Занятие учителя-дефектолога «Волшебные краски»
план-конспект урока
Конспект группового занятия учителя-дефектолога, направленного на формирование творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_tvorcheskih_sposobnostey_s_elementami_art.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию творческих способностей с элементами арт-терапии «Волшебные краски»
Занятие по развитию творческих способностей с элементами арт-терапии «Волшебные краски»
Цель: Развитие у детей творческих способностей, способствование гармонизации психологического состояния детей.
Задачи:
1. Развивать креативность и творческие способности детей.
2. Учить выражать свои чувства в цветовой гамме с помощью гуашевых красок.
3. Формировать навыки эмпатии.
Материал: Кисти, стаканчики-неразливайки, гуашь без ченого цвета и альбомные листы по числу присутствующих детей, картонные кружки черного цвета для упражнения «Черная метка».
Время занятия: 30-35 мин
Ход:
1. Приветствие. Упражнение «Дарю хорошие слова». (3-4 мин)
Цель: способствовать положительному настою группы детей на ход занятия. Развивать навыки коммуникации и эмпатии.
- Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычная встреча. Нас ждут настоящие чудеса. А приветствовать друг друга сегодня мы будем с помощью упражнения-игры «Дарю хорошие слова». Согласитесь, вам же нравится, когда вам говорят хорошие слова? Сразу повышается настроение, и хочется дарить миру хорошие дела и поступки! Но для начала давайте определим те хорошие слова, которые нам подойдут в этой игре. Они должны быть направлены другу, который стоит слева от вас, и выражать ваше доброе отношение к нему, или комплимент. Договорились?
- Я очень люблю дарить всем хорошие слова, поэтому игру сегодня начну я, можно? Артем, мне очень нравится, когда на занятиях ты проявляешь черты взрослого ответственного мальчика! Спасибо тебе за это!
(Учитель-дефектолог начинает игру, давая пример для дальнейшего продолжения упражнения. Если какой-то ребенок испытывает затруднения, кчитель-дефектолог ненавязчиво помогает).
2. Сюрпризный момент и проблемная ситуация. (2-3 мин)
- Я держу в руках коробку с красками, которую мне прислал Волшебник Изумрудного города. С виду она абсолютно не отличается от обычных красок, которыми мы с вами рисовали, да? Чем же она необычна? Нужно почитать инструкцию.
- Инструкция: Это краски, которые могут превращать ваши чувства и эмоции во что-то необычное и сказочное. Но чтобы ими воспользоваться надо дружно произнести волшебные слова, которые произведут превращения в коробке красок и напитают каждый цвет энергией чуда. Этими волшебными красками можно раскрыть дверь в свой внутренний мир. Но только сначала нужно избавиться от черных фишек. Кто справится, тот молодец, он сумеет открыть эту дверь в свой волшебный мир.
Волшебные слова:
- - Вот мы сказали волшебные слова, можно открыть и посмотреть что же теперь в этой коробке.
- Дети, в этих красках пропал черный цвет. Вместо него лежат черные фишки. Что же с ними делать? (Психолог подводит детей к ответу, что эти фишки для знакомого упражнения «Черная метка»)
3. Упражнение «Черная метка» (3-4 мин)
Цель: способствовать гармонизации личности ребенка, помочь выразить словами и освободиться от негативных эмоций, неуверенности.
- Сейчас я вам раздам «черные метки», которая помогут выполнить все условия инструкции. Кто напомнит всем, что нужно делать?
(Учитель-дефектолог напоминает остальным что делать с черной меткой: нужно положить метку на ладонь, накрыть сверху другой ладонью и шепотом передать метке негативные эмоции, которые успели накопиться за день: «Черная метка, я передаю тебе обиду (разочарование, грусть, плохое настроение, расстройство, зависть, неуверенность и т. д., забери ее от меня навсегда и спрячь в себе». После того, как все дети «перенесут «негативные эмоции в черную метку, ее необходимо порвать и выбросить.)
4. Упражнение с элементами арт-терапии «Краски моего мира» (15 -20 мин)
Цель: учить детей осознавать, что каждый человек имеет свой собственный внутренний мир, который несет в себе индивидуальность и неповторимость.
- С черными фишками мы справились. Теперь можем приступать к краскам. Только я не совсем поняла, про какую дверь говорилось в инструкции. Сейчас загляну еще раз в коровку с красками, может я не все прочитала. (Учитель-дефектолог достает альбомные листы, согнутые пополам, на внешней стороне приклеена «ручка» двери.) Действительно, не все. Что это? (Дверь)
- Я все поняла. Помните, мы с вами говорили о том, что каждый человек (и взрослый, и ребенок) – особенный? Хоть у всех нас есть и глаза, и нос, и руки, и ноги, и другие части тела, - но все равно мы все разные и неповторимые. И это действительно так и есть. Мы не просто разные внешне (даже наши близнецы, мы говорили, тоже разные, мы разные и внутри. «Внутри» - это не в середине нашего тела, а в нашей душе, которая и есть нашим внутренним миром.
