Внеурочная деятельность по предмету "Коми язык"
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Внеурочная деятельность по предмету "Коми язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnaya_deyatelnost_po_predmetu.docx | 36.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9» г. Печора
РАССМОТРЕНО Школьный методический совет Протокол №___ от _______2016 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора МОУ «СОШ № 9» ________/__________________(ФИО) «______»______________20 16 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» ________/______________(ФИО) «____»___________20 16 г. |
Программа
внеурочной деятельности
по изучению коми языка
( неродного)
« Я – коми»
Срок реализации: 3 года
Автор программы:
Иващук Елена Валериевна,
учитель коми языка
г. Печора
2016 год
Содержание
Введение. Обоснование ведущей идеи программы или актуальность……….
1.Пояснительная записка…………………………………………………………
2.Содержание программы по годам обучения ………..………………………..
3.Содержание учебного аспекта программы……………………………………
4. Планируемые результаты реализации программы…………………………..
5.Тематическое планирование…………………………………………………..
6. Анкета для оценки планируемых результатов освоения программы
выпускниками начальной школы………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..
Введение. Обоснование ведущей идеи программы или актуальность.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Среди основных целей и задач образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения и развития национальной культуры. Отмечено, что государство в сфере образования обязано обеспечить:
– сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
– сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации,
гармонизацию национальных и этнокультурных отношений.
Данные положения легли в основу федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
В последние годы особую тревогу вызывает процесс сужения функций коми языка, превращающегося по утверждению ученых – лингвистов в язык быта и кухни. Современные информационные и коммуникативные технологии вынуждают личность активно пользоваться такими языками, как английский и русский.
Ведущее место в деле сохранения, развития национального языка и культуры коми народа отводится системе образования и воспитания. Она призвана стать гарантом сохранения культурного многообразия полиэтничной страны. При этом первостепенное значение имеет роль языка как одного из важнейших форм бытия, сохранения, развития и передачи от поколения к поколению духовных, интеллектуальных и этнических ценностей, морально-эстетических норм, культурных и бытовых традиций.
Язык каждого народа – залог его жизни. Исчезнет язык – исчезнет народ. История знает немало таких примеров. Язык любого народа – достояние общечеловеческой культуры. Отношение к нему должно формироваться по принципу – беречь, сохранять, развивать.
Родной язык играет огромную роль в нравственном воспитании ребенка, в становлении его как человека с самобытным национальным характером. Как верно подчеркивал К.Д.Ушинский, «язык есть самая живая, самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое».
Обучение родному языку также оказывает большое влияние на общее развитие личности, поскольку одновременно с процессом овладения родным языком, усвоения форм родной речи развивается и мышление человека.
Национальное образование позволяет включать этнокультурный компонент во внеурочную деятельность обучающихся с целью изучения коми языка как неродного русскоязычными учащимися.
В условиях МОУ «СОШ №9» этнокультурное образование в последние 5-10 лет осуществлялось в форме отдельных программ по краеведению. В современных условиях в связи с актуализацией понятий языковая личность, технология культуросообразности и многоязычие как норма жизни возникает необходимость нового подхода к моделированию образовательных программ по их этнокультурному наполнению. Ниже представленная программа направлена на решение задач национального образования в условиях конкретного МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» города Печоры.
1.Пояснительная записка
Программа «Я – коми» рассчитана на 136 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов еженедельно (1 час в неделю), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия блоками. (Например, праздники, фестивали, утренники, поездки, экскурсии и т. д.). В этих случаях возможно объединение класса (в нашем случае со второго года обучения) с другими классами школы, занимающимися по сходным программам и проведение совместных мероприятий. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 8 – 11 лет, 2 – 4 классы).
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-коми» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г №273, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Уставом МОУ «СОШ № 9», на основании программы «Коми фольклор»(составители: В.В.Филиппова, Н.С.Коровина: Сыктывкар, издательство «АНБУР»2009г.), разработанная в лаборатории национальных проблем КРИРО и ПК, представляет научно – методическое обоснование реализации национально – регионального компонента государственного образовательного стандарта Республики Коми в области образования.
Актуальность: Необходимость таких занятий вызвана тем, что дети коми национальности не говорят на родном языке, многие не понимают его, а некоторые даже пренебрегают им.
В связи с этим педагогу необходимо найти такие средства, формы и способы организации учебного процесса, в ходе которого дети, говорящие на русском языке, научатся говорить на коми языке, проникнутся уважением к нему, к своему народу, к его культуре.
