиями;
  • - составить описание фитоценоза данного биотопа;
  • - изготавливать гербарий;
  • - работать с атласами и определителями;
  • - составлять экологическую карту;
  • - работать над экологическим проектом;

Личностные результаты:

- проявлять интерес к обсуждению экологических проблем;

 - эмоционально откликаться на красоту природы, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;

 - слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

 - предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

 - понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

Метапредметные  результаты: 

познавательные

- ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

-  определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать.

-  устанавливать причинно-следственные связи; размышлять рассуждать и делать выводы;

 -  создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 регулятивные

 -  анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;

- вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 

коммуникативные

 - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

 - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

3.2. Способы и формы проверки результатов

         

        Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: промежуточная аттестация (итоговое занятие, выставка работ, зачёт, тестирование, опрос), результативность участия в конкурсах различного уровня.

        Способы проверки ЗУН: входящий, текущий, итоговый контроль (наблюдение, беседа, опрос, тестирование, самостоятельная работа, выполнение творческих работ, контрольные теоретические и практические задания).

II. Содержание программы

Учебный  план

№ п/п

Тема

Количество часов

(общее)

Количество часов

(теорет)

Количество часов

(практич)

Форма контроля

1.

Вводное занятие

2

1

1

опрос

2.

Введение в экологию. Основные экологические понятия

18

12

6

контрольное задание

3.

Экология растений

22

14

8

тестирование

4.

Экология животных

24

14

10

контрольное задание

5.

Окружающая среда

26

18

8

зачёт

6.

Экологическая агитбригада

20

2

18

выступление

7.

Экологические проекты

14

4

10

защита проекта

8.

Экологические экскурсии, акции, конкурсы

16

2

14

результативность участия

9.

Итоговое занятие

2

1

1

зачёт

Всего

144

68

76

Содержание программы

  1. Вводное занятие (2 час.)

Теория: Знакомство с целями и задачами объединения, с правилами ТБ

Приктика: Выбор эмблемы объединения.

(Методы обучения:  словесный, иллюстративный, творческий) 

  1. Введение в экологию. Основные экологические понятия. (18 час.)

Теория: Основные законы экологии. Среда обитания. Экологические факторы.  Биологические сообщества. Биоценоз. Фитоценоз. Зооценоз. Вид. Ареал. Популяция.    Основные характеристики популяции. Трофические цепи. Экологическая пирамида. Биоритмы. Фотопериодизм.

Практика: Изучение фитоценоза микрорайона «Шахтерский». Построение экологической пирамиды. Подсчет численности популяции.

(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный). 

 

3.  Экология растений (22 час.)

Теория: Растения – источник энергии и органических веществ на Земле. Видовое разнообразие и жизненные формы растений.  Экологические группы растений. Растения – хищники, растения – паразиты. Световой, температурный и водный режим растений.

Фитоценоз леса, луга, парка. Охраняемые растения.  Первоцветы нашего края.

Практика: Изготовление гербария  и составление флористического списка растений нашей местности. Реферат о первоцветах нашего края.

(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный, творческий). 

4.  Экология животных (24 час.)

Теория: Роль животных в природе. Условия существования животных. Животный мир суши.  Животный мир морей и рек. Сезонные изменения в жизни животных.  Отношения между животными различных видов. Численность животных. Человек и животные. Охрана животных.

Практика:  Изучение видового состава орнитофауны Алексинского района. Реферат о бабочках нашего края. Составление кроссворда о животных.

(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный, творческий). 

5. Окружающая среда (26 час.)

Теория: Окружающая среда и человек. Загрязнение  окружающей среды. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Роль растений в городской экосистеме. Озеленение.  Парки и скверы. Жизнь животных в населённых пунктах. Деятельность человека и влияние его на окружающую среду. Транспорт  и его влияние на окружающую среду. Экологические проблемы нашего района. Промышленные предприятия г. Алексина и их влияние на экологическое состояние окружающей среды. Микроклимат  помещений. Комнатные растения. Фитонциды

Практика: Изучение видового состава и экологического состояния древесных   и кустарниковых пород нашего посёлка.  Составление экологической карты нашего посёлка, выявление источников загрязнения. Выполнение реферата «Известные парки России». Экскурсия в парк г. Алексина «Жалка». Создание  мультимедийной презентации о парке «Жалка». Экскурсия в музей АЗТПА.

(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный, творческий, привлечение личного эмоционального опыта). 

6. Экологическая агитбригада (20 час.)

Теория: Экологические агитбригады – массовые формы экологического просвещения.

Практика: Создание сценария выступления. Распределение ролей. Разучивание текста. Подбор музыкального сопровождения. Разучивание вокальной партии.  Разучивание танцевальных движений.  Подбор и изготовление реквизита. Репетиции, выступление.

