Занятие объединения "Занимательная грамматика" по теме "Как возникла письменность"
план-конспект занятия (2 класс)
Дать сведения обучающимся о возникновении письменности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_voznikla_pismennost.docx | 231.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по теме «Как возникла наша письменность?»
Цель: дать сведения о возникновении письменности.
Задачи:
Образовательные: формировать у учащихся представление об алфавите; знать название букв русского алфавита; уметь ориентироваться в алфавите; знать местоположение каждой буквы алфавита;
Развивающие: продолжать работу по формированию интереса к более глубокому изучению предмета; способствовать развитию логического мышления, внимания, речи, самостоятельности, развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас.
Воспитательные: воспитание коммуникативной культуры, личностной активности, воспитывать дружбу, коллективизм.
Методические приемы: беседа по вопросам , тренировочные упражнения, устный и письменный контроль.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: таблица, схемы; карточки, рабочая тетрадь
Ход урока
І. Организационный момент. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Все сосредоточились,
Работать приготовились.
Целеполагание. - Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как возникла письменность.
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков:
а) Устный опрос:
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит речь?
- Из чего состоит предложение?
- Расскажите, как в древние времена передавали вести? А как передают их сейчас?
- Что такое пиктограмма?
- Какие пиктограммы вы знаете? Приведите примеры.
б) Каллиграфическая минутка.
ІІІ. Объяснение нового материала:
а) изложение теоретического материала.Разгадывание загадки.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется все ...(алфавит)
-Что мы уже знаем о буквах?
-Что особенного в буквах алфавита? (они расположены в определённом порядке)
- Что такое алфавит?
б) Рассказ учителя. Как возникла письменность
Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить когда. В те далёкие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди, в некоторых пещерах обитали медведи. А начинали всё медведи. Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди каким-то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов.
Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письменности. Тем, что медведи начертили что-то когтями на стенах, они оказали людям медвежью услугу.
Задание: ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ В НАШЕМ РАССКАЗЕ СЛОВА МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА.
медвежья услуга — неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.
Самая древняя письменность была создана в Египте. Она была также развита у индейцев майя в Центральной Америке, китайцев.
Материалом для письма служили каменные плиты, стены храмов и пирамид.
Шумеры - письмописцы выдавливали письмена специальными трехгранными палочками на глиняных табличках.
Гравюры на дереве, резьба по кости - тоже примеры письма. В Китае применялся особый материал - рисунки выполнялись на фарфоре.
Наиболее удобным материалом для письма был папирус. Египтяне использовали его уже во втором тысячелетии до новой эры.
Обработанный стебель папируса острым ножом разрезали на тонкие полоски. Уложенные слои покрывали тканью и деревянным молотком осторожно расплющивали волокна.
Настоящим событием для всего человечества было изобретение в Китае во II в.н.э. лучшего в мире материала для письма.
-Какой известный материал? (Бумага)
История сохранила имя изобретателя бумаги. Это был Тзай Лун, крупный чиновник при китайском императоре. Секрет изготовления бумаги держали в тайне.
Знакомство с древними алфавитами народов.
Жившие 2 тысячи лет назад финикийцы первыми изобрели азбуку. Ее буквы обозначали только согласные звуки. В их языке этим можно было обойтись. На основе финикийской азбуки разработали свой алфавит греки. Но им пришлось придумать обозначения гласных звуков, так как в греческом языке их было много. Тратились огромные усилия, чтобы письмо было понятным.
Впоследствии греческий алфавит «завоевал» почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность.
Финикийцы - жители Финикии, древнего государства на сирийском побережье. Финикия (Ханаан) в переводе с греческого "пурпуровая страна".
Азбука - совокупность букв, расположенных в определенном порядке ("азъ", "букы" - названия первых букв древнерусского алфавита).
Алфавит - то же, что и азбука (alpha, beta - названия первых букв греческого алфавита).
Приведу примеры алфавитов для наглядности.
Физминутка.
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “О” свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!
IV. Закрепление материала:
а) Тренировочные упражнения.
1. Прочитайте алфавит сначала про себя, а затем – вслух.
2. Упражнение на ориентирование в алфавите.
-Найди букву в алфавите, которая следует за буквой е. (ё)
-Букву, которая идёт перед буквой м. (л)
-Назови соседей буквы ы. (ъ и ь)
-Найди букву, с которой начинается твоё имя. Определи, какой по счёту она идёт в алфавите
3. Чтение «Песенки» Б. Заходера
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, —
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
-Все ли буквы алфавита названы в песенке?
-Назовите пропущенные буквы.
4. Групповая работа. Пользуясь знанием алфавита, расшифруй слова.
16,5,6,33,13,16 – одеяло
12,1,12,20,21,19 – кактус
12,18,29,13,30,33 – крылья
Проверка коллективная
в) самостоятельное выполнение упражнений учащимися с последующей проверкой.
Групповая работа. –Кому просто необходимо знать алфавит? Узнаете, выполнив задания.
Группа 1
Фамилии всех учеников класса записываются в классный журнал в алфавитном порядке. Помогите учителю, запишите фамилии ребят своей группы в алфавитном порядке.
Группа 2
В регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке. Помогите работнику регистратуры, выпишите фамилии ребят своей группы для карточек в алфавитном порядке.
Группа 3
У каждого из вас дома есть телефонный справочник. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Помогите сформировать такой справочник, запишите названия предприятий в алфавитном порядке.
Скорая помощь
Горгаз
Полиция
Пожарная охрана
Вывод: знать алфавит необходимо не только школьникам, но и людям разных профессий, например, учителю, библиотекарю, работнику поликлиники, людям, составляющим различные справочники, словари и т. п.
-Можно ли изменять порядок букв в алфавите? - Почему нельзя?
V. Подведение итогов.
- Что интересного узнали на уроке?Чему научились?Какое задание вам понравилось? При выполнении какого задания испытывали затруднения?
а) обобщение и повторение теории. Опрос: что такое алфавит? Какие алфавиты знаете?
Рефлексия: - Какое у вас сейчас настроение? (Учащиеся показывают кружок, цвет которого обозначает их настроение: красное – хорошее, весёлое; зелёный – спокойное, равнодушное; синий – грустное.)
VІ. Домашнее задание: написать имена челнов семьи в алфавитном порядке
- Спасибо за урок! Всем доброго дня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по русскому языку "История письменности"
Цель: познакомить детей с историей письменности, появлением бумаги, алфавита и первых книг.Оборудование: эпиграф на доске: «Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная...
Театрально-игровая деятельность младших школьников на занятиях по коррекции устной и письменной речи.
Театрализаци логопедического процесса привлекательна тем,что вносит в школьные будни атмосферу праздника,создаёт благоприятный эмоциональный фон,развивает творческие способности,поддерживает познавате...
Презентация на тему"Применение элементов театрально-игровой деятельности на занятиях по коррекции устной и письменной речи в начальной школе".
В презентации представлены виды театрально-игровой деятельности,этапы работы по подготовке театральной постановки,направления театрально-игровой деятельности,психокоррекционный характер театрализации ...
Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи у младших школьников.
Презентация многофункционального использования по коррекции дисграфии у младших школьников со стойким дефицитом внимания.Может быть использована как часть группового занятия или целое занятие. Направл...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как возникла письменность" 4 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
Публикация содержит подробный конспект урока + приложения (презентация, сообщения)...
Урок окружающего мира в 4 классе "Как возникла письменность на Руси"
Открытый урок по программе "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с ФГОС. Открытый урок был проведён в рамках школьного фестиваля педагогического мастества....
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»
Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...