Педагогическая целесообразность программы обоснована научными данными трудов В.Н. Мещерякова, Н.В.Семёнова и др. о необходимости максимально использовать период обучения ребёнка в начальных классах для обучения языкам. Именно в начальных классах идёт формирование и развитие личности ребёнка, поэтому необходимо также с ранних лет приобщать обучающихся к культуре своего народа.
Цель программы: развитие языковой личности на основе изучения культуры коми народа и коммуникативных единиц коми языка в условиях начального образования.
Задачи программы:
-ознакомление с тематическими коммуникативными единицами языка;
-развитие коммуникативных компетенций в условиях двуязычия;
-воспитание ценностного отношения к этнокультурным традициям региона.
2. Содержание программы по годам обучения.
Содержание данной программы предусматривает ее реализацию поэтапно:
I этап – 2 класс «Культура коми народа»
II этап – 3 класс «Диалог и диалоговая речь на коми языке»
III этап – 4 класс «Национальная литература и фольклор»
2 класс
Программа первого года обучения предполагает формирование понятия о коми, как самобытном народе России; любви к родному краю, к корням своего рода.
Приобщение к культуре коми посредством изучения быта, кухни, национального костюма, работ народных умельцев, творчества художника, посещения школьного музея и музея, бесед со старшим поколением.
Практическая часть программы первого класса включает элементы изобразительного искусства и технологии, фотосессию в национальном костюме, фотовыставку, игры, танцы коми-пермяцкого народа.
Итоговое занятие первого этапа реализации программы – утренник « Я – частичка коми народа».
3 класс
Основное направление занятий в 3 классе – диалог и диалоговая речь на коми языке. В начале курса даётся теоретический материал, раскрывающий понятия «диалог» и «диалоговая речь». Работа по развитию диалоговой речи идёт с первых уроков; уделяется внимание правильному произношению слов на коми языке, интонированию предложений, соблюдению логического ударения и пауз, обогащению словарного запаса. Всё это используется в качестве основы для развития связной диалогической речи на родном языке.
На заключительном этапе реализации программы 3 класса - коллективный проект «Карманный словарик» и выход в социум – защита коллективного проекта на общешкольном мероприятии.
4 класс
Программа четвёртого этапа изучает национальную литературу и фольклор. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей Пармы – поэтами, писателями, основоположниками коми языка и литературы, композиторами и исполнителями коми песен. Первые уроки посвящены финно-угорскому миру и месту коми в нём.
Особое внимание уделяется коми фольклору, как духовному богатству народа. Школьники знакомятся с коми пословицами, поговорками, сказками, персонажами коми эпоса.
На практических занятиях разучиваются коми песни, стихи, частушки, проводится конкурс рисунков.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить на фестивале «Ай да мы!».
Методическое обеспечение программы
Занятия строятся путём создания проблемных ситуаций. Приоритетными методами организации деятельности служат практические, поисково-творческие, исследовательские работы. Способами работы являются как групповые, так и индивидуальные виды деятельности.
3. Содержание учебного аспекта программы « Я – коми »
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности. Говорение.
Обучение диалогической форме речи направлено на развитие у обучающихся умения вести диалог, а обучение монологической форме речи – на развитие умения использовать основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ. Монологической и диалогической формам речи обучающиеся обучаются с помощью высказываний по образцам.
В аудировании обучающиеся учатся воспринимать и понимать на слух речь учителя, одноклассников. Ученики также учатся понимать на слух содержание текстов, соответствующих их возрасту.
В чтении обучающиеся учатся читать небольшие тексты на коми языке с целью понимания основного содержания, с целью извлечения конкретной информации и с целью полного понимания содержания.
В письме обучающиеся учатся писать:
- по образцу учителя - буквы коми алфавита, слоги, слова;
- под диктовку учителя - слова и короткие предложения.
4. Планируемые результаты реализации программы
Результаты внеурочной духовно-нравственной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе ценностное отношение к коми языку, к своей малой родине, культурно-историческому наследию округа, символике, народным традициям, к старшему поколению.
Формы внеурочной деятельности: занятия, экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры, фотовыставки, викторины, утренники.
