Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
методическая разработка (3 класс)
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. С помощью проектной деятельности на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». | 64.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Ушатова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №27.
Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. С помощью проектной деятельности на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект.
Например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим.
Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети работают с большим объёмом информации, ищут описание и т.д. и т.п. Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проекты могут классифицироваться:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде рефератов, газет, драматизации. Так на уроках окружающего мира учащиеся получали задания: найти материал «О растениях нашей родной Якутии», «О животных Якутии»; на уроках литературного чтения «О писателях»; по внеклассной работе «Здоровый образ жизни» и т.д. Нужно было найти информацию о растениях, о животных; о писателе, его творчестве; информации о ЗОЖ. Дети совместно с родителями или сами находили материал. Потом совместными действиями материал отбирался, и в виде коллажа или по отдельности создавались стенгазеты, альбомы.
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения.
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
1.Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.
2.Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.).
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают. Задания в занимательной форме позволяют способным детям раскрыть и активизировать свои способности. Неуверенным учащимся – развить инициативу, сообразительность, мышление. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.
Сказки – неразлучный спутник детства. Ребенок любит сказку за живость и выпуклость образов, за четкость и определенность характеров, за простоту сюжета, за поэтический народный язык.
Упражнения со сказочным сюжетом усиливают интерес к самому заданию, побуждает ребёнка решить проблему, вызывает желание помочь литературным героям. Нередко именно сказочная форма позволяет удачно ввести детей в мир знаний, через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Встреча со сказочными героями на уроках побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение. Придумать своё продолжение или немного пофантазировать и изменить сюжет, глубже поразмышлять о нем.
Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через изучение русских народных сказок, привить любовь к чтению, подготовка коллективного творческого дела.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Научить школьников различать виды русских народных сказок.
- Расширить знания о художниках, рисующих иллюстрации к русским народным сказкам.
- Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.
- Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности
Развивающие:
- Развивать у учащихся познавательный интерес.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Совершенствовать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре
- Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.
- Приобщить детей к чтению художественной литературы.
Гипотеза:
Изучение русских народных сказок позволит обучающимся начальной школы в игровой форме познакомиться с традициями и обычаями русского народа, расширит их кругозор, будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его творческих, исследовательских и коммуникативных навыков.
Информационный проект направлен на сбор информации с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
По характеру контактов между участниками: проект - внутриклассный.
По продолжительности: недельный.
Возраст учащихся: 3 класс
Руководитель проект: Ушатова Татьяна Васильевна - учитель начальных классов
Сроки реализации проекта: 3 недели (2 четверть)
Этапы проекта
| Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность руководителя проекта |
Подготовительный 3 дня | Определение темы и целей проекта | 1)Обсуждение русских народных сказок . Деление на группы для работы над отдельными проектами. 2) Гипотеза проекта. 3) Постановка целей в группах. | 1) Мотивация учащихся. Помощь в постановке целей и задач. 2) Помощь в определении выбора проекта каждым обучающимся. 3) Организация работы групп |
Исследовательский 2 недели | Сбор информации. - Словарная работа с устаревшими словами. - Изучение положительных и отрицательных образов в русских народных сказках». - Иллюстрации героев сказок. -Создание костюмов. - Написание сценария сказки. - Подготовка инсценирования сказки. | 1) Работа с устаревшими словами. 2) Сравнение. 3) Иллюстрации к русским народным сказкам. 4) Создание эскизов костюмов сказочных героев. 5) Написание сценария сказки для постановки. 6) Подготовка текстов сказок учащимися. | Наблюдает, советует, косвенно руководит и контролирует деятельность учащихся. Готовится к проведению итоговой презентации. |
1 неделя | Проведение презентации проекта | Отчитываются о проделанной работе. Обсуждение работ. Представление результатов работы в группах. Самооценка своей работы путём коллективного обсуждении. | Слушает, задает вопросы. Оценивает работу учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов. |
Проекты для работы в группах:
1. Инсценирование сказки собственного сочинения.
2. «Портреты сказочных героев».
3. «Стихотворения в сказках».
4. «Прочитай и угадай».
План работы в группах:
1 группа | 2группа | 3 группа | 4 группа | |
Проект № 1 Инсценирование «Сказка собственного сочинения» | Проект № 2 «Портреты сказочных героев» | Проект № 3 «Стихотворения в сказках» | Проект № 4 «Прочитай и угадай». | |
1 неделя | Общее занятие: «Виды русских народных сказок» | |||
Планирование работы групп | ||||
2 неделя | Подготовка презентаций команд. | |||
Общее мероприятие: «Презентации команд» | ||||
3 неделя | -Подготовка сценария -Подготовка костюмов -Подготовка декораций -репетиции постановки | -Совместная работа с группой № 1 по подготовке костюмов и декораций -Подготовка выставки рисунков «Портреты сказочных героев» -Подготовка альбома с творческими работами учащихся | -Совместная работа с группой № 1 по подготовке сценария -Подготовка текстов стихотворения в сказках -Сочинение своих сказок -Издание сказок | -Сбор материалов с помощью Интернет-ресурсов, ресурсов школьной и районной библиотеки -Подготовка реферата «Прочитай и угадай». -Издание реферата учащихся -подготовка к презентации реферата |
Презентация проекта «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» |
План проведения презентации проекта
Мероприятие | Ответственный |
Выставка рисунков «Портреты сказочных героев». | группа № 2 |
Защита реферата «Прочитай и угадай». | группа № 4 |
Публичные чтения и обсуждения текстов «Стихотворения в сказках». | группа № 3 |
Инсценировка «Сказка собственного сочинения». | группа № 1 |
Подведение итогов проекта | классный руководитель, родители |
Представление проекта и подведение итогов работы над ним позволяют утверждать, что:
- Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
- Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества детей.
- Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
- Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
- Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок (КВН по сказкам)
Внеклассное мероприятие по внеклассному чтению для учащихся 1-2 классов.Обобщение знаний учеников по известным народным и литературным сказкам....
Внеклассное мероприятие "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок" игра - конкурс для 1 - 2 классов
Данный материал можно использовать в качестве занимательного материала при изучении сказок, так и во внеурочной деятельности....
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
Тема Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок (КВН по сказкам)
Урок в форме КВН поможет :1. Развивать творческие способности, речевые умения, память, внимание, наблюдательность к слову.2. Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.3.Формировать н...
Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и осетинскому чтению. Урок посвящен закреплению материала по теме "Фольклор". В ходе урока учащиеся работают как на русском, так...
Внеклассное мероприятие «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3 класса «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"Цели:Содействовать привитию интереса к чтению, любви к сказкам...
Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
Презентация к уроку "Родное чтение" на тему "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.", 1 класс...