(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный, творческий, привлечение личного эмоционального опыта). 

7. Экологические проекты (14 час.)

Теория: Цели и задачи проекта. Требования к оформлению проекта. Оформление постера.

Презентация проекта.

Практика: Выбор темы проекта. Постановка целей и задач. Обзор литературы по теме проекта. Выполнение практических заданий и исследований. Оформление проекта. Подготовка проекта к защите. Предзащита и защита проекта.

(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный, творческий, привлечение личного эмоционального опыта). 

8. Экологические экскурсии, акции, конкурсы (16 час.)

Теория: Ознакомление с положениями конкурсов.

Практика:  Экскурсии в природу, в Алексинский художественно – краеведческий музей, по заповедным объектам  Алексинского района. Участие в экологических конкурсах разного уровня. Экологические акции: «Не руби елочку!»; «Кормушечка»; «Живи, родник!».

(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный, творческий, привлечение личного эмоционального опыта). 

9. Итоговое занятие. (2 час.)

Подведение итогов. Анализ результатов работы объединения за год. Промежуточная аттестация в форме зачёта.

(Методы обучения: словесный, иллюстративный),

III. Организационно-педагогические условия реализации программы

1. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

 с 10.09. по 31.05.

Количество учебных недель и дней в учебном году

36 недель (252 дня)

Режим работы

(в соответствии с дополнительной образовательной программой)

 2 раза в неделю по 2 академических часа

(академический час -45 минут. между ними перерыв 10 минут)

Выходные дни

Праздничные дни, установленные законодательством РФ и свободные дни, в которые не проводятся занятия согласно индивидуального графика работы

Каникулы

Зимние – с 01.01. по 09.01

Летние – с 01.06. по 31.08

2. Методическое обеспечение

Характеристика возрастной группы   

                Главное содержание подросткового возраста (10-12 лет) составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.

        Наряду с обучением детей элементарным навыкам  творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

Общие методические приемы, применяемые педагогом на занятиях в объединении, подчиняются следующим принципам:

 -принцип сотрудничества (педагог-ученик – единомышленники, сотрудники: вместе находят путь к истине и делают открытие при максимально доброжелательном и комфортном психологическом микроклимате);

-принцип повторения (повторение материала с тенденцией к усложнению, с дополнениями и поправками при каждом повторении);

-принцип количества (количество накопленных знаний постепенно переходит в качество);

-принцип доступности (объяснение материла, подбор репертуара в соответствии с возрастными особенностями учащихся);

-принцип дифференцированного подхода (с программой должны справляться все, а для сильных учеников, подбирается более сложный материал).

Формы и методы обучения

С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В ходе реализации программы отдается предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

- стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины);

 - способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

- обеспечивают формирование интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей), а также традиционные методы  (беседа, наблюдения, опыт,  и практические работы);

- обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений, основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений);    

 - вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения и агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции, спектакли).

При реализации программы целесообразно:

– Применять образовательные технологии: развивающее обучение; проблемное обучение;
исследовательские, проектные методы обучения; технология игрового обучения;
обучение в сотрудничестве (групповая работа); здоровьесберегающие технологии.
– Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.

– Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.

– Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.
– Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.
– Контроль за выполнением программы курса, осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов;

 - специальная библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;

- наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты  и др.);

-  инструменты и принадлежности для практических  работ;

- раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги, карандаши, фломастеры и др.).

Для проведения экскурсий особое внимание следует обратить на подготовку проекта экскурсии, который включает маршрут, наличие необходимого оборудования, инструктаж по технике безопасности, разработку исследовательских тем, обобщение результатов деятельности.

Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция  подростков.

3. Условия реализации программы

Учебно-методический комплекс:

  • периодические издания;
  • наличие основной и рабочей программы, утвержденной педагогическим советом;
  • литература по методике преподавания.

 Дидактический материал:

 Наглядные пособия:

–  стенд Правила техники безопасности;

– экологические плакаты;

– демонстрационные работы и образцы;

–  иллюстрационный материал к темам программы;

-  тематические картинки и фотографии, фотоальбомы, набор тематических открыток,  и т.п.;

- наличие специальной литературы (литература и методические разработки по экологии,  сценарии тематических мероприятий и т.п.)

   Материально-техническое обеспечение:

- кабинет для занятий, с хорошим освещением в дневное и вечернее время, оборудованный  удобными столами и стульями;

- шкафы для хранения материалов и оборудования;

- материалы и принадлежности  (бумага,  клей, картон,  цветные и простые карандаши, краски, баночки для воды, ножницы, фломастеры и т.д.)