УУД | Работа с информацией | ИКТ компетентности |
Познавательные 1.Поиск и выделение необходимой информации. 2. Структурирование знаний | Понимание предлагаемой информации. | Поиск информации при помощи средств ИКТ. |
Коммуникативные 1.Умение слушать и вступать в диалог. 2.Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | Поиск информации. | |
Личностные 1.Сотрудничать со сверстниками и учителем. | Сравнение объектов, описанных в тексте. |
Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: участие во внеклассной деятельности учебного заведения, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Формы внеурочной деятельности: беседы, коллективные творческие дела, трудовые дела, конкурсы, выставки, презентации.
УУД | Работа с информацией | ИКТ компетентности |
Познавательные 1.Сравнивать, группировать полученную информацию. 2.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание информации предоставленной разными способами | Обработка и поиск информации |
Коммуникативные 1.Умение представлять свою собственную позицию. 2.Сотрудничество в поиске и сборе информации. 3. Разрешение конфликтных ситуаций, умение находить компромисс. | Упорядочивать информацию по заданному алгоритму. | Технология ввода информации в компьютер. |
Личностные 1.Проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родному краю. | Работать с несколькими источниками информации. | Создание, представление и передача сообщений. |
Регулятивные 1.Выделение и сохранение цели, заданной в виде образца, ориентация на образец и алгоритм действий. 2.Самооценка. | Обрабатывать информацию, полученную из нескольких источников. |
Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: формирование представлений об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе в отношении людей других национальностей, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, коми народа, бережное отношение к ним.
Формы внеурочной деятельности: деловые игры, исследовательская и проектная деятельность, анкетирование, экскурсии, поездки, социально-значимые акции школьников в окружающем социуме.
УУД | Работа с информацией | ИКТ компетентности |
Познавательные 1. Самостоятельный поиск источников информации. 2. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 3. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 4. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. | Оценка информации (анализировать, оценивать, планировать, ставить цель и предполагать результат). | |
Коммуникативные 1.Участвовать в диалоге на коми-пермяцком языке; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной речи на коми языке с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3. Отстаивать и аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений на основе знаний о родном крае. 4.Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. | Преобразование и интерпретация информации. | Планирование деятельности, управление и организация. |
Личностные 1.Прооявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родному краю, своему народу, стране. 2. Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм. 3. Толерантное отношение и уважение к другим народам. | Самостоятельная организация поиска информации. | Обработка и поиск информации. |
Регулятивные 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его. выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ. 3.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | Опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией, получаемой из других источников и имеющимся жизненным опытом. | Создание, представление и передача сообщений. |
5. Тематическое планирование
Тематическое планирование «Культура коми народа
2 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Введение. Мы – коми. | 1 |
2. | Москва – столица нашей Родины. Сыктывкар - столица республики Коми. | 1 |
3. | Флаг и герб республики Коми и России. | 1 |
4. | Моя малая родина. | 1 |
5. | Знакомство со школьным музеем. | 2 |
6. | Коми национальный костюм. Фотосессия в национальном костюме. | 2 |
7. | Коми орнамент. Рисование орнамента по шаблону. | 2 |
8. | Фотовыставка «Наши прабабушки и прадедушки» | 2 |
9. | Традиционные жилища коми. Коллаж «Деревня» | 3 |
10 | Предметы быта и утварь. | 1 |
11. | Коми национальные блюда. Их особенность. | 2 |
12. | Приглашаем вас к коми столу. | 2 |
13. | Игры наших прабабушек. | 2 |
15. | Танцы наших прабабушек. Разучивание коми танца. | 2 |
16. | Заочное путешествие к народным умельцам Пармы. | 2 |
17. | Творчество художника. | 2 |
18. | Посещение краеведческого музея г. Печоры. | 2 |
19. | Подготовка и выступление на утреннике «Я – частичка коми народа» | 4 |
Итого:34 ч. |
Тематическое планирование «Диалог и диалоговая речь на коми языке»
