Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Сударева Ольга Сергеевна

Программа  «Шахматная азбука» предназначена для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnaya_azbuka_1_klass.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Шахматная азбука»

1 класс

Рабочая программа по курсу «Шахматная азбука» для 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  •  Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. От 07 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373  "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"),

  • Приказ  Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»; 

Программа  «Шахматная азбука» предназначена для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления в начальной школе. Программа рассчитана на 33 ч (1 ч в неделю).

Рабочая программа к курсу «Шахматная азбука» составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год: 1 час в неделю.

Курс "Шахматы – школе" под редакцией И.Г. Сухина написан специально для начальной школы и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий — способность действовать в уме.

I. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональнуюоценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

II. Содержание курса программы

Для занятий используется специальная литература,  карточки с диаграммами для решения задач и упражнений,  демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.

Первое знакомство с Шахматным  королевством.

Из истории шахмат.

Шахматная доска - поле шахматных сражений:

Знакомство с основными понятиями:

Горизонтали,

Вертикали

Диагонали

Дидактические игры и задания:

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").

 Шахматные фигуры. Первое знакомство

«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.

Дидактические игры и задания:

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Начальная позиция.

Расстановка фигур перед шахматной партией.

Правило: "Ферзь любит свой цвет".

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Дидактические игры и задания:

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

 ПЕШКИ

 Благородные пешки черно-белой доски.

«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.

«Подножка» (правило взятие на проходе).

 Дидактические игры и задания:

 «В бой идут одни только пешки».

 «Игра на уничтожение».

 КОРОЛЬ

Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

Дидактические игры и задания:

 "Игра на уничтожение", "Один в поле воин".

 ЛАДЬЯ

Ход, взятие.

Дидактические игры и задания:

Одна против пешек. Лабиринт. 

Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».

СЛОН

Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны.

Легкая и тяжелая фигура.

Ладья против слона.

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита".

ФЕРЗЬ 

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.

 Ход, взятие.

Ферзь против ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение",  "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".   

КОНЬ

Ход, взятие, сила.                                            

Игра конем на усеченной доске.

Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых",  "Кратчайший путь".

Относительная ценность фигур.

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур.

Дидактические игры и задания:

"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"

"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

Шах.

Что такое шах. Понятие о шахе.

Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Дидактические игры и задания:

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны    определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

Мат - цель игры.

Техника матования одинокого короля:

Две ладьи против короля.

Ферзь и ладья против короля.

Дидактические  игры и задания:

"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".

Решение шахматных задач и упражнений.

Ничья.

Варианты ничьей.

Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат.

Дидактическое задание:

"Пат или не пат".

Рокировка.

Длинная и короткая рокировка.

Правила рокировки.

Дидактическое задание:

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Шахматная партия.

Начало шахматной партии.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Правила и законы дебюта.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Короткие шахматные партии.

Занимательные страницы шахмат.

Шахматные сказки.

Все дидактические игры и задания моделируются в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

Тема

Количество часов

1

Шахматная доска

2

2

Шахматные фигуры

4

3

Начальная расстановка фигур

3

4

Ходы и взятие фигур

13

5

Цель шахматной партии

7

6

Всеми фигурами из начального положения

4

Итого

33

III.Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

1

С 01.09 по 07.09

Шахматная доска

1

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. Выделять закономерности.

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий. Высказывать своё предположение (версию). Работать по предложенному учителем плану.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Знать шахматные термины: белое и черное поле,  горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное  положение. Различать диагональ, вертикаль, горизонталь. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение, уметь проводить элементарные комбинации;

Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.Определять последовательность событий. Выявлять закономерности и проводить аналогии.  

2

С 08.09 по 14.09

Шахматная доска

1

3-4

С 15.09 по 28.09

Шахматные фигуры.

2

5-6

С 29.09 по 12.10

Относительная ценность фигур.

2

7-9

С 13.10 по 10.11

Начальная расстановка фигур

3

10

С 11.11 по 17.11

Ходы и взятие фигур. Пешка.

1

11

С 18.11 по   24.11

Ходы и взятие фигур. Пешка.

1

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

Выделять закономерности.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий. Высказывать своё предположение (версию). Работать по предложенному учителем плану.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.

Анализировать ситуацию,

устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение уметь проводить элементарные комбинации;

Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации. Определять последовательность событий. Выявлять закономерности и проводить аналогии.  

12

С 25.11 по 01.12

Ходы и взятие фигур. Ладья.

1

13

С 02.12 по 08.12

Ходы и взятие фигур. Ладья

1

14

С 09.12 по 15.12

Ходы и взятие фигур. Слон.

1

15

С 16.12 по 22.12

Ходы и взятие фигур. Слон.

1

16

С 23.12 по 29.12

Ходы и взятие фигур. Ферзь.

1

17

С 09.01 по 13.01

Ходы и взятие фигур. Ферзь.

1

18

С 16.01 по 20.01

Ходы и взятие фигур. Конь.

1

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

Выделять закономерности.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

Высказывать своё предположение (версию)

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Знать шахматные термины: ход, взятие, шах, мат; Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

уметь проводить элементарные комбинации;

Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

Определять последовательность событий;

Выявлять закономерности и проводить аналогии.  

19

С 23.01 по 27.01

Ходы и взятие фигур. Конь.

1

20

С 30.01 по 03.02

Ходы и взятие фигур. Конь.

1

21

С 06.02 по 10.02

Ходы и взятие фигур. Король.

1

22

С 13.02 по 17.02

Ходы и взятие фигур. Король.

1

23

С 27.02 по 03.03

Цель шахматной партии. Шах.

1

24

С 06.03 по 13.03

Цель шахматной партии. Шах.

1

25

С 14 03 по 20.03

Цель шахматной партии. Мат.

1

26

С 21.03 по 04.04

Цель шахматной партии. Мат.

1

27

С 05.04 по 11 04

Цель шахматной партии. Мат.

1

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

Выделять закономерности.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Знать шахматные термины: ход, взятие, шах, мат, пат, ничья.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение, уметь проводить элементарные комбинации;

Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Выявлять закономерности и проводить аналогии. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

28

С 12.04 по 18.04

Цель шахматной партии. Пат.

1

29

С 19.04 по 25.04

Цель шахматной партии. Рокировка.

1

30

С 26.04 по 03.05

Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия.

1

31

С 04.05 по 12.05

Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия.

1

32

С 15.05 по 19.05

Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия.

1

33

С 22.05 по 26.05

Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия.

1

«РАССМОТРЕНО»                                                                                                            «ПРОВЕРЕНО»

На заседании ШМО                                                                                                  Зам. Директора по ВР

 « ___ »    _____________ 2018 г.                                                                         « ___ »  _______________ 2018 г.

Протокол № __ от  « ___ »  _____________ 2018 г.                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...