- Кто-нибудь видел душу? Конечно, нет! Ведь она сама невидимая, но зато, она проявляется через дела людей, которые он делает с удовольствием («с душой»). Иногда посмотришь на человека – красивый и привлекательный, а посмотришь на его дела – становится неприятно, или даже стыдно за него. Это обозначает, что внутренний мир этого человека очень беден. И тогда его внешняя красота теряет свою привлекательность, тускнеет.
- А это «двери», которые мы сможем открыть с помощью наших волшебных красок в наш собственный внутренний мир. И черный цвет нам не понадобиться, это точно. Ведь вы все очень яркие, добрые и хорошие. А все отрицательные эмоции, которые рисуются черным цветом, мы передали черной метке.
- Сейчас я расскажу как с помощью этой бумажной двери увидеть свой внутренний мир. Но сначала сделаем логоритмическую паузу.
Логоритмическая пауза (2 мин): дети под музыку и рифмованные подсказки выполняют физические упражнения
С помощью кисти наносим наши разноцветные волшебные краски на правой половинке листа ближе к сгибу. Стараемся рисовать так, чтоб краска не смешивалась. В этом рисовании нарисовать «неправильно» нельзя, поэтому берем краски того цвета, которые вам очень нравятся, или которые вы хотите использовать для своей работы. Приступаем. Вы на своих рабочих местах, а я – на листе, прикрепленном к магнитной доске. Следите за тем, чтоб краски на рисунке были влажными. Краски могут ложится непроизвольно: в виде прямых и волнисых линий, пятнышек, точек. Мы просто «набрасываем» каждую краску на поверхность лиса.
- Теперь когда мы все сделали, приступаем к волшебству. Закрываем то, что нарисовали левой половинкой листа и легонько разглаживаем ладонью «нашу закрытую дверь». Интересно, что же там происходит за закрытой дверью? Краски обещали сотворить чудо. Давайте попробуем открыть и все увидим сами.
(Дети под руководством дефектолога открывают свои «двери», выражают эмоции)
5. Упражнение «На что похоже» (2-3 мин)
Цель: способствовать проявлению креативного мышления, фантазии, воображения.
- Действительно, мы все убедились, что внутренний мир у каждого разный. Но каждый из ваших миров – замечательный, яркий, красочный, удивительный, неповторимый. Согласны?
- И это так здорово! Было бы очень грустно, если бы вы открыли «двери», а за каждой дверью был бы одинаковый рисунок.
- На что же похожи наши рисунки? Давайте их внимательно рассмотрим и узнаем.
(Учитель-дефектолог по-очереди предлагает для рассмотрения рисунки детей, стимулируя вариативность ответов. При необходимости предлагает свой вариант.)
6. Итог занятия (1-2 мин)
- Мне очень приятно, что ваши работы получились яркими и красочными, это значит, что вы все замечательные детки: и послушные, и внимательные, и добрые, и старательные. Спасибо нашим волшебным краскам за то, что они помогли открыть двери во внутренний мир каждого из нас, и еще раз показали, что одинаковых людей не бывает, но каждый человек – он особенный и очень замечательный.
- Давайте наши работы разместим на нашей выставке «Мой красочный мир», чтобы они нам напоминали о том, что в нашей группе нет плохих детей, а есть дружные ребята, которые понимают и ценят друг друга.
Литература:
1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. - М. : АСТ, 2008. - 60 с. - (Родничок) (Программа обучения в детском саду)
2. Присяжная Т. В. ТРИЗ-педагогика: развиваем мышление дошкольников. – Х. : Вид. група «Основа», 2008. – 96 с.
3. Проблемы развития и коррекция эмоциональной сферы старших дошкольников / Сост. О. А. Атемасова. – Х. : Изд-во «Ранок», 2010. – 176
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ-СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ИЗОСТУДИИ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» «Мастерская Деда Мороза»
Разработан: педагогом ДО 1 кв. категории Чиликановой О.М.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Знакомство с историей возникновения колокольчиковРазвитие навыков декорирования объемной формы графическими узорамиВоспитание эст...
разработка занятия в кружке "Волшебные краски" по теме "Мы рисуем цветы"
Занятие помогает вырабатывать авторский стиль юного художника, умение использовать язык изобразительного искусства, понимание значение искусства в жизни человека....
Информационная карта коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога
В документе в сжатом виде представлен конспект коррекционно-развивающего занятия (именно в этой карте - мастер-класс по обмену опытом). Может быть полезна всем специалистам и учителям...
Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога
Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога по теме: "Признаки весны"...
Итоговое коррекционно - развивающее занятие учителя - дефектолога для учащихся с ОВЗ
Итоговое коррекционно - развивающее занятие учителя - дефектолога для учащихся с ОВЗ...
Технологическая карта индивидуального занятия учителя-дефектолога с ребенком с ОВЗ ( 1 год обучения) по математике
Коррекционно- развивающее занятие учителя-дефектолога по математике с учеником первого года обучения , имеющего ограниченные возможности здоровья . Коррекционно- развивающие занятия напра...