4. Список литературы

Литература для педагога

  1. Бабенко В.Г. Богомолов В.Д., Экология животных.  М.: «Вентана-граф», 2008
  2. Васильева В.М. Опыт работы экологических агитбригад. Донецк, 2010.
  3. Денисова Л.В., Никитина С.В. Редкие растения Приокско-террасного заповедника. Тула, «Коммунар», 1991.
  4. Кревер В.Г., Стишов М.С., Особо охраняемые природные территории России. М., «Орбис Пиктус», 2009.
  5. Библиотека школьника. Какие бывают растения. М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2013.
  6. Храбрый В.М., Школьный атлас – определитель птиц.,  М. «Просвещение», 1988

      7. Борейко В.Е., Экологическая этика. Киев- 2004

      8. Интернетресурсы.

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Тестовое задание для проведения промежуточной аттестации

1. Экология – это наука о:

а) жизнедеятельности живых организмов

б) строении организмов

в) связях организмов с  окружающей их средой

г) наследственности

2.  К производителям относится:

а) береза

б) грибы

в) кабан

г) бактерии

3. Производители

а) разрушают органические вещества

б) создают органические вещества из неорганических

в) создают неорганические вещества из органических

г) потребляют органические вещества

4. Потребители:

а) разрушают органические вещества

б) создают органические вещества из неорганических

в) создают неорганические вещества из органических

г) потребляют органические вещества

5. Разрушители:

а) разрушают органические вещества

б) создают органические вещества из неорганических

в) создают неорганические вещества из органических

г) потребляют органические вещества

6.  К потребителям относится:

а) береза

б) грибы

в) кабан

г) бактерии

7.  К разрушителям относятся:

а) береза и бактерии

б) мухи и комары

в) кабан и грибы

г) бактерии и грибы

8.  К почвообразователям относится:

а) дождевой червь

б) муха  

в) кабан  

г) муравей

9.  К санитарам природы относится:

а) дождевой червь

б) гиена

в) грач

г) муравей

10.  К опылителям относится:

а) шмель

б) муха  

в) комар

г) муравей

11.  К распространителям плодов и семян относится:

а)  сойка

б)  муха  

в)  гиена

г) шмель

12.  Заповедник – это:

а)  территория, на которой запрещена хозяйственная деятельность на всё время его существования

б)  территория, на которой запрещена хозяйственная деятельность на  определённое время

в)   территория, на которой  разводят отдельные виды растений и животных

г)  территория, на которой  разрешена хозяйственная деятельность

13.   В соленых водах обитают:

а)   щука и малый прудовик

б)   карась и мидия

в)   медуза и мидия

г)  дельфин и малый прудовик

14.   В пресных  водах обитают:

а)   щука и  карась

б)   карась и мидия

в)   медуза и мидия

г)  дельфин и малый прудовик

15.   К теплокровным животным относят :

а)   щука и  карась

б)   карась и  серая жаба

в)   колибри и полярная сова

г)   тритон и бенгальский тигр

16.   К холоднокровным животным относят :

а)    белый медведь и пингвин

б)    пингвин и полярная сова

в)   колибри и полярная сова

г)   тритон и прыткая ящерица

17.   Чем выше местность, тем:

а)   больше содержания кислорода  

б)    больше содержания углекислого газа

в)    меньше содержания кислорода  

г)     больше содержание азота

 18.   Состояние анабиоза можно наблюдать у:

а)    лягушек и жаб  

б)   зайцев и барсуков  

в)   бобров и барсуков

г)    бобров и медведей

 19.   Симбиоз можно наблюдать между:

а)      берёзой и подберёзовиком

б)     берёзой и трутовиком

в)    чёрным и рыжим тараканом

г)     серой и черной крысой

20.   К теневыносливым растениям относят:

а)      берёзу и сосну

б)     ландыш и майник

в)     земляника и иван-чай

г)      одуванчик и вероника дубравная

21.  К биотическим факторам относят:  

а)     вырубку леса  

б)    конкуренцию между видами  

в)    распашку земель  

г)     кислотность почв  

22.  К абиотическим факторам относят:  

а)     вырубку леса  

б)    конкуренцию между видами  

в)    распашку земель  

г)     кислотность почв  

23.  К антропогенным факторам относят:  

а)     вырубку леса  

б)    конкуренцию между видами  

в)     рельеф местности  

г)     кислотность почв  

24.  Отношения между повиликой и растениями:  

а)    симбиоз    

б)    конкуренция    

в)    паразитизм  

г)    хищничество  

варианты правильных ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

б

г

а

в

г

а

б

а

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а

а

в

а

в

г

в

а

а

б

21

22

23

24

б

г

а

в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Программа внеурочной деятельности....

Внеурочная деятельность. Программа "Экология"

Преподавание кружка «Экология» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера....

Экологический проект «Организация внеурочной деятельности по экологии в начальных классах»

1. Экологический прект.Цель проекта:Организовать внеурочную деятельность в начальных классах для формирования в школьниках экологических знаний за счет приобретения умений и навыков, способствующих ак...