3 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Введение. Что такое диалог. | 1 |
2. | Расскажи нам о себе на коми языке. | 1 |
3. | Моя семья. Мини-проект «Альбом моей семьи» | 2 |
4. | Мой дом. -Мебель -Посуда и столовые приборы -Пища и продукты -Игра «Кто во что горазд» -Конкурс рисунков | 6 |
5. | Во саду ли в огороде. Загадки «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» | 2 |
6. | Мои любимые игрушки. Мастер - класс по изготовлению куклы-закрутки. | 2 |
7. | Лес. -Что растёт в лесу -Кто живёт в лесу -Игры | 4 |
8. | Водоёмы. Экологический десант по очищению местного водоёма (р. Печора) | 2 |
9. | Грибы. -Съедобные-несъедобные. -Инсценировка о грибах на родном языке. -Выступление для 1 классов | 4 |
10. | Явления природы. | 1 |
11. | Как уберечься от опасности. | 1 |
12. | Человек. -Части тела -Лицо человека | 2 |
13 | Конкурс рисунков «Портрет друга». | 1 |
14. | Творческий проект «Карманный словарик». | 4 |
15. | Выступление на школьном мероприятии «Наши проекты». | 1 |
Итого: 34 ч. |
Тематическое планирование «Национальная литература и фольклор»
4 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Введение. Финно-угорские языки. | 1 |
2. | Знакомство с родственными народами. | 1 |
3. | Венгры. Венгерские игры. | 2 |
4. | Финны. Финнские сказки. | 2 |
5. | Удмурты. Исследование «Общие слова удмуртов и коми». | 3 |
6. | Фольклор – духовное богатство народа. | 1 |
7. | Пословицы и поговорки. | 1 |
8. | Сказание о Пере – Богатыре. | 1 |
9. | Сказание о Кудым – Оше. | 1 |
10. | Конкурс рисунков « Богатыри нашего народа». | 1 |
11. | Сказки коми народа. | 1 |
12. | Авторская сказка. А.Клейн. | 1 |
13 | Басни. | 1 |
14. | Основоположники коми языка и литературы. | 1 |
15. | Основоположники коми языка и литературы. | 1 |
16. | Песни нашего народа. | 1 |
17. | Голоса Пармы. | 1 |
18. | Разучивание песен о Парме. | 2 |
19. | Посещение концерта ансамбля «Пелысь». | 2 |
20. | Стихи коми авторов. | 2 |
21. | Частушки. Конкурс частушечников | 2 |
22. | Подготовка к фестивалю «Ай да мы!». | 3 |
23. | Фестиваль «Ай да мы!». | 2 |
Итого:34 ч. |
Литература:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное образование. Основное общее образование./Министерство образования и науки РФ 2010г.
2.Максимова Н.А. Развиваем воображение, рефлексию» журнал «Воспитание школьников» № 9, 2005г.
3.Райгородский А.Н. Методики и тесты. Самара: изд. дом «Бахран», 2011г.
4.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-1
5.Федеральный закон о дополнительном образовании
Приложение 2 к Положению о 8 Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11. 12. 2006 № 06-1844. Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
6. Детям о культуре народа коми. Ч.2. Творческое развитие школьников в процессе ознакомления с фольклором народа коми. Сыктывкар, 1995г.
7.Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: уч.-метод. Пособие/под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской- М.: Гуманитар.изд. центр «ВЛАДОС», 2000.
8.Традиционная культура народа коми: этнографические очерки.-Сыктывкар: Коми кн. изд, 1994г.
9.Танцуют дети. В.А.Власова-С.: Коми кн.изд-во, 1992г.
10.Коми старинные детские игры. Ю.Г.Рочев-С.:Комикн.издательство, 1988г.
11. Коми легенды и предания.Ю.Г.Рочев-С.: Коми кн. Издательство, 2006г.
12. Коми народные танцы. П.Чисталёв-С.: Коми кн. издательство, 1990г.
13. Коми народные песни. А.К.Микушев и др.-С.-Коми кн.издательство, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность по английскому языку(«Спектакли на английском языке»)
Основная трудность обучения детей иностранному языку заключается в необходимости сделать для них иностранный язык коммуникативно-значимым, активным средством коммуникации. Сущность коммуни...
Внеурочная деятельность по английскому языку(«Спектакли на английском языке»)
Основная трудность обучения детей иностранному языку заключается в необходимости сделать для них иностранный язык коммуникативно-значимым, активным средством коммуникации. Сущность коммуни...
Внеурочная деятельность по английскому языку как средство мотивации к изучению иностранного языка
Выступление на тему "Внеурочная деятельность по английскому языку как средство мотивации к изучению иностранного языка"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русский язык с увлечением» 2 -4 класс
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем. Решение этой цели...
Педагогический проект. Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Сложные вопросы русского языка". 3 класс
Программа рассчитана на учеников 3 класса, желающих изучать более сложные вопросы по русскому языку, которые не входят в программу школьного курса. Она помогает подготовить учащихся к олимпиадам по ру...
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе....